Interested Article - Иман

Ислам
Столпы ислама
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал Категория

Има́н ( араб. إيمان ‎ [Ӣма̄н] — букв. « вера ») — вера в истинность ислама ; вера в Аллаха , ангелов , Священные Писания , пророков , Судный день , в воздаяние за добро и зло .

Понятие

Понятие имана является одним из ключевых и спорных в исламе. Термин иман в значении веры употребляется в Коране более сорока раз. Из-за неопределенности Корана в этом вопросе, начиная с VIII в. понятие «вера» стало предметом дискуссий и расхождений между различными богословскими и религиозно-правовыми школами ( мазхабами ). Основные споры шли вокруг сущности «веры» и её составных элементов.

Исламские богословы выделяли три основных элемента имана:

  • словесное признание (кауль) истинности Аллаха, его священных Писаний и посланников ( расуль );
  • внутреннее согласие, осознание сердцем истинности Всевышнего Аллаха;
  • добрые дела, исполнение предписаний ислама и религиозных обязанностей .

Так, мурджииты сводили веру к словесному признанию, отодвигая на второй план действия человека. В противоположность им, хариджиты рассматривали веру как исполнение всех религиозных обязанностей. Мутазилиты ( Абдул-Джаббар ) ставили знак равенства между верой (иман) и религией ( дин ). Они выдвигали на первый план послушание (таат) религиозному закону и рассматривали действия человека как доказательства веры .

Ханбалиты ( Ахмад ибн Ханбал ) толковали веру как словесное признание истинности Аллаха, добрые дела, следование сунне пророка Мухаммада, и добродетельные намерения ( ният ). Большинство традиционалистов ( асхаб аль-хадис ) признавали все три элемента веры. Имам Абуль-Хасан аль-Ашари также признавал три элемента, однако он рассматривал осознание сердцем истинности Аллаха как «корень» (асль) веры, а словесное исповедание и действия в соответствии с сунной — как её «ветви» (фуру). Традиционалисты включали в число «ветвей» все акты повиновения (джами ат-таат), обязательные и добровольные, избежание грехов , причинения страданий и т. д.

Признание сердцем истинности Аллаха толковалось традиционалистами как вера в Писания Аллаха , его ангелов и посланников , в предопределение и божественные атрибуты , в Судный день и лицезрение Аллаха .

Современные суннитские и близкие к ним имамитские богословы подразделяют веру на три вида:

  • вера на основе традиции;
  • вера на основе знания;
  • вера как внутренняя убежденность .

Исмаилиты делят веру на «внешнюю» ( ) — словесное признание и «внутреннюю» ( батин ) — убежденность в сердце .

Уменьшение и увеличение веры

В зависимости от понимания сущности веры мусульманские богословы и правоведы ( факихи ) по-разному решали вопрос о степени веры и возможности её увеличения или уменьшения. Так, например, мутазилиты признавали все виды повиновения частью веры или самой верой и в соответствии с этим допускали её увеличение или уменьшение. Мурджииты и каррамиты , сводя веру только к словесному признанию, отстаивали неизменность веры и равенство всех в вере .

Столпы имана

Согласно хадису Джибриля , иман состоит из шести столпов:

См. также

Примечания

  1. , с. 100.
  2. Об увеличении веры неоднократно говорится в Коране ( ; ; и т. д.).
  3. , . Хадис о Джабраиле // Мировоззрение ислама. — М. : Ладомир, 2014. — С. 52—57. — 640 с.

Литература

Источник —

Same as Иман