Interested Article - ZX Spectrum
- 2020-04-27
- 1
ZX Spectrum — 8-разрядный домашний компьютер , созданный английской компанией « Sinclair Research Ltd » на основе микропроцессора Zilog Z80 . В ходе разработки компьютер назывался «ZX81 Colour» и «ZX82» , название «ZX Spectrum» должно было подчеркнуть одно из главных отличий от его предшественника ZX81 — цветное изображение. Почитатели этого компьютера часто называют его «Спекки» ( англ. Speccy ) .
В начале 1980-х «ZX Spectrum» был одним из самых популярных компьютеров в Европе , а его многочисленные клоны в начале 1990-х получили широкое распространение на территории бывшего СССР / СНГ . Благодаря невысокой цене за первые 17 месяцев было продано более миллиона этих машин. Низкая стоимость компьютера была обусловлена рядом факторов: использованием технологии ULA , с помощью которой большая часть схемы размещалась в одном чипе, низкими техническими и пользовательскими характеристиками по сравнению с более дорогими компьютерами того времени, использованием бытового телевизора в качестве монитора и магнитофона в качестве внешнего накопителя .
В 1980-х основным соперником ZX Spectrum на европейском рынке был « Commodore 64 ». Другими важными конкурентами были 8-битные «Atari» , « BBC Micro », « Amstrad CPC » и в некоторых странах MSX .
Технические особенности
«Sinclair ZX Spectrum» был представлен в апреле 1982 года в двух вариантах — с 16 и 48 килобайтами оперативной памяти .
«ZX Spectrum 48» имел ПЗУ объёмом в 16 Килобайт , в котором был «прошит» диалект языка Бейсик , так называемый Sinclair BASIC . Эта же программа ПЗУ обеспечивала базовый ввод-вывод и пользовательский интерфейс. Системными процедурами (например, печатью на экран) можно было воспользоваться из машинного кода, вызвав их по абсолютным адресам . Архитекторами компьютера была принята политика не изменять программу ПЗУ, несмотря на наличие в ней ошибок . Расположение такой «операционной системы» и языка программирования в постоянной памяти обеспечивало перезагрузку компьютера за пару секунд, включая тестирование ОЗУ , и, что важно, уменьшало размер программ (программист мог использовать «стандартные» процедуры ПЗУ, не расходуя доступную оперативную память и не теряя при этом совместимость) .
Первая модель «ZX Spectrum» имела недорогую в производстве клавиатуру , состоявшую из 40 резиновых клавиш . Такая клавиатура мешала быстро печатать — отсюда, по распространённому мнению , произошли пять режимов ввода интерпретатора Бейсика, экономившие нажатия. Режим ввода отображался с помощью курсора. Такими режимами были:
-
L
-
C
-
K
-
E
-
и
G
Режим переключался как автоматически, так и с помощью управляющих клавиш
Caps Shift
и
Symbol Shift
. Например, в начале набора BASIC ждёт номер строки или команду, поэтому курсор находится в режиме
. Однократное нажатие клавиши
G
в таком режиме приводит к автоматическому вводу оператора
K
. После этого курсор переходит в режим
GO TO
и позволяет набрать число, имя переменной по буквам или
математическое выражение
(в том числе с помощью режима
L
)
. Более поздние модели (начиная с «ZX Spectrum 128») позволяли в качестве альтернативы набирать команды языка по буквам
.
