Interested Article - Аксумское царство
- 2021-08-11
- 1
Аксум , или Аксумское царство ( геэз መንግስቲ ኣኽሱም ), — древнеэфиопское государство, существовавшее с I по X век на территории современных Эфиопии , Эритреи , Судана , Йемена и южной части Саудовской Аравии . Столицей был город Аксум . Аксумское царство, вероятно, было основано в начале I века как преемник царства Даамат , существовавшего ранее на том месте . Доаксумская культура развивалась частично под влиянием Южной Аравии , это видно по использованию аксумитами древней южноаравийской письменности и практики древней семитской религии . Однако письменность языка геэз вошла в обиход к IV веку, и поскольку государство стало крупной державой на торговом пути между Римом и Индией , оно вошло в греко-римскую культурную сферу и начало использовать греческий язык в качестве лингва-франка . Этот фактор также сильно повлиял на царство Аксум при принятии христианства в качестве государственной религии в середине IV века .
Характер экономики Аксума определяют как рабовладельческий или феодальный . Городов в Аксумском царстве было немного — упоминаются всего четыре центра городского типа: одноимённая столица Аксум, важный рынок слоновой кости Колоэ ( Кохайто ?), остающаяся нелокализованной Маста и портовый Адулис на побережье Эритреи , ставший перевалочным пунктом на торговом пути из Египта в Индию и Ланку , а также к берегам Восточной Африки .
В Аксуме были распространены семитское язычество , иудаизм и христианство (в нехалкидонской традиции), ставшее государственной религией; при этом преобладание этих монотеистических религий не мешало существованию многожёнства . Местная языческая религия , в которой ключевое значение имел культ священной особы царя, господствовала в Аксуме в I —IV веках; при царе Эзане (ок. 325—360 гг.) государственной религией становится христианство (329 год считается датой основания миафизитской Эфиопской православной церкви , которая оставалась зависимой от египетской Коптской церкви вплоть до 1948 года).
Сооружение стел/обелисков с ритуальной целью было характерно для аксумитов ещё в дохристианские времена. После своей христианизации аксумиты прекратили строительство стел . Здесь был построен и древнейший из действующих христианских храмов Африки — Церковь Марии Сионской в Аксуме , в которой согласно преданиям хранится вывезенный Менеликом I (первым легендарным негусом Эфиопии, сыном израильского царя Соломона и царицы Савской ) ковчег Завета .
Известный религиозный деятель III века Мани считал это государство одной из четырёх великих держав древнего мира, наряду с Персией , Римом и Китаем . Начиная с правления Эндубиса , Аксум чеканил свои собственные монеты — первые, которые были отчеканены в Африке к югу от Сахары , — которые были раскопаны в таких местах, как Кесария Палестинская и южная Индия . Государство продолжало расширяться в период поздней античности , завоёвывая части царства Куш , от которого оно унаследовало греческий экзоним «Эфиопия» . Господство аксумитов в Красном море достигло кульминации во время правления Калеба Аксумского, который по просьбе римского императора Юстина I вторгся в Химьяр на территории современного Йемена, чтобы положить конец геноциду христианского населения, устроенному иудейским царём Зу Нувасом . С аннексией Химьяра Аксумское царство достигло наибольшего территориального размера. Однако эта территория была потеряна в ходе персидского вторжения .
Медленный упадок государства начался к VII веку, когда монета перестала чеканиться. Персидская, а позже мусульманская, деятельность в Красном море, направленная против аксумитов, привела к серьёзным экономическим проблемам для Аксумского царства, население самого города Аксум сократилось. Наряду со внутренними факторами, это считается одной из причин упадка. Последние три столетия Аксума считаются тёмными веками, и государство перестало существовать около 960 года . Несмотря на своё положение одной из ведущих империй поздней античности, царство Аксум ушло в безвестность, поскольку Эфиопия оставалась изолированной на протяжении всего Средневековья .
