Interested Article - Музыка Китая
- 2021-03-29
- 1
Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, Юго-Восточной Азии. Она также впитала элементы музыки народов, входивших в состав китайского государства ( уйгуров , тибетцев , монголов , чжурчженей , маньчжуров и т. д.), и в свою очередь оказала значительное влияние на музыку Кореи, Японии, некоторых народов Юго-восточной Азии и бассейна Тихого океана. Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религиозных и философско-идеологических доктрин.
В конфуцианских трактатах разрабатывалась космологическая концепция природы музыки, подчёркивалась её общественная и политическая роль. Музыка в конфуцианстве рассматривалась как одно из средств управления государством, а также как существенный фактор воспитания людей и достижения общественной гармонии.
Согласно представлениям даосизма , музыка должна была содействовать проявлению естественных психоэмоциональных реакций человека, слиянию его с природой.
Буддийское мировоззрение подчеркивало мистическое начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека.
Понятие юэ в китайской культуре означало не только музыку, но и другие виды искусства, а также нечто прекрасное вообще, характеризующееся высокой степенью организации. Многоуровневое символическое мышление в музыке отражало попытки установления соответствий отдельных музыкальных тонов, музыкальных инструментов, видов и жанров музыки с элементами мироздания и социально-политическими системами. Так в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т. п. На основе этой системы был создан пентатонический звукоряд, ступени которого связывались с пятью типами семантического интонирования в китайском языке, и отождествлялись с пятью стихиями природы, сторонами света, с рангами социальной иерархии и т. д. Звучание инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой звуковых высот. Китайцы были убеждены, что её нарушение могло иметь катастрофические космологические и социально-политические последствия.
В V—III веках до н. э. к пентатоническому звукоряду были добавлены два дополнительных звука. Таким образом была создана 7-ступенная гамма, соответствующая лидийскому ладу . Ладовая концепция китайской музыки наиболее активно разрабатывалась в период Сун (X—XIII вв.) учёными-музыкантами Шэнь Куа , , Шан Янем, Шэнь Юаньцином. Структура лада ( тяо ) определялась тем, какой из 12 тонов был выбран в композиции в качестве опорного. Теоретически количество ладов составило 84, на практике применялось значительно меньше. Сформированная в древности китайская музыкальная нотная система, созданная на основе иероглифов, существует и поныне в нескольких разновидностях ( люй-люй , 5- и 7-тоновая, гунчэпу (工尺譜), и другие). Этническая музыка ханьцев основана на гетерофонии , где музыканты исполняют версии одной и той же мелодической линии. Исполнение музыки, танцев и оперы обычно сопровождается .
Отличия традиционной китайской музыки от европейской
«Теория китайской музыки базировалась на широко распространенном в странах Древнего Востока принципе признания определяющей роли единого звука, то есть звука, взятого отдельно. В этом и заключается коренное отличие теории музыки большинства стран Древнего Востока и античности, в которой главенствующая роль отводится мелодическому обороту» Н. Иофан.
«Двенадцатиступенчатый звукоряд, соответствующий двенадцати месяцам года, состоит из двух „взаимопроникающих звукорядов“ — инь (минорного) и ян (мажорного). Пять музыкальных тонов, составляющих систему китайской пентатоники, соответствуют „пяти элементам“, „пяти постоянствам“, пяти планетам, пяти цветам. При исполнении музыки „пять постоянств“ находятся в равновесии». ( Т. Григорьева «Японская художественная традиция»)
Долгое время непонимание смысла китайской музыки приводило к неприятию её европейскими музыкантами. В книге «Вечера в оркестре» (1853) Гектор Берлиоз писал о китайской музыке: «Напев, гротескный и даже весьма неприятный, заканчивался, как в любом нашем самом пошлом романсе, на ключевой ноте; ни разу не отклонился он от тональности и лада, заданных в самом начале. Дробный, монотонный по ритмическому рисунку аккомпанемент исполнялся… в полнейшем диссонансе с нотами голоса… Музыка у китайцев и индийцев, если бы она у них вообще была, походила бы на нашу; но в этой области они пребывают в полнейшем мраке варварства и инфантильного невежества, сквозь которые едва пробиваются малочисленные, неуклюжие и неуверенные ростки. Народы Востока называют музыкой то, что мы назвали бы шумом»
История
От древности до династии Суй
Первые упоминания о музыке китайцев восходят к IV—III тысячелетиям до н. э., они отражены в легендах и мифах. Первые документальные свидетельства о музыке относятся к XVI—XI векам до н. э. В XI—VIII веках до н. э. складывается традиция ритуальных оркестров ( литофоны бяньцинь , наборы бронзовых колоколов бяньчжун , различные виды колоколов — хун-чжун , гоудяо , юн , бо и др., барабаны гу , глиняные окарины сюань и т. д.). О развитых формах вокального творчества свидетельствует «Книга песен» (« Шицзин », созданная в XI—VI веках до н. э.), в которой собраны магические песни, оды ( чжэнъя , сяоя , и др.) и гимны суи .