Е
Не менее характерным был единственный аппаратный графический режим компьютера при отсутствии текстового. Цвета (8 цветов и два уровня яркости, плюс атрибут мерцания) и собственно графика хранились в разных участках памяти . При этом, хотя графическое разрешение составляло 256×192 точек, цветовые атрибуты задавались по знакоместам. Каждое знакоместо размером 8×8 пикселей могло иметь только два приписанных ему цвета (называемые цветами «чернил» и «бумаги» в Sinclair BASIC) и по одному атрибуту яркости и мерцания . Таким образом, область 8×8 пикселей кодировалась 9 байтами ОЗУ (8 байт — побитовая картинка 8×8 пикселей, 1 байт — атрибуты цвета: 3 бита — цвет знака, 3 бита — цвет фона, 1 бит повышенной яркости и 1 бит мерцания знакоместа). Такая организация вызывала определённые сложности ( конфликт атрибутов ) при создании компьютерной графики . С другой стороны, малый объём экранной памяти (около 7 КБ) позволял быстрее обновлять экран и увеличивать долю ОЗУ, используемую собственно программой , что было существенно для компьютерных игр. Кроме того, особая организация графического режима позволяла существенно оптимизировать вывод текста при отсутствии текстового режима .
Программистам ZX Spectrum удавалось обойти ограничения стандартного аппаратного видеорежима, и были разработаны программные видеорежимы, такие как GigaScreen , 3xColor, MultiColor и другие.
Первые модели «ZX Spectrum» имели встроенный динамик, осуществлявший однобитный выход звука . Воспроизведение музыки, особенно многоголосной, требовало использования почти всего времени процессора, так как звук полностью генерировался программно . В модели «ZX Spectrum 128» была добавлена микросхема звукогенератора AY-3-8912 , позволяющая воспроизводить трёхканальный звук (плюс канал шума и огибающей) без больших затрат процессорного времени . Подключение этой микросхемы также было возможно и для моделей с объёмом памяти 48 КБ .
Модели
Модели Sinclair Research
Оригинальные модели «ZX Spectrum», выпущенные «Sinclair Research»:
Аппаратную часть ZX Spectrum 16K/48K разработал Ричард Альтвассер ( Richard Altwasser ) из «Sinclair Research», корпус машины был создан промышленным дизайнером Риком Дикинсоном ( Rick Dickinson ) . Программное обеспечение для нового компьютера разработал Стив Викерс ( Steve Vickers ) по контракту с компанией «Nine Tiles Ltd», в которой был создан «Sinclair BASIC» . Модель имела резиновые клавиши, миниатюрный корпус и характерный логотип в виде спектра . Компьютер был выпущен на рынок в 1982 году по цене в 125 фунтов за модель с 16 КБ ОЗУ и 175 фунтов — за модель с 48 КБ; эти цены позже были снижены до 99,95 и 129,95 фунта, соответственно . Владельцы модели с 16 КБ памяти могли приобрести обновление на 32 КБ; для обновления пользователи могли выслать свой «Spectrum» в «Sinclair Research» по почте . Сторонние фирмы также предлагали ОЗУ-модуль на 32 КБ, подключаемый в порт расширения .
С июня 1984 года разработчики готовили ZX Spectrum+ , который был выпущен в октябре того же года . Это был «Spectrum» c 48 КБ памяти, обновлённым корпусом и клавиатурой; на корпусе появилась кнопка сброса . Довольно быстро новая модель стала продаваться вдвое лучше предыдущей ; тем не менее, некоторые продавцы заявляли о высоком проценте поломок .
«Sinclair Research» разрабатывала ZX Spectrum 128 совместно со своим испанским дистрибьютором « » . «Investrónica» помогла адаптировать «ZX Spectrum+» к испанскому рынку после того, как испанское правительство обложило особым налогом все компьютеры с памятью в 64 КБ и ниже, не поддерживающие испанский язык . Новая модель содержала 128 КБ ОЗУ, трёхканальный звук через AY-3-8912 , а также бипер, способный выводить программно синтезируемый двухканальный звук одновременно с AY-3-8912, что в целом обеспечивало 5 каналов [ нет в источнике ] , совместимость с MIDI , порт RS-232 , RGB-выход на монитор, а также 32 КБ ПЗУ с улучшенным Бейсик-редактором . Машина была впервые представлена и запущена в продажу в сентябре 1985 года в Испании . В Великобритании, из-за наличия большого числа нераспроданных «Spectrum+», продажи были отложены до февраля 1986 года ; начальная цена была установлена в £179,95 .
