Interested Article - Происхождение мира (картина)
- 2021-08-06
- 2
«Происхождение мира» ( фр. l'Origine du monde , 1866 ) — картина художника-реалиста Гюстава Курбе , которая долгое время воспринималась как художественная провокация [ источник не указан 1076 дней ] и более 120 лет не выставлялась напоказ [ источник не указан 1076 дней ] .
Сюжет
На картине изображена покрытая волосами вульва полуобнажённой женщины, которая, раскрыв бёдра, лежит на кровати или софе. Угол зрения выбран так, что лица женщины не видно, видны только её живот и грудь с торчащим соском . Ограничение сцены бёдрами и грудью придаёт особую эротичность полотну [ значимость факта? ] .
Натуралистическое изображение женских половых органов лишь сильнее подчёркивается мягкими линиями шелковистой материи, обрамляющей обнажённое женское тело, которая укрывает его и одновременно снимает с него этот покров . Коричневый фон полотна контрастирует с белой блестящей женской кожей. Раздвинутые округлые бёдра выражают сексуальное желание [ источник не указан 1076 дней ] .
Идентификация натурщицы
На протяжении длительного времени предполагалось, что натурщицей Курбе для этого произведения была его любимая натурщица этого периода Джоанна (Джо) Хиффернан , одновременно возлюбленная ученика Курбе Джеймса Уистлера . В том же 1866 году Курбе написал один из её портретов (ему принадлежат ещё три), картину «Прекрасная ирландка (Портрет Джо)». Основные сомнения в этой версии были связаны с тем, что Хиффернан была рыжеволосой, и это с трудом согласуется с выраженным чёрным цветом волос на теле натурщицы.
В 2018 году, однако, французский историк Клод Шопп, изучая переписку Александра Дюма-сына , принадлежавшего к тому же избранному кругу парижской богемы, обнаружил в одном из его писем писательнице Жорж Санд замечание , неопровержимо свидетельствующее о том, что для картины художнику позировала парижская танцовщица , незадолго до этого оставившая сцену и являвшаяся наложницей турецкого дипломата и коллекционера , по заказу которого «Происхождение мира» и было написано . Халил-бей и до этого заказывал картины эротического содержания для своей частной коллекции ведущим французским художникам (среди таких картин, в частности, « Турецкие бани » Энгра и « Спящие » Курбе).
Тайные владельцы
После банкротства Халил-бея его коллекция была распродана, и в 1868 году картина попала к торговцу антиквариатом Антуану де ла Нарде. Эдмон де Гонкур обнаружил полотно в его лавке в 1889 году, спрятанное за обшивкой из дерева, на которой был изображён пейзаж . Венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани купил его в 1910 году у галереи Бернхайма-младшего в Париже и привёз его в Будапешт . Там оно оставалось до конца Второй мировой войны . Потом полотно считалось потерянным, остались только копии и репродукции.
В 1955 году психоаналитик Жак Лакан приобрёл оригинал у неизвестного продавца. Он и его жена, актриса , повесили его в своём загородном доме. Но даже там оно было скрыто от посторонних взглядов: Лакан попросил своего сводного брата Андре Массона сделать для него сдвигаемую двойную раму, где впереди висело другое полотно. Массон написал пейзаж, который в точности повторял контуры оригинала. Чтобы ещё более подчеркнуть сюрреализм ситуации, второе полотно тоже было названо «Происхождение мира» .
После смерти Лакана в 1981 году министр финансов Франции согласился принять картину для музея Орсе в качестве уплаты налога на наследство, формальности были окончательно улажены в 1995 году. В 1988 году картина впервые после долгого времени была представлена публике в Бруклинском музее в Нью-Йорке. Картина экспонируется под пуленепробиваемым стеклом под присмотром охранника .
Во Франции в начале 2013 года было объявлено, что коллекционер-любитель, возможно, обнаружил в одном из парижских антикварных магазинов ту часть картины, на которой изображена голова натурщицы . Было высказано предположение, что художник первоначально изобразил всю фигуру модели вместе с головой, но потом посчитал, что выставлять картину в таком виде рискованно, и поэтому отделил от картины фрагмент с изображением головы, чтобы, предположительно, избежать возможных неприятностей для натурщицы, которая, скорее всего, была любовницей Курбе . Однако эксперты музея Орсе отвергли гипотезу о том, что картина была разрезана на две части , и квалифицировали её как «надуманную» . Формат данной картины 46 × 55 см являлся стандартным во времена Курбе, который сам часто пользовался такими холстами. Более того, расположение головы на вновь найденной картине не соответствует картине Курбе .
Воздействие на искусство
Живопись
- Откровенность картины вдохновила Марселя Дюшана на создание его последней работы, Étant donnés (1946—1966), также изображающую женщину, лежащую на спине с раздвинутыми ногами .
- В 1989 французская художница Орлан создала сибахром L’origine de la guerre ( Происхождение войны), как мужскую версию L’origine du monde , изображающую мужской член в состоянии эрекции .
- Бразильский художник Вик Мюнис создал две версии знаменитой картины. Первая (1999) — это фотография из пыли и грязи, создающая ассоциацию между женскими гениталиями и грязью. Вторая (2013) — коллаж, копирующий картину, сделанный из журнальных вырезок .
