Чжан Юань
- 1 year ago
- 0
- 0
Чжан Цзэдуа́нь ( кит. трад. 張擇端 , упр. 张择端 , пиньинь Zhāng Zéduān ; XI в.) — китайский придворный художник империи Сун .
Даты рождения и смерти художника не известны. Его имя не встречается в современных ему документах. Единственным источником сведений о художнике является надпись на свитке « Праздник Цинмин на реке » (Цинмин шан хэ ту). На нём сохранился колофон, написанный в 1186 году неким Чжан Чжу, который жил в Пекине во время правления чжурчжэньской династии Цзинь (т.е. через 60 лет после разгрома Бяньляна, предположительно так подробно изображённого на свитке). В колофоне Чжан Чжу сообщает всё, что ему известно об авторе: «Ханьлиньский учёный Чжан Цзэдуань, титульное имя Чжэндао, был уроженцем Дунъу (Шаньдун). В молодости он приехал в столицу для продолжения учёбы. Позже он занялся живописью. Он был особенно талантлив в жанре цзехуа (изображение архитектуры), лодок, повозок, рынков и мостов, рвов и дорог. Он был столь же искусен и в иных живописных жанрах». Это всё, что известно о художнике.
Более поздним учёным принадлежит мнение, что художник работал в начале XII века во время правления императора Хуэй-цзуна (1100-1125), однако достоверных свидетельств, доказывающих это, не существует. Ещё более поздние авторы стали писать, что Чжан Цзэдуань благополучно пережил падение династии Северная Сун , перебрался на юг и став в южносунской (1127-1279) столице Линьане художником-академистом дослужился до чина дайчжао. В каталогах дворцовых собраний династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) упоминаются некоторые утраченные к тому времени произведения Цзэдуаня: «Весна в горах», «Гора Уи», «Тайчжэн в весеннем купании».
Крупный американский исследователь Р. Барнхарт полагает, что поскольку Чжан Цзэдуань назван «ханьлиньским учёным», т.е. членом Академии Ханьлинь , то он должен ассоциироваться не с членами Академии Живописи императора Хуэй-цзуна, а с началом XI века – временем долгого правления императора Жэнь-цзуна (1023-1063), когда придворные живописцы Гао Кэмин и Янь Вэньгуй формировали Академию Ханьлинь. Ландшафтные элементы в единственном свитке художника также тяготеют к живописи этого периода более, чем к живописи XII века, когда при дворе создавалось очень мало работ в этом жанре, с которыми бы можно было произвести сравнение. Кроме того, техническое исполнение этого свитка гораздо скромнее тех достижений живописи, которыми прославилась эпоха Хуэй-цзуна. Скорее всего, свиток следует увязать с той разновидность реализма, который существовал в ранний период династии Северная Сун и связан с именами таких мастеров, как Фань Куань , Ци Сюй , Янь Вэньгуй , Хуан Цюань , Го Чжуншу и Чжао Чан .
В пользу более раннего времени творчества художника свидетельствует и тематика свитка. На нём изображена бурная экономическая жизнь сунской столицы, которая существовала на ранних этапах правления сунской династии, и вряд ли имела место в таком виде в период её упадка. По всей вероятности, свиток отображает интенсивное экономическое развитие раннесунской эпохи, когда новые города, включая столицу, строились и ширились, в каждом городе работал мощный экономический механизм, а коммерческие предприятия процветали. Тем не менее, время жизни художника и время создания свитка остаются предметом полемики.
(по кн. James Cahill «An index of early Chinese painters and paintings: Tang, Sung, and Yüan» University of California Press. 1980, pp. 57-58)