Interested Article - Блюграсс
- 2021-03-26
- 1
Блюграсс ( кантри-энд-вестерн , англ. Bluegrass ) — жанр американской сельской музыки кантри , происходящий из региона Аппалачей , в первую очередь штата Кентукки («штат мятлика»), которому обязан своим названием ( bluegrass — мятлик ). Корни этого стиля уходят в ирландскую, шотландскую и английскую традиционную музыку. Блюграсс является причудливой смесью музыки иммигрантов с Британских островов, а также афроамериканских джаза и блюза .
В блюграссе, как и в некоторых формах джаза, каждый музыкальный инструмент по очереди является ведущим, в то время как остальные отходят на задний план. Это отличает блюграсс от другой американской кантри-музыки, где все инструменты играют вместе или один инструмент является ведущим на протяжении всей композиции, пока остальные составляют аккомпанемент . Блюграсс — это акустический стиль; электрические инструменты используются редко.
Применительно к музыке термином «блюграсс» изначально описывался стиль Билла Монро и его струнной группы The Bluegrass Boys, который стал широко копироваться другими исполнителями и в итоге оформился в отдельный музыкальный жанр .
-
Песня Appalachian Coal Mine ( Аппалачская угольная шахта ).
Инструментальное сопровождение
В отличие от современного кантри , блюграсс основывается главным образом на акустических струнных инструментах: скрипке , пятиструнном банджо , акустической гитаре , мандолине и контрабасе . Ранние блюграсс-коллективы как правило использовали именно такой набор инструментов, характерный с конца XIX века для англоамериканских , популярных на Юге США , из традиций которых жанр в значительной мере и развился. Вскоре наличие этих пяти инструментов в блюграсс-группе стало стандартом . Иногда их дополняет резонаторная гитара до́бро , на которой обычно играют при помощи металлического слайда . Некоторые команды используют аккордеон , губную гармонику , фортепиано , ударные , электрогитару и другие инструменты.
Для блюграсс-групп также характерно исполнение заводных быстрых мелодий . Как и в большинстве образцов музыки кантри, в блюграссе выделяется сильная доля, но при этом для жанра типична игра с легким подхлёстом или явным опережением, чтобы создать свойственное ему энергичное звучание (в отличие от блюза или джаза , которые часто играются, напротив, с небольшой оттяжкой) . Подчёркивая соответствующие ритмические и динамические особенности инструментального звучания блюграсса, известный фольклорист Алан Ломакс в 1959 году описал его как folk music in overdrive (с англ. — «перевозбуждённая народная музыка») .
Хотя визитной карточкой блюграсса позже стал трёхпальцевый стиль игры на банджо Эрла Скраггса , многие элементы, отделяющие жанр от прародителей, возникли на базе инструмента Билла Монро — мандолины. Выраженный «чёс» на ней с глушением струн и акцентированием сильной доли обеспечивает блюграссу его энергичную напористую динамику. Когда мандолина солирует, эту функцию обычно исполняют фиддл, банджо или добро. При этом в музыку южных струнных ансамблей Монро привнёс выраженное блюзовое звучание, активно используя блюзовые ноты и диады с их включением (сам он признавал, что данной манерой обязан влиянию знакомого афроамериканского гитариста из Кентукки — ) .
Блюграссу свойственны внедрённые Монро и членами его группы The Bluegrass Boys импровизации с использованием гаммообразных, часто типовых фраз (ликов), а также риффов , соединённых так, чтобы подходить к конкретной песне. Они также практиковали смену ролей инструментов по ходу композиции, играя поочерёдно аккомпанемент и сольные партии (обычно каждому музыканту отводилось на это по два или четыре такта). Данные особенности пришли в блюграсс из джаза и вестерн-свинга и существенно отличались от консервативных мелодических вариаций, присутствовавших в музыке южных струнных ансамблей .
Вокальный стиль
The high lonesome sound
На типичный для блюграсса вокальный стиль оказала влияние практика Билла Монро петь в максимально высокой части своего диапазона, часто описываемая в английском языке термином the high lonesome sound (с англ. — «высокое тоскливое звучание») . В певческий стиль, характерный для кантри-дуэтов 1930-х годов, таких как и , Монро привнёс не только более высокую манеру пения, но и гораздо сильнее выраженный назальный оттенок . Такое звучание вокальных партий можно описать как пронзительное, скорбное и тоскливое .
