Interested Article - Собрание в Сакифе

Персидская миниатюра , иллюстрирующая клятву, данную Абу Бакру в Сакифе

Сразу же после смерти исламского пророка Мухаммеда в 632 году н. э. (или 11 году хиджры ) в Сакифе состоялось всеобщее собрание его сторонников из Медины ансаров . Их целью вполне мог быть вопрос восстановления собственной единоличной власти над городом с намеренным исключением переселенцев ( мухаджиров ) из Мекки из ветвей власти . Когда Умар ибн аль-Хаттаб и Абу Бакр ас-Сиддик , два известных сподвижника и родственника Мухаммеда, узнали об этом собрании, они резко бросили свои дела и поспешили туда. Ряд исламских источников сходятся во мнении о том, что им удалось прорваться на место встречи ансаров . Их сопровождали Абу Убайда ибн аль-Джаррах и ещё пять сподвижников; вместе они были единственными мекканцами на этом событии .

Собрание

По прибытии на место Абу Бакр сообщил, что большинство арабов не признают верховную власть того, кто не принадлежит к мекканскому племени курайшитов . Кроме того он утверждал, что мекканцы являются более достойными преемниками и потому, что приняли ислам раньше, а также имеют более именитую родословную и ближе к самому Мухаммеду по родственным связям, чем ансары . Затем он взял за руки стоявших рядом с ним Абу Убайду и Умара и предложил мединцам выбрать одного из них в качестве достойного преемника Мухаммеда, а также согласился, что Медину должен возглавлять представитель ансаров, но под верховной властью кого-то из курайшитов . Переговоры зашли в тупик, из которого мусульмане не могли выйти всю ночь и весь следующий день . Изначально противоборствующие группы красноречиво излагали своё мнение по вопросу преемственности, однако затем эти речи перешли в крики, рукоприкладство и борьбу за власть . Сад ибн Убада , вождь мединского племени бану аль-Хазрадж обвинил мекканцев в сговоре с целью захватить всё наследие Мухаммеда себе . Тогда Умар взял Абу Бакра за руку и поклялся ему в верности . В конечном счёте такая преданность заставила ансаров, включая Сада ибн Убаду, подчиниться курайшитам и последовать примеру Умара .

Первоначальная ругань и насилие, по мнению арабиста В. Маделунга , может указывать на тот факт, что значительная часть ансаров могла изначально отказаться следовать примеру Умара. В противном случае в насилии, по мнению учёного, не было бы необходимости . Некоторые арабские источники утверждают, что после того как Умар поклялся Абу Бакру в верности, некоторые ансары заявили, что не будут подчиняться никому кроме как Али ибн Абу Талибу , которого они считают единственным законным преемником. Последний при этом не присутствовал на совете , и Умар сделал всё, чтобы его имя даже не было упомянуто во время выбора преемника . В конце концов, мекканцам удалось навязать свою волю ансарам. По мнению Маделунга, им помогли два фактора. Первым фактором было то, что две ключевые фигуры порвали с остальными ансарами и поддержали Абу Бакра: Усайд ибн Худайр , лидер соперничавшего племени бану Аус , и Башир ибн Сад , внутренний соперник Саада ибн Убады из племени бану аль-Хазрадж. Вторым фактором стало своевременное прибытие племени , представители которого в большом количестве заполонили улицы города. Они проживали за его стенами и были давними врагами ансаров, в связи с чем охотно бы поддержали противоборствующих им курайшитов. Умар часто отмечал: «Только когда я увидел племя Аслам, я убедился в нашей победе» .

