Interested Article - Зейн аль-Абидин

‘Али́ ибн аль-Хусе́йн Зе́йн аль-Абиди́н ( араб. علي بن الحسين زين العابدين ‎; 6 января 659 , Медина 21 октября 713 , Медина , Хиджаз , Омейядский халифат ), также известный как ас-Саджа́д (ٱلسَّجَّاد, «совершающий поклоны») — сын Хусейна ибн Али , племянник Хасана ибн Али и внук Али ибн Абу Талиба . Третий имам шиитов-исмаилитов и четвёртый имам шиитов-иснааш’аритов .

Три первых года своей жизни был рядом со своим дедом Али ибн Абу Талибом и рос на его коленях. Затем, после гибели Али, провёл 10 лет под вилаятом своего дяди Хасана ибн Али, до его гибели от отравления, когда Зейн аль-Абидину было 13 лет. Его имамат длился 34 года. Некоторые из молитв Али ибн Хусейна собраны в « Сахифа Саджадия » (свиток Саджада), которое высоко ценится всеми шиитами .

Имя и эпитеты

Его звали Али , хотя у Хусейна было ещё два сына по имени Али, которые оба были убиты в Кербеле . Первым был младенец, которого звали («Али младший») в шиитской литературе. Вторым был Али аль-Акбар («Али старший»), хотя некоторые историки, такие как аль-Кади ан-Нуман , утверждают, что Зейн аль-Абидин был старшим братом. Некоторые суннитские историки, в том числе Ибн Са’д , Ибн Кутайба , аль-Балазури и ат-Табари , называют Зейн аль-Абидина Али аль-Асгаром .

Ему было присвоено почётное звание ас-Саджад («совершающий поклоны»), а также Зейн аль-Абидин («украшение поклоняющихся») и аз-Заки («чистый»). Также Али стал известен как Зу-ль-сафенат в связи с мозолями, образовавшимися у него на лбу от частых земных поклонов .

Биография

Рождение и ранние годы

‘Али ибн Хусейн родился 6 января 658 года в Медине . Его отцом был Хусейн ибн Али — внук пророка Мухаммеда , а матерью была персидская царевна Шахр Бану — пленная дочь последнего персидского царя Йездегерда III . Кулайни упоминает, что когда эту девушку привели в числе других пленных к Умару , он хотел плохо с ней обойтись, но присутствующий рядом Али сказал ему, чтобы он не причинял ей вред и позволил ей самой выбрать себе мужа. После этого девушка подошла к Хусейну . В одном предании говорится, что Али наказывал своему сыну Хусейну: «Возьми её [в жёны]. Она подарит тебе ребёнка, который станет предводителем арабов и неарабов, а также повелителем этого и будущего миров» . Шахр Бану умерла вскоре после рождения своего единственного сына Али .

В Кербеле

В 61 году хиджры (680 году нашей эры) внук Мухаммеда, Хусейн, и небольшая группа сторонников и родственников были убиты в битве при Кербеле большой армией омейядского халифа Язида I , которому Хусейн отказался принести присягу на верность . Али ибн аль-Хусейн присутствовал в Кербеле , но был слишком болен, чтобы участвовать в боевых действиях . После убийства Хусейна и его сторонников омейядские войска разграбили его лагерь и обнаружили Али ибн аль-Хусейна, лежащего смертельно больным в одной из палаток . В «Тазкират аль-Хаввас» говорится: «Али ибн Хусейна не убили, потому, что он был болен» . В книге « Табакат » приведено следующее: «После мученической гибели Хусейна, Шимр пришёл к Али ибн Хусейну, а он был болен. Шимр приказал своим пособникам убить его. Тут, один из них возразил: «Субхаанал лаах! (Аллах Пречист!) Убить этого молодого человека, который даже не участвовал в сражении?» В этот момент туда пришёл Умар ибн Са’д и велел никому не трогать женщин и того больного юношу» .

В некоторых других источниках повествуется, что Шимр хотел убить Али, но его тётя Зайнаб обратилась к Умар ибн Са’ду, омейядскому командиру, с просьбой сохранить ему жизнь, и последний оставил его в покое .

В эль-Куфе

После битвы Али ибн аль-Хусейн, женщины и дети были отправлены в эль-Куфу в качестве пленников вместе с головами Хусейна и его сторонников . Согласно шиитскому автору Шейх аль-Муфиду , пленников везли на голых верблюдах, а на кровоточащую шею Али были надеты цепи, пока тот был истощён болезнью. Куфийские женщины начали плакать при виде пленников, и Али, как говорят, прокомментировал это так: «Они плачут и оплакивают нас! Так кто же убил нас?» .

В Дамаске

Зейн аль-Абидин, проповедующий в защиту своего отца Хусейна ибн Али в мечети в присутствии Язида I. Миниатюрная картина из рукописи «Хадикат ас-суада», повествующей о святых мучениках из семьи Пророка . Османская империя , XVI—XVII вв.