Тем не менее подобный стиль пения встречается не только в блюграссе, но и в музыке кантри в целом, особенно в её более консервативных разновидностях . Высокая назальная вокализация была свойственна и другим традиционным исполнителям из Кентукки , таким как , для описания вокала которого термин the high lonesome sound и ввёл изначально фолклорист . Высокий вокал, чистая и надрывная манера пения, в сочетании с трагическими темами, характерными для многих блюграсс-стандартов, привели к тому, что сам этот жанр иногда называют the high lonesome sound .
Прочие особенности
В блюграссе вокальные партии часто поются дуэтом, трио или квартетом, используя при этом «узкие» интервалы . К ведущему вокалу типично добавляется партия тенора и баритона , а в песнях на религиозную тематику — баса . При гармоническом пении делается акцент на плотность и скоординированность звучания . Вокал обычно чистый, с упором на головной регистр : самые копируемые певцы в жанре имели вокальный диапазон, смещённый в сторону более высокого звучания .
Сторонние влияния на вокальный стиль блюграсса также разнообразны. Заимствованные у вокалистов мейнстримовой популярной музыки элементы присутствовали в этом жанре на всех этапах его развития. Так, у некоторых ранних блюграсс-певцов вроде и прослеживалось влияние сглаженной « крунерской » манеры пения, а более поздние вокалисты также внедряли в жанр вокальные тренды из мейнстрим-кантри, рока и прочих видов музыки .
История создания
Возникновение стиля блюграсс произошло в середине 1940-х годов, вскоре после войны, которая препятствовала развитию музыки. Как и в случае с другими музыкальными стилями, его изобретение нельзя приписать какому-то одному человеку. Блюграсс является смесью блюза, регтайма , джаза и других ранних стилей. Тем не менее следы возникновения блюграсса ведут к одному ансамблю. Сегодня отцом-основателем музыки блюграсс называют Билла Монро ; стиль был назван по имени его группы The Blue Grass Boys, основанной в 1939-м году. Ключевым моментом в образовании жанра стало присоединение к ним в 1945-м Эрла Скраггса , который владел уникальной техникой игры на банджо. Выступая с 1945-го по 1948-й, группа, в которую, помимо Монро и Скраггса, входили гитарист , скрипач и басист , создала совершенно уникальный звук и инструментальный стиль, который является образцом и сегодня.
Пока The Blue Grass Boys были единственной группой, играющей подобную музыку, это был их собственный уникальный стиль. И он не мог быть отдельным музыкальным стилем, пока другие группы не начали играть в подобном ключе. В 1947-м году братья Стэнли записали традиционную песню «Molly and Tenbrooks» в стиле The Blue Grass Boys, и этот момент можно считать точкой появления блюграсса как самостоятельного стиля.
Поколения блюграсса
Первое поколение блюграсс-музыкантов доминировало в жанре с момента его создания в середине 1940-х до середины 1960-х годов. Это поколение состоит из музыкантов, которые выступали в течение «золотого века» в середине 1950-х, включая Билла Монро со своей группой, братьев Стэнли, Лестера Флата и Эрла Скраггса с их новым ансамблем The Foggy Mountain Boys. В 1949 году ими была записана одна из самых известных композиций в стиле блюграсс « » . Также были популярны , Мак Уайзман , Эрл Тэйлор, братья Осборн, группы Reno and Smiley, Lonesome Pine Fiddlers, The Dixie Travellers, Jim & Jesse и др. В этот период выступал Вейд Мейнер , называемый «дедушкой блюграсса», основатель своего собственного ансамбля The Sons of the Mountaineers («Сыновья горцев»), с которым он выступал до 1953 г.
Второе поколение блюграсса получило известность в середине 1960-х годов. Хотя многие музыканты этого поколения играли в блюграсс-бэндах и ранее (как правило, в юном возрасте). Наиболее яркие представители этого поколения: The Dillards, Дж. Д. Кроу, Дойл Лоусон, Норман Блэйк, Сэм Буш, Дэл Макоури, Тони Райс и др. Второе поколение принесло с собой так называемый «прогрессивный блюграсс» («ньюграсс»). Самыми известными ансамблями этого направления были New Grass Revival, The Seldom Scene , The Kentucky Colonels.