Процессор Z80 имеет 16-разрядную шину адреса, что означает, что он может адресовать только 64 КБ памяти. Для доступа к дополнительным 80 КБ ОЗУ было внедрено переключение банков памяти ( англ. bank switching ), таким образом, вся оперативная память разделена на восемь страниц, каждая из которых может быть отображена в верхней части адресного пространства. Подобным образом реализовано переключение между новыми 16 КБ ПЗУ и оригинальными 16 КБ ПЗУ в нижней части адресного пространства .
Для использования новых звуковых возможностей в «Sinclair BASIC» появилась инструкция
PLAY
, а с помощью новой инструкции
SPECTRUM
компьютер переключался в режим «Spectrum 48K»
. Новые инструкции заняли место двух существующих символов, определяемых пользователем
, что вызвало проблемы совместимости с некоторыми старыми бейсик-программами.
Модели Amstrad
Модели «ZX Spectrum», выпущенные компанией « Amstrad » после передачи прав на всю линию машин:
В 1986 году , вскоре после приобретения бренда «Sinclair» и прав на всю линейку «Spectrum», компания «Amstrad» выпустила ZX Spectrum +2 . Машина имела серый корпус с пружинной клавиатурой, двумя портами джойстиков, а также встроенным кассетным магнитофоном, именуемым «Datacorder» (как в « »), но в остальном машина была полностью идентична «ZX Spectrum 128». Цена производства была снижена, в результате чего розничные цены упали до £139-£149.
Новая клавиатура не имела надписей с ключевыми словами BASIC, за исключением
LOAD
,
CODE
и
RUN
, которые были нужны для запуска программ, но это не было большой проблемой, поскольку в «+2» имелась система меню, подобная меню в «ZX Spectrum 128», где можно было переключаться между старым BASIC 48K и BASIC 128K с набором ключевых слов побуквенно
.
ZX Spectrum +3 выглядел подобно модели «+2», но вместо магнитофона содержал привод 3-дюймовых гибких дисков (как в « »); корпус был чёрного цвета. Модель была выпущена в 1987 году с начальной ценой в £249, которая позже упала до £199 . Это был первый «Spectrum», способный запускать операционную систему CP/M без дополнительного оборудования .
В «+3» появилось ещё 2 × 16 КБ ПЗУ, в виде одного чипа на 32 КБ. Половину этого объёма заняла вторая часть реорганизованного 128 ROM, вторую половину — дисковая операционная система +3DOS, которая по сути являлась изменённой версией . Для возможности использования других операционных систем механизм переключения банков памяти был изменён таким образом, что ОЗУ могло отображаться на все 64 КБ адресного пространства. Такие коренные изменения привели к ряду несовместимостей, некоторые игры для 48K и несколько игр для 128K перестали работать на новой машине .
«ZX Spectrum +3» стал последней официальной моделью «Spectrum», которая пошла в серию; производство модели продолжалось до декабря 1990 года . Хотя в то время продажи «Spectrum» составляли треть продаж всех домашних компьютеров, «Amstrad» прекратила производство в попытке перевести потребителей на линейку «CPC» .
ZX Spectrum +2A был сделан для того, чтобы линейка машин стала более однородной. На корпусе по-прежнему была надпись «ZX Spectrum +2», но цвет корпуса вновь стал чёрным, как у первых моделей. «+2A» был сделан на основе «+3», с моделью ПЗУ 4.1 и с материнской платой, на которой было значительно уменьшено количество чипов — большинство из них было интегрировано в ASIC -микросхему. Привод диска и оборудование для него из модели «+3» был заменён на кассетный привод, как в оригинальном «+2». Первоначально «Amstrad» планировала вывести интерфейс для диска, но это так и не было сделано. Как и в случае с «ZX Spectrum +3», некоторые игры для 48K и несколько игр для 128K были несовместимы с этой моделью [ источник не указан 2270 дней ] .
