Interested Article - Дауры

Даурская борьба. Внутренняя Монголия
Даурская женщина. Внутренняя Монголия
Монгольские государства в XVI веке: Монгольский каганат , Ойратское ханство и Могулистан
Районы расселения солонов ( Solon ) и дауров ( Dagour ) на правом берегу Амура (в пределах нынешней КНР) по сведениям иезуитов . Начало XVIII в.
Даурская земля. 1851 г.

Дау́ры ( дахуры , дагуры , монг. дагуур , кит. упр. 达斡尔族 , пиньинь Dáwò'ěrzú ) — монголоязычный народ, представители которого в настоящее время проживают в северной части Китая , в основном во Внутренней Монголии и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе . Входят в 56 официально признанных национальностей страны . По религиозным верованиям — шаманисты , буддисты .

В 2010 году численность дауров составляла 131 992 чел.

Язык

Говорят на даурском языке , входящем в монгольскую ветвь языков . Язык является бесписьменным, хотя существует разработанная на основе пиньиня орфография. Даурский язык сохранил некоторые элементы, присущие киданьскому языку , в частности, лексические единицы, отсутствующие в других монгольских языках. Даурский язык состоит из четырёх диалектов — бутхаского, цицикарского, синьцзянского и хайларского.

История

Как показало исследование генетиков, дауры генетически родственны киданям .

Дауры в XVI веке на карте Г. Лучинского

До середины XVII века дауры (вместе с подгруппой гогули ) жили в долине реки Шилки , в верховьях Амура и на реках Зея и Бурея . Их территория граничила с землями дючеров , живших по Амуру к востоку от Зеи . По названию этого народа регион их проживания русскими землепроходцами был назван Даурией . К середине XVII века амурские дауры попали в зависимость от маньчжурской династии Цин , которая в 1640 году подавила сопротивление объединённых сил дауров и эвенков под предводительством Бомбогора .

Когда русские первопроходцы и казачьи экспедиции появились в регионе в начале 1650-х (особенно во время похода Ерофея Хабарова в 1651 году), между русскими и даурами часто происходили вооружённые конфликты после отказа последних перейти под власть русского царя и платить ясак , так как они уже платили дань маньчжурскому императору Шуньчжи .

Казаки отряда Пояркова встретили по берегам Зеи селения с просторными деревянными домами крепкой стройки, с окнами, затянутыми промасленной бумагой. У дауров имелись запасы хлеба, бобовых и других продуктов, много скота и домашней птицы. Дауры носили одежду из шёлковых и хлопчатобумажных тканей. Шёлк , ситцы и металлические изделия они получали из Китая в обмен на пушнину. Пушниной платили дань маньчжурам. Поярков требовал от дауров ясак русскому царю, захватывал аманатами (заложниками) знатных людей, держал в цепях, обращался с ними жестоко .

Казаки с лёгкостью брали даурские поселения и укрепления, неся лишь незначительные потери. Так, например, Хабаров сообщил о потере только четверых человек при штурме города даурского князя Гуйдара (Гуйдаров городок), ещё 45 казаков было ранено (все выжили). В то же время казаки сообщили, что убили 661 даура (из которых 427 во время штурма) и взяли в плен 243 женщины и 118 детей, а также 237 лошадей и 113 голов скота . В 1651 году казаки захватили даурский городок Якса , который был отбит цинскими войсками только в конце 1680-х годов.

Увидев приближение крупных сил русских, дауры бежали. Казаки нагоняли их, захватывали пленных и большую добычу. Казаки Хабарова нападали на селения, ещё не оставленные даурами, и брали заложников, в основном женщин, которых распределяли между собой. Сплывая по Амуру казаки видели только сожжённые самими жителями поселки. Хабаров рассылал гонцов во все стороны с требованием добровольно подчиниться русскому царю, но желающих не оказалось. Казаки видели брошенные селения и несжатые поля. Обещавшие заплатить дань окрестные дауры через несколько дней с семьями ушли, бросив жилища. Русские ушли из покинутой даурами земли грабить дючеров, нанайцев и гиляков. Бунтовщиков нещадно били батогами (отчего многие умирали) .

Под давлением экспансии России в Приамурье в период с 1654 по 1656 год, во время правления императора Шуньчжи, дауры были вынуждены мигрировать на юг и поселиться на берегах реки Нэньцзян , откуда их постоянно рекрутировали на службу в Восьмизнамённую армию империи Цин.