Музыкантам, как носителям традиции и, возможно, религиозным специалистам, отводилась существенная роль при дворе (см. Мастер Куй , «слепые старцы» гусоу ). В « Цзо чжуань » они изображаются политически грамотными мыслителями и носителями личных добродетелей (Ши Куан, Чжун И). При этом, один из древних анекдотов изображает слепого музыканта Куана швыряющим цитру в правителя в знак осуждения его слов («Хань Фэй-цзы», «Хуайнань-цзы» о цзиньском Пин-гуне, правл.557-532 до н. э.).
В поздний период эпохи Чжоу (V—III вв. до н. э.) под воздействием конфуцианской доктрины формируется разработанная система придворных церемониалов, которые сопровождались музыкой и пением. Каждому этапу церемонии соответствовали установленные последовательности вокальных и инструментальных композиций. Во время правления династии Цинь (221—207 гг. до н. э.) при дворе было создано учреждение Дасыюэ , ведавшее государственными церемониями и музыкой.
Начиная с эпохи Хань до периода Северных и Южных царств (206 до н. э. — 581 н. э.) музыкальная культура переживает значительный подъём. Важнейшими видами придворного искусства становятся я-юэ — музыка официальных конфуцианских церемоний, и су-юэ — музыка светских увеселений, простонародная музыка, которая представлена многими локальными разновидностями. Чиновники специальной музыкальной палаты Юэфу , в том числе видные музыканты Сыма Сянжу и Цай Юн , занимались собиранием традиционных песен различных областей Китая.
В этот период развивается традиция оркестров большого состава — от 300 до 800 исполнителей, инструменты в которых делились на 8 групп по материалу изготовления. Подобные оркестры сохраняли важную роль на протяжении всей дальнейшей эволюции китайской музыки. В это же время складывается традиция сольного исполнительства на струнных инструментах — цине (особо в кругах учёной элиты) и пипе , в искусстве игры на которой сложилось несколько исполнительских школ (школы , , Ли Яньняня и др.)
Династии Суй и Тан (581—907)
Период правления династий Суй и Тан — время расцвета древней китайской музыки. Так называемый «танский стиль» в искусстве, в том числе в музыке получил распространение также в Корее, Японии, Вьетнаме. В это время в Китае действуют специальные канцелярии — Даюэшу , курировавшая канонические и простонародные виды музыки, и Кучуйшу — отвечавшая за придворные оркестры. Придворная музыка была поделена на две основные разновидности — ли-пучи (музыка на открытом воздухе) и цо-пучи (исполняемая в помещении). Эти две разновидности включали в себя разные жанры: я-юэ , су-юэ , музыку банкетов ( янь-юэ ), инструментальную музыку ( ху-юэ ), военную музыку ( кучуй ), театральную музыку ( сан-юэ ), музыку для циня ( цинь-юэ ). Янь-юэ исполнялась оркестрами, имеющими в составе, помимо китайских, инструменты Индии, Кореи, стран Индокитая, государств и городов Центральной Азии. В репертуаре таких оркестров кроме китайских произведений была музыка всех этих стран (так наз. « Шипучи » — «10 видов музыки»). К VII веку придворные оркестры ещё более расширяют свой состав (до 1500 исполнителей).
