Алекса́ндр Дави́дович Бре́нер
(
1957
,
Алма-Ата
) —
художник
, один из лидеров
московского акционизма
,
писатель
. Свою причастность к искусству не признает и считает себя политическим активистом
. Ряд работ выполнил в соавторстве с
.
Биография
Родился в
Алма-Ате
в семье профессора и преподавательницы литературы. Дружил с казахстанскими художниками
Лидией Блиновой
и
Рустамом Хальфиным
, которые оказали влияние на его мировоззрение, как художника и писателя
.
В 1974—1978 годах учился в
Казахском педагогическом институте имени Абая
, окончил филологический факультет. С 1978 по 1980 год учился на филологическом факультете
Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена
.
В
1989 году
репатриировался в
Израиль
. В
1990
—
1992 годах
работал ведущим критиком еженедельника
,
Тель-Авив
, а также проводил уличные акции и
перформансы
. В
1992
—
1996 годах
жил в
Москве
и действовал как поэт, художник, критик и теоретик, практик, например, в 1995 году в Елоховском соборе во время службы неожиданно выбежал к алтарю с криком: «Чечня! Чечня!»
.
В том же году состоялось его эпатажное выступление на московском Bloomsday-95 в Доме писателей, о чём писала Виктория Шохина в статье «Эмпатия» («Независимая газета» от 07.10.1995)
.
С
1997 года
живёт в
Вене
,
Берлине
и
Лондоне
, иногда приезжая в Россию.
В
1997 году
осуществил акцию в
Стеделийк-музее
: изобразил зелёной краской знак доллара на картине
Казимира Малевича
«
Супрематизм
». Бренер получил за этот акт вандализма по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно
. Картина впоследствии была успешно отреставрирована.
По мнению
И. В. Кукулина
, главный стержень творчества Бренера — «юродство как форма общественного морализма, крайней социальной критики», а в своих литературных произведениях он «соединил исповедальную интонацию человека с содранной кожей — идущую от
Розанова
через раннюю прозу
Лимонова
— с требованием от искусства „прямого действия“, бунта против косного, изо дня в день повторяющегося порядка жизни»
.
Выставки, акции и перформансы
-
«Дом художника», групповая выставка, Иерусалим
-
«Dead-end Gallery», групповая выставка, Тель-Авив
-
«Война продолжается», Центр современного искусства, Москва
-
«Мое Влагалище»,
галерея М. Гельмана
, Москва
-
«Труд и Капитал», Центральный дом художника, Москва
-
Hamburg Art Messe, «Ты и Я — мы с тобой одной крови».
-
Арт-Миф-3, «Искусство и Жизнь» (перформанс)
-
«777 Послание издалека», галерея Аспекс, Портсмут, Англия; Музей современного искусства, Стокгольм, Швеция; Художественный музей Рейкьявика, Исландия; галерея Нова, Братислава, Словакия; галерея Шторм, Амстердам, Голландия; галерея М. Гельмана, Москва
-
Арт-Миф, Манеж, Москва
-
«Конверсия», Центральный дом художника, галерея М. Гельмана, Москва
-
«Конверсия», Хельсинки
-
«Посвящается Мао» (перформанс), ГУМ, Москва
-
«Голод правит миром» (перформанс), Галерея М. Гельмана, Москва. Перформанс
Олега Мавроматти
с участием А. Бренера
-
«Языки» (перформанс), McDonalds, Москва
-
«Плагиат» (перформанс), ГМИИ им. Пушкина, Москва
-
«Свидание» (перформанс), Пушкинская площадь, Москва
-
«Снега Килиманджаро» (перформанс), Арбат, Москва
-
«Последняя Истома», Галерея М. Гельмана, Москва
-
