Interested Article - Лебон, Гюстав
- 2020-12-31
- 1
Гюста́в Лебо́н ( фр. Gustave Le Bon ; 7 мая 1841 , Ножан-ле-Ротру — 13 декабря 1931 , Марн-ла-Кокетт ) — французский социальный психолог и социолог . Известен своими исследованиями в области групповой психологии, так называемой «Психологии толпы». Лебон считал, что в группе человечность отдельного человека будет уничтожена, способность мыслить независимо будет утрачена, а «дух группы» заменит «дух отдельного человека».
Он наиболее известен своей книгой 1895 года « Психология народов и масс », которая считается основополагающей работой в области психологии толпы. Книга переведена почти на 20 языков.
Придерживался консервативных взглядов, критически относился к демократии и социализму.
Биография
Гюстав Лебон родился в бретонской семье. Его матери, Аннет Жозефин Эженик Тетио Десмарлине, было 26 лет, а его отцу, Жану-Мари Шарлю Лебону, провинциальному правительственному чиновнику — 41 год. Лебон прямой потомок Жана-Оде Карно. У деда Жана-Оде Карно есть брат Дени, который является прямым предком Сади Карно , пятого президента Третьей французской республики.
Когда Лебону было восемь лет, его отец занял новый пост во французском правительстве и увёз свою семью, включая младшего брата Лебона Жоржа, из Ножан-ле-Ротру, чтобы никогда больше не возвращаться в город.
В его родном городе есть улица, названная в его честь. Мало что известно о детстве Лебона, за исключением того, что он был обычным учеником средней школы в Туре, столице Эндра и Луары. Лебон изучал медицину в Парижском университете с 1860 года, а в 1866 году прошёл интернатуру в Больнице дю Гран-дю-Пале в Париже и получил докторскую степень. После этого он стал называть себя врачом, хотя никогда им не был. Во время учёбы в университете Лебон написал ряд диссертаций на медицинские темы, первая из которых была о болезнях обитателей болот. Позже он опубликовал серию статей о лоа-лоа и удушье. Лебон опубликовал свою первую книгу « Очевидная смерть и преждевременные погребения » (фр. La mort Apparee et Inhumations Prematurées , 1866).
Лебон получил степень бакалавра медицины в Парижском университете в 1866 году. Вместо того чтобы стать врачом после окончания учёбы, он решил начать свою писательскую карьеру. Лебон присоединился к французской армии в качестве офицера-медика после начала франко-прусской войны и стал свидетелем поражения французской армии и Парижской коммуны , сильно повлиявшего на мировоззрение Лебона. После этого Лебон начал много путешествовать по Европе, Азии и Северной Африке . Во время своих путешествий он изучал людей и цивилизации, постепенно развил эссенциалистский взгляд на человеческую природу и во время своих путешествий изобрел портативный прибор для измерения головы.
В 1890-х годах он обратился к психологии и социологии, опубликовал многие из своих наиболее успешных работ в этих областях. За это время он создал собственные теории психологии и социологии, провел ряд экспериментов в физике и опубликовал популярные книги по смежным исследовательским темам.
Философские идеи Лебона
Отождествлял массу с толпой, в которой индивиды теряют чувство ответственности и попадают во власть иррациональных чувств, так как ими управляет закон «духовного единства толпы».
Он выступал против всех форм социального равенства и революций, связывал достижения цивилизации с результатами деятельности элиты, личными интеллектуальными способностями и продуктивным творческим трудом личности.
Лебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры. Он полагал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей ими правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая [ первичный источник ] .
Стал известен тем, что пытался показать то общее, что имеется между положением вещей и закономерностями в психологии масс. Американский социолог Нейл Смелзер пишет, что «несмотря на критику, мысли Лебона представляют интерес. Он предсказал важную роль толпы в наше время», а также «охарактеризовал методы воздействия на толпу, которые в дальнейшем применяли лидеры наподобие Гитлера , например, использования упрощённых лозунгов» [ первичный источник ] .
