Содом и Гоморра
- 1 year ago
- 0
- 0
Развра́т (развратность, развращённость), распу́щенность , прелюбодеяние , блуд — термин, описывающий половую распущенность, нарушение норм общественной морали в области сексуальных отношений , в более широком значении слова понимается как отсутствие и стыдливости , испорченность нравов, низкий моральный уровень поведения, отношений .
Термин «разврат» в прошлом употреблялся в строгом юридическом смысле, но, хотя корень и остаётся в составе употребляемых в юриспруденции словосочетаний « развратные действия » (по отношению к несовершеннолетним, статья 135 УК России ), «развращение несовершеннолетних» в настоящее время термин носит оценочный характер.
Разврат является отглагольным существительным, происходящим от глагола «вращать», и означает принудительный разворот в направлении, противоположном от «правильного». В церковно-славянском развраща́ть означало увод прочь от пути истины.
Согласно словарю Ожегова, разврат — испорченность нравов, низкий моральный уровень поведения, отношений. По Далю:
РАЗВРАЩАТЬ , развратить кого-либо, совращать с пути истины; искажать умственно, лжеученьем, или нравственно, склоняя на распутство, на дурную и преступную жизнь. Дурной пример всех развращает. Подкупность судей развращает народ. Пьянство вконец развращает. -ся, страдат. и возвр. по смыслу. Развращенье ср. разврат м. действие по глаг. на ть, и сост. по глаг. на ся. Промышлять развратом. | Ссора, вражда чрез третье лицо, по наговору. Развращенность ж. состоянье развращенного. Развратный человек, — жизнь и нравы, порочные, преступные, особенно распутные. -ность ж. развращенье , развращенность . Развратник , -ница, развратный, распутный человек. Развращатель , -титель, -ница, развратчик, -чица, развращающий других. Развратительный , развращающий . Развратничать , распутничать, жить развратно, безнравственно.
В современном русском языке область понятия развращение сузилась — теперь его применяют, в основном, в отношении склонения к порицаемым сексуальным действиям. Чаще всего о развращении говорят применительно к намеренно сексуальным действиям по отношению к малолетним; в этом же смысле также употребляется слово растле́ние . Развра́т является разговорной формой.
Также понятие развра́т имеет негативную коннотацию с отношением общества к таким явлениям, как секс вне брака, проституция, сексуальные девиации и т. п., то есть ко всему тому, что противоречит исторически сложившимся или консервативным нормам морали в области сексуальных отношений.
Близкими понятиями, имеющими, в отличие от слова развра́т , более определённое значение, являются понятия парафилия и блуд .
Во времена, описанные в древнеиндийском эпосе Махабхарата (около XXV—XV в. до н. э.), есть прямое указание на ведийское трактование отличия распутной, развратной и падшей женщины. Цитата:
приведу в ходе составления труда по книге, где-то в районе толкования мудрецами сваядвармы Драупади , текст: трое мужчин у женщины могло быть волею судеб, получившая четвёртого считается распутной, пятого — развратной, далее считается падшей.
Во времена античности сексуальное поведение, которое характеризуют как «развратное», было широко распространено во многих странах Средиземноморья (Греция, Рим, Ближний Восток) . Сексуальные отношения за деньги уже тогда отличали от «беспорядочных и аморальных» (с точки зрения христианства, ислама, консервативных норм общественной морали) сексуальных отношений. Разврат, широкая распущенность нравов были известны и в добиблейские времена, особенно распространённые в городах: Гелиополисе в Египте, Содоме и Гоморре , Вавилоне и др., где были распространены свободные половые отношения и проституция .
В некоторых случаях подобное сексуальное поведение поощрялось языческой религиозной традицией. Так, например, в Вавилоне молодые девушки отправлялись в храм Милитты и жертвовали свою девственность богине в лице её жрецов; финикийские девушки посвящали свою невинность богине Астарте .
В конце Римской республики под влиянием общего морального упадка семейная жизнь римлян переживала особенно острый кризис, «разврат» и разводы принимали более масштабные формы, как правило, преследуя при этом корыстные цели . Для борьбы со всем этим император Август издал ряд законов, направленных против прелюбодеяния ( adulterium — супружеская измена, прелюбодеяние, разврат, непристойность) и разврата ( stuprum — блуда, бесчестье, срам, разврат).
Во времена Римской империи упадок нравственности дошёл до того, что дочери и жёны сенаторов являлись к эдилам за licentia stupri (разрешение на занятие проституцией). Мессалина (жена императора Клавдия ) также посещала ежедневно лупанары , где вступала в половые связи с мужчинами. Тиберий вынужден был издать закон, запрещавший жёнам и дочерям всадников заниматься проституцией. Зарегистрированные проститутки лишались гражданских прав, носили жёлтое платье, красную обувь, не имели права надевать украшения и, отправляясь на ночные оргии, носили их в особых ящиках, чтобы надеть по приходе на свидание. Но при всех ограничениях проституция и практика свободных отношений были всё равно распространены почти во всех банях, питейных домах, парикмахерских и в булочных.
В средние века разврату предавались знать и духовенство: испанцы называли сифилис — Curiale , то есть придворной болезнью. Во Франции народ прозвал дома терпимости «аббатствами», а хозяек их — «аббатисами». Что же касается католического духовенства, то в Германии крестьяне требовали от своих священников обзаводиться любовницами, чтобы быть спокойными за своих жён и дочерей. Когда в 1526 был закрыт католический монастырь в Нюрнберге , то часть монахинь поступила в публичные дома. В Англии Генрих III (1216-1272) официально указывал на католических священников как на главных разносчиков венерических болезней .
В Австрии в царствование Марии Терезии преследовалось распутство не только в виде проституции, но и конкубинат , который наказывался телесно, а также всякая любовная внебрачная связь с наказанием денежным штрафом и арестом.
