Interested Article - Русский Харбин

Никольский собор Русской православной церкви в Харбине в 1925 году, разрушенный во время Культурной Революции

Термины « харби́нские ру́сские » и « ру́сские харби́нцы » обозначают несколько поколений русских, живших в Харбине , основном узловом городе Китайско-Восточной железной дороги , примерно с 1898 по 1960-е годы. В СССР термины КВЖДист и харбинец относились ко всем людям, имевшим отношение к КВЖД, независимо от того, жили они в Харбине или нет. Как писал архиепископ Нафанаил (Львов) : «Харбин был исключительным явлением в то время. Построенный русскими на китайской территории, он оставался типичным русским провинциальным городом в течение ещё 25 лет после революции. В Харбине было 26 православных церквей, из них 22 настоящих храма, целая сеть средне-учебных школ и 6 высших учебных заведений. Милостью Божией Харбин на четверть века продолжил нормальную дореволюционную русскую жизнь» . С 1940-х по 1960-е годы происходил массовый отъезд русского населения из Северной Маньчжурии, вследствие чего русских в Харбине почти не осталось. Несмотря на последствия Культурной революции , в Харбине до сих пор сохраняется большое число зданий, связанных с русским присутствием в первой половине XX века.

Начиная с 1990-х годов в Харбин вновь стали приезжать люди из России и бывшего СССР, которые уже не имели никакого отношения к первой волне эмиграции или к КВЖД. В настоящее время действует общественная организация «Русский клуб в Харбине». На 2015 год численность русской диаспоры в Харбине составляла около трёх тысяч человек .

История

Посад , позднее город, Харбин был основан русскими в 1898 году как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали . Одним из основателей города был Свиягин Николай Сергеевич (1856—1924), руководивший строительством КВЖД (после революции умер и похоронен в Харбине).

Заселение

План города Харбина, 1911 год.

Первые харбинские русские были в основном строителями и служащими КВЖД и переехали в Харбин для работы на железной дороге. Харбин (станция Сунгари-первая) фактически построили первые поселенцы, которые возвели дома, а мебель и личные вещи привезли из России. После Русско-японской войны многие русские покинули Маньчжурию, но многие из тех, кто прожил в Харбине долгое время, решили остаться. В 1907 году было введено выборное городское самоуправление . К 1913 году Харбин был фактически русской колонией для строительства и ремонта КВЖД. Население города составляло 68 549 человек, в основном русских и китайцев. Перепись фиксирует наличие граждан 53 разных стран. Кроме русского и китайского, здесь были распространены ещё 45 языков. Только 11,5 % всех жителей родились в Харбине.

После революции

В результате революции и гражданской войны около 100—200 тысяч белоэмигрантов осели в Харбине. Это были солдаты и офицеры, участвовавшие в Белом движении , члены и служащие правительств Сибири и Дальнего Востока, интеллигенция и самые обычные люди. Русское население Харбина было самым большим за пределами России.

Китайский план города Харбина, 1919 год

8 сентября 1920 года Китайская Республика заявила, что более не признаёт консульства России в Китае, а 23 сентября прервала все связи с представителями Российской империи и отказалось признавать экстерриториальные права её граждан. Тем самым в одночасье русские в Китае оказались лицами без гражданства . После этого китайское правительство установило контроль над государственными учреждениями в Харбине, как то суды, полиция, тюрьма, почта, а также исследовательскими и образовательными заведениями.

Русская православная церковь св. Софии , 1907, Харбин

В 1924 году в Пекине было подписано соглашение между Китаем и СССР , устанавливающее правовой статус КВЖД. В частности, оно разрешало работать на КВЖД только советским и китайским гражданам. Тем самым большинство харбинцев, чтобы не потерять работу, должны были принять советское гражданство, что ассоциировалось с определённой политической идентичностью. Многие харбинские русские так и поступили по патриотическим соображениям. Другие остались апатридами и потеряли работу на КВЖД. Постепенно вопрос о гражданстве и политической идентичности расколол русское население Харбина на два лагеря. Это привело к сильному советскому присутствию в Харбине.

К 1930 году в Маньчжурии было уже более 80 православных церквей, в самом Харбине их было 26, в том числе :

В целом в Харбине было 15 средних учебных заведений и 6 высших школ, действовали Высшие пастырско-богословские курсы, позднее преобразованные в Богословский факультет, 25 специальных технических и ремесленных школ, братства, скаутские и другие молодежные союзы, которые помогали организовать жизнь русских. В русских школах и высших учебных заведениях училось 16 тысяч учеников. Общественных русских организаций в Харбине было около 140, в их числе самая массовая организация русской эмиграции Российская фашистская партия .

В 1938 году Харбин стал единственным местом в мире, где всем городом отметили 950-летие крещения Руси .

В 1924—1962 годы в Харбине действовало Генеральное консульство СССР . В период существования Маньчжоу-го генеральным консулом СССР вплоть до 1937 года был Михаил Славуцкий .