Оценки

В историографии это событие нередко обозначают как «закулисную сделку» или фактический « переворот », на исход которого повлияли межплеменные отношения, выстроенные ещё в доисламскую эпоху , ровно как и доисламская внешняя политика племён . Из-за отсутствия ближайших членов семьи Мухаммеда законность собрания и принятых на нём решений историки оценивают как ничтожную . Позже Умар предостерегал мусульман следовать его примеру . В нём не принимали участие ближайшие члены семьи Мухаммеда — его вдовы и зять, ровно как и большинство мекканцев . В частности во время собрания Али занимался вопросами захоронения тестя вместе со многими членами его семьи, и о результатах переговоров он и остальная родня узнали, вероятнее всего, постфактум . На собрании не удалось достичь консенсуса по многим вопросам. По предположению Маделунга, если бы переговоры ещё задержались, то ансары могли бы выдвинуть Али в качестве своей кандидатуры на пост преемника Мухаммеда, в связи с этим решение принималось быстро, что позже признал и сам Умар, который называл его поспешным. По словам Маделунга, всеобщие выборы однозначно привели бы к назначению Али на пост преемника , поскольку ансары скорее поддержали бы его как человека, что был их роднёй, а также из-за того, что он, вероятно, стал вторым мужчиной после Мухаммеда, который принял ислам. На стороне Али была и логика стандартной династической преемственности . Развернувшуюся в дальнейшем жестокую гражданскую войну , что фактически началась с убийства Усмана и прервалась только с убийством Али , Маделунг называет «карой небес» за данное собрание .

Последствия

Скорее всего Мухаммеда похоронили уже после того, как собрание в Сакифе закончилось . По словам Маделунга, после этого Умар находился на улице, где при поддержке племён Аслам и Аус добивался от мединцев всеобщего признания Абу Бакра . Некоторые сподвижники Мухаммада, в частности Али ибн Абу Талиб и его сторонники среди племенной знати, изначально отказались признать Абу Бакра наследником Мухаммеда . Попытка Умара и его помощников по приказу Абу Бакра противостоять Али привела к его супруги и дочери Мухаммеда Фатимы , которая, возможно, привела к значительному насилию . Фатима умерла через несколько месяцев после этого события, и вплоть до этого момента Али пассивно сопротивлялся власти Абу Бакра . По утверждению Маделунга, в это время, когда Абу Бакр уверял о своей любви и уважении к семье Мухаммеда, Али видел в его глазах лишь лицемерие . После кончины супруги Али отказался отстаивать свои претензии на халифат, вероятно опасаясь, что в столь тяжёлое время ислам может окончательно расколоться . В дальнейшем один из арабских поэтов предложил Али зачитать своё стихотворение о том, как его и его сторонников «обманули самым чудовищным образом». Али отказался, заявив, что «благополучие ислама для него дороже всего остального» .

Среди шиитов распространено мнение, что именно нападение на дом привело к смерти Фатимы, поскольку она получила там раны, не совместимые с жизнью. Это утверждение отвергается суннитами , в то время как в научной среде нет возможности подтвердить или опровергнуть ту или иную точку зрения , однако известно, что перед смертью последним желанием Фатимы стало отсутствие Абу Бакра и Умара на её похоронах .

Данный конфликт стал первым предвестником надвигающегося раскола в исламе . В дальнейшем сторонники Абу Бакра получили известность как сунниты, а сторонники Али — как шииты .

Примечания

  1. , p. 3.
  2. , p. 31; , p. 92.
  3. , p. 60; , p. 92.
  4. , p. 32.
  5. , p. 36; , p. 92; , p. 62.
  6. , pp. 1—2.
  7. , p. 62.
  8. , p. 64; , p. 93; .
  9. , p. 65.
  10. , pp. 1—2; , p. 31; , p. 65.
  11. , p. 33.
  12. , p. 93; , p. 37; , p. 35.
  13. , p. 37.
  14. , pp. 33—34.
  15. , p. 58; , p. 94; , pp. 37—38; , p. 56; , p. 287.
  16. , p. 32; , p. 93; , p. 19.
  17. , p. 30.
  18. , p. 93; , p. 32.
  19. , p. 39.
  20. , pp. 36—42.
  21. , p. 147.
  22. , p. 94; , p. 65.
  23. , p. 43.
  24. , p. 3; , pp. 40—41; , p. 32; .
  25. , p. 186.
  26. , pp. 43—53; , pp. 39—40; , p. 97; , pp. 71—75; , p. 186.
  27. , p. 53.
  28. , p. 76; , p. 105; , pp. 19—20; , p. 44.
  29. , pp. 97—99.
  30. ; , pp. 103—105; , p. 73.
  31. , p. 23.
  32. .

Литература

Источник —

Same as Собрание в Сакифе