Interested Article - Курайшиты
- 2020-05-28
- 2
Курайши́ты (курейшиты, араб. قريش [qʊrajʃ] ) — правящий клан (племя) древней Мекки , хранители Каабы . Из них происходят пророк Мухаммед , все праведные халифы , род Омейядов и подавляющее большинство ключевых деятелей раннего ислама.
Название
Единого мнения относительно происхождения названия курайшитов в историографии нет. По одной из версий это уменьшительная форма слова кирш (акула) . Исламский учёный IX века Хишам ибн аль-Калби утверждал об отсутствии одноимённого основателя курайшитов, полагая, что название произошло от арабского слова تقرش (такарруш) означающего «собрание вместе» или «ассоциация» . Курайшиты получили своё название, когда Кусай ибн Килаб, потомок Фихра ибн Малика в шестом поколении, собрал своих родственников и взял под свой контроль Каабу. До этого потомки Фихра жили разрозненными кочевыми группами среди своих родственников . Большинство соплеменников курайшитов обозначались их конкретным кланом, а не племенем. Позже, особенно после XIII века, претенденты на происхождение от курайшитов использовали нисбу « Кураши » .
История
Родоначальником курайшитов был , полная генеалогия которого, согласно традиционным арабским источникам, была следующей: Фихр ибн Малик ибн аль-Надр ибн Кина́на ибн Хуза́йма ибн Му́дрика ибн Илья́с ибн Муда́р ибн Низа́р ибн Маа́дд ибн Адна́н .
При Кусае ибн Килабе (ум. в 480 г.), потомке Фихра в седьмом колене, к 440—550 годам курайшиты полностью овладели Меккой и храмом Кааба, также установили контроль над значительными районами Хиджаза . За своё богатство и влияние Кусая называли «князем курайшитов», хотя формально он был шейхом . Среди потомков Кусая наиболее известен его внук Хашим (ум. в Газе ), который, как и Кусай, являлся главой Мекки, и при нём продовольственные связи Мекки расширились (зимой караван отправлялся в Йемен , а летом в Сирию ).
После смерти Хашима главой племени стал его сын Шейба по прозвищу Абд аль-Мутталиб , с именем которого связана легенда о восстановлении колодца Замзам , засыпанного в древности .
В этот период курайшиты не препятствовали установлению идолов чужих богов в Каабе и стремились ещё больше усилить роль своего храма и своего города как религиозного центра большей части Аравии .
После правления Мухаммеда и его преемников из числа курайшитов в исламской умме существовало представление о том, что правителем может быть только курайшитский имам: так, хадис Мухаммеда о том, что подданным следует повиноваться, «даже если вашим правителем сделают эфиопа , голова которого подобна изюмине », трактовался лишь как выражение «безобразности внешности и отталкивающего облика» правителя .
Основные генеалогические линии курайшитов
Литература
- M.J. Kister: «Mecca and the tribes of Arabia: Some notes on their relations» in M. Sharon (ed.): Studies in Islamic History and Civilization in honour of David Ayalon. Leiden 1986. стр. 33-57.
- F.E. Peters: Muhammad and the origins of Islam . Albany 1994. стр. 16-21, 167—178.
- W. Montgomery Watt: Art. «Ḳuraysh» in Encyclopaedia of Islam . Second Edition. том V., стр.. 434—435.
- Алиев А. Курайшиты: Историко-генеалогический справочник. М., Ин-тут научной информации по общественным наукам РАН. 2014.
Примечания
- ↑ Watt 1986, p. 435
- Peters 1994, p. 14
- ↑ Watt 1986, p. 434
- Сахих аль-Бухари ,
Ссылки
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|
- 2020-05-28
- 2