Женщина есть женщина
- 1 year ago
- 0
- 0
Же́нщина — человек женского пола . Слово «женщина» обычно обозначает взрослого человека , а для обозначения ребёнка или подростка используются слова « девочка » и « девушка ». В некоторых случаях слово «женщина» используется вне зависимости от возраста, например в выражении « права женщин ». Слово «женщина» также может обозначать гендерную идентичность , а не пол человека . Обычно женщина в период с полового созревания до менопаузы может рожать детей и кормить их грудью , хотя некоторые женщины — в частности, бесплодные , трансгендерные и интерсекс-женщины — этого не могут.
Научная дисциплина, занимающаяся изучением статуса и положения женщин на мировом уровне, в конкретном обществе или культуре в определённый исторический период, называется женскими исследованиями .
Слово «женщина» образовано от корня «жен-» добавлением суффикса «-щин». Ранее в древнерусском и русском языке в значении 'женщина' также использовалось слово «жена» . Аналоги слова «жена», также со значениями 'жена' и 'женщина', встречаются во многих славянских языках . Сам корень «жен-» имеет индоевропейское происхождение .
Слово «женщина» было отмечено Александром Востоковым в Хронографе XVI века : «оже азъ есмь женщина а вы храбрища войская» . Александр Потебня приводил слова «женщина» и «мужчина» (на среднепольском «zenszczyzna» и «meszczyzna») для иллюстрации перехода значений от отвлечённости к собирательности и затем к единичности. Соответствующие польские слова в XVI - XVII веках ещё сохраняли собирательное значение — «Женьщина» и польск. «-yzna», — свойство одной женской особи, причём «женьска» — существительное, как в вр. обл. (сиб.) «женьски идут», как в сербском , чешском «ženská».
Слово « девочка » используется для обозначения ребёнка, как правило до начала полового созревания . Слово « девушка » обозначает молодую женщину или женщину, не вступившую в брак . В разговорной речи слова «девочка» и «девушка» также употребляются как ласково-фамильярные обращения к женщине вне зависимости от возраста . О различных наименованиях женщин в родственных связях см. статью Родство .
Во многих культурах мира, где гендер является значимой социальной категорией, приняты формы обращения к женщине, различающиеся в разговорной и деловой речи и при письменном обращении. Наряду с обращениями, указывающими на гендер адресата, существуют и гендерно-нейтральные обращения — например, « товарищ ».
Исторически во многих культурах социально значимым был брачный статус женщины, поэтому существовали отдельные формы обращения к замужней и незамужней женщине — например, «барышня» и «барыня» или « госпожа » в русском языке, « мисс » и « мадам » или « миссис » в английском , «синьорина» и «синьора» в итальянском и пр. Сегодня многие женщины считают отсылку к своему брачному статусу в обращении оскорбительной . С точки зрения гендерной лингвистики , такая отсылка представляет собой проявление сексизма в языке, поскольку подразумевает зависимость женщины от мужчины и определение социального положения женщины через её отношения с мужчиной . Сегодня в некоторых языках, где ранее использовались особые формы обращения к незамужним женщинам, такие формы выходят из употребления. Например, в Германии обращение « фройляйн » считается невежливым и не используется в официальных документах начиная с 1970-х годов , а во Франции и Бельгии в административных документах больше не используется обращение « мадемуазель » . В английском языке с 1970-х годов наряду с обращениями « мисс » и « миссис » используется « миз » (на письме — Ms.), а в последнее время получает распространение также гендерно-нейтральное обращение «микс» или «макс» (на письме — Mx.) .
Неравенство между мужчинами и женщинами приводят к систематическому обесцениванию и пренебрежительному отношению к здоровью женщин .
В западных культурах понятие «женщина» традиционно определяется в первую очередь через биологические особенности. Как отмечают некоторые исследователи, это связано с особым значением, которое в этих культурах придаётся природе . С другой стороны, во многих контекстах понятие «женщина» обозначает прежде всего социальную группу, гендерную роль или гендерную идентичность . Хотя господствующая в современном мире бинарная гендерная система подразумевает жёсткое соответствие приписанного человеку при рождении пола и гендерной роли, в действительности они не всегда совпадают.
С точки зрения генетики, женским считается организм, у которого пара половых хромосом представлена двумя X-хромосомами , в отличие от мужского организма, имеющего в кариотипе одну X-хромосому и одну Y-хромосому . У женщин одна X-хромосома наследуется от матери, а вторая — от отца (эту хромосому он получает от своей матери). В большинстве клеток взрослой женщины вторая Х-хромосома свёрнута в так называемое тельце Барра . Ранее считалось, что вторая X-хромосома не используется, однако последние исследования показали, что это, возможно, не так .
Чаще всего женский кариотип состоит из 46 X-хромосом, но у некоторых женщин встречаются также кариотипы 47,XXX и 45,X . Кариотип не всегда определяет анатомическое развитие — например, у некоторых людей с двумя X-хромосомами строение половых органов соответствует традиционным представлениям о мужской анатомии . Такое сочетание кариотипа и анатомии представляет собой один из вариантов интерсекс-вариаций .
С точки зрения биологии, организм женщины имеет ряд анатомических и физиологических свойств, которые отличают его от организма мужчины . Отличия в строении тела женщины и мужчины делятся на первичные и вторичные половые признаки. Первичные половые признаки — это особенности строения органов размножения, которые формируются уже во время внутриутробного развития, но становятся функционально активными только в результате полового созревания . В процессе полового созревания формируются вторичные половые признаки — особенности остальных частей тела.