Позже, в 1987 году , появление ZX Spectrum +2B означало перевод производства из Гонконга в Тайвань .
Модели, не вышедшие на рынок
В 1983 году Мартин Бреннан ( Martin Brennan ) разрабатывал в Sinclair Research игровую приставку LC3 (Low Cost Colour Computer), реализованную всего на двух микросхемах, с играми на картриджах. Стив Берри ( Steve Berry ) разрабатывал для LC3 многозадачную операционную систему с оконным графическим интерфейсом. Проект был остановлен в ноябре 1983 года — усилия были направлены на Sinclair QL .
В середине 1980-х в Sinclair Research разрабатывался проект Loki , в качестве намного более дешёвого (около £200) конкурента компьютера Amiga . Предполагалось, что Loki будет работать на Z80H на частоте 7 МГц, располагать не менее 128 КБ ОЗУ. Для звука и видео использовались две специализированные микросхемы. Проект был закрыт в 1986 году , после сделки с Amstrad.
Периферия
«Sinclair» предоставляла для «ZX Spectrum» следующие модули расширения:
- ZX Printer — уже был доступен к моменту выхода «ZX Spectrum» на рынок, поскольку порт расширения сохранял обратную совместимость с портом ZX81.
- ZX Interface 1 — модуль, включающий 8 КБ ПЗУ, последовательный порт RS-232 , контроллер локальной сети (ZX Net), а также интерфейс для подсоединения до восьми ZX Microdrive.
- ZX Interface 2 — модуль с двумя портами для джойстиков и одним портом для картриджа ПЗУ.
- ZX Microdrive — не особенно надёжное, но быстрое устройство хранения на картриджах с закольцованной плёнкой, выпущено в июле 1983 года .
- Keypad — дополнительная цифровая клавиатура для модели 128K.
Помимо этого, предлагался ряд расширений от сторонних производителей, в частности:
- Kempston joystick — интерфейс для подключения джойстика .
- Morex Peripherals Centronics/RS-232 — параллельный и последовательный порт.
- Currah Microspeech — модуль синтеза речи.
- Videoface Digitiser — дигитайзер .
- RAM pack — модуль расширения оперативной памяти.
- Cheetah Marketing SpecDrum — ударная установка.
- Multiface — отладочный инструмент от компании Romantic Robot.
Также пользовались популярностью клавиатуры различных производителей .
Существовало несколько интерфейсов для подключения дисковода, в частности:
- SPDOS (Abbeydale Designers/ Watford Electronics , 1985)
- KDOS (Abbeydale Designers/ Kempston , 1985) — обновлённая версия SPDOS со своей операционной системой KDOS
- Opus Discovery (Opus Supplies Ltd, 1985)
- DISCiPLE ( Miles Gordon Technology , 1987) — контроллер дисковода, содержащий также два порта джойстика, параллельный порт, интерфейс локальной сети и «волшебную кнопку».
- Beta Disk Interface (Technology Research Ltd, 1984) и Beta 128 Disk Interface (1987)
На Западе наиболее популярным стал интерфейс DISCiPLE, в странах Восточной Европы и в России — Beta Disk Interface.
Производные и клоны
«Sinclair» лицензировала «Spectrum» американской компании « ». Её модели, порождённые от «Spectrum»:
- Timex Sinclair 2068 (TS2068) — значительно более сложная машина, чем оригинальный «Spectrum»; добавился порт картриджа, звуковой чип AY-3-8912, а также улучшенная ULA с несколькими графическими режимами. Модель продавалась в основном в США, хотя почти идентичные версии распространялись в Португалии и Польше под названиями «Timex Computer 2068» (TC2068) и «Unipolbrit Komputer 2086» (UK2086).
- Timex Computer 2048 — машина, очень похожая на «Spectrum», но с улучшенной ULA, позволяющей переключаться в другие графические режимы; продавалась только в Португалии.
- — версия TS2068 с 16 КБ ОЗУ; не была выпущена на рынок.