В начале VIII века открылось пять специальных учебных заведений, в том числе при императорском дворе «придворная школа» (« Цзяофан »), и «Грушевый сад» (« Лиюань »). В домах образованных людей распространяется традиция камерного музицирования на струнных и духовых инструментах (флейте ди , арфе кунхоу , цине , пипе и др.). Среди известных музыкантов этого периода — , , , . Поэтическая форма ши (четверостишие) использовалась видными поэтами Бо Цзюйи , Ли Бо и их коллегами для создания песен, исполняемых певицами в сопровождении лютни. В IX—X веках в городах получают распространение песенные сказы и эпизоды из буддийских канонических книг в форме бяньвэнь , которые исполнялись профессиональными сказителями.
Период династий Сун, Юань, Мин и Цин (960—1911)
В период нового расцвета конфуцианской идеологии при династии Сун (960—1279) осуществляется попытка возрождения древних традиций придворной музыки, появляются новые утонченные виды музыки, в том числе песенно-поэтическая форма цы , исполнявшаяся в сопровождении струнных инструментов. Становятся популярными зрелищные искусства. Это разыгрываемые в балаганах ( вацзы ) песенные сказы с инструментальным сопровождением ( чжугун-дяо , популярные в XII—XIII веках, и др.); многочисленные драмы чуаньцзю ; музыкальные драмы наньцю (южные), использовавшие новые для Китая инструменты, такие как сона , 4-струнная монгольская лютня ( хубосы ). Период династий Юань — Мин (XIII—XVII века) явился кульминацией развития традиционной музыкальной драмы, оказавшей воздействие на музыкальные традиции других стран Дальнего Востока (Корея, Япония) и Юго-Восточной Азии (Вьетнам). Среди множества локальных разновидностей (хайяньские, сюяоские, гэяньские и т. д.) в XV—XVI веках в Южном Китае особо выделяется жанр куньцзю (куньшаньская пьеса). С началом XVI века этот жанр распространяется и в Северном Китае, а среди его мастеров прославились , (Лян Болун), и .
Музыкальная культура XIII—XVII веков характеризовалась интенсивной музыкальной жизнью монастырей и дворцов, городских кварталов, сельских местностей. Среди множества местных вокальных, инструментальных и танцевальных стилей можно упомянуть яньгэ (народные танцы с пением), лянжэньчжуань и лянжэньтай (пьесы-диалоги), хуагу , хуадэн (традиционные песни и сценки под музыку), тибетская нанма (танец с речитативом). Широко распространяются локальные разновидности песенных сказов: дагу (под барабан и струнные), циньшу (в сопровождении цитры), таньцы (в сопровождении пипы), цзоучан (театрализованный сказ в лицах) и др., сохранившие своё значение и в XX веке. Складываются мелодические типы сказов — баньцянти , ляньцюйти и т. д., которые в зависимости от темпа исполнения делятся на две категории: быстрые — куайбань , и медленные — маньбань . В XIII—XIV веках в китайской музыке выделяются две традиции: северная и южная. Для северной характерны героическая тематика, простота музыкального языка, использование 7-ступенных ладов; для южной — преобладание лирических образов, более утонченная техника исполнения, пентатонические звукоряды, преобладание деревянных духовых инструментов. Инструментарий китайской музыки к этому времени включал свыше 100 разновидностей музыкальных инструментов: среди струнных щипковых — цитры цинь , чжэнь , гусли сэ , лютни пипа , юэцинь и др.; среди смычковых (группа хуцинь ) — эрху , баньху , сыху , цзиньху , и др.: духовые — продольная флейта сяо , многоствольная свирель пайсяо , поперечные флейты чи и ди ; сона (род гобоя), губной орган шэн ; среди ударных различные барабаны — большой цзяньгу , глиняный ху , односторонний малый баньгу , тамбурин яогу ; наборы бронзовых колоколов бяньчжун и т. д.