Женская репродуктивная система включает в себя внутренние и наружные половые органы. Яичники регулируют производство гормонов и производят женские гаметы — яйцеклетки , — которые при оплодотворении мужскими гаметами — сперматозоидами — образуют новый человеческий организм . Неоплодотворённые яйцеклетки удаляются из организма в процессе менструации . Матка — орган, состоящий из ткани, предназначенной для вынашивания и защиты развивающегося плода , и мышечной ткани , которая выталкивает его во время родов . Влагалище участвует в половом акте и родах. Наружные половые органы женщины называются собирательным термином « вульва ». К ним относятся большие и малые половые губы , уретра и клитор — основной орган, отвечающий за получение сексуального удовольствия. Женская грудь способна производить молоко — эта функция, наряду с живорождением , является отличительной особенностью млекопитающих .
Вторичные половые признаки женщин — особенности, обусловленные влиянием на организм гормонов, в первую очередь эстрадиола и эстрогенов . К ним относят, в частности, более низкий рост женщин по сравнению с мужчинами (в среднем на 12 сантиметров) , широкий таз ( лобковые кости сходятся под тупым углом ), высокий тембр голоса , меньшую долю мышечной и бо́льшую долю жировой ткани по отношению к массе тела, отсутствие стержневых волос на лице, слабо выраженное оволосение тела.
В развитии женского организма различают несколько периодов, каждый из которых характеризуется своими возрастными анатомо-физиологическими особенностями :
При рождении ребёнка ему обычно приписывается либо женский, либо мужской пол на основании внешнего вида половых органов . Но форма половых органов не всегда соответствует генетическому полу и необязательно предопределяет дальнейшее анатомическое и физиологическое развитие ребёнка, а также его гендерную идентичность . У некоторых интерсекс-детей половые органы выглядят неоднозначно. Во многих странах таким детям в раннем возрасте проводятся хирургические операции, хотя положительное влияние таких операций на дальнейшую жизнь ребёнка не доказано . В других случаях интерсексность проявляется только в период полового созревания. По мнению некоторых биологов, традиционное выделение только двух полов противоречит биологической реальности .
Приписанный при рождении пол также может не соответствовать гендерной идентичности человека — внутреннему самоощущению как представителя того или иного гендера . Вне зависимости от того, является ли человек интерсексом, он может ощущать принадлежность к другому гендеру, чем приписанный ему при рождении. Трансгендерные женщины — это женщины, которым при рождении был приписан мужской пол. В ходе трансгендерного перехода некоторые — хотя не все — трансгендерные женщины проходят заместительную гормональную терапию и различные хирургические процедуры , чтобы привести свою внешность в соответствие с гендерной идентичностью .
Гендерная роль — это совокупность социальных ожиданий, предписывающих человеку определённое поведение в зависимости от его гендерной принадлежности. В современном мире господствует бинарная гендерная система , в которой люди разделяются на две противоположные группы: мужчин и женщин, — и подразумевается жёсткое соответствие между приписанным при рождении полом и гендерной ролью. При этом в некоторых культурах мира гендер традиционно не является значимой социальной категорией и, соответственно, нет традиционной женской гендерной роли . В других культурах выделяется три и более гендеров и соответствующих гендерных ролей .
В тех культурах, где существует отдельная женская гендерная роль, её содержание меняется со временем и различается в разных слоях общества. Например, в западных обществах, начиная с 1950-х годов, гендерная роль женщины среднего класса была ролью домохозяйки и исключала работу вне дома, а гендерная роль женщины рабочего класса подразумевала совмещение производительного труда и работы по дому .
В западных обществах, начиная с античности , для объяснения и обоснования женских гендерных ролей использовались отсылки к природным отличиям женщин от мужчин . В современной науке такие обоснования иногда принимают форму эволюционных теорий , которые представляют современные гендерные роли как результат естественного отбора . Эволюционные теории гендерных различий не подтверждаются эмпирическими данными . В частности, эмпирические исследования опровергают утверждение о том, что женщины при выборе партнёра руководствуются его качествами как потенциального кормильца семьи, а мужчины — внешней привлекательностью . Многие учёные также указывают на грубые методологические ошибки таких теорий . (Подробнее см.: Биологические теории происхождения гендерных ролей .)
Хотя было проведено множество исследований с целью установить неустранимые различия между мужчинами и женщинами , достичь этой цели науке не удалось: по имеющимся научным данным, сходств между представителями разных гендеров гораздо больше, чем различий, — поэтому некоторые современные учёные отмечают, что целесообразнее было бы говорить о базовой гипотезе гендерного сходства . Выявляемые учёными небольшие различия между мужчинами и женщинами (в математических способностях, способностях к пространственному восприятию и агрессивности ) не универсальны, и существуют данные об их зависимости от влияния гендерных стереотипов .
Широко распространённые во многих современных обществах гендерные стереотипы , приписывающие женщинам такие качества, как пассивность, зависимость, эмоциональность и заботливость, и осуждающие проявление женщинами решительности и агрессивности, служат поддержанию существующих в этих обществах гендерных ролей и, в частности, гендерного неравенства . Например, как показывают исследования, такие стереотипы способствуют дискриминации женщин на рабочем месте, создавая эффект так называемого стеклянного потолка . В реальности гендерное выражение женщин, как цисгендерных, так и трансгендерных , является разнообразным. При этом женщины, проявляющие фемининное гендерное выражение, как указывает гендерная исследовательница Р. Э. Хоскин, сталкиваются не только с мизогинией, но и с дискриминацией и угнетением на основе фемининного гендерного выражения (фэмфобией), так как маскулинность ценится обществом выше, чем фемининность .
Древний Египет. Женщина
иероглифами |
||
---|---|---|
|
|
У этого раздела надо
проверить нейтральность
.
|
Социальное положение женщины, её роль в обществе, имеет свои исторически сложившиеся особенности в различных культурах. Обычным явлением является превосходство в правах мужчин над женщинами, особенно ярко выраженное в некоторых исламских странах . Примером общества с превосходством женщин (см. матриархат ) является мифический народ амазонок , состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей.
