Interested Article - Джихад
- 2020-02-25
- 2
Джиха́д (от араб. الجهاد [ d ʒ ɪ ˈ h ɑ ː d ] — « усердие ») — понятие в исламе , означающее усердие на пути Аллаха , борьба за веру .
Понятие военного джихада (вооружённой борьбы за распространение ислама) стало основным значением слова для немусульман и получило название «священная война» . Некоторые мусульманские авторы, особенно современные , настаивают на более широкой интерпретации понятия, не обязательно подразумевающей кровопролитие, и называют словосочетание «священная война» неточным и неприемлемым переводом .
Согласно Корану , каждый мусульманин должен проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все свои силы. В случае опасности необходимо подниматься на вооружённую борьбу против врагов веры. Отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины.
Цели
По мнению историка ислама Даниэля Пайпса , «целью джихада является не столько распространение исламской веры, сколько расширение сферы влияния суверенной мусульманской власти… Таким образом, джихад по своей натуре беззастенчиво агрессивен, а его конечная цель состоит в том, чтобы добиться господства мусульман над всем миром». Он же указывает, что всегда джихад проявлялся в виде территориальной экспансии. При этом Пайпс отмечает, что «многие учёные и исламские апологеты утверждают, что, согласно идеологии джихада, разрешается вести только защитные военные действия или что джихад является всецело ненасильственным движением» .
Согласно трактовке суннитского богослова Абдул-Азиза ат-Тарифи , основной целью джихада является пропаганда и распространение религии, а также укрепление ислама и его последователей, при одновременном ослаблении влияния и силы неверующих . Этот принцип основывается на аяте Корана: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху». В данном контексте не подразумевается полное уничтожение куфра , так как согласно исламскому вероучению Аллах знает и предопределил , что неверие и неверные будут существовать до конца времен. Целью джихада, согласно этой интерпретации, является ослабление влияния и силы неверующих таким образом, чтобы они не представляли угрозы для верующих мусульман. Он направлен также на предотвращение устремлений слабо верующих подражать неверующим из-за их силы и на предотвращение того, чтобы лицемеры не получали сильную поддержку извне. Дополнительные выгоды от джихада включают в себя, например, приобретение трофеев и подушной подати с иноверцев .
Джихад в исламизме
Радикальный мусульманский мыслитель, идеолог организации « Братья-мусульмане » Сейид Кутб считал, что джихад — это форма борьбы с врагами ислама .
Российский политолог И. И. Хохлов указывает, что тенденции в деятельности исламистских экстремистов следует считать « глобальным джихадом ». По его мнению, «если ранее основное внимание уделялось революциям в отдельных странах или регионах с целью изменения правящего режима или государственного строя, то теперь приоритет отдан борьбе с Соединёнными Штатами Америки, Израилем и европейскими странами» . Аналогичного мнения о связи радикального исламизма с глобальным джихадом придерживается профессор Дамасского университета Садик Аль-Азм, полагающий, что это борьба за реисламизацию мира .
Как считает исполнительный директор Института международной политики по борьбе с терроризмом доктор Боаз Ганор, радикальные исламисты делят мир на две части — « мир войны » и « мир ислама ». Их целью является всемирная террористическая война против тех, кто не исповедует их ценности — глобальный джихад .
В 2014 году Совет безопасности ООН в связи с деятельностью международной террористической организации « Исламское государство » принял резолюцию № 2170 о борьбе с джихадизмом, являющимся важнейшим источником международного терроризма .
Использование термина
Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах , делят джихад на большой (духовная борьба) и малый ( газават — вооружённая борьба). Как уже было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в Коране :
Верующие — это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили своё имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние верующие.
— Коран, 49:15
Также «великий (или большой) джихад», то есть духовный, ставится гораздо выше «малого джихада», то есть вооружённой борьбы. В подтверждение этого мусульмане приводят слова пророка Мухаммеда: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому» .
Поэтому в исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада, в частности, выделяют следующие:
- Джихад на поле боя («джихад руки») . Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным ( фард ) в исламе. Мусульмане, участвующие в войнах, называются муджахидами . Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами . Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай . А живые участники войн называются газиями ( Гази ).
- Джихад против своих пороков ( нафс , «джихад сердца») . Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как, не поборов свои греховные страсти и духовные пороки, человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Это определение ввёл Аль-Газали .
- Военный джихад (газават) («джихад меча») . Необходимость этого возникает в том случае, если в какой-либо стране мусульманам запрещают исповедовать свою религию в полном объёме, если мусульман притесняют или если поступают в отношении них сходным образом; кроме того, если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, если мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Господа и вести проповедь ислама.
- Джихад языка. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого .
Анализ текстов, принадлежащих имаму аль-Бухари — исламскому богослову, автору наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов « Сахих аль-Бухари », составляющего основу мусульманской предания ( сунна ), много писавшего о джихаде, показывает, что в 97 % случаев речь идёт о священной войне как о религиозном долге правоверных и лишь в 3 % — о внутренней борьбе за нравственную чистоту .
Этические ограничения
В исламском праве, основанном на Коране и практике пророка Мухаммада , изложен ряд законов, которые должны соблюдаться во время военного джихада. В частности, этот закон запрещает убийство: стариков, женщин, детей, священнослужителей и других мирных людей, не принимающих участия в сражениях .
|
Этот раздел
не завершён
.
|
История джихада
Афганистан
Со времён Первой англо-афганской войны (1838—1842), как и в последующих войнах против Британии и Советского Союза , а позже против войск НАТО , афганское сопротивление приняло традиционную мусульманскую форму джихада — войны против оккупации .