Во время оккупации Маньчжурии японской армией в 1931 году дауры вели активную борьбу с оккупантами.

Структура даурского общества

Структура даурского общества представляет собой клановую иерархию. Люди, носящие одну и ту же фамилию, входят в группу, которая называется хала , состоящую из двух или трёх поселений. Каждая хала делится на разные кланы ( мокон ), проживающие в одном селении. В случае брака между представителями разных кланов муж живёт в клане жены, не имея при этом никаких прав собственности.

Культура

Дауры в основном земледельцы, однако бережно хранят традиционную технику подлёдного лова рыбы, а даурские пастухи перемещаются в степных просторах на специально создаваемых прочных и маломассивных арбах с крупными колёсами, совершая, по их образному выражению, «полёт над травами». Представители этой национальности традиционно гостеприимны, уважают старших и помогают друг другу. Наиболее пышный праздник — отмечаемый каждый год «Ане», похожий на Китайский Новый год .

Зимой даурские женщины носят длинные платья, как правило синего цвета, и кожаную обувь. Летом женщины носят длинные штаны. Мужчины зимой носят шапки из лисьих или оленьих шкур, а летом покрывают голову белыми платками или шляпами из соломы.

Традиционный вид спорта — «боико», или даурский хоккей , спортивная командная игра, похожая на хоккей на траве , развитию которой благоприятствовали холодные и продолжительные зимы в местах проживания дауров . Эта игра известна уже на протяжении примерно тысячи лет .

Религия

Большинство дауров шаманисты . У каждого клана есть свой шаман , который несёт ответственность за все важные церемонии в жизни дауров. Также значительное количество дауров приняло тибетский буддизм .

Родовой состав

У дауров сохранилась четкая родовая организация, по которой экзогамные роды (хала) состояли из ветвей (бирги), подразделявшихся на патронимические группы (мокон). Наиболее подробно родовой состав дауров описан Б. Д. Цыбеновым . Насчитывается более 30 родов, из которых, по одним данным, 18-20 родов, а по другим — 15-16 родов считаются исконно даурскими. Их называют каучин хала ( даур. «старые роды»), остальные считаются более поздними и именуются шинкэн хала (новые роды) .

В число каучин хала входят следующие роды: 1) урэн; 2) аола; 3) том; 4) говол; 5) дэдул; 6) жинкир; 7) бухту; 8) судур; 9) уорэ; 10) улис; 11) онон; 12) бирьян; 13) мэрдэн; 14) даур; 15) хэсур; 16) эртэ; 17) букур; 18) ардан; 19) хэйин; 20) нэкэти (нэди) .

  • Уула (аол, аола, аула): уула (аол), доогин (дожин), яарс (ярс, ярас), декун (дээкун), керчил (кэржээ, кэржэ), содур (содор), гоон, исэр.
    • Доогин: күрээчеэн (күрээчэн, байшин күрээчэн), дэнткэ (дэнтэкэ, тэнткэ), искаан, күийлчеэн (долоон күийлчеэн), дүилгээн, лаарчеэн, якса.
    • Күийлчеэн (күийлчэн): иши күийлчэн, донгор күийлчэн, кумоо күийлчэн (кумуо куийлчеэн), хуарги күийлчэн, който күийлчэн, хукур куйлчен.
  • Говол (гобол, гоболо, гогули): говол (гобол, гоболо), эргинчеэн (эргэншан, эргэнчиан), варкэ (уарк, варгэ).
    • Говол: манна (манначаан), тавунчен (тавунчэн), уршиг айл, мангэ (хонкор айл).
  • Мэрдэн: сангэл (сангаар), чонголо (чонлоо, сонлоо, чунлоо), шандачин (сандач, сондачи, шандаачи), жулгэ (жургэ, журуг, жургээ), хэлэгэ (хэлэг), нирги айл, хийвч айл.
    • Чонлоо: нэргиенчен айл, алакчаан (алагчаан, алакчан, алакча) айл.
  • Онон (оноон, вонон): асиячин (ашиежин, асиежин), кунчи (кунжии, кунжи), кайкоо, дубочен, хорличен.
  • Хэсур (хэсуру, эсур, эсэр, эсээр): хэсур (хэсэр), ганичиэн (ганшан), бэкер (бакар, бакаар, бакэр), элэнкул (олинкур, олинкоор), дартал (дартаал).
  • Том (тоом): тучеэн (тушин, тучин), күлүн (гурон, гуруун), варан (уаран).
  • Бирьян (билиян, бириян): бирьян (билиян, бириян).
  • Вэрэ (уэр, вээр, уорэ): вэрэ (уэр, вээр), жамэ (жам, жаам), хотэ (хоот, хооти, хоты), долгон (долгэн, дуулгн).
  • Жинкэр (жинкир): сэбэхэ (сэбуки, сээвкэ, сайбка), сочи (сэчиу).
  • Улису (улис): улису (улис), куркэн (куркан).
  • Судур: уркэ (урукэ).
  • Дедул (дэдул, дээдул): дедул (дэдул, дээдул), гардас (гардус, гардаас), дусун (дусэн, дусиун).
  • Бухту (бугуул): буди (будун, буди).
  • Хурлас (хулас): хуварт (хуалтии, хулас).
  • Эртэ (элэт): хайлан (хайлэн).
  • Хэйин: хэйин.
  • Ардан (алдан): дэлгэн (дэргэн).
  • Дулаар: дуртал, тагар (таагар, таагарчэн), кээгэр (кээгэрчэн).
  • Нэкэти (нэди).
  • Содор (содур, судур).
  • Урэн (уран).
  • Букур.
  • Дагур (давуэр).
  • Жаалр.
  • Гукарча.
  • Солгоор.

