Interested Article - Балет в России
- 2021-12-08
- 1
Балет в России — музыкально - танцевальный театральный жанр , появившийся в Московском государстве в XVII веке, получивший дальнейшее развитие в драматургии, музыке, танце и сценографии и ставший одним из наиболее популярных видов сценического искусства. .
История
Первое балетное представление в России, по мнению И. Е. Забелина , состоялось на масленицу 17 февраля 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенском . Рейтенфельс относит это представление к 8 февраля 1675 года . Постановкой балета об Орфее композитора Г. Щютца руководил Николай Лима Перед началом спектакля на сцену вышел актёр, изображавший Орфея , и пропел немецкие куплеты, переведенные царю переводчиком, в которых превозносились прекрасные свойства души Алексея Михайловича. В это время по обе стороны Орфея стояли две украшенные транспарантами и освещенные разноцветными огнями пирамиды , которые после песни Орфея начали танцевать.
XVIII век
При Петре I в России появляются танцы в современном значении этого слова: были введены модные в Европе менуэты , контрдансы и т. п. Император издал указ, согласно которому танцы стали основной частью придворного этикета, а дворянская молодёжь была обязана обучаться танцам .
В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус , которому суждено было стать колыбелью русского балета . Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. Танцентмейстером в корпус в 1734 году был зачислен Жан Батист Ланде , который считается основоположником русского балетного искусства . Композитором в Петербург в 1735 году был приглашен Франческо Арайя , балетмейстером с 1736 года — Антонио Ринальди (Фоссано) . Наиболее способным танцором был Николай Чоглоков , впоследствии камергер .
Н. В. Дризен отмечал, что когда в июне 1744 года по случаю обручения наследника престола Петра Фёдоровича давался спектакль в составе которого был балет, хроникёр посчитал нужным дать пояснение: «во французской земле балетом такое представление называют, в коем комедианты чувствования свои различными телодвижениями изображают» .
4 мая 1738 года французский танцмейстер Жан Батист Ланде открыл первую в России школу балетного танца — «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школу» (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой ) . В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Ланде начал обучение 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение в школе было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании . Известны имена лучших учеников первого набора школы: Аксиньи Сергеевой , Авдотьи Тимофеевой , , Афанасия Топоркова , .
Дальнейшее развитие балет в России получил в царствование императрицы Елизаветы Петровны . Среди кадетов Сухопутного корпуса в танцах преуспели Никита Бекетов , Пётр Мелиссино , Пётр Свистунов и Тимофей Остервальд . Причём Бекетов, который впоследствии стал фаворитом Елизаветы, пользовался особенной благосклонностью императрицы, которая сама одевала юношу, превосходно исполнявшего женские роли . В 1742 году из учеников школы Ланде была создана первая балетная труппа, а в 1743 году её участникам начали выплачивать гонорары . Годовой бюджет труппы, не считая оркестра, составлял 33 810 рублей. 1 августа 1759 года в День тезоименитства императрицы и по случаю победы над прусскими войсками при Франкфурте был торжественно поставлен балет-драма «Прибежище добродетели», имевший огромный успех .
В правление Екатерины II балет в России приобрел ещё большую популярность и получил дальнейшее развитие. По случаю её коронации в московском дворце был дан роскошный балет «Радостное возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны», в котором участвовали знатнейшие вельможи. Известно, что в придворном театре в балетных постановках нередко танцевал наследник престола Павел Петрович . С эпохи Екатерины II в России появилась традиция крепостных балетов, когда помещики заводили у себя труппы , составленные из крепостных крестьян . Из таких балетов наибольшей славой пользовался балет помещика Нащокина [ уточнить ссылку ] .
В то время в балете, как и во всем русском искусстве, господствовало пасторально-сантиментальное направление, о чём свидетельствуют уже только названия балетных постановок тех лет. В конце XVIII века балет был тесно связан с оперными постановками, однако он не входил в действие, а показывался в антрактах . В 1766 году выписанный из Вены балетмейстер и композитор Гаспаро Анджолини добавляет к балетным постановкам русский колорит — вводит в музыкальное сопровождение балетных постановок русские мелодии , чем «удивил всех и приобрел всеобщую себе похвалу» Известно, что содержание балетной труппы в 1787 году обходилось в 40 170 рублей в год. Из известных артистов того времени наиболее знамениты Иван Вальберх , Василий Балашов , Зорина и .
В начале царствования Павла I балет ещё в моде. Труппа обходилась в 24 110 рублей в год. Отмечается, что на балетных постановках особое место занимали декорации Пьетро Гонзаго . С 1794 года начались постановки первого русского по национальности балетмейстера Ивана Вальберха . Интересно, что при Павле I были изданы особые правила для балета — было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины, роли мужчин танцевали Евгения Колосова и Настасья Берилова . Так продолжалось до приезда в Санкт-Петербург Огюста Пуаро .