В 1925—1938 годы издавался журнал «Известия юридического факультета в Харбине» , в котором зарубежные авторы высказывали собственные взгляды на международное право .

Маньчжоу-го

В 1930-е годы Япония оккупировала Маньчжурию и создала марионеточное государство Маньчжоу-го . В 1935 году СССР продал свою долю КВЖД этому государству. Весной и летом 1935 года около 30 тысяч русских харбинцев — граждан СССР — воспользовались возможностью выехать со своим имуществом в СССР, где была большая потребность в рабочих руках ввиду массовой индустриализации . Они уезжали с воодушевлением, ведь большинство из них родились в России . Однако многие из них позже были арестованы по обвинениям в шпионаже и контрреволюционной деятельности, в частности, согласно , подписанному 20 сентября 1937 года.

Многие русские харбинцы сначала положительно отнеслись к японской оккупации, надеясь, что Япония поможет им в борьбе с советским влиянием и защитит от Китая, который пытался восстановить суверенитет над Харбином. Однако реально она обернулась потерей работы, ростом преступности и антисемитских выступлений. Тем не менее, многие, в том числе почти половина еврейской общины, уехали из Харбина в другие китайские города, как то Шанхай (см. Русский Шанхай ), Пекин , Тяньцзинь и Циндао . Там евреи столкнулись с растущей преступностью .

Памятник героям, павшим в борьбе с Коминтерном (Харбин), открыт в 1941 году, снесён в 1945 году

После войны

В 1945 году, после того, как Советская Армия вошла в Харбин, все, кто были идентифицированы как участники Белого движения, и все, кто сотрудничал с оккупационными японскими войсками, были отправлены в лагеря . Кроме того, в лагеря попали и совершеннолетние дети русских харбинцев, которые к тому времени формально были гражданами другой страны, то есть не СССР. Основания для отправки в лагерь порой были совершенно нелепы. Например, 24-летнему Борису Авенировичу Васильеву, всю жизнь прожившему в Харбине, было предъявлено обвинение «вредительство в колхозах».

После 1952 года СССР инициировал вторую волну репатриации харбинских русских. Эмигрантам давали возможность поселиться только в Казахстане, ехать в Москву или Ленинград запрещалось.

«В конце 60-х годов русский Харбин, можно сказать, перестал существовать» .

Однако девятьсот человек так и не покинули Маньчжурию. Эти люди пережили голод, культурную революцию , и китайско-советский конфликт из-за острова Даманский . Жительница Харбина Мария Миронова в 2002 году в интервью «Известиям» призналась: «Я сама уже лет тридцать не говорила по-русски. И немудрено: раньше за сказанное на улице русское слово хунвэйбины могли забить человека насмерть. С тех пор многие и забыли русский — общаемся на китайском» .

Тем не менее, русское культурное влияние в городе сохранялось и после отъезда русских: По словам офис-менеджера Юань Ли: «Харбин — это, пожалуй, единственный город в Китае, где зимой на улицах едят мороженое, а в каждом доме на полках обязательно стоят матрешки — по нашим поверьям, они приносят счастье. — Здесь вы не увидите зданий, построенных в традиционном китайском стиле — с загнутыми углами крыш, чтобы могли селиться ласточки. У нас все новые дома как бы пришли с начала XX века — мы словно по инерции строим их так, как когда-то строили русские» .

Современность

«Новые русские харбинцы» стали приезжать ещё при СССР . В основном это были преподаватели русского языка или технические специалисты , помогавшие китайцам осваивать поставляемую в Китай советскую технику . Обосновавшись в Харбине, они объединились в клуб для взаимной поддержки и регулярных встреч. Его основу составили активисты русского сообщества, прежде всего это преподаватели, иностранные специалисты, работники совместных китайско-российских компаний, а также небольшая группа старожилов — представителей первой волны русской эмиграции. В 1990-е годы русская община оставалась немногочисленной . Старых русских харбинцев к тому времени уже почти не осталось. В 2006 году умерла последняя представительница белой эмиграции в Харбине Ефросинья Андреевна Никифорова .

В 2000-е годы русская община в Харбине заметно выросла, сменился её состав: в основном это студенты, а также члены русско-китайских семей и те, кто приехал в Харбин для работы и бизнеса. В 2005 году был основан «Русский клуб в Харбине». На 2010 год численность русской диаспоры в Харбине составляла около двух тысяч человек .
Ежегодно 28 мая отмечается «День Харбина» в память о прибытии в 1898 году в Харбин парохода «Благовещенск» с русскими специалистами на борту .

25—30 июня 2017 года в Харбине прошел первый Всемирный конгресс выходцев из Харбина, организованный Народным правительством провинции Хэйлунцзян и мэрией города Харбин. Главная тема конгресса — «Вспомним историю, вместе создадим будущее». На Конгресс приехали более 140 участников из Китая, России, Польши, Австралии, Израиля, Канады, Латвии .