- Two Origins of the World (2000) мексиканского художника Энрике Чагойя повторяет L’Origine du monde как спектральный фон за чёрным, синим и белым квадратами. На переднем плане местный житель сидит за мольбертом с изображением картины Курбе .
- В 2002 году американский художник Джек Доуз воссоздал картину Курбе из множества фотографий .
- Британский художник Аниш Капур создал инсталляцию L’Origine du monde , которая сейчас находится в Музее современного искусства 21 века в Японии, Канадзава .
- Французская художница Беттина Реймс опубликовала художественный фотоальбом «Книга Ольги» (2008) , заключительной картиной которой является фотография главной героини Ольги Родионовой , почти полностью изображающая L’Origine du monde : лежащая на спине в такой же позе женщина, с раздвинутыми ногами, открытой грудью и эрегированным соском. Единственные различия отражают изменения вкусов между 19 и 21 веками: полностью открытые и идеально депилированные гениталии с ювелирным пирсингом и татуировкой Ольги Родионовой по сравнению с естественным видом покрытой волосами вульвы Констанс Кеньо. Спорная книга приобрела широкую известность и стала предметом судебного спора в России [ источник не указан 1076 дней ] .
- Tурецкий художник немецкого происхождения Танер Джейлан написал картину под названием «1879» (из серии «Потерянные картины» (2011)), в которой османская дворянка в вуали стоит перед полотном L’Origine du monde .
Литература
- В 1994 роман Adorations perpétuelles («Вечные поклонения») Эдмона Готье вынес «Происхождение мира» на обложку. Полиция потребовала от нескольких французских книжных магазинов убрать книгу с витрин [ источник не указан 1076 дней ] .
Кинематограф
- Картина вдохновила Катрин Брейя на создание фильма «Анатомия ада» ( фр. Anatomie de l'enfer ) в 2004 году .
Музыка
- В 2010 году британский композитор Тони Хаймас написал музыкальную сюиту «Происхождение мира», посвящённую картине и отношениям Курбе с Парижской коммуной , основанной на письмах Курбе, Шарля Бодлера и Пьера Дюпона [ источник не указан 1076 дней ] .
Примечания
Комментарии
- В музее Орсе к картине до сих пор приставлен охранник, призванный предотвращать бурную реакцию зрителей.
- В одном из писем Дюма-младшего упоминается: «Нельзя кистью передать деликатное и яркое нутро мадемуазель Кеньо из Оперы»
Источники
- The Guardian (25 сентября 2018). Дата обращения: 5 октября 2018. 5 октября 2018 года.
- Noël, Benoit; Hournon, Jean. Gustave Courbet – L'Origine du Monde, 1866 // Parisiana – La capitale des peintres au XIX ème siècle (фр.) . — Les Presses Franciliennes. — С. 37. — ISBN 9782952721400 .
- от 25 сентября 2018 на Wayback Machine // France Culture, 25.09.2018.
- от 25 сентября 2018 на Wayback Machine // France 24, 25.09.2018.
- André Masson's. (англ.) . Дата обращения: 28 ноября 2022. 28 ноября 2022 года.
- Импрессионизм. Для тех, кто хочет все успеть. — М. : Издательство «Э», 2015. — P. 37. — 128 p. — (Энциклопедия быстрых знаний). — ISBN 9785699838615 .
- от 15 апреля 2013 на Wayback Machine // Paris Match (фр.)
- . Lenta.ru . ООО «Лента.Ру» (8 февраля 2013). Дата обращения: 12 февраля 2018. 26 февраля 2013 года.
- . Лента новостей . Русская служба Би-би-си (7 февраля 2013). Дата обращения: 8 февраля 2013. 11 февраля 2013 года.
- . Дата обращения: 24 марта 2014. 24 марта 2014 года.
- . Дата обращения: 24 марта 2014. 18 июня 2013 года.
- от 24 марта 2014 на Wayback Machine , Le Monde , 8 février 2013.
- от 18 сентября 2020 на Wayback Machine , The Marcel Duchamp Studies Online Journal (toutfait.com), 1 April 2003/5 May 2016
- . The Eye of Photography . Дата обращения: 22 октября 2018. 15 октября 2015 года.
- , pp. 103—105.
- , p. 105.
- . Greg Kucera Gallery, Inc. . Дата обращения: 22 октября 2018. 23 октября 2018 года.
- . 金沢21世紀美術館 . Дата обращения: 28 октября 2019. 28 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 28 октября 2019. 26 апреля 2019 года.
- . 3.bp.blogspot.com . Дата обращения: 28 ноября 2022. 28 ноября 2022 года.
- Harris, Garreth (2014-09-12). . Financial Times . из оригинала 4 октября 2017 . Дата обращения: 4 октября 2017 .
- . Sothebys. Дата обращения: 4 октября 2017. 4 октября 2017 года.
- 4 октября 2009 года. , interview by Laurent Devanne, Radio libertaire (1 February 2004)
Литература
- Savatier Th. L’origine du monde : histoire d’un tableau de Gustave Courbet. Paris: Bartillat, 2006
- Uparella, Paola; Jauregui, Carlos A. (2018). . H-Art . 3 (3): 79—114. doi : .
Ссылки
- в базе данных музея Орсе (фр.)
- 2021-08-06
- 2