В Византийской империи было установлено телесное наказание мужчинам за «разврат». Согласно Эклоге , неженатый мужчина за разврат наказывался шестью ударами, женатый — двенадцатью. Точный смысл проступка учёным неизвестен, хотя известно, что в Византии не являлось развратом сожительство свободного мужчины и свободной женщины (которое, согласно Дигестам , рассматривалось как брак) и сожительство свободного мужчины с рабыней (которое, хотя и осуждалось законом, но рассматривалось в другом месте Эклоги) .
Статья 2080 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных назначала тюремные сроки за развращение нравственности детей и потворство их разврату . Сводничество родителями своих детей, то есть пособничество к их блуду , независимо от возраста детей, наказывалось лишением всех особенных прав и преимуществ и ссылкой на житье в Сибирь или отдачей в исправительные арестантские отделения от 2½ до 3 лет, а за умышленное развращение нравственности своих несовершеннолетних детей и намеренное потворство их разврату или склонности к «непотребству» и другим порокам родители подвергались тюремному заключению от 2 до 4 месяцев .
В XIX веке и начале XX века в законодательстве и официальных документах Российской империи термин обычно применялся и для обозначения проституции (в энциклопедической литературе понятия «разврат» и «проституция» в то время чётко разграничивалось ).
Так, статья 529 Уголовного уложения употребляет словосочетание «притон разврата» для обозначения публичного дома, а закон 1909 года назывался «О мерах к пресечению торга женщинами в целях разврата» .
В первые годы после революции 1917 года понятие разврата, как и многое другое, радикально изменилось. Так, в рассказе П. С. Романова пионера, ухаживавшего за пионеркой, упрекают: «Если она тебе нужна была для физического сношения, ты мог честно, по-товарищески заявить ей об этом, а не развращать подниманием платочков, и мешки вместо неё не носить» .
Вместе с тем, хотя грань между проституцией и развратом в обывательском сознании оставалась условной, советское правительство начало решительную борьбу с развратом-проституцией: так, с 1 июня 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР ввёл ответственность за содержание притонов разврата и вербовку женщин для разврата .
Понятие «притонов разврата» сохранилось в уголовных кодексах РФ 1926 и 1960 годов, в современном УК его заменили на « притоны для занятия проституцией ».
Исследователи рассматривают термин «разврат» в советском законодательстве как оценочное понятие. Так, Г. Т. Ткешелиадзе считал, что «когда речь идёт об оценочных признаках состава преступления, применение судебного усмотрения исключается … Является ли определённый поступок развратом или не является — это должно быть доказано» .
Статья 135 УК РФ («развратные действия») определяет в качестве преступных действия, направленные на возбуждение сексуального интереса, сексуальных чувств у лица, заведомо не достигшего 16-летнего возраста, лицом, достигшим 18-летнего возраста, без совершения с ним полового акта в любой форме и без применения насилия. В качестве развратных могут быть квалифицированы действия, связанные с обнажением и манипуляциями с половыми органами как потерпевшего, так и обвиняемого, совершение полового акта с третьим лицом в присутствии потерпевшего, позы и прикосновения сексуального характера, демонстрация фото-, аудио- или видеоматериалов сексуального содержания, беседы на сексуальные темы, предоставление литературы сексуального содержания .
Преступными являются определяемые указанными статьями действия в отношении лиц, заведомо для субъекта не достигших определённого в соответствующей статье возраста (то есть субъект подлежит наказанию либо тогда, когда малый возраст несовершеннолетнего очевиден, либо если будет доказано, что возраст был известен субъекту). Указанные преступления могут считаться таковыми только с прямым умыслом .
Статья 302 УК Украины определяет наказание за создание или содержание мест разврата .
В. В. Розанов считал, что развратом являются не действия, а разговоры, зрелища, литература, их описывающая: «„Развратом“ называется, когда совершающееся у двоих переходит в зрение или слышание не участвующего третьего; и есть (кажется) „разврат“ для этого третьего, и есть разврат его (любопытство развращённого…)» .
Н. А. Бердяев противопоставлял разврат «непосильной сознанию» любви; по его мнению, разврат ближе и понятнее, приемлемее и безопаснее человечеству, чем любовь, так как с ним можно «устроиться» в мире, ограничить его и упорядочить . В понимании Бердяева, разврат может иметь место и в браке .
В 1785 году вышел в свет порнографический роман Маркиза де Сада « 120 дней Содома, или Школа разврата » ( фр. Les 120 journées de Sodome, ou l'École du libertinage ). В своих произведениях он стал проповедником идей либертинизма и изображал поведение человека, с которого сняты все ограничения, начиная от социальных и заканчивая религиозными (отрицание Бога, всех моральных норм и правил, как религиозных, так и общечеловеческих принципов поведения в семье и обществе). Его произведения содержат многочисленные детальные описания сцен извращённых форм секса, инцеста, жестокости (отсюда термин « садизм ») и убийств жертвы сексуального насилия.
Своё введение в одну из своих книг он назвал «Развратникам» и в своём обращении к этой категории читателей призывал игнорировать все моральные принципы и законы, потворствуя своим желаниям:
А вы, любезные распутники, вы, что с самой юности не слушались иных шпор, кроме своих желаний и иных законов, кроме своих капризов, пусть служит вам образцом циничный Далмансе; идите дальше, как и он, если, как и он, хотите пройти все устланные цветами пути, уготованные вам развратом; под его наставничеством уверьтесь, что лишь расширяя сферу своих вкусов и фантазий, лишь жертвуя всем во имя сладострастья, несчастное существо, известное под именем человек, против его воли брошенное в эту унылую вселенную, может суметь взрастить несколько роз на шипах жизни.