См. также

Примечания

  1. от 17 июля 2018 на Wayback Machine // Беседы о Священном писании и Вере. Том. 5. — Нью-Йорк: Комитет Русской Православной Молодежи Заграницей. — 1995
  2. . от 6 февраля 2020 на Wayback Machine // « Новый исторический вестник » 2016. — № 3 (49). — С. 114—125.
  3. . Дата обращения: 5 июня 2017. 7 августа 2017 года.
  4. Ефимов А. Б., Меркулов О. А. от 7 апреля 2017 на Wayback Machine // XVI Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. Т. 2. М., 2006. — С. 47—56
  5. . Дата обращения: 9 сентября 2011. Архивировано из 18 марта 2014 года.
  6. Mara Moustafine. Secrets and Spies. — Историко-биографическое исследование. — North Sydney: The SOS Print & Media Group, 2002. — С. 112—134. — 468 с. — ISBN 978-1-74051-091-2 . — ISBN 1074051-091 -7.
  7. . Дата обращения: 3 июня 2019. 3 июня 2019 года.
  8. . Дата обращения: 7 июня 2017. 30 мая 2017 года.
  9. от 30 января 2022 на Wayback Machine // ШколаЖизни.ру
  10. от 27 мая 2017 на Wayback Machine // Русская еженедельная газета «Единение»
  11. от 1 ноября 2021 на Wayback Machine // amur.info, 26 сентября 2006
  12. от 1 ноября 2021 на Wayback Machine // « Амурская правда », 22.09.2021
  13. Александр Ярошенко . от 1 ноября 2021 на Wayback Machine // « Аргументы и Факты » № 43, 27/10/2021
  14. от 6 августа 2018 на Wayback Machine // Газета « Тихоокеанская звезда »
  15. от 18 октября 2017 на Wayback Machine // Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына

Литература

  • Петров В. П. . — Вашингтон: Издание Русско-Американского исторического общества, 1987. — 217 с.
  • Под чужим небом. — М. : Молодая гвардия, 1990. — 349 с. — ISBN 5-235-01197-X .
  • Mara Moustafine. Secrets and Spies: The Harbin Files. — Australia Pty Ltd, Random House , 2002. — 468 p. — (A Vintage Book series).
  • Неизвестный Харбин. — М. : Прометей, 1994. — 192 с. — ISBN 5-8300-0055-5 .
  • . — Брисбен, 1995. — 64 с.
  • . — Харьков, 1998. — Т. 1: (Инострания). Мосты и смыслы, искания и сомнения. — 171 с.
  • . — Харьков, 1998. — Т. 2: (Сновидения). Счастье, Дом, Любовь, Судьба, Вера. — 215 с.
  • Мелихов Г. В. Китайские гастроли: неизвестные страницы из жизни Ф. И. Шаляпина и А. Н. Вертинского: к 100-летию Харбина. — Изд. 2-е, доп. М.: ИРИ РАН, 1998. — 132 с.
  • Wolff, David . To the Harbin Station: The Liberal Alternative in Russian Manchuria, 1898—1914. — Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1999.
  • Крадин Н. П. . — Хабаровск: Издательство Хворова А.Ю., 2001. — 352 с.
  • Мелихов Г. В. . — Русский путь, 2003. — 440 с. — ISBN 5-85887-165-8 .
  • Старосельская Н. Д. Повседневная жизнь «русского» Китая. — М. : Молодая гвардия, 2006. — 376 с. — (Живая история: Повседневная жизнь человечества). — ISBN 5-235-02801-5 .
  • Русский Харбин. — Москва: Вече, 2009. — 256 с. — (Русские за границей). — ISBN 978-5-9533-3831-8 .
  • Харбин — центр русского влияния в Маньчжурии (1898—1917 гг.). — Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 111 с.
  • Забияко А. А., Забияко А. П., Левошко С. С., Хисамутдинов А. А. / Под ред. А. П. Забияко. — Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2015. — 462 с. — ISBN 978-5-93493-225-2 .
  • / отв. ред. Ли Яньлин, ред. кол.: А. М. Буяков, С. Ю. Еремин, А. А. Забияко, И. К. Капран, М. Б. Сердюк; пер. на кит. яз., лит. ред. Чжоу Синьюй и др. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2019. — 372 с. — ISBN 978-5-9736-0556-8
  • , Православие в Маньчжурии. 1898—1956 / под ред. О. В. Косик . — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2019. — 888 с. — (Очерки истории). — ISBN 978-5-7429-1307-8 .

Ссылки

  • сайт
  • // « Известия », 19 сентября 2002 года
  • // Сибирская православная газета. 2003. — № 9
  • Наталья Волкова // Православие и современность. 2008. — № 9 (25).
Источник —

Same as Русский Харбин