В конце 1989 года в Великобритании компания « Miles Gordon Technology » (производитель периферии) выпустила компьютер « SAM Coupé » в качестве потенциального наследника «Spectrum», сохраняющего совместимость с ним. Однако, в то время « Commodore Amiga » и « Atari ST » уже вышли на рынок.
В Индии в 1986 году «Decibells Electronics» представила лицензированную версию «Spectrum+» под именем «db Spectrum+» . До того, как в начале 1990-х прекратились продажи, было продано несколько тысяч машин.
Благодаря дешевизне и простоте конструкции широкое распространение получили «неофициальные» клоны «Spectrum» в СССР . Они изготавливались как радиолюбителями, так и кооператорами/частными МП и промышленностью СССР / СНГ . Нелицензионные клоны производились также в Польше , Румынии , Чехословакии , Аргентине , Бразилии и ряде других стран.
В 2014—2015 годах компания «Retro Computers» выпускала консоли «ZX Vega» и ZX Vega+ , содержащие около 1000 лицензионных игр — редизайн «ZX Spectrum», предназначенный прежде всего для ретро-игроков.
ZX Spectrum Next — это расширенная и обновленная версия компьютера ZX Spectrum, реализованная на технологии FPGA , финансирование этого проекта было начато в рамках кампании на Kickstarter в апреле 2017 г. , а компьютер, состоящий только из платы, был доставлен покупателям в конце того же года. Готовая машина, включая корпус, разработанный Риком Дикинсоном (который умер во время разработки проекта), была передана покупателям в феврале 2020 г. В августе 2020 г. была профинансирована ещё одна кампания на Kickstarter, для улучшения аппаратной части .
Пресса
В Северной Америке и Западной Европе ZX Spectrum быстро сформировал вокруг себя клуб пользователей, были созданы специализированные журналы: Sinclair User (апрель 1982 года — апрель 1993 года ), Your Sinclair (с января 1984 года как Your Spectrum , с начала 1986 года по сентябрь 1993 года как Your Sinclair ) и Crash (февраль 1984 года — апрель 1992 года ). Вначале, журналы писали по большей части о технической части, публиковали тексты программ и руководства по программированию; позже они стали ориентироваться на игровую индустрию.
В постсоветском пространстве публиковалось несколько сот наименований электронных журналов и газет , в том числе: Spectrofon (1994—1996, 23 выпуска) , « » (1995—1998, 9 выпусков) и (1995—2004, 15 выпусков) .
Печатные издания в постсоветском пространстве :
- « ZX-Ревю » (Москва, январь 1991 года — декабрь 1997 года) — одно из самых известных в постсоветском пространстве постоянное издание, публиковалось научно-техническим кооперативом «Инфорком»
- «Всё о ZX Spectrum» — серия из 9 книг издательства « Питер », издавались с 1991 по 1995 годы
- «Абзац — газета для спектрумистов» ( Вологда , октябрь 2000 года — октябрь 2009)
Программное обеспечение
Семейство компьютеров «Spectrum» обладает крупной библиотекой программного обеспечения из более чем 24 тысяч наименований . Хотя большая часть этой коллекции — игры, набор программ очень разнообразен и включает в себя языки программирования, базы данных (например, ), текстовые процессоры ( ), электронные таблицы ( ), инструменты рисования ( OCP Art Studio , ) и даже 3D-моделирования ( ).
Игры для «ZX Spectrum» создаются силами энтузиастов и в настоящее время, как на территории бывшего СССР , так и за рубежом. Существуют пакеты для автоматизированного создания игр многих жанров (например, для интерактивных книг, для трёхмерных квестов), но чаще используется язык ассемблера. Проводятся конкурсы по написанию игр (например, , , , конкурсы в рамках различных демопати , иногда в общем конкурсе с играми для других платформ).