Часто неравенство в правах исходило из религиозных норм и было характерно для большинства религий, в особенности для авраамических . Во многом формирование этих норм вызвано тем, что для большинства женщин в связи с рождением и воспитанием детей основные жизненные цели находились исключительно внутри семьи . В большинстве культурных традиций особенное значение придавалось подготовке девушки к браку и, в частности, сохранению девственности до брака. В то же время подготовке юноши к браку придавали, как правило, меньшее значение.
В классическом античном мире, всецело проникнутом элементами патриархального быта, женщины находились под вечной опекой (см. Женщина в гражданском праве ). Местом домашней жизни гречанки был гинекей ; римлянка, пока господствовала первобытная простота нравов, пребывала в атриуме , но, с расширением дома, она перешла в заднюю часть его, соответствовавшую гинекею. Древняя римская матрона пользовалась уважением лишь постольку, поскольку государству полезны были её дети (Корнелия — «мать Гракхов »), но всё же она никогда не исключалась безусловно из общества, как в Греции, где женщина являлись на обед только к весьма близким, причём садилась за стол на особой половине.
По древнегреческой мифологии, первая женщина — Пандора , была ниспослана Зевсом людям в наказание за похищение Прометеем для них огня. Наделённая богами красотой, хитростью и сладкоречием, она из любопытства открыла полученный от Зевса сосуд (ларец, названный ящиком Пандоры), из которого по земле распространились все несчастья и бедствия.
Даже лучшие люди древности в своих воззрениях на женщину не возвышались над уровнем своего времени. Сократ отзывался о женщине как о принадлежащей исключительно дому, в самом ограниченном смысле слова; по его мнению, гражданин всего менее мог говорить со своей женой. Платон высказывает не менее резкие суждения о женщинах, хотя, устанавливая в своей республике общность жен, он допускает равенство занятий и воспитания для обоих полов. По мнению Аристотеля , женщина — это ошибка природы; добродетель её совсем иная, чем добродетель гражданина, и мало чем отличается от той, к которой способен раб . Идеал жены, нарисованный Ксенофонтом , — идеал домостроевский. Лучшим украшением её считалось молчание. Отсюда значение, приобретённое у греков гетерами .
В греческом обществе появились различные категории женщин, назначение которых Демосфен формулировал следующим образом: прелестницы служат для грубых удовольствий, жёны — для поддержания рода и охраны жилищ, а гетеры — для духовных наслаждений. Во времена Перикла роль гетеры не налагала ещё, как позже, общественного клейма. Образцом гетеры была Аспазия Милетская , известная подруга Перикла. Многие из гетер занимали видное место в философских школах древней Греции.
Древнегреческие философские школы насчитывали, впрочем, среди своих последователей и таких женщин, которые вели безукоризненно нравственную жизнь и прославлялись не только языческими писателями позднейших времён, но и отцами Церкви .
Древнейшими из них были последовательницы Пифагора , о которых историк Филарх написал книгу («Героиды, или Пифагорейские жены»), до нас не дошедшую: Феано, жена Пифагора, и его три дочери, Аригнота, Дамо и Мийя. Книгу Периктионы «О мудрости» (философии) высоко ценил, по словам древних авторов, Аристотель , даже заимствовавший из неё некоторые идеи о свойстве естества и его случайных качествах. После смерти Аристиппа главой киринейской школы была дочь его Арета , прозванная современниками «светочем Эллады»; ей приписывают до 40 трактатов, почти целиком утраченных. Кратет Фиванский , ученик Антисфена , равно известный как философ и как урод, внушил любовь богатой афинской красавице Гиппархии , которая вышла за него замуж и вполне усвоила себе его образ жизни: одетая в рубище, она сопровождала его во всех скитаниях, вела жизнь полную лишений и вместе с ним проповедовала киническую философию. Любимейшей из учениц Платона была Аксиотея Флиусская ; впоследствии она сама учила, развивая учение Платона об идеях, и, кроме того, занималась физикой и естественными науками. Неоплатоническая школа выдвинула благородную Гипатию .
Были в древней Греции и женщины-врачи, прославившиеся своими научными трудами, главным образом по акушерству . Афинянка Агнодика , переодевшись мужчиной, изучила медицину и добилась отмены закона, запрещавшего женщинам заниматься врачеванием. Знаменитый врач Аэций (V век) приводил целые отрывки из сочинений некой Аспазии.
И в Риме женщины — по мере того, как исчезала прежняя простота нравов,— посвящали себя изучению философии, литературы и математики, но не достигли славы, выпавшей на долю женщин-философов древней Греции. Женщины много содействовали распространению в Риме греческого языка как разговорного. Во время Эпиктета римские женщины зачитывались «Республикой» Платона .
Последняя эпоха Республики и начало Империи — время полнейшего разложения римской семьи. В политической жизни тип римской матроны выродился в типы Агриппин и Мессалин , рядом с которыми появлялись, однако, и такие привлекательные фигуры, как Тразеи .
Долгое время в западной культуре существовало неравенство в правах мужчины и женщины, отчасти это было связано с особенностями религиозных обычаев (например, до недавнего времени в христианстве женщины не входили в клир ).
Общественная жизнь ранней Византии , слагавшаяся среди борьбы придворных, церковных и театральных партий, подпала сильному влиянию женского терема. С таким порядком вещей не могла мириться аскетическая мысль православного Востока — и вот возникает обширная систематическая литература против женщин вообще, где она выставляется воплощением зла . В сборниках, составленных преимущественно в монастырях (вроде «Златоуста» и «Пчелы»), тщательно подбирались враждебные женщинам отзывы классических писателей, библейских книг (например, Притчи Соломона, гл. 31; Книга Сираха, гл. 25, 26) и святоотеческих сочинений. Вместе с аскетической литературой эти воззрения распространялись и на Западе.