Затем Али и других выживших отправили к Язиду в Дамаск , который жёстко обратился к пленным, на что Али и Зайнаб ответили тем же . Когда Али и несколько других его сородичей связали одной верёвкой и повели во дворец к халифу Язиду, он смело сказал :

Эй, Язид! Как ты думаешь, как бы отреагировал Святой Пророк, увидев нас в таком положении?

Это небольшое, но решительное предложение, привело всех присутствующих в волнение, что они принялись громко плакать. Однако, как говорят, Язид позже пожалел о резне, возможно, опасаясь общественного резонанса . Он отправил потомков Мухаммеда обратно в Медину, выплатив им компенсацию за украденное имущество . Дополнительные подробности предлагаются шиитскими источниками. Например, рассказывают, что Язид отпраздновал это событие, привёл пленников к своим гостям и публично позлорадствовал над головой Хусейна . Али попросил разрешения произнести речь, которая не была предоставлена. Язид, однако, смягчился по просьбе своих гостей, и Али выступил в защиту Ахль аль-Байт в речи, которая по приказу Язида была прервана азаном . Когда муэдзин объявил: «Я свидетельствую, что Мухаммед — Посланник Бога», Али ибн аль-Хусейн спросил :

О Язид! Мухаммед— мой дед или твой? Если ты скажешь, что он твой дед, то солжёшь, а если ты скажешь, что он мой дед, то почему ты убил его семейство?

Последствия Кербелы

Одной из программ, разработанных Али ибн Хусейном после кровавых событий в Кербеле, было распространение хадисов и исламских наук посредством группы мусульман . Когда у Али спросили, где ему было труднее всего, он три раза повторил: «Шам, Шам, Шам» — «Сирия, Сирия, Сирия» . По возвращении в Медину он вёл тихую жизнь, ограничиваясь ограниченным кругом последователей, которые обращались к нему по религиозным вопросам . Али отошёл от политической деятельности и посвятил своё время молитве, за что получил почётные звания Зейн аль-Абидин и Саджад .

Сообщается, что Зейн аль-Абидин плакал и оплакивал своего отца Хусейна, так сильно, что боялись, что тот потеряет зрение. Каждый раз, когда ему давали воду для питья, Али плакал так, что его слёзы лились в чашу с водой, а когда его спрашивали об этом, он отвечал: «Разве я могу пить воду, тогда как мой отец умер жаждущим?» . Однажды Саджад был на базаре, где хотели зарезать барана. Прежде чем зарезать барана, ему дают выпить воды. Саджад спросил: «Вы даёте барану воды, прежде чем зарезать его?» Они сказали: «Да». Он повернулся в сторону Кербелы и сказал: «Мир тебе, о Абу Абдуллах ! Барана режут лишь дав ему перед этим воды, а тебе отрезали голову, когда ты страдал от жажды» .

Один человек задал ему вопрос: «Прошло столько времени, почему же ты до сих пор плачешь по Хусейну — разве до сих пор срок вашего траура не подошёл к концу?» Али ибн аль-Хусейн сказал: «Горе тебе! Якуб имел двенадцать сыновей: Аллах удалил только одного от его взоров, и глаза Якуба ослепли от плача, тогда как Юсуф был жив! Но я видел, как передо мной убили моего отца, брата, дядю, семнадцать человек из моего рода и сподвижников моего отца, и отрезали головы от их тел — так как же моё горе может подойти к концу?» .

Чудеса

В шиитских источниках Али приписывается ряд чудес, включая изречение Чёрного камня (аль-Хаджар аль-Асвад) в пользу его притязаний на имамат в присутствии Мухаммад ибн аль-Ханафии, его разговор с газелью в пустыне и возвращение молодости старой женщине .

Семья

Али ибн Хусейн женился на дочери своего дяди Хасана, от которой у него родился сын Мухаммад ибн Али аль-Бакир , ставший первым имамом, объединившим сразу две линии — Хасана по матери и Хусейна по отцу . Это была единственная свободная жена Али, все другие его жёны были рабынями . Всего у него было 15 детей — восемь сыновей и семь дочерей .

Смерть

Говорят, что Зейн аль-Абидин был отравлен в Медине по наущению правящего омейядского халифа аль-Валида или его брата Хишама . Год его смерти указан как 94 год хиджры (712 год нашей эры) или 95 год (713 год), и он похоронен рядом со своим дядей Хасаном на кладбище аль-Баки в Медине . По словам Маделунга , после его смерти многие люди обнаружили, что их средства к существованию поступали от Али. Он выходил каждую ночь с мешком еды на спине, стучался в двери бедных и щедро раздавал тому, кто отвечал, прикрывая лицо, чтобы остаться неизвестным .