Третье поколение достигло расцвета в середине 1980-х годов. Это поколение привнесло множество значительных изменений в блюграсс. Рики Скэггс , который начинал как блюграсс-музыкант и переключился на классическое кантри в 80-х, вернулся в блюграсс в 1996-м и с тех пор записал несколько альбомов и дал большое количество концертов со своим ансамблем Kentucky Thunder. Вслед за этим он организовал собственную звукозаписывающую компанию The Skaggs Family Records и является одним из самых известных музыкантов этого стиля. Такие звёзды кантри, как Долли Партон и Пэтти Лавлесс , также записали несколько блюграсс-альбомов, усилив, таким образом, влияние блюграсса в современной музыке. Одними из самых популярных блюграсс-исполнителей сегодня считаются также Элисон Краусс , Ронда Винсент , , Blue Highway и др.
Блюграсс в СССР и России
Распространение кантри-музыки и в частности стиля блюграсс в СССР началось в 1975 году благодаря группе « Интеграл », которая играла в филармонии Восточного Казахстана, в городе Усть-Каменогорске . В составе группы был банджист Михаил Лазарев и стил-гитарист Борис Ахмешев. Позже к группе присоединились скрипачка Ирина Комарова, на акустической гитаре играл Юрий Лоза . На фестивале « Весенние ритмы. Тбилиси-80 » «Интеграл» исполнил несколько композиций в стиле блюграсс, которые были приняты с успехом, особенно «Сулико» и «Пароход идёт в Саратов». Через некоторое время в группу пришёл банджист Андрей Шепелёв, который позже вошёл в состав группы « Кукуруза ». Группа «Кукуруза» стала активным пропагандистом стиля кантри в России. В дальнейшем в этом стиле играли такие коллективы, как Red River Valley Boys и « Весёлый Дилижанс ».
В настоящее время музыку с элементами блюграсса исполняют следующие российские группы: « ГрАссМейстер » из Москвы, стиль которой сочетает элементы кантри-рока , блюграсса, авторской песни и бард-рока ; Grass Pistols из Нижнего Новгорода, исполняющие «нью-грасс» и традиционные произведения, «Граблю Бэндъ» из Иваново, исполняющие классические инструментальные блюграсс-произведения; «Братобатя» из Магнитогорска, играющие в стиле блюграсс/фолк-панк и выпустившие в 2017 г. свой дебютный мини-альбом ; Real Russian Bluegrass Band из Иваново, исполняющие инструментальный ньюграсс/ этно / джаз-фьюжн и выпустившие дебютный альбом RRBB (2017, ArtBeat Music ); Red Brick Boys из Москвы, исполняющий чисто акустический блюграсс.
Литература
- Carlin, Richard. . — Routledge, 2003. — 526 p. — ISBN 9781135361112 .
- Country Music Hall of Fame And Museum. . — Oxford University Press, 2012. — 1938 p. — ISBN 9780199920839 .
- Ferrell, Jeff; Sanders, Clinton. . — UPNE, 1995. — 381 p. — ISBN 9781555532369 .
- Koskoff, Ellen. . — Routledge, 2008. — 786 p. — ISBN 9780415994033 .
- Malone, Bill C. . — UNC Press Books, 2008. — 449 p. — ISBN 9781469616667 .
- Tichi, Cecelia. . — UNC Press Books, 1994. — 356 p. — ISBN 9780807846087 .
Примечания
- от 16 августа 2022 на Wayback Machine // Словарь Кольера
- ↑ , p. 120.
- , pp. 24—25.
- ↑ , p. 25.
- ↑ , p. 383.
- ↑ , p. 24.
- , p. 82.
- , p. 102.
- , p. 186.
- ↑ , p. 121.
- , p. 384.
- , pp. 383—384.
- от 23 декабря 2014 на Wayback Machine Cincinnati.com. Retrieved 8 September 2009.
- . National Endowment for the Arts. Дата обращения: 28 октября 2007. 17 февраля 2012 года.
Ссылки
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|
- 2021-03-26
- 1