Существует легенда, что на одном из средневековых соборов был даже поднят вопрос: человек ли женщина? Григорий Турский в своей «Historia francorum» («Истории франков») сообщает (книга VIII, глава 20), что один из участников собора задал вопрос о том, можно ли употреблять слово homo (лат. «человек») по отношению к женщине. Но этот вопрос носил скорее лингвистический, нежели богословский или антропологический характер: дело в том, что в формировавшихся тогда романских языках слово homo (homme, uomo) претерпевало семантическое сужение, приобретая в первую очередь значение «мужчина». На этот вопрос был дан положительный ответ. Отсюда, по-видимому, и проистекает распространённая легенда о том, что на Маконском соборе обсуждался вопрос о том, является ли женщина человеком. В обществе и даже в литературе и позже ещё встречалось противоположное мнение, например в латинском сочинении «Женщина не человек» (Франкфурт, 1690) и в немецкой книге «Любопытное доказательство, что женщина не принадлежит к человеческому роду» (Лейпциг, 1753).
Наряду с аскетическими воззрениями и церковной организацией, устранявшей женщину от активного участия в культе ( лат. in ecclesia mulier tacet ), были и другие влияния, неблагоприятно отразившиеся на судьбе женщины. В XI — XII столетиях окончательно сложилось представление о ведьме как о женщине, заключавшей союз с сатаной , и во имя его десятки тысяч женщин в течение столетий отправлялись на костёр (см. Колдовство ).
Под влиянием всех этих воззрений сложились средневековые домострои , сходные с русским. Таковы в итальянской литературе сочинения заточника в Бари XIII века ( «Dottrina о proverbi» ), Эгидия Колонны , архиепископа буржского ( «Il trattato de regimme principuum» , написанное для Филиппа Красивого ), ( «Reggimento delle donne» ); в литературе французской — «Совет отца сыну» XIII век, сочинение XIV век, «Парижский хозяин» XV век ( «Menagier de Paris» ).
С XI века в средневековом обществе, наряду с прежними влияниями, начинают проявляться новые течения, более благоприятные женщине. В городах накапливаются богатства, развивается утончённая жизнь с общественными празднествами и торжествами, в которых участие женщин становится необходимым. Цеха первоначально не устанавливали ограничений для женщин. По общему правилу, вдова мастера могла продолжать вести самостоятельное хозяйство; в некоторых цехах (например, ткачей) женщина вообще могла занимать место мастера, иметь подмастерьев, учеников и учениц. Скоро, однако, возникает стремление ограничить самостоятельную деятельность женщины в сфере промышленности. В XIII веке это уже было достигнуто в некоторых цехах Парижа ; к концу XVII века женщины были вытеснены из всех без исключения цехов.
Период внешнего блеска, не исключавшего, впрочем, семейного деспотизма, пережила средневековая женщина высших классов. Уже в X веке складывается на юге Франции, а затем распространяется по всей Западной Европе рыцарство с его культом Прекрасной Дамы и , в которых она председательствовала. Поклонение женщине, первоначально истекавшее из идеальных представлений («Парсифаль» Вольфрам фон Эшенбаха ), с течением времени приняло характер опоэтизированного материализма («Тристан» Готфрида Страсбургского ), затем превратилось в грубую чувственность, прикрытую лоском благородных форм ( Ульрих фон Лихтенштейн ) и, наконец, разрешилось тем упадком, какой господствовал в XIV и XV веках, когда женщина уже не председательствовала на празднествах и турнирах, а робко пряталась от света и своего одичавшего супруга.
|
Этот раздел нуждается в переработке.
|
В рыцарскую эпоху зародился во Франции и современный костюм женщины: с XII столетия почти везде в Западной Европе мешковатая туника , уцелевшая от римских времён, заменяется платьем , обрисовывающим формы женского бюста.
В рыцарских сочинениях о служении дамам выработались правила той услужливой вежливости по отношению к женщине, которая вновь ожила в XVI веке, а в XVII—XVIII столетиях выродилась в галантную манерность. Под влиянием рыцарства в некоторые средневековые домострои проникают две отличительные черты — совет обращаться c женой возможно мягче и признание за женщиной права заниматься чтением и даже наукой.
В средние века женщины вообще не уступали мужчинам в образовании. Уже в X веке, когда грамотность была распространена лишь среди духовных, славилась своей учёностью монахиня Гросвита . Многие произведения средневековых поэтов, например Вольфрама фон Эшенбаха , по безграмотности авторов писаны под их диктовку женщинами. Учёные женщины имели обыкновенно свои школы, в которые стекалось юношество обоих полов. Таковы были Гертруда в Нивелле, Бертилла в Шелле, Альдегонда в Мобеже, Элоиза в Параклете. Классической страной учёных женщин была Италия . Уже в XIII веке Биттизия Гоццадини читала в Болонском университете лекции римского права . В XIV веке Новелла д'Андреа (ум. в 1366 г.), преподававшая каноническое право то в Падуе , то в Болонье, была прозвана «зеркалом и ярким светильником юриспруденции». На рубеже XIV и XV веков Доротея Букка унаследовала от отца своего кафедру нравственной философии и практической медицины.
В эпоху Возрождения женщины принимали в Италии деятельное и самостоятельное участие в изучении древней литературы (например, мать Лоренцо Медичи , , принцесса ). В Англии замечательные своей учёностью женщины появляются с XVI века (например, леди Грей и мать Бэкона, славившаяся и как лингвист , и как теолог ). В Голландии дочь американского врача Ван ден Енда занималась в начале XVII века преподаванием латинского языка; у неё, между прочим, учился Спиноза . Во Франции учёных женщин было множество. Заметный след оставила в литературе Дасье ; Эмилия де Бретейль (1706—1749) перевела на французский язык сочинения Лейбница и Ньютона и снабдила их замечаниями и введениями, которые Вольтер называл образцовыми произведениями ума и красноречия. Астроному Лаланду помогали в его трудах его жена и мадам Дюпьери, обе самостоятельно занимавшиеся астрономическими исследованиями. В 1792 году девица Лезардьер издала «Теорию политических законов французской монархии», которой Варнкёниг , в своей истории французского права, приписывает весьма важное значение. С XVII века пробуждается научная деятельность женщин и в Германии ( Анна Шурман , Мария Кирх и многие другие); в области же поэзии женщины стали подвизаться в Германии ещё с XII столетия, и к 1715 году немецкая литература насчитывала не менее 111 поэтесс. Таким образом научная и литературная деятельность женщин в Западной Европе, можно сказать, никогда не прерывалась.