Преемственность

По словам пакистанского историка , широко известно, что Зейн аль-Абидин назначил своего старшего сына Мухаммада аль-Бакира следующим имамом перед своей смертью . Зейд , сводный брат Мухаммад аль-Бакира, также заявил о притязаниях на имамат, заявив, что титул может принадлежать любому потомку Хасана или Хусейна, который образован, благочестив и восстаёт против тиранов своего времени . На этом основании его последователи, известные как зейдиты , считают Зейда законным преемником Зейн аль-Абидина, хотя сам Зейн аль-Абидин не восстал против Омейядов , а вместо этого принял политику молчания . Первоначально активистский подход Зейда завоевал ему большое количество последователей. Однако, поскольку он всё больше шёл на компромисс с традиционалистами, некоторые из сторонников Зейда, как говорят, вернулись к Мухаммад аль-Бакиру . В конце концов, Зейд поднял восстание против Омейядов в 122 году хиджры и был убит в эль-Куфе войсками халифа Хишама . Мухаммад аль-Бакир, напротив, выбрал политику молчания, как и его отец .

Социальный статус

Несмотря на большое число последователей Мухаммад ибн аль-Ханафии , мусульмане и особенно учёные круги Медины, по-видимому, относились к Али с большим уважением , особенно как к правнуку Мухаммеда и видному традиционалисту . Ряд ведущих юристов того времени, таких как аз-Зухри и Саид ибн аль-Мусаййиб , были среди близких соратников Али , и он также фигурирует как передатчик хадисов в суннитских источниках . Аз-Зухри, в частности, описал Али как самого превосходного из хашимитов и дал ему почётное имя Зейн аль-Абидин . По словам Джафри, неопровержимые доказательства свидетельствуют о том, что Али пользовался большим уважением в мусульманской общине за его благочестие, терпимость, учёность и щедрость .

Говорят, что аль-Фараздак , известный поэт того времени, сочинил множество стихотворений в честь Али. Среди них есть ода, в которой описывается случай, когда будущий халиф Хишам посетил Мекку, но не смог попасть в Каабу через толпу. Однако, к гневу Хишама, толпа расступилась из уважения к Али и позволила последнему беспрепятственно войти в Каабу .

Индивидуальность и внешний вид

Передают такие слова Муслима ибн Укбы (преступного командира войска, отправленного Язидом для расправы над мединцами и раз- грабления их имущества): «У Зейн аль-‘Абидина — облик Пророка» . Некоторые авторы сообщают, что люди, видевшие имама Саджада, не могли насмотреться на него .

Шиитский писатель Шариф аль-Караши считает, что Зейн аль-Абидин отказался от мирских удовольствий, не поддавшись бедности и немощи. В одном рассказе, когда Али увидел плачущего нищего, он утешил его, сказав, что даже если бы он потерял весь мир, это все равно не стоило бы того, чтобы из-за этого плакать. Аз-Зухри, известный арабский юрист, как сообщается, описал Зейн аль-Абидина как самого аскетичного из всех людей. Принимая во внимание его благочестие, суфийские авторы писали об Али . Когда его спросили об этом, Зейн аль-Абидин ответил, что аскетизм был обобщён в одном стихе (57:23) Корана: «Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал» .

Примечания

  1. , с. 10.
  2. , с. 9.
  3. // М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8
  4. , pp. xiv—xvi.
  5. , с. 9.
  6. .
  7. .
  8. , с. 88.
  9. , с. 8—9.
  10. , p. xiv.
  11. , pp. 107—108.
  12. .
  13. .
  14. , с. 17.
  15. , p. xv.
  16. , p. 30.
  17. , p. 107.
  18. , с. 7.
  19. , p. 31.
  20. , p. 111—114.
  21. , с. 16.
  22. , p. 107.
  23. , pp. 26—27.
  24. , с. 93.
  25. , с. 95—96.
  26. , с. 89—90.
  27. , p. 37.
  28. , pp. 110, 11.
  29. , pp. 137, 138.
  30. , pp. 36, 37.
  31. .
  32. .
  33. , p. xvi.
  34. , pp. 49, 50.
  35. , p. 175.
  36. , p. 173.
  37. , p. 36.
  38. , p. 170.
  39. , p. ix.
  40. , p. 171.
  41. , p. 169.
  42. , с. 12.
  43. , p. 110.
  44. , pp. 55, 56.
  45. , p. 228.

Литература

На русском
  • Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  • . — К. : Исток, 2009. — 152 с. — ISBN 978-5-85247-295-3 .
  • Рамин, Амин. // статья. — 2014.
  • Сайиди, Хусейн. / пер. с перс. Б. В. Норика; канонич. ред. А. Рамазанов. — М. : Садра, 2018. — 376 с. — (Семейство Пророка). — ISBN 978-5-906859-26-6 .
  • Рамин, Амин. . — 2020. — 227 с.
На английском

Ссылки

Источник —

Same as Зейн аль-Абидин