Эмуляция
Современные компьютеры, включая мобильные телефоны, карманные компьютеры и коммуникаторы, имеют техническую возможность эмуляции компьютера ZX Spectrum. Благодаря большой базе готового программного обеспечения (в основном игр) «Sinclair ZX Spectrum» является, возможно, наиболее эмулируемой платформой в мире. Существует более полутора сотен эмуляторов для всех распространённых операционных систем для ПК, в частности под архитектуру Windows, игровых приставок и мобильных телефонов .
31 августа 1999 года компания Amstrad разрешила распространять ПЗУ для компьютеров ZX Spectrum , поэтому эмуляция этого семейства является законной.
Примечания
- . BBC (2007). Дата обращения: 15 июня 2009. 26 января 2021 года.
- Справочное пособие по процессору Z80. — Минск: УКИК «Центр», 1991.
- от 30 марта 2014 на Wayback Machine и от 17 декабря 2013 на Wayback Machine в фотоархиве Рика Дикинсона
- Рубцов С. // : журнал. — Инфорком, 1994. — № 2 . 16 января 2024 года.
- // (неопр.) . — Sinclair Research , 1982. — С. 21. 6 августа 2007 года. ; and Bradbeer, Robin.
- ↑ Owen, Chris . Planet Sinclair . Дата обращения: 23 марта 2009. 5 августа 2011 года.
- ↑ Andrew Owen. . — история создания и эволюция Sinclair BASIC . Дата обращения: 20 февраля 2023. 20 февраля 2023 года.
- // Sinclair User. — 1986. — № 47 . 16 января 2024 года.
- ↑ Ian Adamson, Richard Kennedy. The Spectrum of Success // . — Penguin Books Ltd, 1986. — ISBN 0140087745 . 26 июня 2012 года.
- Ряд ошибок приводится в тексте (недоступная ссылка) ; в описании от 13 ноября 2013 на Wayback Machine говорится об исправлении 14-ти ошибок.
- Ian Logan, Frank O’Hara. The executive routines // . — С. 59. (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 23 июня 2022. 18 мая 2022 года.
- Steven Vickers. // . — Sinclair Research Ltd , 1982. 24 сентября 2006 года.
- // Sinclair User. — 1985. — № 44 . 17 мая 2011 года.
- Steven Vickers. // . — Sinclair Research Ltd , 1982. 24 сентября 2006 года.
- Steven Vickers. // . — Sinclair Research Ltd , 1982. 24 сентября 2006 года.
- ↑ Mike James. . — Granada Publishing, 1984. — С. 74—76. — ISBN 0-246-12278-1 . (недоступная ссылка)
- Иван Рощин. . zxdn.narod.ru (15 декабря 2002). — Примеры вывода текста на Ассемблере Z80. Из журнала 'Чёрная Ворона 6' Украина, Донецкая область, г.Дмитров-1, 05.2001. Дата обращения: 1 ноября 2009. Архивировано из 13 ноября 2013 года.
- . speccy.info . Дата обращения: 14 июня 2020. 15 июня 2020 года.
- Steven Vickers. // . — Sinclair Research Ltd , 1982. 24 сентября 2006 года.
- Евдокимов А., Капульцевич А., Капульцевич И. Глава 10 // . — 1995. 17 марта 2013 года. . Дата обращения: 23 апреля 2009. Архивировано 17 марта 2013 года.
- ↑ // Sinclair User. — 1986. — № 47 . 16 января 2024 года.
- ↑ // Sinclair User. — 1986. — № 49 . 16 января 2024 года.
- Ю. Дудник. // Радиолюбитель : Журнал. — Минск: Белорусский Дом печати, 1991. — № 11 . — С. 8—9 . 22 июня 2013 года.
- Ю. Дудник. // Радиолюбитель : Журнал. — Минск: Белорусский Дом печати, 1992. — № 5 . — С. 8 . 22 июня 2013 года.
- Г. Шепелев. Особенности подключения AY-3-8910 к «Спектруму» // Радиолюбитель : Журнал. — Минск: Белорусский Дом печати, 1994. — № 3 . — С. 13 .
- // Sinclair User. — 1983. — № 14 . 16 января 2024 года.