Исторический очерк
Первые сведения об Аксумском царстве относятся к I веку н. э. Оно упоминается в « Перипле Эритрейского моря » как важный источник слоновой кости, которую экспортировали по всему древнему миру. В нём говорится, что правителем Аксума в то время был Зоскалес , который, помимо управления государством, также контролировал земли у Красного моря : Адулис (близ Массауа ) и земли через высокогорья современной Эритреи. Упоминается также, что он был знаком с древнегреческой литературой.
Напротив Горного острова, на материке, в двадцати стадиях от берега, находится Адулис, довольно большая деревня, из которой за три дня можно добраться до Колоэ, внутреннего города и первого рынка по продаже слоновой кости. От этого места до города людей, называемых аксумитами, ещё пять дней пути; в это место всю слоновую кость привозят из страны за Нилом через район, называемый Циней, а оттуда в Адулис. Практически все убитые слоны и носороги обитают в местах, расположенных внутри страны, хотя в редких случаях на них охотятся на морском побережье даже вблизи Адулиса.
История
Истоки Аксума
Аксум не был первой цивилизацией на территории современных Эфиопии и Эритреи: задолго до него, ещё в VIII веке до н. э., уже существовало царство Даамат , которое процветало в районе между X и V веками до н. э., а до него согласно древнеегипетским источникам существовала ещё более древняя страна Пунт , располагавшаяся на территории Африканского Рога . На становление аксумской государственности и культуры также повлияли внешние факторы: сабейские колонии на африканском берегу (Наиболее значительным и длительным воздействием этих колонистов было создание системы письма и внедрение семитской речи — и то, и другое со временем, как видно из других исторических примеров значительно изменилось и трансформировалось ) и эллинистические влияния из Птолемеевского Египта , который вёл торговлю через эфиопский портовый город Адулис. Существуют некоторые лингвистические (хотя и не письменные) свидетельства того, что на семитских языках в Эритрее и Эфиопии говорили примерно с 2000 года до н. э. . Однако письменность геэз позже заменила эпиграфическую южноарабскую письменность в царстве Аксум.
Козьма Индикоплов скопировал грекоязычную надпись на спинке трона из Адулиса (Monumentum Adulitanum), в которой сообщается о подчинении власти Аксума многочисленных народов Африканского Рога, Нубии и юго-западной Аравии. Надпись может относиться ко времени царя Гадары, заключившего на рубеже II—III вв. союз с правителем Сабейского царства Алханом Нахфаном . На протяжении 70 лет Гадара и его преемник Азба (‘dbh) пытались вмешиваться в дела Южной Аравии.
Аксумское царство располагалось на важнейших торговых путях из Египта , Восточной Римской империи (Византии) , Сирии , Ирана , Ирака в Индию и Китай . Аксумиты вели торговлю рабами , золотом , слоновой костью , благовониями и ароматическими смолами, изумрудами , а также африканскими зверями и их шкурами.
Аксумская империя
В III—IV веках произошло возвышение Аксума. В IV веке при царе Эзане Аксум завоевал Куш (Нубию) и господствовал в Северо-Восточной Африке и Красноморье, соперничая с Византией. Под его властью находилась огромная территория вдоль побережья Красного моря и часть Йемена на Аравийском полуострове . Сохранилось большое количество надписей, сообщающих о покорении Эзаной народностей бега ( блеммиев ), агвезат (геэз), царане, чёрных и красных ноба (нубадов), а также, скорее всего, города Мероэ .
При Эзане в 333 году в его царстве было принято христианство как государственная религия, сделав Аксум, наряду с Великой Арменией и Римской империей, одним из первых христианизированных государств (об этом свидетельствует камень Эзаны ). В эфиопской церковной традиции христианизацию страны связывают с легендарными братьями-соправителями святыми Абрэхой (Калебом) и Элла-Ацбэхой, но более реальным претендентом на роль крестителя Аксума является Фрументий Аксумский — сириец из Тира по рождению и римский гражданин, ставший придворным рабом-секретарём при малолетнем Эзане и рукоположённый первым епископом Аксума.
