Interested Article - Сграффито

Сграффито на греческом доме острова Хиос
Улочка на греческом острове Хиос относится к

Сграффи́то ( итал. sgraffito ), или граффи́то ( итал. graffito — процарапанный), — техника изображения и разновидность декорирования, которая заключается в нанесении на основу, например кирпичную стену или поверхность керамического изделия, двух и более различных по цвету слоёв кроющего материала (цемента, штукатурки, ангоба ) с последующим частичным процарапыванием по заданному рисунку . Сграффито следует отличать как от техники росписи, так и от мозаики . Толщина слоёв сграффито обычно не превышает 1 см, что для глаза почти незаметно. Столь малая рельефность не позволяет отнести эту технику и к рельефному изображению. Она вполне самобытна, относительно проста, не требует особых затрат и незаменима во влажном климате, если речь идёт о декорировании наружных стен зданий, где непригодны традиционные фресковые росписи.

Этимология

Слово «сграффито» происходит от итальянского graffiare и означает «царапать, выскребать» . Итальянское слово заимствовано из греческого γράφειν («писать»). Однокоренным является слово « граффити ».

История

Эта техника зародилась в античности, её использовали в средневековье, но более всего в эпоху итальянского Возрождения , особенно в период кватроченто . В городах Италии, главным образом в Тоскане (Флоренции, Пизе, Лукке), на стены зданий наносили слой серого цемента, а поверх него — белую штукатурку. Иногда рисунок процарапывали до красного цвета кирпичных стен, но чаще оставляли двуцветным, похожим на роспись гризайлью .

Возрождение техники сграффито после долгого забвения происходило в эпоху ар-нуво , деятельности художников объединений « Искусства и ремёсла », венского Сецессиона (около 1890—1915 годы). Среди произведений этого периода можно назвать:

В России

Традиционное русское искусство не знало техники сграффито. К этой технике обратились в 1925 году на монументальном отделении Московского ВХУТЕИНа . Монументальные композиции в технике сграффито получили распространение в позднесоветский период, когда ими украшали торцы и фасады общественных зданий. Темы диктовались стилем советской эпохи — учёные, космонавтика , наука и просвещение , военная тематика. Известная композиция в технике сграффито находится в Государственном музее истории космонавтики имени К. Э. Циолковского .

Процесс изготовления

Простейший способ создания двуцветного сграффито — нанесение на стену здания одного слоя цветной штукатурки , покрытой в сыром состоянии слоем извести, поверх которой также в сыром состоянии процарапывают рисунок, чтобы обнажить нижний слой штукатурки иного цвета . В результате получается двуцветный рисунок .

Техника сграффито включает множество различных приёмов — от простейших до сложных . Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько различающихся по цвету слоёв штукатурки (штукатурку окрашивают пигментами ); затем её соскребают на разную глубину, чтобы обнажить слой с нужным цветом. Светлые слои штукатурки помещают над тёмными .

Накрывочный слой делают на цветных известково- и цементно-песчаных растворах и набрасывают или намазывают . Толщина нижнего слоя 5—6 мм, а последующих — до 3 мм. Рисунок процарапывают в день выполнения накрывки . Такие композиции трудоёмки, их трудно корректировать, поэтому для выполнения изображения в технике сграффито часто используют трафарет , чтобы избежать ошибок. По окончании процарапывания рисунка поверхность штукатурки аккуратно обметают кистью или мягкой щёткой . Художники часто обращаются к смешанной технике: сочетанию сграффито и мозаики, инкрустируя в сграффито цветные керамические элементы .

Обычно сграффито применяют при украшении фасадов крупных зданий в виде фриза или панно . В технике сграффито декорированы наружные стены многих ренессансных построек, дворцов и замков в странах Центральной Европы, таких как Литомишльский замок ( Чехия ) и замок Красицких ( Польша ).

Галерея

См. также

Примечания

  1. Алексей Долгих. . — Инфра-М, Альфа-М, 2008. — 368 с. — (Мастер). — 3000 экз. ISBN 5-98281-090-8 . 6 декабря 2017 года.
  2. . — М. : Издательство Академии архитектуры СССР, 1939. — С. 53. — 111 с. — ISBN 9785446072521 . 6 декабря 2017 года.
  3. Власов В. Г. Сграффито // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С.633
  4. Hans van Lemmen, B. D. Verbrugge. . — Rizzoli International Publications, Incorporated, January 1999. — С. 59. — 232 с. — ISBN 9780847822270 . 6 декабря 2017 года.
  5. Benoît Schoonbroodt. . — Lannoo Uitgeverij, 2007. — 192 с. — ISBN 9782873865306 . 6 декабря 2017 года.
  6. Владимир Кошаев. . — Владос, 2014. — 492 с. — ISBN 978-5-691-01531-1 . 6 декабря 2017 года.
  7. Краснощек Б.В. . — Проспект, 2015. — 503 с. — ISBN 9785392193585 . 6 декабря 2017 года.
  8. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств (Академия художеств СССР). . — Искусство, 1966. — С. 330. — 886 с. 6 декабря 2017 года.

Ссылки

Источник —

Same as Сграффито