Тем не менее в обществе и даже в учёных сферах продолжали господствовать те же воззрения на женщину, какие выразились в средневековых домостроях. Сочинение бельгийского пастора картезианца де ла Барра: «De l'égalité des deux sexes» (1673), утверждавшее, что мужчины и женщины равны, что анатомия не знает никакого различия в строении мозга обоих полов, и требовавшее полного равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни, — такое сочинение было в своё время и даже целое столетие спустя совершенно единственным в своём роде. Когда в 1722 году графиня стала домогаться в Болонье степени доктора прав и блестяще выдержала предложенный ей публичный диспут, то это вызвало целую бурю протестов. Вслед за тем появились в Болонье женщины-профессора, слава о которых гремела по всей Италии: Лаура Басси (1711—1778), более 25 лет преподававшая физику, и Анна Моранди (1716—1774), читавшая анатомию (обе — женщины замужние), Гаэтана Аньези (1718—1798), которая на публичном диспуте 1738 года в числе 191 философского тезиса защищала и способность женщины к наукам, а впоследствии на всю Европу прославилась своим учебником по математике ( «Instituzioné analitiche» , 1748), отклонила кафедру, предложенную ей в 1750 году Болонским университетом, и всецело предалась делу благотворительности.
Уже около середины XVI столетия поэтесса Луиза Лабэ основала в Лионе первый литературный салон. В XVIII веке влияние этих салонов достигает своего апогея (г-жи Жоффрен, Дюдеффан, Эспинас и др.). Вскоре салоны приобрели и политическое значение: в первые годы революции важнейшие меры подготовлялись в салонах мадам де Сталь и Ролан. Влиятельные литературные салоны существовали в XVIII веке и в Англии, Италии, Швеции, Германии; в Германии в этом отношении первое место принадлежало .
В XVIII веке требование свободы чувства переплелось с воззваниями о возвращении к природе и перешло в доктрину о безграничной половой свободе (в «Recherches philosophiques sur le droit de la propriété et le vol» Бриссо де Варвиля ), а вера во всепреобразующую силу разума возбуждала надежды на коренное преобразование положения женщин (сочинения Марии Годвин ). Во время французской революции были сделаны и практические попытки к достижению женской равноправности, защитниками которой выступили Кондорсе и Сиейс ; но конвент в 1792 году решительно высказался против неё. В XIX столетии проповедь свободы чувства вновь поднята была сенсимонистами ; возник так называемый «женский вопрос».
В настоящее время во многих западных странах (преимущественно, в странах Европы , а также в США ) наблюдается тенденция уравнивания в правах женщины и мужчины. Перемены, произошедшие в отношении к женщине в XX веке на Западе, наиболее ярко характеризуются такими процессами, как сексуальная революция и активизация феминизма (исторически сложившееся общее название для различных политических и общественных движений, деятельность которых направлена на борьбу с мужским сексизмом ).
В древнеславянском обществе быт женщин на той ступени человеческого развития мало отличался от быта мужчин. История сохранила нам предания о борьбе мужчин и женщин, о войнах из-за женщин (см. Богемская война женщин ), — они говорят о значительном участии и свободе женщин в заключении брачных отношений (таково умыкание у древнего русского летописца и у Козьмы Пражского ), о полной свободе брачных отношений, не стесняемых даже родством ( радимичи и вятичи русского летописца). Древние русские былины знают лучших стрелков из женщин (жена Дуная), полениц , ничем не уступающих богатырям. Вещие жёны (ведуньи) имели большое влияние на жизнь племени; они управляли страной как мудрые правители: ( Либуше , Ольга , Ванда ).
В России, в историческую эпоху до конца XVII столетия, не встречается указаний на участие женщин в общественных делах. Исключительное значение Марфы Посадницы обуславливалось отчасти положением её как вдовы и богатой вотчинницы, отчасти особенностями новгородской жизни. Первоначальная простота языческого быта не допускала строго-замкнутого терема . После принятия христианства представители церкви вступили в систематическую и ожесточённую борьбу с народными играми и увеселениями, которые составляли неотъёмлемую принадлежность языческого быта и были доступны лицам обоего пола.
Вместе с аскетической проповедью проникали в Россию воззрения на женщину как на источник всякого зла. Ещё в XII веке архиепископ Нифонт , по поводу одного вопроса Кирика , с недоумением спрашивает: «разве женщина погана?»; но различные сборники византийского происхождения с их статьями о женской злобе скоро нашли усердных читателей и ревностных подражателей, оставивших целый ряд отдельных сказаний: «О мужеском и женском полах», « О злых жёнах » и прочие.
К концу XVII века в литературе окончательно сложился образ «злой жены». Появилась и специальная «Книга о злонравных женах, или Беседы отца с сыном, избранная из разных писаний, богомудрых отцов и мудрых философов». Жена здесь рисуется как льстивая, лукавая, колдунья, львица, змия, ехидна, прокудливая (проказливая) и аспид .
Расцветом теремной жизни женщины со всеми его отрицательными сторонами были XVI—XVII столетия. Ещё в XV веке женщины высших классов позволяли себе иногда появляться при приёме послов, на общих обедах и в других торжественных случаях. Но уже в начале XVI века женщина, по словам Герберштейна , считалась честной лишь тогда, когда жила дома, взаперти.