В начале периода правления династии Цин (1644—1911) наметилась тенденция к демократизации музыкальной культуры. Появляются разновидности городской музыкальной драмы (на основе локальных драм), венцом которых стала пекинская музыкальная драма цзинцзюй . С начала XIX века в связи с осложнившейся внутри- и внешнеполитической обстановкой (так называемые «опиумные войны» европейских стран против Китая) придворные музыкальные традиции переживали период упадка; с концом последней династии (1911 г.) придворные оркестры и театральные труппы были распущены. Воздействие на китайскую культуру западноевропейской музыки, начавшееся в XVI—XVII веках, на рубеже XIX—XX веков усилилось. Важнейшим центром западноевропейской культуры стал Шанхай .
XX век
С началом XX века китайские музыканты получают специальное образование в городах Европы, а в Китае создаются музыкальные учебные заведения (музыкальные отделения при университетах) и оркестры западноевропейского типа. Особый вклад в развитие китайской музыки этого периода внесли Сяо Юмэй , Цай Юаньпэй , , Лю Тяньхуа . В 1920-х годах по инициативе Сяо Юмэя и Цай Юаньпэя основана консерватория и создан симфонический оркестр. В связи с ростом национально-освободительного движения возникают формы патриотической песни (с 1930-х годов — против японских захватчиков), получивших массовое распространение, особенно среди молодёжи. С начала 1920-х годов с ростом китайского коммунистического движения формируется массовая песенная культура. Для революционно-патриотических песен использовались древнекитайский поэтический жанр цы и мотивы традиционных песен. Среди композиторов этого периода следует упомянуть несколько важных имен — это Не Эр , автор «Марша добровольцев» ставшего гимном КНР, Тянь Хань , , , , .
После образования КНР (1949) культурная политика государства была направлена на усиление роли литературы и искусства среди широких слоев населения. В Пекине организованы Всекитайская ассоциация работников литературы и искусства и Союз работников музыки (с 1959 года — союз китайских музыкантов). При содействии специалистов из СССР формировалась система музыкального образования; были открыты консерватории ( Пекин , Шанхай , Тяньцзинь ), музыкальные институты (Ухань, Шэньян, Сиань, Чэнду), Институт китайской народной музыки (Пекин) и музыкальные училища в различных городах. В них преподавали замечательные музыканты и композиторы — , , , , Ли Лин , Чэнь Хун , и др. Развернулась работа по изучению традиционной китайской музыки (Ян Иньлю, Чжан Хундао, Ли Юаньцин). Организовывались фольклорные ансамбли, популярностью пользовалась Пекинская музыкальная драма (связана с деятельностью актёра Мэй Ланьфана ), развивались жанры массовой песни ( Ма Кэ , Ли Хуаньчжи ). Также были созданы камерно-инструментальные и симфонические произведения (композиторы , , Чжу Цяньэр); выдвинулись китайские музыканты-исполнители (пианисты , Ли Минцян и др.).
С начала 1960-х годов, и затем в ходе «культурной революции» музыка служила иллюстрацией политических лозунгов пекинского руководства; было запрещено исполнять традиционную китайскую музыку, подверглись гонению сочинения зарубежных композиторов, а также произведения китайских композиторов, написанные до 1966 года. Ставились создаваемые коллективно так называемые «образцовые музыкальные драмы» в жанре цзинцзюй («Красный фонарь», «Шацзябан» и др.) балеты («Седая девушка»), а оркестровая музыка включала только китайские национальные инструменты. Музыкальные коллективы были расформированы, музыкальные учебные заведения закрылись. С 1980-х годов вновь активизируется самодеятельное творчество, создаются новые профессиональные ансамбли и оркестры, налаживается исследовательская работа современной и традиционной музыки, совершенствуется музыкальное образование.
