Interested Article - Фильм в общественном достоянии
- 2021-04-17
- 3
Фильм в общественном достоянии — кинолента, которая была передана в общественное достояние её автором или срок охраны авторских прав истёк. В странах участниках Бернской конвенции применяется принцип "национального режима", когда в каждой стране к иностранным фильмам применяются те же самые подходы по расчету срока перехода в общественное достояние, что и к отечественным.
По странам
Россия
Согласно Гражданскому кодексу РФ , кинофильмы охраняются как объекты авторских и смежных прав. Поводом для перехода фильмов в общественное достояние является окончание срока охраны авторского права. Для фильмов, снятых до 1993 года, это 70 лет со дня создания или правомерного обнародования для юридических лиц . Для физических лиц это 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора или обнародования произведения после смерти, также срок увеличивается на 4 года, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней . Авторские права на киноленты начали признаваться за выпускающим их в свет кино-производственным предприятием с 1929 года . Звучали призывы передать в общественное достояние все фильмы, снятые в СССР . Однако, по мнению ректора Российской государственной академии интеллектуальной собственности Ивана Близнеца , для передачи советских фильмов в общественное достояние потребуется принять специальный закон, так как по Гражданскому кодексу РСФСР 1964 года фильм, снятый на деньги государства, является собственностью студии, которая его снимала . Также в общественном достоянии находятся фильмы младше 70 лет с момента их выпуска, если они перешли в общественное достояние в стране происхождения.
ЕС
В странах ЕС исключительное право на фильм охраняется в течение жизни автора плюс 70 лет после его смерти. Продолжительность охраны исключительных прав на аудиовизуальное произведение рассчитывается от смерти последнего умершего человека, принимавшего участие в создании произведения: режиссёра, сценариста, продюсера. По истечении этого срока работа переходит в общественное достояние. Однако режиссёры часто передавали свои права компании-производителю, поэтому часто бывает трудно найти конечного правообладателя и выяснить, прошёл ли необходимый срок .
США
В соответствии с Законом США о продлении срока охраны авторских прав , фильмы не будут автоматически переходить в общественное достояние до 1 января 2019 года, когда истекает срок защиты авторского права фильмов, выпущенных в 1923 году .
Другой характерный для США вопрос — влияние мирового авторского права. Соглашения Уругвайского раунда в области авторского права привели к тому, что Конгресс США возобновил защиту авторских прав на некоторые работы, которые уже перешли в общественное достояние .
В течение последних двух десятилетий в ходе изменений как внутреннего законодательства США, так и международных соглашений об авторских правах, на некоторые произведения, которые перешли в общественное достояние, в США были восстановлены авторские права. Противники подобных изменений утверждали, что авторские права на работу, однажды перешедшую в общественное достояние, не могут восстановиться. На этой почве последовало множество судебных тяжб, в итоге многие значимые работы (например, « Третий человек ») в течение короткого периода несколько раз меняли свой статус .
В частности, согласно выдержке, опубликованной 3 апреля 2009 года, повторное наложение защиты авторского права не допускалось. Знаковым на тот момент было дело Голана против Гонсалеса, которое было пересмотрено как дело Голана против Холдера. В конечном итоге дело дошло до Верховного суда США , который постановил, что произведения, которые ранее свободно использовались, больше не находятся в общественном достоянии и могут использоваться только с разрешения владельца авторских прав .
Примечательно, что восстановленные, продублированные и фильмы с субтитрами сами по себе могут быть объектами авторского права, даже если другие элементы фильма находятся в общественном достоянии. Таким образом, даже если фильм датируется 1915 годом и не защищается авторским правом в США, версия 2004 года с новыми визуальными или звуковыми элементами может сама по себе защищаться авторским правом. Особые эффекты и упаковка также являются предметом охраны авторских прав.
Япония
В Японии в 2006 году суд постановил, что все фильмы, снятые до 1953 года, находятся в общественном достоянии . Это решение было негативно воспринято японской киноиндустрией. В частности в сентябре 2007 года суд постановил, что фильмы Акиры Куросавы перейдут в общественное достояние в 2036 году . После дела Куросавы начала действовать новая схема. Таким образом, фильмы переходят в общественное достояние, если они сделаны до 1953 года и режиссёр уже более 38 лет как умер. Примерами являются ранние фильмы Кэндзи Мидзогути и Ясудзиро Одзу .
Другие страны
Согласно законодательству Индии , авторское право на фильмы охраняется в течение 60 лет после выпуска фильма. В частности, в общественном достоянии находится фильм « Город в долине » (1946), который был удостоен награды « Золотая пальмовая ветвь » .
В Иране все фильмы (и фотографии) через 30 лет после их публикации переходят в общественное достояние. Например, в общественном достоянии фильм « Корова » (1969) .
В законах об авторском праве Китая закреплена норма, что фильмы переходят в общественное достояние через 50 лет после выпуска, список обновляется ежегодно 31 декабря. Например, в общественном достоянии фильм « Принцесса Железный Веер » (1941) .
См. также
Примечания
- . ru.wikisource.org. Дата обращения: 3 марта 2018. 3 октября 2018 года.
- . ru.wikisource.org. Дата обращения: 3 марта 2018. 11 июля 2018 года.
- . ru.wikisource.org. Дата обращения: 3 марта 2018.
- . Дата обращения: 5 января 2016. 3 января 2016 года.
- Chris Vos, Bewegend Verleden. Inleiding in de analyse van films en televisieprogramma’s (Amsterdam 2004) ISBN 90 5352 9918 , pagina 205—206.
- U.S. Copyright Office, Circular 1: от 17 октября 2012 на Wayback Machine , pp. 5-6
-
, Washington, D.C.: United States Copyright Office, January 2013
{{ citation }}
:|access-date=
требует|url=
( справка ) ; Внешняя ссылка в|title=
- Hirtle, Peter B . Cornell Copyright Information Center (3 января 2014). Дата обращения: 26 августа 2014. 25 августа 2017 года.
- Liptak, Adam (2012-01-18). . The New York Times . из оригинала 3 октября 2015 . Дата обращения: 27 августа 2012 .
- Totenberg, Nina, от 4 марта 2016 на Wayback Machine , 'Separate Decision Upholds Copyright Law', NPR, 2012-1-18.
- . Contactmusic.com (12 июля 2006). Дата обращения: 5 декабря 2010. 19 февраля 2012 года.
- 5 декабря 2007 года.
- . Дата обращения: 5 января 2016. 27 января 2016 года.
- s. 22, Copyright Act, 1957 s. 24, s. 25, s. 26, s. 27, ibid.
- . Дата обращения: 5 января 2016. 7 января 2016 года.
- (via archive.org)
- 2021-04-17
- 3