Ньюэллс Олд Бойз
- 1 year ago
- 0
- 0
Всесоюзный научно-исследовательский институт прикладных автоматизированных систем (ВНИИПАС) — советский научно-исследовательский институт , занимавшийся компьютерной связью и впервые соединивший СССР с международными компьютерными сетями на официальном уровне . Существовал с 1982 по 1995 годы.
Изначально находился в Москве по адресу ул. Неждановой ( Брюсов переулок ), д. 2а. Был выделен в 1982 году из состава Всесоюзного научно-исследовательского института системных исследований (ВНИИСИ) . ВНИИСИ, в свою очередь, был образован в 1976 году как советский филиал Международного института прикладного системного анализа (МИПСА/IIASA) при Римском клубе . МИПСА был создан в 1972 году по инициативе СССР и США для обмена научной информацией, затем к его работе присоединились другие страны.
ВНИИПАС выполнял функции центрального узла развивавшейся с 1978 года « всесоюзной академсети » и узла международной компьютерной связи. Впервые международная связь была установлена между ВНИИСИ и МИПСА — для этого в 1981 году был организован канал передачи цифровых данных по телефонным линиям и протоколу X.25 , который соединил СССР и Австрию, где находится МИПСА. В австрийской столице Вене советские модемы соединялись с компьютерной сетью RADAUS DATA оператора связи Rad io Aus tria , откуда далее был доступ к другим международным сетям. На базе ВНИИПАС возникла советская сеть ИАСНЕТ , которой стали пользоваться советские государственные учреждения и учреждения в странах соцлагеря .
Инженер ВНИИСИ/ВНИИПАС с 1979 года Николай Саух в интервью 2003 года вспоминает :
Американцы на нашу активность с самого начала косо смотрели. Устроили скандал: мол, советские выкачивают информацию, пользуясь крышей международного института. Когда они там совсем уже закатили истерику, мы договорились с Радио Австрия (полуправительственная организация, которая занималась коммуникациями в Австрии) о том, чтобы наш канал кончался там. А оттуда уже был доступ ко всем нужным информационным источникам ... Это были базы данных, информационно-поисковые системы: Lexis-Nexis 'ы... Список источников постоянно пополнялся. Мы получили доступ не только к новостям, но и к совершенно фантастическим запасам библиографической информации — по самым разным наукам. Возможность обшарить миллионы записей — ощущение незабываемое! Помню рекламный плакат Dialog'a: фотография машинного зала, снятая короткофокусным объективом, на которой сплошное поле (сотни!) дисковых накопителей, каждый с хорошую тумбу. Это была фантастика! Понятно, что всякий, кто попробовал этой отравы, выхлопных газов западной цивилизации, западал на эту трубу навсегда.
, DataStar, потом появились всякие
В 1983 году к деятельности ВНИИПАС подключилось правительство США, в результате чего при финансовой поддержке Джорджа Сороса ВНИИПАС стал совладельцем телекоммуникационного проекта San Francisco — Moscow Teleport (SFMT) — путём создания подобных предприятий американские власти и Сорос развивали компьютерные сети по всему миру. На этой базе в конце 1980-х гг. был создан ведомственный интернет-провайдер « Совам Телепорт » («советско-американский телепорт») и ряд других проектов. После распада СССР «Совам Телепорт» стал коммерческим провайдером, обслуживавшим прежде всего российские представительства западных компаний и учреждений, а затем и провайдером системы SWIFT для российских банков через свою внутреннюю сеть Sovamnet .
В 1987 году компьютерная сеть ВНИИПАС для стран соцлагеря соединяла СССР по наземным каналам с ГДР , ЧССР , Болгарией, Венгрией и Польшей; и по спутниковым — с Вьетнамом, Монголией и Кубой .
В 1989 году институт Моспроект-2 во главе с архитектором Посохиным спроектировали для ВНИИПАСа новое здание на улице Дмитрия Ульянова , в которое переехала часть института (здание в центре также сохранилось за учреждением).
В 1992 году ВНИИПАС был переименован в ИАС — «институт автоматизированных систем». В 1995 году был приватизирован и вошёл как оператор связи ОАО «ИАС» в холдинг « Акадо ». «Совам Телепорт» в 2000 году вошёл в холдинг Golden Telecom . ОАО «ИАС» работало под этим именем до конца 2010-х гг. С 2003 года оно обслуживало единые информационно-расчётные центры (ЕИРЦ) правительства Москвы — территориальные предприятия коммунальных расчётов населения. В 2018 году было разрушено бывшее здание ВНИИПАС в Брюсовом переулке.
Возглавлял ВНИИПАС профессор Олег Леонидович Смирнов .
