Посейдон со своей женой богиней
Амфитритой
и сыном
Тритоном
обитают в роскошном дворце на дне моря в окружении
нереид
,
гиппокампов
и других обитателей моря. Сам Посейдон мчится по морю на колеснице, запряжённой
гиппокампусами
, с
трезубцем
, которым вызывал бури, разбивал скалы, ударял по земле, что приводило к образованию родников с пресной или морской водой. Гиппокампусы и трезубец так же являются главными атрибутами Посейдона.
Яростен и тяжёл нравом; с неумолимым гневом преследует он тех, кто его оскорбляет, например Одиссея — отмечается в
Реальном словаре классических древностей
. По
ЭСБЕ
, основная черта, отличающая Посейдона в мифах — это властность, несокрушимая и бурная сила, которая проявляется нераздельно с его царственным величием; в изображениях античных произведений искусства его лицо носило большей частью выражение гнева и возбуждения, в противоположность олимпийскому спокойствию Зевса.
Также
Посидо́н
или
Посидаон
;
микен.
po-se-da-o
, дорийское Poteidan
, беотийская форма
Потидаон
, откуда — город
Потидея
.
Когда Рея родила его, титан Кронос съел его, как его 4 чада
. По другой версии, Кронос бросил его в море
. Воспитан на Родосе вулканическими морскими божествами, которые назывались
тельхинами
.
После того, как Зевс заставил своего отца Крона даровать свободу проглоченным им же детям, принял участие в
титаномахии
. Изготовил медную дверь для
Тартара
после победы над титанами
. По словам критян, впервые занялся морскими трудами и создал корабли
.
Существует несколько преданий о споре Посейдона за города с другими богами
. Наиболее известен спор за
Аттику
с
Афиной-Палладой
. Споря за неё, он ударил трезубцем в берег и произвёл коня, или по другой версии, солёный источник
. Проиграв спор, он хотел затопить Аттику, что
Гермес
, по приказу Зевса запретил
. Также судился с Афиной за
Трезен
, с Герой за
Арголиду
, с Зевсом за
Эгину
, с
Дионисом
за
Наксос
, с
Аполлоном
за
Дельфы
, с
Гелиосом
за
Родос
и
Коринф
(согласно Евмелу)
. Все эти тяжбы морской бог проиграл
.
Лишь легендарная
Атлантида
называлась царством Посейдона и его потомков, которые по неизвестной причине, во время войны с Афинами, были погребены под водами океана.
.
Посейдон был вынужден признать главенство своего младшего брата
Зевса
, но, считая себя равным ему, выступил против вместе с
Герой
и
Афродитой
(или в заговоре участвовали Гера, Посейдон и Афина
), но потерпел поражение и был спасён
Фетидой
.
В наказание за заговор против Зевса вместе с Аполлоном служил царю Трои
Лаомедонту
. Посейдон вместе с
Аполлоном
при помощи царя Эгины
Эака
воздвиг стены в
Трое
, а когда царь
Лаомедонт
не отдал им обещанной платы, наслал на город морское чудовище, пожиравшее людей и затем убитое
Гераклом
.
По
А. Ф. Лосеву
, древнейшее представление о Посейдоне связано с плодородием земли, пропитанной
влагой
:
Олимпийский Посейдон неразрывно связан именно с морской стихией, сохранив в качестве рудиментов эпитеты, указывающие на былую связь с землёй, мифы о зооморфных ипостасях Посейдона — коне и быке — и предания о Посейдоне, своим трезубцем выбивающем из земли пресную влагу источников
.
В
словаре Любкера
отмечается: «В древне
пеласгическое
время Посейдон был не только богом моря, но и богом всех вод, распространённых на земле и вокруг неё; он даёт начало источникам, рекам и озёрам. Поэтому он был также питателем и оплодотворителем растительного царства и стоял близко к Деметре»
. Согласно
Бетти Редис
, Посейдон первоначально был богом
землетрясений
, а уже позже — моря
. У
Любкера
он среди прочего отмечается как объемлющий и держащий землю, и как колебатель земли он производит землетрясения
. В
ЭСБЕ
в связи с этим отмечается, что древние считали, что землетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земные углубления
.