В доме отделение для женщин помещалось сзади, и ключи от него находились у хозяина. Обычай ни под каким условием не допускал, чтобы мужчины проникали в женское отделение дома. По правилам русского « Домостроя », жена не могла ни выйти к гостям, ни принять гостей без согласия мужа. Жена, по «Домострою», не имеет другого значения, кроме распорядительницы в хозяйстве и занятиях прислуги; она во всем должна давать ответ мужу, который, увидя у жены что не в порядке, «должен уметь её наказать с рассуждением». О необходимости мягких отношений к жене в нашем «Домострое» вовсе не говорится; в нём, напротив, муж постоянно является грозой. Во время сговора, отец, ударив слегка дочь новой плетью, передавал последнюю жениху, заявляя этим, что он передаёт ему свою власть. Высшие добродетели жены, по «Домострою», — молчание и . Жена должна заботиться о спасении души и стараться угодить Богу и мужу; его воля для неё закон.
Однообразная и вялая жизнь терема не могла изгладить в женщинах мирских желаний и стремлений. В Москве, как и на Востоке, затворничество женщины развило в ней наклонность к роскоши . В русском тереме достигли значительного совершенства разные виды рукоделия и вышивания . Боярские дома соперничали своими работами из дорогих материй, унизанными жемчугом и другими драгоценными камнями.
Женская одежда, по своему покрою, по возможности приближалась к монашеской . Талия вовсе не допускалась; гладкое верхнее платье ни единой складкой не должно было обнаруживать форм стана, хотя и могло отличаться самою вычурной отделкой. Фата из тонкого полотна или батиста , вышитая или усаженная жемчугом, служила покрывалом и дополняла костюм русских женщин.
Из Византии, а также с Востока проникли в Россию и другие принадлежности туалета допетровской женщины, в особенности белила и румяна , употребление которых в XVII веке было как бы обязательно и крайне возмущало иностранных путешественников, которые вообще хвалят красоту русских женщин. По словам Петрея , русские женщины красили разными красками — белой, красной, синей и тёмной — не только лицо , но и глаза, шею, руки; чёрные ресницы делали белыми, и наоборот. Признаками красоты в XVI—XVII веках считались белое лицо и красные щёки, тонкие пальцы и большая нога, но в особенности толстый стан.
При полной обособленности женщины, раздвоение в семье было естественным явлением, а в обществе царила грубость нравов: любимыми удовольствиями мужчин были медвежьи травли , кулачные бои и потехи шутов . Браки заключались, как говорит одна песня, «по божьему повеленью, по царскому уложенью, по господскому приказанью, по мирскому приговору». Жених и невеста не могли видеть друг друга до самого брачного обряда, а потому должны были сноситься через свах. При этом нередки были обманы («нигде нет такого обманства на девки, как в Московском государстве», — сравнивая с нравами тогдашней Западной Европы, замечает Котошихин ); вместо одной дочери показывали другую или служанку, малых ростом ставили на подставки и т. п. Понятно, чем оканчивались подобные браки: монастырь был для них ещё лучшим исходом.
Вступая в брак по родительской воле, женщина редко находила удовлетворение в семейной жизни. В лучшем случае она увлекалась аскетическими идеалами, как, например, Юлиания Лазаревская , или становилась непреклонной хранительницей старины и внешней обрядности, вроде боярыни Морозовой , сподвижницы Аввакума . Но к религиозно-аскетическим подвигам женщины общество не относилось с таким же почитанием, как к подвигам мужчины. В древнерусской литературе весьма мало житий, посвящённых женщинам, а канонизации удостоилось всего 6 женщин, притом — княжеского рода.
Чаще женщина искала удовлетворения в ином. Уже автору «Домостроя» был известен тип сводниц («потворенные бабы»), устраивавших свидания молодых жен с чужими мужьями. Олеарий (1633—1636) говорит, что в теремах русские жёны очень часто предаются пьянству или заводят сношения с посторонними мужчинами. По словам Котошихина, отрава была тогда обыкновенным средством и у мужей, и у жён, чтобы избавиться друг от друга. Жены, с такой же целью, часто обвиняли мужей в посягательстве на жизнь государя. Уже Котошихин видел главные причины семейных беспорядков и грубости нравов в тереме, в безграничной опеке и умственном невежестве женщин.
Такой ревнитель старины, как патриарх Адриан , понимал весь вред старой системы брачных отношений; в 1693 году он запретил духовенству венчать насильные браки. 1 марта 1698 года секретарь цесарского посольства Корб в своём дневнике отметил, что в этот день произошла перемена в жизни русской женщины: по случаю отпуска бранденбургского посла, в Лефортовском дворце был обед и танцы, причём царевич Алексей, с тёткой своей, царевной Наталией, смотрели на них из соседней комнаты, окружённые знатнейшими дамами.
С января 1700 года идёт ряд распоряжений, чтобы женщины всех сословий, не исключая и духовного, носили немецкое платье . Указом 1702 года был установлен обряд обручения за шесть недель до венчания, и таким образом жениху и невесте дана была возможность ознакомиться друг с другом, а в случае надобности — и разойтись. Вскоре начались ассамблеи , положившие конец разделению полов. Ряд женских царствований окончательно закрепил освобождение женщины от терема.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Женщины стали играть видную роль во всех дворцовых интригах и заговорах, которыми так богат русский XVIII век . Этот же век был веком крайней нравственной распущенности во всех слоях русского общества. Падение нравов многие стали, с лёгкой руки князя Щербатова , объяснять реформой Петра ; но на самом деле тогда только вышли наружу факты о делах, которые раньше совершались за неприступной стеной терема. Новая точка зрения на женщину всего лучше выразилась в «Завещании» Татищева , которое справедливо называют «Домостроем XVIII века». «Помни, — писал он сыну, — что жена тебе не раба, но товарищ, помощница». Впрочем, он делает оговорку: «храниться надлежит, чтобы у жены не быть под властью».
В древнерусской письменности нет литературных памятников, оставленных женщинами; но в народном песенном творчестве, особенно в создании женских песен (свадебные и другие), женщины принимали большое, никогда не прекращавшееся участие.
