Interested Article - Пинку-эйга
- 2020-12-03
- 2
Пинку-эйга (от японского произношения англ. pink и яп. 映画 eiga , буквально «розовые фильмы») — направление в японском кинематографе , эксплуатирующее тематику женщины в криминальных обстоятельствах, содержащее большое количество сцен насилия и эротического контента. Пик популярности приходится на начало 1970-х годов. Иногда западные киноведы полностью отождествляют пинку-эйга c фильмами категории Sexploitation или даже с софткором («лёгкой» порнографией ), однако в кинематографе Европы или Америки нет точных аналогов этого направления . «Запад ничего не знает об этих фильмах, да и не должен узнать» — сказал однажды американский киновед Дональд Ричи . Термин «Pinky» был впервые введён в 1963 году журналистом Мураи Минору, но стал общеупотребительным только в конце 1960-х годов. В начале 1970-х годов японская критика применительно к особенностям проектов различных студий стала выделять ещё два смежных направления — Pinky Violence и Roman Porno .
Развитие направления
Первая волна
В начале 1960-х годов по всему миру телевидение активно отнимает аудиторию у кинотеатров. Вернуть зрителя в кинозалы представляется возможным лишь такими фильмами, которые в силу возрастных или этических ограничений не могут быть показаны по общедоступным сетям. Для Японии коммерчески успешными стали запретная ранее тема секса, доведённые до абсолютной жестокости схватки в духе боевых единоборств, истязания и БДСМ . Первой в поджанре стала 40-минутная картина «Рынок плоти» (肉体の市場, , 1962 год) , снятая на небольшой студии OP Eiga при очень скромном бюджете. Практически на следующий день полиция изъяла ленту за непристойное содержание, но, после цензурных сокращений, её прокат был продолжен с ещё большим успехом.
Первый полнометражный фильм стилистики pinky « » (白日夢, Daydream, 1964 год) поставил режиссёр . Сюжет представлял собой бесструктурные галлюцинации пациента под наркозом в кресле стоматолога, демонстрировавшие изнасилование и издевательства над красивой молодой женщиной . Истеблишмент принял картину негативно, полагая, что публичная демонстрация подобных сексуальных проявлений сформирует плохое мнение иностранцев об искусстве Японии в год проведения Олимпийских игр в Токио . Необходимо отметить, что данная кинопродукция производилась совершенно легально на крупных студиях и демонстрировалась в обычных, а не специализированных кинотеатрах. Элементы эротического характера отображались не открыто, как в собственно порнографических лентах, а с использованием различных художественных приёмов де-визуализации: через запотевшее стекло, сквозь матовую бутыль и тому подобное. Интересно, что границы откровенности в демонстрации обнажённого тела раздвигали не постановщики коммерческих однодневок, а режиссёры-интеллектуалы. Свой вклад в данное стилевое направление внёс «абсурдист и гений-анархист Японского кино» Сэйдзюн Судзуки . Его фильмы «Врата плоти» (肉体の門, Gate of Flesh, 1964 год), «История проститутки» (春婦伝, Story of a Prostitute, 1965 год) и «Кармен из Кавати» (河内カルメン, Carmen from Kawachi, 1966 год), входящие в «трилогию плоти», стали не только примером высокого драматического кинематографа о жизни послевоенной Японии, но и первыми вышли на новый уровень сексуальной раскрепощённости.
Упоминавшийся выше Тэцудзи Такэти, автор «Видения», после следующего своего фильма был вовлечён в длительное уголовное разбирательство за демонстрацию непристойных сцен. Через два года режиссёр суд выиграл, тем самым «открыв дорогу» направлению. Пинку-фильмы снимались практически на всех студиях, их объём превысил половину кинопродукции страны . Наиболее успеха в этом достигла Toei Company .
Toei Company. Pinky Violence
В конце 1960-х — начале 1970-х годов на студии Toei Company сложился конвейер по производству лент Pinku eiga , имеющих ряд особенностей. Героинями всех (практически без исключения) картин были участницы уличных банд или мстительницы-одиночки, ведущие борьбу с несправедливостью окружающего мира. Сексуальному содержанию по-прежнему отводилась одна из главных ролей. Образное и ироничное определение фильмам этого периода дал российский критик Дмитрий Комм :
Возьмите « Заводной апельсин » Стэнли Кубрика , уберите всю вторую половину и замените Малькольма Макдауэлла на смуглую, худощавую, мальчишеского вида особу лет 20 в не менее экстравагантных нарядах и гриме (а часто и вовсе нагишом) и с татуировками розочек на интимных частях тела. Японские экраны заполнили плохие девчонки с ножами и кастетами, насмерть бившиеся с мерзкими якудза и ещё более омерзительными полицейскими. Фильмы этого направления часто несли анархистское, антиавторитарное послание: представители власти — полицейские, госчиновники и даже депутаты парламента — годились в них лишь на то, чтобы их избить, а то и убить максимально жестоким способом.