Эфиопская православная церковь изначально была в каноническом единстве с Александрийским патриархатом , подчинённость которому предопределила принадлежность Эфиопской церкви к Древневосточным православным церквям . Глава эфиопской церкви и высшее духовенство — абуны (епископы) назначались александрийским патриархом и были, как правило, египтянами. Христианство распространялось в основном мирными методами и к VI веку утвердилось в качестве господствующей религии.
Хотя Византия стремилась подчинить Аксум своему влиянию путём проповеди там христианства греческого обряда, аксумиты создали собственную уникальную обрядовую традицию. После Халкидонского собора , с началом гонений против нехалкидонитов в Византии, в Аксум бежала группа монахов, ставшая известной как «Девять преподобных ». Деятельность этих монахов так же поспособствовала укреплению эфиопов в нехалкидонской богословской традиции .
В начале VI века Аксумское царство переживало второй «золотой век». Царь Аксума Калеб (Элла-Асбэха) (ок. 510—530 гг.) в 517 году вторгся в Химьяр , иудейскую страну в Йемене, перекрывшую пути аксумско-византийской и индо-византийской торговли в ответ на репрессии против иудеев в Константинополе. Эфиопы захватили Зафар , столицу Химьяра, но в 518 году химьяриты отвоевали столицу и перебили аксумский гарнизон, а также после осады разорили христианский город Наджран . Хотя тот поход оказался неудачным, в 525 году объединённые войска Аксумского царства и Византии (под командованием племянника византийского императора Юстина , будущего императора Юстиниана I ), разгромив армию химьярского царя Юсуфа Зу-Нуваса , положили конец существованию независимого Химьяритского царства .
С этого момента Химьяр, попав в зависимость от Аксума, управлялся ставленниками эфиопов: сначала убившим царя Зу-Нуваса простым воином Абрахой аль-Ашрамом , затем его сыновьями Йаксумом ибн Абрахатом и Масруком ибн Абрахатом . Абраха посылал дары Элла-Асбэхе и его преемнику , но проводил независимую политику; за время своего правления он совершил по крайней мере один дальний поход в Центральную Аравию, на Мекку в « год Слона » (570 год), но был остановлен эпидемией чумы и затянувшимися переговорами с курайшитами из Мекки (в которых принимал участие Абду-л-Мутталиб - дед пророка Мухамеда ). Однако в 577 году Йемен был завоёван у эфиопских наместников сасанидским шахом Хосровом I .
Упадок
О последующей истории Аксума известно мало. Из арабо-мусульманских источников известно, что Ан-наджаши (негус) аль-Асхам ибн Абджар (умер в 630 году), отождествляемый с Эллой Цахаму эфиопских «царских списков», укрыл в Аксуме под своим покровительством сотни ближайших сподвижников пророка Мухаммеда , спасавшихся от преследования мекканских язычников (так называемая « эфиопская хиджра » 615/616 года). Большинство из них вернулось в Аравию после хиджры Мухаммеда в Ясриб (Медину) в 622 году, сохранив добрую память об Аксумском царстве как «области мира» и терпимости к мусульманам .
С VIII века начался период упадка, и в первой половине XI века Аксум распался. Изменения климата и течения Нила, истощение почв, торговая изоляция способствовали упадку эфиопской экономики. Около 960 года изгнанные из Аксума эфиопские евреи во главе с царицей Юдит (Гудит) сокрушили Аксумское государство , сжигая церкви и аксумскую литературу, а также истребляя представителей правящей династии. Об этом сообщается в « Истории александрийских патриархов », в письме царя эфиопов к христианскому царю Нубии. Эфиопские легенды рассказывают даже о временном господстве евреев над Северной Эфиопией после падения Аксумского царства .
Затем наступило возвышение династии Загве , основателем которой стал Мара Тэкле-Хайманот , которую сменила Соломонова династия , претендовавшая на происхождение от аксумских царей.