Даурское население среднего и нижнего течения Зеи , а также среднего Амура , включая роды ардан и судур, именовалось сахарча .

Б. Д. Цыбенов добавляет, что в родах мэрдэн, говол, онон, дээдул соответственно, известны следующие патронимические группы — нирги, манна, тиора, таавунчен, чулуу-хада, дубочен . Другими исследователями также упоминаются таргачины (торгочины, таргазины, таргацины) — ветвь дауров, которая проживала по р. Яло и другим притокам р. Нонни .

Часть дауров в силу разных причин, вызванных в первую очередь процессами ассимиляции, была записана под китайскими именами, отличающимися от реальных родовых названий. Так появились роды уу, чжин, хэ, чжан, то, бай, чжоу, фу. В XVIII—XIX вв. в состав дауров вошли группы китайского происхождения (современные роды лю, ван, ли) .

В состав дауров также вошла часть солонов . В источниках упоминается этноним солон-дагур . Даурско-солонское объединение именовалось солонбуу .

Японские исследователи приводят следующий список 18 родов: 1. аола; 2. говол; 3. мэрдэн; 4. вонон (онон); 5. дээдул; 6. судур; 7. воэр; 8. жинкэр; 9. дулар; 10. вулис (вулан); 11. хэсур (хэсуру); 12. содор; 13. алдун; 14. варэн; 15. дэйгуун (дойин); 16. хурттэ; 17. тугудон; 18. самагер (самайер) .

Отечественные исследователи также собирали данные об этническом составе дауров, в 30-х гг. XX в. ими записаны следующие этнонимы: 1) дагур; 2) оно; 3) гобол; 4) аола; 5) мэрди; 6) хэсур; 7) дэдул; 8) биргаа; 9) содор; 10) судур; 11) уорэ; 12) цинкир; 13) дулар; 14) самагир .

По полевым материалам советских этнографов, в 60-х гг. XX в. дауры местности Бутха состояли из родов аула, баягир, булдагир, бутаму, вэрэ, гапка (габка), гобут, дадул, дакуту, данкир, калтагир, мэрдэн, надэй, накта, ниргир, онон, содор, судур, тогдот, урат .

В настоящее время известны следующие основные этнотерриториальные группы: 1) хайлар даур (хайларчен); 2) батхан даур (батханчен, часть их называют также «муочи даур» — сокращение от «Молидава-ци — автономный район Морин-Дава»); 3) котон даур (чичихарчен, или чичихаар даур); 4) синьцзян даур (иличен, таченчен, урумчи даур). Кроме них имеются и такие мелкие локальные группы, как айгун даур (айунчен), хулаан даур (хуланчен), мэргэнчен. Известно также деление даурского населения по проживанию в долинах крупных рек, например, жителей, обитающих в бассейне р. Нонни (даур. назв. «Наун»), называют наунчен, по р. Нэмэр — нэмэрчен, по р. Номин — номинчин .

