Граффити
- 1 year ago
- 0
- 0
Граффити майя — плохо изученная область народного искусства доколумбовой цивилизации майя . Рисунки выцарапывали на оштукатуренных стенах, а также полах, скамьях, любых зданиях, включая пирамидальные храмы , хижины, резиденции и хранилища . Граффити обнаружены в 50 городах майя , особенно много их собрано в Петенском бассейне , южной части штата Кампече и в регионе на северо-западе Юкатана . На граффити, найденных в Тикале , изображены храмы, люди, боги, животные, флаги и троны. Рисунки часто наносили небрежно, внахлёст, в результате чего неумелые и непрофессиональные работы перекрываются с граффити художников, знакомых с искусством классического периода (250—950 н. э.) . Граффити всегда наносили на уже существующие здания, всегда бессистемно и почти никогда они не имеют отношения к расположенным рядом с ними более ранним рисункам. Некоторые работы обнаружены в тёмных углах зданий и узких коридорах .
Многие граффити относят к позднеклассическому (около 550—830 годов н. э.) и конечному классическому (около 830—950) периодам, хотя существуют и более ранние рисунки. Некоторые датированы постклассичесим периодом (около 950—1539). Ранние исследователи не считали граффити важными для изучения, первые зарисовки стал делать Теоберт Малер в конце XIX века.
Граффити найдены на всей территории распространения культуры майя : в Сан-Клементе , Чичен-Ице , , Хольмуле , Накуме , Санта-Роса-Штампаке , Тикале, а также Уашактуне . На территории памятника Рио-Бек и на юге Юкатана архитектура майя сохранилась особенно хорошо, и здесь же найдено множество нацарапанных рисунков . На 2013 году в 15 зданиях Рио-Бек обнаружено 464 граффити .
Граффити майя обычно трудно датировать ввиду того, что они могли быть созданы в любой момент после окончания строительства . В большинстве случаев однозначно датировать рисунки оказывается невозможно, однако нет и точно датированных случаев выцарапывания рисунков на позднеклассических зданиях в постклассический период . Проще датировать те рисунки, которые находятся в зданиях, поверх которых позже построили что-то ещё, полностью скрыв раннее сооружение. В Тикале граффити на таких зданиях однозначно датируются доклассическим (2000 год до н. э. — 250 год н. э.), ранним и средним классическими (250—600 годы) периодами. Некоторые граффити из Рио-Бека и Уашактуна могут быть созданы не позже позднеклассического периода . Так в Центральном Акрополе в Тикале скамьи, установленные в двух зданиях между 650 и 750 годами, полностью или частично скрыли более ранние граффити, что позволяет с уверенностью утверждать о том, что их создали не позже XVIII века. Сравнив эти рисунки с другими, которые скамьи не заслоняли, исследователи пришли к выводу о том, что все граффити нанесены примерно в одно время . В Уашактуне вырезанные изображения были окрашены красной краской, что было проинтерпретировано как доказательства авторства местных жителей (а не более поздних поселенцев или прохожих) . В , расположенном в северо-восточной части Петена, около 150 позднеклассических граффити также законсервированы под более новыми архитектурными сооружениями .
Граффити майя имеют широкий круг тем, от бытовых зарисовок до церемоний, ввиду чего считаются важными в понимании древнего . Значительное количество рисунков представляют собой геометрические фигуры и абстрактные линии, среди прочих чаще всего встречаются ростовые изображения людей и антропоморфных существ и человеческие головы , а также здания, божества , жертвоприношения, животные (в том числе насекомые, птицы и змеи), стадионы для тлачтли , патолли и иероглифы .
Редкий пример группы связанных общим сюжетом граффити находится в Храме масок в Тикале, они изображают сцену жертвоприношения. Несколько групп граффити известно и в Рио-Беке . Комплексные граффити Рио-Бека могут достигать 2,5 метра в длину. Большинство изображений посвящены знати, однако другие рисунки, вероятно, добавленные поздними поселенцами, содержат мифоллогических существ и женщин .
Рисунки разнятся по качеству, известны как неумелые, так и искусно нанесённые изображения, сравнимые с изобразительным искусством классического периода . Большинство граффити имеют среднее качество .
Первоначально граффити считались результатом деятельности поселенцев, прибывших в здания в постклассический период. Более поздние исследователи пришли к выводу, что рисунки на стены своих жилищ и мест работы наносили знатные майя, не имеющие художественного образования . Известны три пары граффити, обнаруженные в Рио-Беке и Хольмуле, разделённых более 130 километрами, имеющие одинаковое качество и технику, а также настолько идентичный дизайн вплоть до мельчайших деталей, что их почти однозначно можно счесть рисунками одного и того же позднеклассического автора-самоучки . Все три изображения содержат человека, сидящего на носилках с балдахином , которые несут два человека; сложный геометрический символ и сидящего человека, играющего на духовом инструменте .
Рисунки выцарапаны острыми предметами. Штукатурка майя имеет необычайную крепость, из-за чего выцарапывание сложных кривых было трудным . Цели нанесения граффити пока что не определены. Версии разнятся от «осквернения зданий» до «декоративных», «личных записей» и «магических практик» . Большинство граффити с идентифицированным субъектом изображают жизнь знати . Граффити «патолли» всегда находятся на горизонтальных поверхностях, что означает, чтоих использовали для игры . По данным исследователей Хэвилендов, от 66 до 90 процентов рисунков в Тикале было нанесено в состоянии транса .