Экономика
Занимая часть территории нынешней Северной Эфиопии и Южной и Восточной Эритреи, Аксум был глубоко вовлечён в торговую сеть между Индией и Средиземноморьем (Рим, позднее Византия), экспортируя слоновую кость, панцирь черепахи, золото и изумруды, а также импортируя шёлк и специи. Выход Аксума как к Красному морю, так и к верхнему Нилу позволял его сильному флоту извлекать выгоду из торговли между различными африканскими (Нубия), арабскими (Йемен) и индийскими государствами.
Основными экспортными товарами Аксума были, как и следовало ожидать от государства в это время, сельскохозяйственные продукты. Во времена Аксумитов земля была гораздо более плодородной, чем теперь, и их основными посевами были такие злаки, как пшеница и ячмень. Жители Аксума разводили крупный рогатый скот, овец и верблюдов. Также они охотились на диких животных ради, например, слоновой кости и рога носорога. Они торговали с римскими торговцами, а также с египетскими и персидскими купцами. Империя также была богата месторождениями золота и железа. Эти металлы были ценны для торговли, но широко продавался и другой минерал — соль. Соль была в изобилии в Аксуме и торговалась довольно часто .
Она выиграла от серьёзной трансформации морской торговой системы, которая связывала Римскую империю и Индию. Это изменение произошло примерно в начале I века. Старая торговая система включала в себя прибрежное плавание и множество промежуточных портов. Красное море имело второстепенное значение для Персидского залива и сухопутных связей с Левантом . Начиная примерно с 100 года до н. э. был проложен маршрут из Египта в Индию, используя Красное море и муссонные ветры , чтобы пересечь Аравийское море непосредственно в Южную Индию. Примерно к 100 году н. э. объём перевозок, отправляемых по этому маршруту, затмил более старые маршруты. Спрос римлян на товары из Южной Индии резко возрос, что привело к увеличению числа крупных судов, плавающих по Красному морю из римского Египта в Аравийское море и Индию .
Аксумское царство было идеально расположено для того, чтобы воспользоваться новой торговой ситуацией. Адулис вскоре стал главным портом для экспорта африканских товаров, таких как слоновая кость, благовония, золото, рабы и экзотические животные. Чтобы поставлять такие товары, Аксумские цари работали над развитием и расширением внутренней торговой сети. Конкурирующей и гораздо более древней торговой сетью, которая охватывала тот же самый внутренний регион Африки, было царство Куш, которое долгое время снабжало Египет африканскими товарами через Нильский коридор. Однако к I веку Аксум получил контроль над территорией, ранее принадлежавшей кушитам. «Перипл Эритрейского моря» прямо описывает, как слоновая кость, собранная на кушитской территории, вывозилась через порт Адулис вместо того, чтобы быть доставленной в Мероэ, столицу Куша. В течение II и III веков Аксумское царство продолжало расширять свой контроль над южным бассейном Красного моря. Был проложен караванный путь в Египет, который полностью обошёл Нильский коридор. Аксуму удалось стать главным поставщиком африканских товаров в Римскую Империю, не в последнюю очередь благодаря преобразованной системе торговли в Индийском океане .
Исследования
Открытие британских археологов, раскопавших в 2015 году древние могилы Аксума, позволило исследователям заявить о том, что государство Аксум было создано на несколько веков раньше, чем считалось .
В 2019 году археологи в ходе раскопок в Эфиопии обнаружили затерянные руины города Аксумского царства, торговый и религиозный центр, расположенный между древним городом Аксум и Красным морем в регионе, называемом Йеха .
См. также
Примечания
- ↑ Phillipson, David W. . — Woodbridge : James Currey, 2012. — P. 48. — ISBN 978-1-84701-041-4 .
- Butzer, Karl W. (1981). . American Antiquity . Cambridge University Press. 46 (3): 471—495. doi : . JSTOR . S2CID . из оригинала 13 февраля 2021 . Дата обращения: 7 октября 2021 .
- Munro-Hay, Stuart. . — Edinburgh : Edinburgh University Press, 1991. — P. . — ISBN 0748601066 .
