На начало 2015 года не существует процессоров общего назначения, которые способны оперировать 128-битными
целыми числами
(
англ.
integer
) или адресами, хотя некоторые
процессоры
могут работать с 128-битными данными.
Мэйнфреймы
IBM System/370
могут рассматриваться как первые «зачаточные» 128-битные компьютеры, поскольку они использовали 128-битные регистры с
плавающей запятой
. Более современные
CPU
получили набор процессорных инструкций
SIMD
(
SSE
,
AltiVec
и т. д.), в которых использовались 128-битные векторные регистры для сохранения нескольких чисел с меньшей разрядностью (например, четыре 32-битных
числа с плавающей запятой
). Благодаря этому одна процессорная инструкция может параллельно манипулировать всеми этими значениями. Таким образом, данные процессоры — это 128-битные процессоры в том смысле, что они имеют 128-битные регистры, но они не производят операции над отдельными 128-битными числами.
Число четверной точности
с плавающей запятой, имеющее размер 128 бит, при использовании 128-битных процессоров может поместиться в один регистр.
Теоретический максимум поддерживаемого объёма оперативной памяти текущими 64-битными процессорами — 16
эксабайт
. 128-битные процессоры преодолевают этот порог, максимальный объём памяти, которую они способны поддерживать — 340 282 366 920 938 463 463 374 607 431 768 211 456 байт, что приблизительно равно 340,3
ундециллионам
байт или 281 474 976 710 656
йобибайтам
. В настоящее время достичь такого предела невозможно, так как данный объём намного превышает всю совокупность информации на Земле (на 2009 год весь объём сохранённой человечеством информации оценивается в приблизительно 500
эксабайт
).
Процессор
Emotion Engine
, который использовался в
игровой консоли
Sony
PlayStation 2
, рекламировался как первый в мире 128-битный процессор. Однако, хотя он имел 128-битные регистры
SIMD
, но при этом оставался 32-битным процессором в традиционном смысле, так как оперировал лишь 32-битной адресацией памяти.
Спецификация архитектуры процессоров
RISC-V
описывает в том числе режим работы процессора с 128-битными регистрами
.
Виртуальный набор инструкций
AS/400
для
IBM System i
определял все указатели как 128-битные. Потом эти инструкции транслировались в «реальные» аппаратные инструкции. Эта особенность позволяла использовать программное обеспечение на более широком диапазоне аппаратного обеспечения без перекомпиляции.
Шины памяти
графических процессоров
имеют разрядность, равную или даже бо́льшую, чем 128 бит. Например,
Radeon
HD 2000
имел 512-битную (64*8) шину памяти, связывающую сам графический процессор с графической памятью.
Вследствие увеличения разрядности процессоров до 128 бит увеличится размер
машинного слова
, что позволит повысить точность и производительность процессоров в математических операциях, особенно в криптографии.
История
128-битный мульти
компаратор
впервые был описан исследователями в 1976 году.
Центральный процессор
с 128-битными мультимедийными расширениями был спроектирован в 1999 году.