От первой половины XVII века до нас дошло имя Марии Чурай , которая складывала малорусские песни; между прочим, ей приписывают, хотя и без определённых оснований, песни: «Виют витры, виют буйны» и «Ой, не ходи, Грицю, на вечерници». В первой половине XVIII века крестьянка Кузнецова-Горбунова (впоследствии графиня Шереметева) сложила известную песню: «Вечор поздно из лесочку я коров домой гнала».
Гильфердинг наряду со сказителями былин встречал и сказительниц; Елпидифор Васильевич Барсов ознакомил литературный мир с любопытным типом вопленницы . Если «сказительницы» перепевают только старые песни, то «вопленницы» являются создательницами новых песен, в стародавней форме народной поэзии, но применительно к новым обстоятельствам жизни ( ). В конце 1880-х годов исследователи встречали импровизаторшу народных песен в Смоленской губернии.
Что касается письменной литературы, то допетровская женщина не участвовала в ней по отсутствию образования. В XVI веке даже такая выдающаяся женщина, как Иулиания Лазаревская , была безграмотна и основания веры и нравственно-христианских подвигов восприняла устным путём.
В конце XVI и в начале XVII вв. книжной женщиной является дочь Бориса Годунова , злополучная Ксения , а в XVII в. — сестра Алексея Михайловича , Татьяна Михайловна , затем дочери его, особенно царевны Софья и Татьяна, в терем которых имели доступ и Симеон Полоцкий , знакомый с польской образованностью, и Сильвестр Медведев , знаток византийской литературы; царевне Наталье приписывают несколько театральных пьес.
Действительное участие женщин в русской литературе впервые выразилось в полународных-полукнижных стихотворениях и песнях царевны Елизаветы Петровны , впоследствии императрицы.
Около 1740 года Бобрищева-Пушкина, в замужестве княгиня Голицына, переводила на русский язык театральные пьесы для домашнего театра в Ярославле. Ко времени царствования Елизаветы Петровны относится появление Сумароковой-Княжниной (1746—1797), Херасковой и Ржевской , начавших свою литературную деятельность в 1759 и 1760 гг.
Расцвет литературной деятельности русских женщин XVIII в. относится к царствованию Екатерины II , когда число их возросло до 70. Почти все они принадлежали к высшему обществу. Выступление их на литературное поприще совершалось довольно робко, кое-где они встречали поощрение, но большей частью, даже среди выдающихся людей того времени ( Державин , Майков ) — одно лишь ироническое отношение. Одна из первых русских писательниц Екатерина Княжнина считала необходимым говорить о своих чувствах не иначе как от лица мужчины (аналогичное явление замечалось и в немецкой литературе того времени). Одни из писательниц XVIII века примыкали к Хераскову : ( Ржевская , Александра Хвостова , княжны Екатерина Урусова , ), другие — к Новикову : ( Сушкова , Е. И. Титова , Свиньина ).
Екатерина II и Дашкова участвовали в сатирических журналах. В 1790-х годах большая часть писательниц ( , княжна Щербатова ) находились в сношениях с издателями московских журналов — Подшиваловым , Сохацким и Карамзиным . Карамзин, в своём « Московском журнале », всячески поощрял литературную деятельность женщин как облагораживающую нравы, содействующую распространению образованности, вежливости, утончённости вкусов.
Традиции Карамзина по отношению к женщинам-литераторам продолжали издатели журналов, предназначенных специально для женщин, — Макаров в « » (1805), Остолопов в « », « » (Москва, 1804), позднее князь Шаликов в « Аглае » (М., 1808) и « Дамском журнале » (1823—1833). В первой четверти XIX столетия достаточно было появиться под литературным произведением женской подписи, чтобы все рецензенты сочли своим долгом отнестись к нему с галантной снисходительностью. Только Полевой относился серьёзнее к женщинам, как к писательницам, так и к читательницам.
Литературные салоны появились, в начале XIX века, в Рязани — у княгини Е. А. Волконской , в Петербурге — у А. П. Хвостовой , где великосветские авторы в 1806 году читали свои сочинения. В 1820-х годах было в Петербурге несколько литературных салонов (например, у С. Д. Пономарёвой ); позднее в Москве славился салон Елагиной .
Много занимались журналы в начале XIX столетия вопросом о женском образовании , в котором, впрочем, выдвигали исключительно эстетическую сторону. Московский университет , устраивая публичные лекции, приглашал на них как любителей, так и любительниц. В 1823 году было даже 10 дам, из общего числа 30 слушателей, на лекциях академика Шерера , который читал на немецком языке курсы «физико-химический и минералогический», а «физико-химический, с технологическим применением» — на русском; эти лекции были платные — по 100 рублей за полный курс. Но в общем образование женщин было тогда невысокое; учёных женщин и совсем не было ( А. А. Турчанинова , занимавшаяся математикой, знавшая языки латинский и греческий, представляла тогда диковинку).
Образование женщин носило характер французско-салонный. Знание русского языка и русской литературы получают распространение среди женщин лишь с появлением Пушкина и Грибоедова .
В 1830—1850-х годах выступили на поприще беллетристики весьма даровитые писательницы ( Е. А. Ган , Ю. В. Жадовская , графиня Растопчина , Марко Вовчок , Хвощинская-Зайончковская , графиня Сальяс-Турнемир и другие). Позже в других областях литературы и науки заявили себя Брюллова , Конради , Цебрикова , Белозерская , Евреинова , Ефименко , Лихачёва , Щепкина и другие, особенно же Ковалевская , первая женщина-профессор в России. Всего к началу XX века, положившему начало окончательной эмансипации женщин , в русской литературе насчитывалось около 1300 писательниц; из них 73 писали исключительно на иностранных языках.