«Первая перчатка» (перформанс), Красная Площадь, Москва
-
«No Man’s Land. Art from the New Abroad», Nikolaj Art Center, Копенгаген, Дания
-
«Химеры, ко мне!», Центр Современного Искусства, Москва
-
«Телесное пространство», ЦДХ, Галерея М. Гельмана, Москва
Публикации
Книги
-
Бренер и Баембаев
«Бонанза», Nenaebnaya Ptitsa Press, Тель-Авив, 1991
-
Бренер и Баембаев
«Секретная жизнь Буто», Nenaebnaya Ptitsa Press, Тель-Авив 1992
-
Бренер и Баембаев
«Манифест», Nenaebnaya Ptitsa Press, Тель-Авив, 1992
-
Бренер и Баембаев
«Японский Бог», Nenaebnaya Ptitsa Press, Тель-Авив, 1992
-
Бренер и Баембаев
, «Супер Вася», Nenaebnaya Ptitsa Press, Москва, 1992
-
Бренер и Баембаев
«Кладбище нудистов», Nenaebnaya Ptitsa Press, Москва,1992
-
Бренер
«Груди», Album Press, Москва 1993
-
Бренер,
Пименов
«Сумасшедший разведчик», Nenaebnaya Ptitsa Press, Москва,1993
-
Бренер
«Мое Влагалище», галерея М. Гельмана, Москва, 1993
-
Бренер
«Искусство Людей», Москва, 1993
-
Бренер
«Над ступнями», Москва, 1993
-
Бренер
«Хламидиоз», Москва — Иерусалим, 1994
-
Бренер
«Александр Бренер устал», Москва, 1995
-
Бренер
«Интернационал неуправляемых торпед». Москва: Гилея, 1996
-
Бренер
«Обоссанный пистолет». Москва: Гилея, 1997
-
Бренер, Шурц
«Что делать? 54 технологии культурного сопротивления отношениям власти в эпоху позднего капитализма». Москва: Гилея, 1999
-
Бренер, Шурц
«Was tun? 54 Technologien kulturellen Widerstandes gegen Machtverhältnisse im Spätkapitalismus», 1999
-
Бренер, Шурц
«Бздящие народы», Москва, Bad Habit, 1999
-
Бренер, Шурц
«Ртутные палочки», Москва, Bad Habit, 1999
-
Бренер, Шурц
«Татуировки на тюрьмах. Записки граффитистов», 2000
-
Бренер, Шурц
«Furzende Völker», 2000
-
Бренер, Шурц
«Demolish Serious Culture!!!», 2000
-
Бренер, Шурц
«Bukaka Spat Here», 2002
-
Бренер, Шурц
«ФАШИСТСКАЯ ПЛАНЕТА», 2002
-
Бренер, Шурц
«Апельсины для Палестины», 2002
-
Бренер, Шурц
«ТУК-ТУК! РУБИТЕ СУК!», 2003
-
Бренер, Шурц
«The art of destruction», 2005
-
Бертран Де Борн
«Поход рифм», Берлин, 2008
-
Missis X und die Katzen
«Die Befreiung Istanbuls», Берлин, 2009
-
Бренер, Шурц
«Римские откровения»,
Гилея
, Москва, 2011
-
Бренер
«Проделка в Эрмитаже»,
Гилея
, Москва, 2011
-
Бренер, Шурц
«Showgirls», 2012
-
Бренер, Шурц
«Claim Against Fame», 2012
-
Бренер, Шурц
«Fuck Off and Die Alone», 2013
-
Бренер, Шурц
«The Exploits and Opinions of Mafalda, The Girl», 2014
-
Александр фон Бренер и Барбоса Фамоза
«Бомбастика» // Политическая пропаганда, 2014
-
Бренер
«Остров Мафальды», Берлин, Берлин, 2015
-
Бренер
«Жития убиенных художников». М.: Гилея, 2016
-
Бренер А., Кудрявцев С.
"Гнига зауми и за-зауми". М.: Гилея, 2017
-
Бренер А.
"Ка, или Тайные, но истинные истории искусства" . Спб.: Все свободны, 2018
-
Бренер А., Сурков М., Шурц
Антихрист и девы . М.: Циолковский, 2018
-
Бренер, Шурц
«Бздящие народы» (переиздание), М.:
, 2018
-
Бренер А.
"Ияфиопика, или Засыпанные города".М.: Циолковский, 2018
-
Бренер А.
"Кан-Кун". Новосибирск.: Подснежник, 2019
-
Бренер А.
"Ева-пенетратор, или Оживители и умертвители".: ИД Городец-Флюид, 2020
-
Бренер А.
"Заговор головоногих. Мессианские рассказы".: ИД Городец-Флюид, 2020
-
Бренер А.
"Искусство жизни и искусство видеть: Блинова и Хальфин". Алматы.: Aspan Gallery, 2020
-
Бренер А.
