Interested Article - Хань (народ)

Хань , ханьцзу́ ( кит. трад. 漢族 , упр. 汉族 , пиньинь hànzú , палл. ханьцзу , также кит. трад. 漢人 , упр. 汉人 , пиньинь hànrén , палл. ханьжэнь или ха́ньцы , также кита́йцы в узком этническом смысле) — этническая группа сино-тибетской языковой семьи . Занимает первое место по численности среди народов Земли (19 % общего населения), является крупнейшей народностью в Китае (91 %), в специальных административных районах КНР Гонконг (99 %) и Макао (97 %), а также на Тайване (97,6 %) и Сингапуре (76,1 %). Исторически в русском языке хань могут именоваться как китайцы (также под китайцами могут подразумевать всех граждан Китая вне зависимости от этнической принадлежности ).

Этимология

Слово Хань берёт начало от династии Хань , сменившей династию Цинь , которой удалось объединить весь Китай. Название династии произошло от названия реки Ханьшуй в центральной части Китая, у которой жили основатели династии Хань. Также это слово в Древнем Китае, особенно в классической китайской литературе, может означать Млечный Путь , так как сами ханьцы называли свою страну Небесной рекой или Поднебесной .

Во времена правления династий Цинь и Хань племена, населявшие Китай, стали ощущать себя частью единого народа [ источник не указан 1734 дня ] . Кроме того, время правления династии Хань считается высшей точкой расцвета древнекитайской цивилизации. В это время его влияние распространилось на Центральную и Северо-Восточную Азию, а по территории и населению Древний Китай мог соперничать с Римской империей .

Этимология слова «китайцы» в русском языке

В русском языке слово «китайцы», как и « немцы », является экзоэтнонимом , то есть оно не совпадает с китайским самоназванием (эндоэтнонимом) хань, хотя в этнографической и профессиональной литературе для уточнения применяется понятие ханьцы , хань . Китаями первоначально именовались кочевники- кидани , населявшие северные пределы современного Китая. От их названия и произошло русское Китай (см. этимологию слова ).

История

Происхождение

История ханьцев тесно связана с историей Китая . Их предки жили на берегах Хуанхэ в северной части Китая. В « Ши-цзи » (исторических записках) китайского историографа Сыма Цянь даты царствования Жёлтого императора , мифического предка ханьцев, определены между 2698 и 2599 годами до нашей эры. Хотя исследование этого периода истории осложняется отсутствием исторических записей, обнаружение археологических раскопок выявили целый ряд неолитических культур вдоль центрального течения Хуанхэ — Луншань , Цюйцзялин , Яншао и других.

В XIX веке появилось множество предположений, в которых говорилось, что китайский народ пришёл от Древнего Египта до Индии и Монголии . На рубеже XX века французский автор предложил теорию отслеживания происхождения ханьцев по эламской надписи, найденной в юго-восточной части Каспийского моря . Хотя большинство элементов этой теории были не подтверждёнными и даже дискредитирующими , как, например, приравнивание Жёлтого императора к богу Нахунтэ ( Nahhunte ) в Месопотамии ), ряд учёных продолжал придерживаться теории аккадского происхождения ханьцев и в 1920-х годах. Книги с ошибочными идеями Лакуперье были переведены на японский язык , а также широко пропагандировались в Китае, часто в японских интересах, в результате чего такие «западные истоки» стали тщательно дискредитироваться в Китае после Второй мировой войны .

Ранний период

Первой династией, описанной в китайских исторических записях, была династия Ся . Период их правления в большей степени легендарный , так как археологических доказательств его нет. Династия Ся была свергнута народом с Востока, который основал династию Шан (1600—1046 года до н. э.). Самые ранние примеры китайской письменности восходят к периоду их правления. Некая форма письменности использовалась на костях оракула , предназначенных для гадания. Однако, развитая символика говорит о более раннем её появлении. Шан в конечном счёте была свергнута народом Чжоу , который возник на берегах Хуанхэ предположительно во 2 тысячелетии до н. э.