- // Sinclair User. — 1986. — № 50 . 16 января 2024 года.
- // Sinclair User. — 1983. — № 16 . 16 января 2024 года.
- // Sinclair User. — 1984. — № 33 . 16 января 2024 года.
- Sue Denham. // Your Spectrum. — 1984. — № 10 . 6 мая 2006 года.
- Owen, Chris . Planet Sinclair . Дата обращения: 9 мая 2009. 3 сентября 2011 года.
- ↑ // Your Spectrum. — 1985. — № 21 . 15 мая 2009 года.
- David Crookes. // Micro Mart. 21 декабря 2008 года.
- Marek W. Argent (nikname Abrimaal). . Who wants music for a ZX Spectrum Game - Hybrid Engine (AY + Beeper) . Marek W. Argent (nikname Abrimaal). Дата обращения: 28 февраля 2020. 28 февраля 2020 года.
- // . — Amstrad Plc., 1987. 11 мая 2009 года.
- . Sinclair Research Limited. Дата обращения: 20 мая 2009. 12 августа 2006 года.
- Max Phillips. (англ.) // Your Sinclair. — 1986. — No. 11 . 24 сентября 2006 года.
- (англ.) // Your Sinclair. — 1987. — No. 19 . 9 августа 2012 года.
- ↑ (англ.) // Crash . — 1988. — No. 50 . 26 июля 2008 года.
- (англ.) // Crash . — 1988. — No. 53 . 29 апреля 2009 года.
- // . — Amstrad Plc., 1987. 11 мая 2009 года.
- (англ.) // Your Sinclair. — 1990. — No. 60 . 9 августа 2012 года.
- от 29 сентября 2008 на Wayback Machine — статья о QL, есть пара абзацев об LC3
- 7 июля 2007 года. — статья в Sinclair User
- . Дата обращения: 1 февраля 2008. 2 июля 2013 года.
- 12 декабря 2007 года.
- (англ.) . Дата обращения: 22 ноября 2023.
- (англ.) . Spectrum Computing . Дата обращения: 22 ноября 2023.
- . Дата обращения: 6 мая 2017. Архивировано из 24 марта 2017 года.
- . Дата обращения: 6 мая 2017. Архивировано из 22 мая 2017 года.
- . Sinclair ZX Spectrum Next (29 апреля 2017). Дата обращения: 22 ноября 2023.
- . Metro (UK) . 2017-04-24.
- . BBC News . 2020-08-13 . Дата обращения: 23 июля 2021 .
- 5 апреля 2009 года.
- 22 марта 2009 года.
- . Дата обращения: 16 марта 2009. 11 сентября 2021 года.
- . Дата обращения: 13 января 2008. 18 января 2008 года.
- 15 апреля 2008 года.
- от 6 декабря 2011 на Wayback Machine на zxpress.ru
- от 6 декабря 2011 на Wayback Machine на zxpress.ru
- . Дата обращения: 5 июня 2012. 5 июля 2012 года.
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine — архив книг и журналов, в том числе ZX Ревю
- . Дата обращения: 23 мая 2022. 14 апреля 2022 года.
- . Дата обращения: 5 сентября 2006. 15 июля 2006 года.
- Lewis, Rhys (англ.) . British Telecom (23 апреля 2016). Дата обращения: 23 ноября 2023. 30 апреля 2016 года.
- 24 сентября 2006 года.
- . Дата обращения: 31 декабря 2012. 3 мая 2013 года.
- . Дата обращения: 25 марта 2009. Архивировано из 3 апреля 2012 года.
- . Дата обращения: 23 мая 2022. 14 апреля 2022 года.
- от 5 февраля 2012 на Wayback Machine (англ.)
Ссылки
- (рус.) — русскоязычный форум о ZX Spectrum
- (англ.) — фэн-сайт, официально одобренный компанией Amstrad
- (англ.)
- (рус.) — энциклопедия на викидвижке
- 2020-04-27
- 1