Россия и СССР
В 1784 году шейх Мансур , чеченский воин, во главе отряда мусульман, объявил газават (войну) России. В 1791 году был взят в плен и умер в заточении. В 1829 году Гази-Мухаммад начал призыв к изгнанию русских из региона. В 1832 году он погиб в битве и Хамзат-бек занял его место, а после него лидером кавказского сопротивления стал Шамиль. Шамилю удалось закончить начатое шейхом Мансуром — объединить северокавказских горцев в борьбе против Российской империи. Он был лидером сопротивления в Кавказской войне в Дагестане и Чечне (1834—1859) .
Советская наука рассматривала «джихад» и «газават» как слова-синонимы .
Во время Великой Отечественной войны Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМ ЕС) объявило священную войну — джихад нацистской Германии . Тогдашний муфтий ДУМ ЕС Габдрахман Расулев призвал мусульман встать на защиту Родины. «Мы, мусульмане, хорошо помним слова пророка Мухаммада : „Любовь к Родине — это часть твоей веры“», — сказал муфтий на съезде мусульманского духовенства в Уфе в 1942 году . По мнению учёных- хадисоведов , хадис про любовь к родине является выдуманным .
См. также
Примечания
- ↑ Джихад // Ислам: Словарь атеиста / , , и др.; Под общ. ред. М. Б. Пиотровского , С. М. Прозорова . — М. : Политиздат , 1988 . — 254 с. — ISBN 5-250-00125-4 . — С.68
- Islam and Colonialism. The doctrine of Jihad in Modern History . Mouton Publishers , 1979. P. 118. (англ.)
- Коран, 2:216
- Дата обращения: 23 июня 2010. 26 августа 2009 года.
- Абдул-Азиз ат-Тарифи . Толкование и изложение положений Корана = التفسير والبيان لأحكام القرآن (ар.) . — Т. 1. — С. 276.
- John Calvert. . (недоступная ссылка) N. Y. : Columbia University Press , 2010, pp. vii+377, ISBN 978-0-231-70104-4 . (англ.)
- . Глобальный джихад Салафия — международная террористическая сеть «Аль-Каида» . NationalSecurity.ru . Дата обращения: 1 февраля 2011. Архивировано из 18 апреля 2008 года.
- </noinclude>http://world.lib.ru/a/amusxja_m/060222_amper_islam.shtml — Что такое исламизм?. Проверено 7 сентября 2017.
- Ганор Б. Угроза глобального джихада и международных криминальных сетей // Глобальный терроризм и международная преступность : Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. — Герцлия : Институт международной политики по борьбе с терроризмом , 2008. — С. 53 . — ISBN 9789659127702 .
- , с. 278.
- ↑ Ефим Резван . // « Звезда »: журнал. — 2008. — № 11. от 24 июля 2012 на Wayback Machine
- . protodata.biz . Дата обращения: 1 июля 2014. 27 января 2022 года.
- Aboul-Enein, H. Yousuf and Zuhur, Sherifa, Islamic Rulings on Warfare , p. 22, Strategic Studies Institute, US Army War College, Diane Publishing Co., Darby PA, ISBN 1-4289-1039-5 . (англ.)
- Alan G. Jamieson, Reason to hope Canadians don’t repeat history in Afghanistan , The Edmonton Journal, July 31 2006. (англ.)
- (англ.) . AngelFire.com . Дата обращения: 3 апреля 2010. 7 марта 2011 года.
- Steve Rosenberg. . On the final leg of his journey across Russia's volatile North Caucasus, the BBC's Steve Rosenberg reports from Dagestan, just east of war-ravaged Chechnya (англ.) . bbc.co.uk . BBC (19 июня 2006). Дата обращения: 26 октября 2022.
- // Дейли — Джут. — М. : Советская энциклопедия , 1931. — Стб. 798. — ( Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт ; 1926—1947, т. 21).
- Джихад // Демосфен — Докембрий. — М. : Советская энциклопедия, 1952. — С. 230. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 14).
- ( Дню Победы посвящается) // islam . ru от 15 мая 2009 на Wayback Machine
- Суходеев В. В. [militera.lib.ru/research/suhodeev_vv/06.html Сталин. Военный гений] от 2 сентября 2011 на Wayback Machine
- Эльмурзаев С. М. Патриотизм в исламе // Научный диалог: Вопросы философии, социологии, истории, политологии. — 2019. — С. 45—47 .
- . hadis.uk . Энциклопедия хадисов (16 декабря 2014). Дата обращения: 8 января 2023. 8 января 2023 года.
Литература
- на русском языке
- // Вестник Воронежского государственного университета . Серия: Право. — 2016. — № 4 (27) . — С. 266—281 . — ISSN .
- Ионова А. И. Современный ислам и панисламизм // Вопросы научного атеизма . Вып. 39 / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М. : Мысль , 1989. — С. 120—139. — 335 с. — 18 870 экз.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- на других языках
- Baillie N. B. E. Art. XIX.—Of Jihad in Mohammedan Law, and its application to British India . doi : . (англ.) , 1871. Vol. 5. № 2, pp. 401—407.
Ссылки
- Коэн А. // Ежедневный журнал . — 2009. — 23 июня. от 18 сентября 2023 на Wayback Machine
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2020-02-25
- 2