Павел Николаевич Милюков рассказывает о философии Лебона в книге «Национальный вопрос», чтобы показать пример национального шовинизма : «В современной его форме учение национализма опирается на теорию графа Гобино о „неравенстве рас“, находит себе сильную поддержку в господствовавшем до последнего времени учении о наследственности А. Вейсмана <…> и свое талантливое выражение в произведениях Гюстава Лебона. Из тех же корней исходит распространенное учение германских „расистов“: учение о превосходстве белокурой и высокорослой „германской“ расы над всеми остальнымы» .
Основные работы
- « История арабской цивилизации » ( 1884 )
- « История цивилизаций Индии » ( 1887 )
- « Современная верховая езда » ( 1892 )
- « Психология народов и масс »
- « Психология воспитания » ( 1902 )
- « » ( 1908 )
- « » ( 1912 )
Книги «Психология народов» (Les Lois Psychologiques de l'Évolution des Peuples (1894)) и «Психология масс» (La Psychologie des Foules (1895)) в русском переводе часто объединяют в одну или путают друг с другом. Книга «Психология народов» посвящена расовой теории , книга «Психология масс» (в других переводах — « Психология толпы ») стала основой пиар-технологий и техник манипуляции массовым сознанием. Под заголовком « Психология народов и масс » может быть издан как перевод обеих книг вместе, так и перевод любой из двух книг по отдельности. В последнее время под этим заголовком чаще всего переиздают вторую книгу, «Психология масс». [ источник не указан 292 дня ]
По свидетельству Марии Гляссер , книга «Психология толпы» Лебона была среди тех, которыми чаще всего пользовался Ленин [ значимость факта? ] .
См. также
Примечания
- ↑ (нидерл.)
- (англ.) // Nature. — 1941-05-01. — Vol. 147 , iss. 3732 . — P. 573–573 . — ISSN . — doi : . 10 февраля 2023 года.
- ↑ Гюстав Лебон. Психология народов и масс. — М. : Академический проект , 2011. — 238 с. — ISBN 978-5-8291-1283-7 .
- Милюков, П. Н. . — Praha: Swobodnja Rossija, 1925. — С. 13. — 192 с.
- Милюков, П. Н. . — Praha: Swobodnja Rossija, 1925. — С. 14. — 192 с.
- Лепетухин, Николай Владимирович . от 10 января 2019 на Wayback Machine // автореферат диссертации по истории
- Бажанов Б. С. / Под ред. Л. М. Суриса. — М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. — С. 128. — 356 с. — ISBN 978-5-4475-8690-4 . 30 марта 2023 года.
Литература
- / Гофман А. Б. // Лас-Тунас — Ломонос [Электронный ресурс]. — 2010. — С. 97. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 17). — ISBN 978-5-85270-350-7 .
- Гюстав Лебон. Психология народов и масс. — М. : Академический проект , 2011. — 238 с. — ISBN 978-5-8291-1283-7 .
- Пьер-Андре Тагиефф . Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang doctrines racistes a la francaise. — М. : Ладомир , 2009. — 240 с. — ISBN 978-5-86218-473-0 .
- Лепетухин Н. В. Теории расизма в общественно-политической жизни Западной Европы второй половины XIX — начала XX веков: Ж.-А. Гобино, Г. Лебон, Х.-С. Чемберлен. — Иваново: ПресСто, 2013. — 148 с. — ISBN 978-5-905908-36-1 .
- Лепетухин Н. В. Жизнь и «психологии» доктора Гюстава Лебона // Вопросы истории естествознания и техники . 2016. Т. 37. № 4. С. 751—779.
- Marpeau B. G. Le Bon. Parcours d’un intellectuel. P., 2000.
- Rouvier C. Les idées politiques de G. Le Bon. P., 1986
- 2020-12-31
- 1