В христианстве в Первом послании коринфянам апостола Павла предписано молчание женщин в церкви и обосновано повелением подчинения в ветхозаветнем законе( 1Кор. ) . Традиционно комментаторы это относят к подчинению жены мужу . Однако, у текста существуют разные толкования. К примеру, Жан Кальвин на основе этого текста выступал против любого управления женщин в обществе . В современном христианстве, помимо традиционной трактовки, часть комментаторов рассматривают этот текст как относительное установление, связанное с обычаями того времени , а не как универсальное правило .
О повиновении жены мужу также говорится в Посланиях Ефесянам ( Еф. ), где муж называется главой жены, и Колосянам ( Кол. , ) ( авторство апостола Павла этих книг оспаривается многими исследователями ). Вместе с этим указано, что мужья должны любить своих жен, уподобляясь Иисусу Христу. В традиционных трактовках отцы церкви подчеркивали, что жена не является рабыней. Так, Иоанн Златоуст указывал, что мужья должны расположить жен любовью и самопожертвованием . Современные комментаторы расходятся в отношении этих текстов. Некоторые консервативные протестантские авторы используют их для осуждения современных концепций эгалитаризма и феминизма , так как, по их мнению, Бог установил социальную иерархию . Ряд комментаторов пересматривают толкования. Так, папа римский Иоанн Павел II рассматривал этот текст как изложенный в соответствии культуре времени жизни автора, но смысл текста, по его учению, состоит в том, что любовь требует взаимного подчинения мужа и жены .
В Послании Галатам содержится утверждение о том, что в церкви «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» ( Гал. ). Традиционное понимание этих слов связывается с равенством всех людей, в том числе разных полов, перед Богом. По мнению комментаторов, положение женщин в христианстве меняется в лучшую сторону в сравнении с дохристианским миром и иудаизмом . Некоторые современные авторы называют эти слова апостола Павла «великой хартией христианского феминизма» . Вместе с тем, по мнению более консервативных комментаторов, равенство перед Богом не стирает различий в обществе, церкви и семье, и мужчинам должно принадлежать первенство в семейной и церковной жизни .
В Ветхом Завете усматривается высокое значение матери и глубокое уважение к ней. Почтение детей к матери должно быть не меньше, чем почтение к отцу, непочтение к матери иногда сопровождалось даже особенно тяжкими последствиями. Известна также немаловажная роль женщин в распространении христианства. Многие женщины почитаются как святые в Православной и Католической церквях. Четыре святые женщины в католичестве ( Екатерина Сиенская , Тереза Авильская , Тереза из Лизье , Хильдегарда Бингенская ) в современное время были провозглашены Учителями Церкви . Традиционно женщина не может быть рукоположена в сан священника, однако в настоящее время это правило во многих протестантских церквях пересмотрено.
Шариат предусматривает значительные различия ролей мужчины и женщины в области прав и обязанностей. В арабском мире женщина должна слушаться мужа и имеет меньше прав, чем мужчина. Иногда её статус опускается практически до положения раба [ уточнить ] . Женщина находится на попечении мужа, а в случае развода ей достаётся махр .
Существует движение за уравнение мусульман и мусульманок в правах — исламский феминизм .
Исторически женщины были, а в некоторых странах остаются ущемлены в гражданских правах по сравнению с мужчинами — например, лишены избирательных прав . Почти во всём мире женщины непропорционально представлены в органах власти. Например, в США женщин больше мужчин, однако в конгрессе 109-го созыва женщин было лишь 82 человека, в частности женщины- сенаторы — 14 человек (14 % от общего количества), а среди членов палаты представителей женщины составляли 68 человек (15,6 %) . Хотя в течение двух столетий проводились реформы по улучшению прав женщин, процент участия женщин в парламентах мира до сих пор мал по сравнению с мужчинами. Более того, если в Руанде и в Южной Африке приняли квоты для улучшения степени участия женщин в парламентах, то, после распада СССР, эти квотовые системы были аннулированы в постсоветских странах, что привело к низким показателям женского представительства в этом регионе по сравнению с европейской .
Существует также трудовая дискриминация женщин. Она может выражаться в вертикальной сегрегации (так называемый « стеклянный потолок », когда женщинам создают препятствия для карьерного роста), горизонтальной сегрегации (формальное или неформальное лишение доступа к определённым высокооплачиваемым профессиям и профессиональным сферам), более низкой оплате труда женщин по сравнению с мужчинами. Сегодня гендерный разрыв в заработной плате присутствует на рынках труда во всех странах, и в среднем по всему миру женщины зарабатывают на 24 % меньше, чем мужчины . Однако в пересчёте на оплату равного труда, а не среднюю зарплату различие в заработке существенно снижается и составляет 15-18 % .
На 2013 год две трети из 774 миллионов неграмотных взрослых во всём мире составляли женщины. Большинство детей и подростков, которые не посещали школу — девочки .
Во все времена женщина выступала как в качестве источника вдохновения , так и в роли объекта для запечатления в изобразительных искусствах. Некоторые всемирно известные произведения искусства, изображающие женщину и/или посвящённые женщине:
Живопись | « Мона Лиза » Леонардо да Винчи , « Рождение Венеры » Сандро Боттичелли |
Кинематограф | « И Бог создал женщину » Роже Вадима |
Литература | « Укрощение строптивой » Уильяма Шекспира |
Музыка | « Лунная соната » и « К Элизе » Людвига ван Бетховена |
Скульптура | « Венера Милосская » Агесандра из Антиохии |
Дни почитания женщины существовали ещё в Древнем Риме , женщины получали в этот день от своих мужей подарки и были окружены вниманием и заботой.
В современном мире также существуют праздники, так или иначе связанные с женщиной, большинство из них были предложены Организацией Объединённых Наций , но некоторые праздники, как, например, Международный женский день , возникли в результате борьбы за права женщин или посвящены защите прав женщины.
Существуют следующие женские праздники :
|
В статье есть список
источников
, но
не хватает
сносок
.
|