XIX век
В царствование Александра I русский балет продолжил своё развитие, достигнув новых высот. Своим успехам в это время русский балет, прежде всего, обязан приглашенному французскому балетмейстеру Карлу Дидло , прибывшему в Россию в 1801 году. Под его руководством в русском балете начали блистать такие танцовщики и танцовщицы как Мария Данилова , Евдокия Истомина , Анастасия Лихутина , , Николай Гольц , Екатерина Телешова и Вера Зубова . В это время балет в России достиг до этого небывалой популярности; Г. Р. Державин , А. С. Пушкин и А. С. Грибоедов воспевали балеты Дидло и его учениц — Истомину и Телешову .
При Николае I русский балет продолжал блистать и благодаря Дидло занимал первенствующее место по отношению к другим видам сценического искусства. Балет поглощал все внимание театральной администрации. Император любил балетные преставления и почти не пропускал ни одного из шедших на сцене. В 1831 году Дидло из-за конфликта с директором театров князем Гагариным оставил петербургскую сцену. Его уход сильно отразился на положении балетного дела. Вскоре на петербургской сцене начала блистать звезда европейского балета Мария Тальони . Она дебютировала 6 сентября 1837 года в балете « Сильфида » и вызвала восторг публики. Такой лёгкости, такой целомудренной грации, такой необыкновенной техники и мимики ещё не показывала ни одна из танцовщиц. В 1841 году она распростилась с Петербургом, протанцевав за это время более 200 раз. В 1848 году в Петербург приехала соперница Тальони — Фанни Эльслер , знаменитая своей грацией и мимикой. Вслед за ней Петербург посетила Карлотта Гризи , которая дебютировала в 1851 году в « Жизели » и имела большой успех, показав себя первоклассной танцовщицей и прекрасной мимической актрисой. Она танцевала в Петербурге до 1853 года, когда взамен её были ангажированы сразу три прима-балерины: , и . В это время балетмейстеры Огюст , Алексис Блаш , Антуан Титюс , Филипп Тальони , Жюль Перро , Мариус Петипа , Жозеф Мазилье последовательно ставили роскошные балеты и привлечением талантливых артистов старались выдвинуть балетные представления, к которым начинали охладевать благодаря итальянской опере. Среди танцовщиц того времени выделяются Анна Прихунова , Зинаида Ришар , сёстры Амосовы , Екатерина Санковская , Любовь Радина , Ольга Шлефохт , Мария Суровщикова , среди танцовщиков блестали , , Николай Гольц , , Христиан Иогансон , Тимофей Стуколкин , Мариус Петипа , Жюль Перро , Феликс Кшесинский . Среди балетных критиков того времени был и Виссарион Белинский , отметившийся статьями о Тальони, Герино и Санковской .
В царствование Александра II в русском балете начинается выдвижение отечественных талантов. Целый ряд талантливых русских танцовщиков и танцовщиц украшали балетную сцену. Хотя в балетных постановках соблюдалась большая экономия, опытность Мариyca Петипа давала возможность и при небольших финансовых затратах ставить изящные балетные спектакли, успеху которых немало способствовали превосходные декорации художников Михаила Бочарова , Матвея Шишкова и . В этот период развития русского балета танцы берут верх над пластикой и мимикой. Балетмейстерами в этот период были: Жюль Перро (1849—1859), Артур Сен-Леон (1859—1869) и Мариус Петипа (1869—1903). Артур Сен-Леон поставил ряд балетов на сюжеты русских сказок : «Конек-Горбунок» (1864 год) и «Золотая рыбка» (1867 год), а Мариус Петипа по случаю русско-турецкой войны 1877—1878 годов поставил балет «Роксана» на славянский сюжет. Среди балерин того времени были знамениты: Надежда Богданова , Марфа Муравьёва , Мария Суровщикова-Петипа , Анна Прихунова , Александра Кеммерер , Матильда Мадаева , Клавдия Канцырева , Екатерина Вазем , , Евгения Соколова , Мария Горшенкова , Варвара Никитина , Анна Иогансон , Мария Петипа . Среди артистов балета были знамениты: , Христиан Иогансон , Феликс Кшесинский , Мариус Петипа , Тимофей Стуколкин , Николай Гольц , Павел Гердт , . Из иностранных балерин в Санкт-Петербурге танцевали: Фанни Черрито , Амалия Феррарис , Адель Гранцова , , .
В царствование Александра III балеты давались в Мариинском театре два раза в неделю — по средам и воскресеньям. Балетмейстером по-прежнему был Мариус Петипа. Оркестром по очереди дирижировали Алексей Папков и Рикардо Дриго . Прима-балеринами в Петербурге в этот период были: Варвара Никитина , Екатерина Вазем , Евгения Соколова , Мария Горшенкова , Мария Петипа , , Жукова , , Анна Иогансон , Мария Андерсон . В это время в Петербурге гастролировали иностранные балерины , Элена Корнальба , Вирджиния Цукки , Карлотта Брианца , которая первой исполнила партию Авроры в балете « Спящая красавица » Петра Чайковского , Эмилия Лаус, которая исполняла характерные и мимические роли, и танцовщики Энрико Чеккетти и Альфред Бекефи . В Москве в это время балетмейстером состоял Хосе Мендес , среди балерин наиболее знамениты были Лидия Гейтен , и . Ведущими танцовщиками были Василий Гельцер и .