Среди известных композиторов: Ли Хуаньчжи , Лю Чжи , , , Чжу Цзяньэр , , , , , , , , , Тань Дунь , . Известные дирижёры — , , , , . Известные певцы — Чжоу Сяоянь , , , , , , Ван Кунь , , , , , . Известные пианисты — , ; скрипачи — , , Сюэ Вэй ; известные исполнители на народных инструментах — (пипа), (эрху), , (цинь).
В КНР издается около 40 музыкальных журналов, и ежегодно проводятся музыкальные фестивали. С 1988 года в КНР функционируют 8 высших музыкальных учебных заведений, Союз музыкантов, Центральный государственный театр оперы, Китайский оперный театр, симфонические оркестры во многих крупных городах, Театр китайской песни и танца, Центральный оркестр китайских народных инструментов, и т. д.
Китайское влияние на классическую западную музыкальную традицию сказалось в творчестве двух известных композиторов — Густава Малера , написавшего «Песнь о земле» на тему семи стихотворений четырёх китайских поэтов ( Ли Бо , Чжан Цзи , Мэн Хаожаня и Ван Вэя ), и на творчестве американского композитора и музыкального теоретика Джона Кейджа («Музыка перемен», «Музыка воды», «Музыка зимы»). В обоих случаях речь идет о влиянии на музыкальное мышление композиторов философии чань.
Инструментальная музыка
Инструментальное исполнение в традиционной китайской музыке сольное и ансамблевое (небольшие оркестры, играющие на щипковых и смычковых струнных, флейтах, цимбалах, гонгах и барабанах).
Китайская бамбуковая флейта и гуцинь относятся к древнейшим инструментам человечества. По традиции, инструменты классифицируются в зависимости от материала звучащего элемента: бамбук, глина, дерево, камень, кожа, металл, тыква-горлянка, шёлк.
- Инструменты
Китайская опера
Китайская опера — представление, сочетающее как пение и инструментальную музыку, так и художественную пластику и ряд других зрелищных элементов, генетически восходит в основном к юаньской драме XIII—XIV веков. Среди современных жанров китайской оперы наиболее известна Пекинская опера . Жанp китайской оперы куньцюй был объявлен объектом нематериального достояния человечества ЮНЕСКО.
Кроме включения в понятие оперы художественной пластики и выражения характера актёров через грим и одежду, для китайской оперы характерны высокие регистры пения, и приуроченность музыки к сценическому действию, со значительными ускорениями и замедлениями.
Среди характерных аккомпанирующих инструментов в китайской опере используется суона, цзинху, эрху и другие струнные инструменты, и обязательные ударные, включая барабаны.
Народная музыка
Народная музыка ханьцев бытует на свадьбах и похоронах, и как правило включает гобой- сону и набор ударных, известный как . Мелодический репертуар разнообразен и может включать мелодии западных популярных песен и мелодии из фильмов. В деревнях на севере Китая бытуют ансамбли из шэна, соны, флейты дицзы и ударных (в первую очередь гонгов ). Традиция северных деревень связана с придворной и храмовой музыкой Пекина, Сианя, Утайшаня и Тяньцзиня.
Региональные музыкальные традиции
Тибет
Гуанси
Юньнань
Сычуань
Маньчжурия
Синьцзян
Хуа-эр (Ганьсу, Нинся, Цинхай)
Куайбань (Шаньдун)
Современная популярная музыка Китая
С вступлением в эру глобализации в Китае стали приживаться многие коммерческие жанры западноевропейской и американской музыки — рок со всеми его разновидностями, хип-хоп , рэп и т. д. Некоторые традиционные китайские музыканты принимают участие в записях музыки в стиле нью-эйдж , которая охотно эксплуатирует восточную мелодику и инструментарий, а также в джазовых или околоджазовых музыкальных жанрах, основанных на импровизационном искусстве.
Основные предпосылки и характерные особенности
На рубеже ХХ — XXI столетий в популярной музыке Китая начался творческий бум. Этому способствовали ряд экономических и культурологических факторов. Во-первых, в стране наметился устойчивый экономический рост и появилось множество инвесторов, которые стали развивать основную структуру шоу бизнеса. Во-вторых, расширились творческие границы.