В тематических изданиях эта продукция компании получила название Pinky Violence . Необходимо отметить, что до начала 1970-х вся пинк-продукция выпускалась независимыми студиями при очень скромных бюджетах. Необходимость выживать в эру развития телевидения и индустрии развлечений заставили даже крупные компании обратиться к эро-фильмам, так как лишь они в этот период приносили доход . Студия Toei привлекает к съёмкам наиболее известных своих режиссёров, среди которых Норифуми Судзуки и Тэруо Исии . Первый стал известен снятым до этого циклом «Красный Пион: Леди Якудза» из 10 фильмов. Режиссёр активно принялся за работу, в 1971—1974 он снимал до 8 тематических лент в год, среди которых целые серии: «Сукэбан» («Сукэбан „Герилья“», «Сукэбан блюз», «Сукэбан блюз: Месть» и так далее) и «Ужасная школа для девочек». Главные роли исполняли, в основном, постоянные подруги-соперницы Мики Сугимото и Рэйко Икэ . Наиболее часто вспоминаемый сегодня фильм « Секс и ярость » (不良姐御伝 猪の鹿お蝶, Sex & Fury, 1973 год) заслуживает отдельного внимания. Он рассказывает историю мелкой мошенницы Отё Иносико (Рэйко Икэ), которая во имя мести за её давно убитого отца в одиночку расправляется с большой международной преступной группировкой. При всей наивности картина настолько богата визуальным рядом и неожиданными поворотами сюжета, что стала классикой направления. Сразу после начала проката руководство студии поручает съёмки сиквела уже другому своему режиссёру Исии Тэруо . Он стал хорошо известен после выхода двух циклов картин: «Тюрьма Абасири» (網走番外地, Abashiri Prison, первый — 1965 год), «Радость пыток» (徳川女刑罰史, Shogun’s Joys of Torture, первый — 1968 год). Снятое им продолжение — « История женщины-якудза » (やさぐれ姐御伝 総括リンチ, Female Yakuza Tale: Inquisition and Torture, 1973 год — рассматривает героиню той же Рэйко Икэ под другим нравственным углом: она становится гораздо менее добродетельной. Оба фильма по оценкам критиков и киноведов легли в основу или, как минимум, многократно цитировались современными постановщиками из США и Европы: Квентином Тарантино (« Убить Билла »), Эдгаром Райтом (« Типа крутые легавые »), Робертом Родригесом (несколько фильмов начала 1990-х годов) . Среди других успешных работ pinky violence наиболее часто называют ленты «Заключённая № 701: Скорпион» (女囚701号さそり, Female Convict 701: Scorpion, 1972 год) Сюнъя Ито, «Клан забывших о восьми добродетелях» (ポルノ時代劇 忘八武士道, Porno Jidaigeki: Bohachi Bushido, 1973 год) Тэруо Исии, «Школа Святого Зверя» ((聖獣学園, School of the Holy Beast, 1974 год) Норифуми Судзуки .
Студия Nikkatsu. Roman Porno
Старейшая киностудия Японии Nikkatsu также не осталась в стороне от разработки доходного направления. Первым её фильмом в популярном стиле стал «Роман в полдень» (団地妻 昼下がりの情事, Apartment Wife: Affair In the Afternoon, 1971 год) режиссёра Сёгоро Нисимура, который стал бесспорным хитом, лёг в основу 20 сиквелов и дал название целой серии проектов Nikkatsu — Roman Porno . Скоро производство лент Nikkatsu стало доминировать на рынке подобной продукции. Во-первых, бюджет каждой из её картин значительно превышал аналогичные вложения других компаний. Кроме того, Nikkatsu принадлежала сеть кинотеатров по всей стране, что давало значительное конкурентное преимущество . Лидером направления в Nikkatsu стал режиссёр Тацуми Кумасиро . Наиболее известные его фильмы «Итидзё Саюри: Влажная похоть» (一条さゆり 濡れた欲情, Ichijo’s Wet Lust, 1972 год) и «Женщина с рыжими волосами» (赫い髪の女, Woman with Red Hair, 1979 год).
Примечания
- ↑ Domenig, Roland (2002). Дата обращения: 19 февраля 2007. 18 ноября 2004 года.
- Andrew Grossman. . Bright Lights Film Journal (1 апреля 2002). Дата обращения: 24 февраля 2015.
- (англ.) . Tokyo Reporter (6 августа 2010). Дата обращения: 16 февраля 2015. 16 февраля 2015 года.
- Jasper Sharp. (англ.) . Midnight Eye (10 марта 2001). Дата обращения: 16 февраля 2015. 21 марта 2015 года.
- Денисов И. . Синематека. Дата обращения: 17 февраля 2015. 17 февраля 2015 года.
- ↑ Комм Д. . Искусство кино (3 февраля 2013). Дата обращения: 16 февраля 2015. 5 февраля 2015 года.
- Donald Richie. The Japanese Eroduction. Essays on Culture and Style in Contemporary Japan. — Berkeley: California: Stone Bridge Press. — ISBN 0-9628137-4-5 .
- Денисов И. . Синематека (7 января 2009). Дата обращения: 18 февраля 2015. 14 февраля 2015 года.
- от 15 февраля 2015 на Wayback Machine в Энциклопедии экстремальных, сюрреалистических и странных фильмов (An encyclopedia of extreme, surreal and bizarre movies)
- Richard Corliss. (англ.) . Time (12 октября 2003). Дата обращения: 18 февраля 2015. 15 февраля 2015 года.
- от 16 июля 2021 на Wayback Machine на GCDb (англ.)
Ссылки
- от 19 февраля 2015 на Wayback Machine (англ.)
- 2020-12-03
- 2