зин «Христос не воскрес, Фёдор Иванович» . Тольятти.: Издательство «Плато Тольятти», 2020
-
Бренер, Шурц
зин «Девы-страстотерпицы». Тольятти.: Издательство «Плато Тольятти», 2020
-
Бренер, Шурц
зин «О зинах и баргузинах». Тольятти.: Издательство «Плато Тольятти», 2021
-
Бренер, Шурц
зин «Поэма игрушки из сгоревшей избушки». Тольятти.: Издательство «Плато Тольятти», 2021
-
Бренер, Верёвкин
зин «Поэма игрушки из сгоревшей избушки». Тольятти.: Издательство «Плато Тольятти», 2021
-
Бренер, Шурц
зин «Орфей жив». Тольятти.: Издательство «Плато Тольятти», 2021
-
Бренер, Шурц
зин «Миражи и муляжи». Тольятти.: Издательство «Плато Тольятти», 2021
-
Бренер, Шурц
зин «Песни коммунистов на». Тольятти.: Издательство «Плато Тольятти», 2021
-
Бренер А.
"В гостях у Берроуза. Американская повесть". Книжная полка Вадима Левенталя, Courtesy ИД «Городец», 2021
-
Бренер А.
"Фонограф. Стихи. Картинки Александра Бренера и Барбары Шурц". Книжная полка Вадима Левенталя, Courtesy ИД «Городец», 2021
-
Бренер А.
"Орфей! Орфей!". Книжная полка Вадима Левенталя, Courtesy ИД «Городец», 2022
-
Бренер, Шурц
зин «Душа малыша без единого гроша». Тольятти.: Издательство «Плато Тольятти», 2022
-
Бренер, Шурц
зин «АКАЕ». Тольятти.: Издательство «Плато Тольятти», 2022
-
Бренер, Шурц
зин «Дочери огня». Тольятти.: Издательство «Плато Тольятти», 2022
-
Бренер, Шурц
зин «Восстание трёх сосков». Тольятти.: Издательство «Плато Тольятти», 2022
-
Бренер, Гавриленко зин
зин «Бурратина Триумфатор». Тольятти.: Издательство «Плато Тольятти», 2022
-
Бренер А.
"Страх и ах". Полифем, 2022
-
Бренер А.
"Наконец-то коммунизм". Асебия, 2022
Публикации в журналах
-
Бренер А.
Открытое письмо Ю. Гавриленко //
Художественный журнал
. — N 1.
-
Бренер А.
Глорификация героев (рецензия на выставку) //
Художественный журнал
. — N 1.
-
Бренер А.
Как можно быть художником //
Художественный журнал
. — N 2.
-
Бренер А.
Культура и срыв //
Художественный журнал
. — N 3.
-
Бренер А.
Огонь по штабам // КОНВЕРСИЯ (каталог)
-
Бренер А.
Густав Великолепный (
Г. Гурьянов
) // Столица. — 1993. — N 1.
-
Бренер А.
Ню Беллы Матвеевой // Столица. — 1994. — N 1.
-
Бренер А.
За семь секунд до конца света (поэма) //
. — N 1.
-
Бренер А.
22 тезиса к Нецезиудик //
. — N 1.
-
Бренер А.
Он уже здесь //
. — N 1.
-
Бренер А.
Культурное тело //
. — N 1.
Ссылки
Примечания
-
Aleksandr Davidovič Brener //
— 2002.
-
Александр Бренер, Барбара Шурц,
Бздящие народы, документальная повесть
(Bad Habit, Москва, 1999) стр. 9
-
Александр Бренер.
. — Гилея, 2017. —
ISBN 978-5-87987-110-4
.
19 мая 2022 года.
-
: «1995 год. Поэт Александр Бренер во время службы в Елоховском соборе неожиданно выбежал к алтарю и стал кричать: „Чечня! Чечня!“ Позднее Бренер объяснил, что таким образом он пытался предложить себя прихожанам в качестве Иисуса Христа на том основании, что, во-первых, он — сын человеческий, во-вторых, ему 33 года, в-третьих, он — гражданин Израиля».
-
Выступая На Bloomsday-95 после зачитанных по бумажке слов Джеймса Джойса он расстегнул ширинку, достал член и, размахивая им перед публикой, переходя на крик, повторял имена ирландских писателей.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 25 мая 2009. Архивировано из
27 октября 2014 года.
-
Илья Кукулин. Сделайте меня революционером!!! // «Всеобуч», № 1 (ноябрь 1999), с. 104—107.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|