Объединение культуры и языка народа Шан привело к большему развитию Чжоу, они даже смогли захватить большую часть района к северу от реки Янцзы . Через завоевания и колонизации многое в этой области попало под влияния прото-ханьской китайской культуры. Тем не менее, власть Чжоу была нестабильной, что дало почву для образования новых независимых государств на данной территории. Период традиционно разделяется на две части: Период Весны и Осени и Период Сражающихся царств . Этот период стал эпохой крупного философского и культурного развития. Своего расцвета здесь достигают конфуцианство и даосизм .

Имперский период

Эпоха сражающихся царств закончилась с объединением Китая династией Цинь после того, как ими были захвачены все остальные китайские государства. Её лидер, Цинь Шихуанди , объявил себя первым императором, используя недавно учреждённый титул, тем самым положив начало двухтысячелетнему периоду правления императоров в Китае. Он создал новый централизованный бюрократический штаб для замены старой феодальной системы , что придало ещё больше единства Китаю в экономическом и культурном плане. Также были введены единая письменность, валюта и стандарты мер.

Тем не менее, царствование первого императора было недолгим. Из-за его самодержавной власти и амбициозных проектов, вроде Великой Китайской стены , Цинь Шихуанди был очень непопулярен в народе, и вскоре после его смерти династия Цинь была свергнута. В ходе борьбы за трон к власти пришла династия Хань, как более сильная и прочная. Она сохранила гражданские институты, созданные при Цинь, но использовала более умеренную политику правления. Во время правления династии Хань наука и культура процветали, в то же время военное ремесло развивалось во всех направлениях. Этот период считается одним из важнейших периодов в истории Китая, сами ханьцы взяли своё самоназвание отсюда.

После продолжительного периода правления Хань их династия была свергнута из-за большой раздробленности страны и военных действий враждующих между собой царств. В это время северные района Китая были захвачены различными некитайскими кочевыми племенами, которые стали создавать собственные государства, наиболее успешным из которых считается Северный Вэй . И тогда же коренное население стали называть «hànrén» или «люди хань», чтобы отличить их от степных кочевников. Постоянные войны и вторжения привели к одной из первых в истории великих миграций ханьцев: население бежало на юг к Янцзы, что привело к заметному перевесу демографического и культурного центра Китая на юге. В то же время на севере, где ханьцы продолжали оставаться большинством, произошла ассимиляция кочевых племён, которые переняли культуру и язык ханьцев.

Во времена правления династий Суй и Тан позиции юга ещё более укрепились. Впоследствии продолжающиеся войны в Северном и Центральном Китае и относительная стабильность на южном побережье сделали этот регион благоприятным пристанищем для беженцев.

В следующие несколько веков Китай пережил множество крупных вторжений некитайских народов с Севера. В 1279 году монголы завоевали весь Китай, став первым некитайским народом, кому удалось сделать это. Они разделили китайское общество на 4 класса, причём сами монголы относились к высшему классу.

В 1368 году ханьские повстанцы изгнали монголов, и после непродолжительной борьбы к власти в Китае пришла династия Мин. Очаги борьбы в периферийных районах продолжали существовать в течение всего этого периода, и южные районы приняли много мигрантов из данных местностей.

В 1644 году маньчжуры вторглись в Китай из Маньчжурии . Остатки Мин бежали на Тайвань , где они в конечном счёте капитулировали в 1683 году . Тайвань, где до этого проживали в основном аборигены не китайского происхождения , из-за крупномасштабной миграции был сильно ассимилирован, хоть маньчжуры и противились этому, так как при этом было сложнее удерживать власть над островом. В то же время маньчжуры с ограниченным успехом противостояли китайской миграции в Маньчжурию, так как в их понимании она была домом маньчжурской династии. В конце правления династии Цин под давлением японской и русской экспансий ограничения были сняты, что привело к масштабной миграции ханьцев в эти районы.