Согласно ряду исследователей, часть родов хамниган имеет даурское происхождение. Основным населением, давшим Урульгинской степной думе этническую привязку, были дауры. Именно на территории Урульгинской степной думы происходил этногенез ононских хамниган .

Хамниганские роды дуликагир (дулигад), колтагир (кельтегир), баягир (баягид), почегор (почегир), луникер (луникир), баликагир, челкагир, чемчагир (чимчинут), вакарой (украинский), шунинский, казейский (кайзойский) происходят из даурского племени нелигуд (нелиуд) . В составе рода вакарой упоминается ветвь вакагил , в составе рода луникер — ветвь сенкагир . По мнению Б. З. Нанзатова, уляты, далаты , долоты , залтуты, канцелюты в составе хамниган имеют даурское происхождение .

Дауры известны в составе баргутов . Носители родового имени дагуур барга проживают в сомоне Цагаан-Овоо Восточного аймака Монголии .

В Монголии носители родовой фамилий Дагуур проживают в Улан-Баторе и аймаках Булган , Орхон , Сэлэнгэ , Хувсгел , Архангай .

См. также

Примечания

  1. Li Jinhui (08/02/2001). . china.org.cn . из оригинала 4 февраля 2012 . Дата обращения: 12 мая 2013 . {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  2. от 18 июля 2011 на Wayback Machine .
  3. Вадим Тураев. 30 декабря 2004 года.
  4. Магидович В. И. Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий. Эпоха великих открытий.. — М. : ЗАО Центрополираф, 2003. — С. 443—444. — 639 с. — ISBN 5-9524-0224-0 .
  5. Магидович В. И. Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий. Эпоха великих открытий. — г. Курск: ЗАО Центрполиграф, 2003. — С. 449—451. — 639 с. — ISBN 5-9524-0224-0 .
  6. Ван Цань. Национальности Китая = 中国民族 / Перевод выполнен Чжао Сюцинь и др. — Пекин : Межконтинентальное издательство Китая, 2004. — С. 140, 141. — 210 с. — ISBN 7-5085-0491-7 .
  7. McGrath, Charles (22/08/2008). . New York Times . из оригинала 28 ноября 2020 . Дата обращения: 12 мая 2013 . {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  8. Цыбенов Б. Д. История и культура дауров Китая. Историко-этнографические очерки: монография / Зориктуев Б.Р. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. — 252 с. — ISBN 978-5-89230-411-5 .
  9. Цыбенов Б. Д. // Вестник Бурятского государственного университета. — 2011. — С. 238—246 .
  10. Цыбенов Б. Д. К изучению этнонима «даур» // Вестник БНЦ СО РАН. — 2012. — № 1 (5) . — С. 140—149 .
  11. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  12. Chi Kao Deng. Dawuer zu // Dawuer ziliao ji. Di erji. 18. Beijing: minzu chubanshe, 1998. 7. С. 240—336.
  13. Яхонтов К. С. Дагурский язык. Введение // Страны 15. и народы Востока. Вып. XXIX. Борис Иванович Панкратов. Монголистика. Синология. Буддология. — СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. — С. 132—149.
  14. Дауры (Дахуры) // Народы Восточной Азии / под ред. Н. Н. Чебоксарова, С. И. Брука, Р. Ф. Итса, Г. Г. Стратановича. — М.;Л.: Наука, 1965. — С. 666—671.
  15. Нанзатов Б. З. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2012. — № 3 (7) . 23 июня 2019 года.
  16. Д. Г. Дамдинов. Д. Г. Дамдинов — исследователь хамниганского этноса. — Улан-Удэ: Буряад үнэн, 2010. — 140 с.
  17. . ostrog.ucoz.ru. Дата обращения: 30 июля 2018. 30 июля 2018 года.
  18. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 621 с.
  19. Жамсаранова Р. Г. . КиберЛенинка. Дата обращения: 14 июня 2018. 8 августа 2020 года.
  20. Нанзатов Б. З. // Oriental Studies. — 2018. — Т. 3 , № 3 . — С. 54—60 . 9 мая 2019 года.
  21. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 15 июня 2019. 11 августа 2020 года.

Ссылки

  • Б. Д. Цыбенов
  • Страница о даурах в
  • (англ.)
Источник —

Same as Дауры