Interested Article - Пророк (пьеса)

«Пророк» ( азерб. Peyğəmbər ), или «Пейгамбар» — драма азербайджанского писателя и драматурга Гусейна Джавида , написанная в 1922 - 1923 гг. и повествующая о жизни исламского пророка Мухаммеда . Частично публиковалась в журнале «Просвещение и культура». Во второй и третий раз была опубликована издательством « (англ.) » (1922—1923 и 1926) . На сцене театра пьеса не ставилась .

Отличительной чертой этого произведения Джавида является то, что здесь не дан список действующих лиц . Известно также, что у пророка было много имён (Мухаммед, Ахмед, Мустафа, Расул, Акрам, Мурсал, Наби, ибн Абдулла, Мухаммед Амин, Махмуд и др.). В драме «Пророк» Джавид называет Мухаммеда «Пророк» (Пейгамбар), «ибн Абдулла» или «сын Абдуллы» .

Сюжет

Состоит драма из четырёх действий, каждая из которых повествует об определённом периоде жизни пророка Мухаммеда (Бисат, Дават, Хиджрат и Нусрат) .

Первое действие называется «Бисат». Слово «Бисат» означает «послание». В этой главе повествуется о том периоде в жизни пророка, когда он приглашает людей к исламу .

Второе действие называется «Дават». Слово «Дават» означает «призыв». Здесь Мухаммед призывает людей принять ислам .

Третья глава называется «Хиджрат». Слово «Хиджрат» означает «переселение». В этом действии рассказывается о переселении Мухаммеда из Мекки в Медину. С этого времени начинает своё исчисление исламский календарь ( 16 июля 622 года ) .

Последнее действие называется «Нусрат». Слово «Нусрат» означает «победа». Здесь повествуется о победе пророка Мухаммеда над курайшитами (имеется в виду битва при Бадре, когда в 624 году мусульмане под командованием Мухаммеда одержали победу над мекканцами)

Критика

В своих критических работах Ханафи Зейналлы , стремясь объяснить социально-философскую сущность творчества Джавида, ограничивался констатированием ряда совпадений в произведениях Джавида, Фикрета и Хамида , не объясняя при этом социальной сущности этого явления. Ханафи Зейналлы, глубоко изучивший драматургию Джавида, писал в одной из своих статей в 1926 году : «Джавид создал произведения, которые по форме сходны с произведениями Хамида, по стилю напоминают Фикрета, по философским взглядам — Ризу Тевфика» . В подтверждение этого Ханафи Зейналлы приводит отрывок из пьесы «Пророк» .

Примечания

  1. Ҹавид Һ. Əсәрләри 4 ҹилддә. — Баку : Язычы, 1984. — Т. III. — С. 545. — 377 с. (азерб.)
  2. Джафаров Дж. А. Азербайджанский драматический театр им. Азизбекова, 1873-1941. — Б. : Азербайджанское государственное издательство, 1962. — С. 172. — 425 с.
  3. Г. Араслы . Тевфик Фикрет и азербайджанская литература. — Actes du Premier congrès international des études balkaniques et sud-est europeennes: Littérature, ethnographie, folklore: Академия наук Болгарии , 1971. — Т. 7 . — С. 302 .
Источник —

Same as Пророк (пьеса)