В XIX веке усилилась китайская миграция в другие части света, в том числе в Юго-Восточную Азию, Австралию и Северную Америку.

До Второй мировой в Китае проживало около 40 млн мусульман « людей хуэй ». Впоследствии из-за политики ассимиляции их количество сократилось до 10 млн.

Новейшая история

В 1912 году в результате революции маньчжурская династия была свергнута. В результате империя Цин была разрушена, и образовалась Китайская Республика — национальное государство ханьцев. В 1931 году японцы завоевали Маньчжурию и создали на её территории марионеточное государство Маньчжоу-го . Японцы рассчитывали на поддержку в нём маньчжурских националистов, но к тому времени большинство населения Маньчжурии составляли ханьцы.

В 1949 году в китайской гражданской войне побеждают коммунисты и создают новое государство — Китайскую Народную Республику . Сторонники прошлой власти бегут на остров Тайвань. При содействии СССР в КНР были включены Восточно-Туркестанская Республика , Внутренняя Монголия и Тибет , народы которых ранее воспользовались правом самоопределения после распада империи Цин. В то же время в КНР организуется миграция в периферийные районы, так, в Синьцзяне доля ханьского населения увеличивается с 10 до 40 процентов.

Ханьская миграция в другие страны продолжилась и в двадцатом и в двадцать первом веках.

Пандемия коронавируса 2020 года вызвала в отношении азиатов, прежде всего китайцев .

Субэтнические группы хань

Распространение

Процент китайцев в КНР по районам и уездам
Распространение ханьцев (2000г.)

Основная часть ханьцев — свыше 1,2 млрд человек — живёт в Китае, где на них приходится 92 % всего населения. Ханьцы составляют большинство во всех провинциях, муниципалитетах и автономных районах Китая, кроме Синьцзян-Уйгурского (41 %) и Тибетского (8 %) автономных районов. Ханьцы также составляют большинство в обоих специальных административных районах КНР — Гонконге (95 % населения) и Макао (96 %).

Ханьцы также составляют большинство населения Тайваня (98 %), где они тоже являются большинством во всех округах и муниципалитетах.

Зарубежье

За рубежом проживает около 35 миллионов ханьцев, из них почти 30 миллионов — в Юго-Восточной Азии . Не считая Тайвань, в Сингапуре находится крупнейшая ханьская община за рубежом — 3,4 млн человек, что составляет 77 % населения страны. Крупные ханьские общины также располагаются в Таиланде , Индонезии , Малайзии , Вьетнаме и на Филиппинах .

Континент/Страна Население Доля в стране Доля от общей численности хуацяо
Азия 28 800 000 (1998) 81 %
Камбоджа 150 000 (2003) 1.2 %
Индонезия 7 300 000 (2003) 3.1 %
Япония 175 000 (2003) 0.1 %
Северная Корея 50 000 (2003) 0.2 %
Южная Корея 100 000 (2003) 0.2 %
Лаос 50 000 (2003) 1 %
Малайзия 7 000 000 (2004) 30 %
Мьянма 1 300 000 (2003) 3 %
Филиппины 1 500 000 2 %
Сингапур 3 400 000 (2004) 76.8 %
Таиланд 7 300 000 (2003) 12 %
Вьетнам 2 300 000 (2003) 3 %
Северная Америка 5 100 000 (2009) 14,51 %
Канада 1 200 000 (2009) 3.68 %
США 3 900 000 (2009) 0.617 %
Европа 945 000 (1998) 2.6 %
Россия 109 000
Франция 176 000
Великобритания 247 403 (2001) 0.4 %
Океания 564 000 (1998) 1.5 %
Австралия 454 000 (2003) 2.5 %
Новая Зеландия 147 000 (2006) 3.5 %
Африка 126 000 (1998) 0.3 %
ЮАР 100 000 (2003) 0.2 %
Всего 35 175 000 100 %

Культура

Ханьцы являются одной из старейших в мире и самых сложных цивилизаций . Китайская культура насчитывает несколько тысяч лет. На протяжении веков она была под значительным влиянием конфуцианства, которое было официальной философией в имперский период правления, и помогло сформировать чёткую бюрократическую систему.