1. Как правило, исполнители стараются реализовывать свой потенциал в самых разных жанрах. Поэтому в современной музыке невозможна какая-либо строгая жанровая классификация. Только несколько групп можно отнести к тому или иному жанру.
2. В текстах песен зачастую используется принцип
языкового смешивания
. Достаточно часто в тексты песен включаются англоязычные фразы и предложения.
3. Большинство исполнителей используют англоязычные творческие псевдонимы.
Государственная, патриотическая, революционная музыка
См. также
Литература
- Васильев, В. П. Примечания на третий выпуск Китайской хрестоматии : Перевод и толкования Шицзина / В. П. Васильев. — СПб. , 1882.
- Кабалевский, Д. Б. Музыка свободного Китая / Д. Б. Кабалевский // Советская музыка. — 1952. — № 5.
- Лю Цзи. Советская песня в Китае / Лю Цзи // Советская музыка. — 1951. — № 1.
- Серова, С. А. Пекинская музыкальная драма : сер. XIX- 40-е годы XX в. / С. А. Серова. — М. : Наука, 1970. — 295 с.
- Чжоу Ян. Пути развития китайской оперы / Чжоу Ян // Советская музыка. — 1953. — № 7. — С. 67–72.
- Чжао Фын. Песня — голос сердца китайского народа / Чжао Фын // Советская музыка. — 1949. — № 11.
- Чулаки, М. И. В новом Китае / М. И. Чулаки // Советская музыка. — 1953. — № 6.
- Шнеерсон, Г. М. Музыкальная культура Китая / Г. М. Шнеерсон ; предисл. Д. Кабалевского. — М. : Музгиз, 1952. — 251 с.
- Виноградова, Е. В. // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / Е. В. Виноградова, А. Н. Желоховцев. — М. : Советская энциклопедия, 1973–1982. — Т. 2 : Гондольера — Корсов. — 958 стб.
- Васильченко Е. В. Музицирование на цине и его место в китайской культуре. В сб. Музыкальные традиции стран Азии и Африки. М. 1986.
- Завадская Е. В. . Культура Востока в современном западном мире. М. Наука. 1977.
- Liang Mingyue. Music of the Billion. An introduction to Chinese Musical Culture. N-Y. 1985.
- Jones, Steven. «The East Is Red… And White»". 2000. In Broughton, Simon and Ellingham, Mark with McConnachie, James and Duane, Orla (Ed.), World Music, Vol. 2: Latin & North America, Caribbean, India, Asia and Pacific , pp 34-43. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0 .
- Lee, Joanna. «Cantopop and Protest Singers». 2000. In Broughton, Simon and Ellingham, Mark with McConnachie, James and Duane, Orla (Ed.), World Music, Vol. 2: Latin & North America, Caribbean, India, Asia and Pacific , pp 49–59. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0 .
- Lee Yuan-Yuan and Shen, Sinyan. Chinese Musical Instruments (Chinese Music Monograph Series) . 1999. Chinese Music Society of North America Press. ISBN 1-880464-03-9
- Rees, Helen with Zingrong, Zhang and Wei, Li. «Sounds of the Frontiers». 2000. In Broughton, Simon and Ellingham, Mark with McConnachie, James and Duane, Orla (Ed.), World Music, Vol. 2: Latin & North America, Caribbean, India, Asia and Pacific , pp 44–48. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0 .
- Shen, Sinyan. Chinese Music in the 20th Century (Chinese Music Monograph Series) . 2001. Chinese Music Society of North America Press. ISBN 1-880464-04-7 .
- Trewin, Mark. «Raising the Roof». 2000. In Broughton, Simon and Ellingham, Mark with McConnachie, James and Duane, Orla (Ed.), World Music, Vol. 2: Latin & North America, Caribbean, India, Asia and Pacific , pp 254–261. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1858286360 .
- 胡懷琛.中國民歌硏究.-上海:商務印書館,1933年.
Ссылки
- (яп.) Archive of some Classical Chinese texts about Music theories.
- (видео)
- (видео)
- 2021-03-29
- 1