Считалось, что существованием лошадей и коневодства люди обязаны Посейдону, который создал коня и научил смертных управляться с ним, поэтому он имел прозвище Гиппий (Конный). Как отмечает
Б. Редис
, почитавшиеся вместе с ним его кони первоначально были
хтоническими
, а не морскими
. Именно он, по преданию, создал коня и научил управлять им
. В его честь устраивали
Истмийские игры
с конными ристалищами.
Кроме коня священными животными Посейдона были
дельфин
и
бык
— в частности чёрный, а священным деревом —
сосна
.
Изображали его могучим мужчиной зрелого возраста с длинными волосами и бородой, как правило, с трезубцем в руке, разъезжающим на колеснице по морю. У него голубые глаза или глаза цвета моря
.
Ему посвящены XXII гимн Гомера и XVII
орфический
гимн. Он действующее лицо трагедии Еврипида «Троянки», комедии
Аристофана
«
Птицы
».
Культ Посейдона был широко распространён во всей
Древней Греции
, преимущественно в прибрежной части и на островах; особенно богат местами его почитания был
Пелопоннес
—
ионийцы
почитали его как покровителя своего племени
.
У римлян Посейдон отождествлялся с
Нептуном
, у филистимлян — отчасти с
Дагоном
.
Эпитеты Посейдона
Амебей
. Эпитет Посейдона
.
Амфибей
. Эпитет Посейдона
.
Асфалий
. Общераспространённый эпитет Посейдона
. Его святилище родосцы воздвигли на новом острове, возникшем из моря
.
Геликоний
. Эпитет Посейдона у ионийцев. Храм в Гелике (у
горы Геликон
) и жертвенник в
Милете
.
Генетлий
. (Генефлий.) Эпитет Посейдона
.
Гиппий
. («Конный»). Эпитет Посейдона
, так как он впервые укротил коня
. Был изобретателем верховой езды
. Либо потому, что превратился в коня, чтобы овладеть Деметрой
. Жертвенник в Афинах
. Микен.
i-qo
(«конь»)
.
Гиппеи
Кианохет
(«Черновласый»). Эпитет Посейдона
. Постоянный эпитет у Гомера, буквально «с волосами цвета морской волны», у Жуковского «лазурнокудрявый»
. Как отмечает А. Ф. Лосев: морская тёмно-синяя бурливая волна и есть сам Посейдон, постоянно именуемый «синекудрым», «темновласым»
.
Кренух «держатель источника»
.
Литей
. «Разрешитель» Прозвище Посейдона в Фессалии
.
Меланф
. Эпитет Посейдона
.
Патер
. Эпитет Посейдона в Элевсине, там его храм
.
Нимфагет «водитель нимф»
, он состоял в брачном союзе со многими нимфами
.
Эрехфей
. («Разрыватель»). Эпитет Посейдона в Афинах: Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. — М.: ГИИНС, 1958. — Т. 2. — С. 660; A Greek-English Lexicon compiled by Henry George Liddel and Robert Scott, revised and augmented throughout by Sir Henry Stuart Jones with the assistance of Roderick McKenzie and with the cooperation of many scholars. With a revised Supplement / Henry George Liddel, Robert Scott. — Oxford, 1996. — P. 686.
Джеймсон, М. Г. Мифология Древней Греции, // Мифология древнего мира (перевод с английского), Москва, Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», с. 281
Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 196—197
(неопр.)
. Дата обращения: 3 апреля 2014.
7 апреля 2014 года.
Гомер. Илиада I 400
Схолии к Гомеру. Илиада I 51 (из Дидима), XXI 444; Цец. Комментарий к «Александре» Ликофрона 34 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 110; Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 419