Язык

Родной язык большинства ханьцев — китайский, диалекты которого варьируются фонетически в огромных пределах, примерно так же, как и близкородственные, но полностью независимые друг от друга романские языки . Несмотря на диалектное дробление, орфографически диалекты используют практически одни и те же иероглифы . Китайское письмо (общее для всех диалектов ) является сильным связывающим культурным элементом. Оно появилось благодаря правителям династии Цинь, объединившим различные формы написания, существовавшие в то время. В течение тысячи лет литературный китайский язык использовался как стандарт письменного, поэтому грамматика и лексика имеют значительные различия с разными формами разговорного китайского языка.

Имена

Китайские имена состоят, как правило, из двух-трёх слогов. Фамилия пишется впереди имени, и обычно состоит из одного слога. В Китае насчитывается 4 — 6 тысяч фамилий, из которых тысяча наиболее распространённых. Иногда фамилии говорят о предках носителей, например, многие люди с фамилиями Ма и Ху являются мусульманами.

Одежда

Ханьфу ( кит. трад. 漢服 , упр. 汉服 , пиньинь hànfú , южноминьский hànho̍k ( ханхук ), кантонский hɔn˧fʊk˨ ( хонфок )) — это традиционный костюм ханьцев Китая.

Национальный костюм состоит из левополой с запа́хом на правую сторону хлопчатобумажной куртки и широких штанов .

Литература

Китайская литература является одной из древнейших литератур мира. Первые памятники письменности относятся еще к дофеодальному периоду китайской истории, к XII веку до н. э. ( надписи на костях , найденные в конце прошлого столетия при раскопках в провинции Хэнань ). Примерно к этому же периоду относятся так называемые « Бамбуковые летописи » — записи исторических событий.

Одним из величайших достояний китайской литературы являются классические романы, созданные в период с XIV по XVIII века .

Религия

Общее число верующих оценивается в КНР примерно в 100 млн человек, около 10 % взрослого населения. Опрос China Daily от 7 февраля 2007 г. 4500 человек по всему КНР показал, что верующими считает себя 31 % взрослого населения. В Китае три главные «религии» — конфуцианство , даосизм , буддизм — всегда мирно сосуществовали, а большинство рядовых китайцев не видели и не видят между ними особого различия (« народная религия »). Некоторая часть китайцев является христианами (смотрите статью Христианство в Китае )

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 3 июня 2009. Архивировано из 12 июня 2007 года.
  2. . Дата обращения: 3 июня 2009. Архивировано из 29 декабря 2010 года.
  3. . Дата обращения: 3 июня 2009. Архивировано из 13 мая 2009 года.
  4. . Дата обращения: 3 июня 2009. Архивировано из 9 января 2008 года.
  5. 23 ноября 2013 года.
  6. . Дата обращения: 29 декабря 2008. 26 января 2018 года.
  7. . Дата обращения: 28 мая 2011. 10 июля 2007 года.
  8. . Дата обращения: 11 ноября 2015. 25 декабря 2016 года.
  9. . Дата обращения: 29 декабря 2008. 14 августа 2013 года.
  10. . Дата обращения: 29 декабря 2008. Архивировано из 11 мая 2008 года.
  11. . Дата обращения: 29 декабря 2008. 26 сентября 2006 года.
  12. . Дата обращения: 9 августа 2023. 11 марта 2018 года.
  13. Agustín Fuentes. . — 2020-01-02. — Т. 12 , вып. 1 . — С. 24-32 . — ISSN . — doi : . 2 октября 2020 года.
  14. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  15. Дата обращения: 11 мая 2011. 4 марта 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Хань (народ)