XX век
В начале XX века хранителями академических традиций были артисты Ольга Преображенская , Матильда Кшесинская , Вера Трефилова , Ю. Н. Седова , Агриппина Ваганова , Л. Н. Егорова , Н. Г. Легат , , Мария Кожухова , Ольга Спесивцева .
В поисках новых форм постановщик Михаил Фокин опирался на современное изобразительное искусство. Излюбленной сценической формой балетмейстера стал одноактный балет с лаконичным непрерывным действием, с чётко выраженной стилистической окраской.
Михаилу Фокину принадлежат балеты: « », 1907 ; « Шопениана », 1908 ; « Египетские ночи », 1908 ; « Карнавал », 1910 ; « Петрушка », 1911 ; « Половецкие пляски » в опере «Князь Игорь», 1909 . В балетах Фокина прославились Тамара Карсавина , Вацлав Нижинский и Анна Павлова .
Первый акт балета « Дон Кихот », на музыку Людвига Минкуса (по мотивам балета М. Петипа) дошёл до современников в редакции Александра Горского 1900 года.
Позднее, в 1963 году был поставлен « Конек-Горбунок » ( Александра Горского , возобновлённый Михайловым, Балтачеевым и Брускиным.
С 1924 года в Мариинском театре ставил спектакли Фёдор Лопухов , первой постановкой которого стал спектакль « Ночь на Лысой горе », (музыка — Модест Мусоргский ); затем в 1927 году — « Ледяная дева »; 1929 — « Красный мак », совместно с Пономарёвым и Леонтьевым; 1931 — « Болт », музыка — Дмитрий Шостакович , 1944 — «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля (Ленинградский Малый оперный театр в эвакуации в Оренбурге и Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова); 1947 — «Весенняя сказка» на музыку Б. Асафьева по материалам П. И. Чайковского (Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова)
Литература
- Кони Ф. «Б. в С.-Петербурге» (ibid., 1850, кн. III)
- Глушковский П. «Б. в России и знаменитый хореограф К. Л. Дидло» (ibid., 1851 года, № IV, VIII и XIII)
- В. Зотов «Б. в СПб. Беглый взгляд на его историю» (сезон 1853 — 1854; ibid., 1854, III)
- Арапов П. Летопись русского театра. — СПб., 1861.
- Вольф А. Хроника петербургских театров. Часть 1 и 2. — СПб., 1877.
- Вольф А. Хроника петербургских театров. Часть 3. — СПб., 1884.
- Скальковский [?] . Балет, его история и место в ряду изящных искусств. — СПб., 1882; 2-е изд. 1886.
См. также
- История петербургской балетной школы
- Балет Мариинского театра
- Балетная труппа Мариинского театра
- Русский балет Дягилева
Примечания
- Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000
- . Дата обращения: 19 августа 2012. Архивировано из 13 сентября 2011 года.
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- De rebus Mosckovitis", Patav., 1680
- БАЛЕТ ОБ ОРФЕЕ в балетной энциклопедии.
- Впоследствии стал руководителем создавшейся балетной труппы, её педагогом и первым танцором. На обучение к Лиме были отданы десять детей, через год их количество увеличилось. В 1673 году Лима исполнял «французскую пляску» — балет во французском стиле и первый профессиональный балетный спектакль.
- Описанные Рейтенфельсом подвижные пирамиды, вероятно, те самые, которые в числе театральных вещей перевозились из комедийной хоромины села Преображенского (по указу Алексея Михайловича от 23 января 1673 года) во вновь устроенное для театра помещение в Кремлёвском дворце, что «над аптекой». Так, в перечне вещей сказано: « выкрашены голубцом четыре балеты »
- ↑ . Дата обращения: 27 апреля 2020. 1 июня 2020 года.
- . Дата обращения: 7 июня 2022. 2 июня 2020 года.
- ЛАНДЕ в балетной энциклопедии
- Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (Танец. Балет.) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- М. Еремина. Роман с танцем. — СПб, 1998. — С. 131.
- Дризен Н. В.
- Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
- ↑ . Дата обращения: 30 сентября 2012. 14 сентября 2018 года.
- Я. Штелин . Краткое известие о театральных в России представлениях. «С.-Петербургский Вестник», 1779, октябрь, 258
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- Готье Теофиль «Путешествие в Россию» cтр. 83/
- . Дата обращения: 28 февраля 2013. 21 января 2013 года.
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- БАЛЕТ 20 ВЕКА // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . — 2000.
- 2021-12-08
- 1