Анатолий Клёсов в своих воспоминаниях рассказывает как соединялся с Западом из ВНИИПАС и подчёркивает свою тогдашнюю изолированность от остального научного сообщества в СССР . Клёсова выбрало руководство АН СССР как представителя советской науки, потому что у него был опыт научной работы за рубежом и хорошее знание английского языка. Поэтому он лично упоминался в приглашении к компьютерному общению со стороны ЮНИДО , и его назначили модератором конференции «Биоконверсия лигноцеллюлозы для получения топлива, пищевых продуктов и кормов», первый сеанс которой состоялся 16 декабря 1983 года:
Первая телеконференция в СССР выглядела так: 12 участников рабочей группы (Клёсов, Квеситадзе, Рахимов, Лобанок и другие) обступили терминал во ВНИИПАСе, благодаря которому (через Стокгольмский университет) подключились к обсуждению растений и выделяемой ими целлюлозы с коллегами из Великобритании, США, Канады, Швеции, ФРГ, Италии, ГДР и с Филиппин. В день учёные по очереди могли обменяться примерно сотней сообщений — это максимум, который позволяли модемы в 360 бод (бит/c). По словам Клёсова, через каждые полстроки система висла «от нескольких секунд и минут до полного выброса в офлайн» .
После завершения конференции Клёсов продолжил посещать ВНИИПАС и общаться по сети: «в 1984, у меня появилось огромное количество , компьютерных собеседников со всего мира. Бизнесмены предлагали контракты с Союзом. Шведские девушки наперебой приглашали приехать в сауну. Американский астронавт Расти Швейкарт неутомимо слал мне письма, предлагая устроить компьютерный мост с Академией наук Союза . Меня считали за гейт-кипера . А ворот-то и не было, они на мне заканчивались» . Клёсов пишет: «Надо сказать, что за эти прошедшие первые пару лет я многократно пытался оповестить Академию наук о столь потрясающем новом виде коммуникаций. Писал письма Марчуку (тогдашнему президенту АН СССР), Велихову и Овчинникову (вице-президентам), и всё как в колодец, никакого ответа. Сначала я про себя возмущался — бюрократы, но потом, когда картина неответов стала уж очень явной, я начал понимать, что тут дело в другом. ОНИ ЗНАЛИ, что никаких компьютерных коммуникаций в СССР быть не может» .
В этих условиях огласка сведений о том, что Клёсов «бесконтрольно и регулярно имеет постоянный контакт с заграницей» была опасна для него преследованием со стороны советских спецслужб. Клёсов написал в 1984 году в журнал « Наука в СССР » статью «В моду входят телеконференции», пытаясь создать себе безопасный образ учёного-исследователя — «вы же про космос там публикуете, не опасаясь, что все захотят. И то, для космоса надо медкомиссию пройти, так что всех не пропустят. И ещё, публикуете же вы там про остров Пасхи, к примеру? И опять, не могут все туда захотеть, потому как билет туда надо купить за валюту. То есть имеют место объективные факторы, что массы захотят, но не смогут. Так же и с компьютерными конференциями, говорю» .
Статью Клёсова сначала не пропустила советская цензура , но в 1985 году она всё же вышла. Клёсов указывает, что в статье есть ложное место — фотография компьютеров на кафедре химической энзимологии МГУ с подписью «подготовка к очередной телеконференции ведётся в одном из вычислительных центров МГУ» . «Это — неправда. Компьютерные конференции в середине 1980-х годов в Союзе проводились только из ВНИИПАС» , — пишет Клёсов и выражает благодарность Олегу Смирнову , директору ВНИИПАС, отмечая: «я искренне верю, что он фактически прикрывал меня все эти годы, так как по советским понятиям моя бесконтрольная многолетняя деятельность по несанкционированному выходу за рубеж через компьютерные сети была совершенно противозаконной» . Статью Клёсова затем перепечатали журналы « Знание — сила », « Наука и жизнь » и другие, были сделаны переводы на английский, немецкий и испанский языки, а в 1988 году по её мотивам Клёсов сделал телепередачу на Первом канале ЦТ .
5 сентября 2019 года журналист Андрей Лошак представил документальный сериал « Холивар. История Рунета ». Он повёл свой отсчёт истории Рунета с первого телемоста США—СССР 5 сентября 1982 года . Телемост, по его данным, придумал « хиппи из Калифорнии» Джоэл Шац ( Joel Schatz ) во время рок-фестиваля, захотев поговорить с людьми на другом конце планеты с помощью больших экранов, которые были на фестивале. Проект получил одобрение американских и советских властей и название «Москва—Космос—Калифорния». Для его организации использовалась цифровая связь ВНИИПАСа через спутниковую сеть. Интервью с Шацем открывает сериал Андрея Лошака. Первый телемост не был показан по телевидению, люди в основном не вели содержательного общения, а танцевали под песни Аллы Пугачёвой и махали друг другу руками. Но мероприятие дало старт серии более серьёзных телемостов, а Шац приехал в СССР и стал одним из управленцев «Совам Телепорт» . В сериале показаны фрагменты телепередачи Гостелерадио СССР 1988 года «В моду входят телеконференции» с Анатолием Клёсовым в кадре.