- Munro-Hay, Stuart. . — Edinburgh : Edinburgh University Press, 1991. — P. -62. — ISBN 0748601066 .
- Munro-Hay, Stuart. . — Edinburgh : Edinburgh University Press, 1991. — P. . — ISBN 0748601066 .
- ↑ Derat, Marie-Laure. Before the Solomonids: Crisis, Renaissance and the Emergence of the Zagwe Dynasty (Seventh–Thirteenth Centuries) // A Companion to Medieval Ethiopia and Eritrea. — Leiden : Brill, 2020. — P. 34. — ISBN 978-90-04-41958-2 .
- . Дата обращения: 24 августа 2014. 1 августа 2014 года.
- Raffaele, Paul. (англ.) // Smithsonian Magazine : magazine. — 2007. — December. 4 ноября 2011 года.
- Munro-Hay, Stuart. . — Edinburgh : Edinburgh University Press, 1991. — P. . — ISBN 0748601066 .
- Hahn, Wolfgang (2000). . Revue Numismatique . 6 (155): 281–311. doi : . из оригинала 7 октября 2021 . Дата обращения: 9 сентября 2021 .
- Munro-Hay, Stuart. . — Edinburgh : Edinburgh University Press, 1991. — P. -16. — ISBN 0748601066 .
- Munro-Hay, Stuart. . — Edinburgh : Edinburgh University Press, 1991. — P. . — ISBN 0748601066 .
- Fritsch, Emmanuel. The Medieval Ethiopian Orthodox Church and Its Liturgy // A Companion to Medieval Ethiopia and Eritrea / Emmanuel Fritsch, Habtemichael Kidane. — Leiden : Brill, 2020. — P. 169. — ISBN 978-90-04-41958-2 .
- . Fordham University Internet History Sourcebooks, chapters 4 and 5 . Дата обращения: 8 октября 2021. 9 октября 2014 года.
- George Hatke, “Africans in Arabia Felix: Aksumite Relations with Himyar in the Sixth Century” (PhD diss., Princeton University, 2011).
- Weninger, Stefan, "Ge'ez" in Encyclopaedia Aethiopica: D-Ha , p. 732.
- Stuart, Munro-Hay. . — Edinburgh : University Press, 1991. — P. . — ISBN 978-0-7486-0106-6 .
- . Дата обращения: 24 августа 2014. 1 августа 2014 года.
- . midrasha.net . Дата обращения: 20 апреля 2022. 20 апреля 2022 года.
- . Дата обращения: 24 августа 2014. 10 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 24 августа 2014. 19 ноября 2018 года.
- . Дата обращения: 24 августа 2014. 1 августа 2014 года.
- . Дата обращения: 6 января 2017. 7 января 2017 года.
- . Дата обращения: 14 марта 2020. Архивировано из 25 сентября 2020 года.
- . Дата обращения: 6 января 2017. Архивировано из 7 января 2017 года.
- The effect of the Indian Ocean trading system on the rise of Aksum is described in 14 января 2009 года. , by Stanley M. Burstein.
- Денис Передельский (2015-06-15). . Российская газета . из оригинала 16 июня 2015 . Дата обращения: 15 июня 2015 .
- от 25 декабря 2019 на Wayback Machine // Science Alert - Лента. Ру , 25 декабря 2019
Литература
- Бакстон Дэвид. Абиссинцы: Потомки царя Соломона. — М. : ЗАО « Центрполиграф », 2002. — 240 с. — (Загадки древних цивилизаций). — ISBN 5-227-01842-1 .
- Кобищанов Ю. М. / Институт Африки АН СССР . — М. : Наука , Главная редакция восточной литературы, 1966. — 296 с.
- Кобищанов Ю. М. Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире (VI — середина VII в.) / Институт Африки АН СССР ; Отв. ред. . — М. : Наука . Главная редакция восточной литературы, 1980. — 224 с. — 2500 экз.
Ссылки
- от 23 января 2013 на Wayback Machine (англ.)
- 2021-08-11
- 1