Interested Article - Цинизм

Цини́зм ( лат. Cynismus от др.-греч. Kυνισμός ) или цини́чность — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам морали , культурным ценностям и представлениям о , отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности , к официальным догмам господствующей идеологии . [ нет в источнике ]

Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых или всех моральных ценностей.

Мировоззрение , воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание , жалость, стыд , сочувствие и другие, как несоответствующие личному интересу.

Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей ( циников ), готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. .

Поведение, воспринимаемое окружающими как циничное, вызывает, порой, осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором .

Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задаёт установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».

Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам .

Кинизм

Цинизм берёт своё название от древнегреческой философии кинизма (киников называли циниками латиняне ), некоторые элементы которой, в упрощённой и огрубленной форме, он воспроизводит. Однако в сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования .

Кинизм, как философская школа, был основан Антисфеном в IV веке до н. э. Киники стремились к естественности, к избавлению от условностей, и, сверх того, видели добродетель в презрении к условностям, в предельном упрощении жизни, быта, вместе с крайним ограничением своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. Избавление от условностей у киников включало в себя отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры, вплоть до представления необразованности, невоспитанности и неграмотности как блага. Одновременно с этим, как благо почитались верность и благодарность. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.

Идеи кинизма оказали большое влияние на многие течения европейской мысли, от стоицизма до экзистенциализма .

Современное понимание цинизма

К XIX веку выраженные негативные аспекты философии цинизма легли в основу нового, сильно отличающегося понимания цинизма. В новом понимании цинизм — это личностная позиция или поведение, ставящие под сомнение этические и социальные ценности, мотивы поведения других людей.

По словам Бертрана Рассела , «циники не только не способны верить в то, что им говорят, но и не способны вообще верить во что-либо» .

Современный цинизм, как продукт массового общества — разочарование в социальных механизмах и авторитетах, утопических , идеализированных ожиданиях народа. Цинизм может выражать себя через неудовлетворённость, разочарование и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного опыта, выражением негативных чувств.

При этом цинизм не является формой проявления критики, он не может выступать как оружие против власти, поскольку в современных обществах, демократических или тоталитарных, главенствующая идеология не предполагает действительно буквального отношения к себе; циническая дистанция, ирония входят в принятые правила игры .

Распространение массового цинизма появляется как реакция на резкие изменения в обществе, на их отрицательные стороны и на разочарование в новых идеалах, на разрыв между идеалами, заявленными как новая ценность, и реальностью. Цинизм выступает как механизм адаптации к общественной жизни, предъявляющей несогласуемые требования. Негативизм при этом направляется не на текущее положение дел и его недостатки, а на саму возможность каких-то более совершенных общественных отношений, на отрицание ценности прежних целей. При этом наполнение, конкретная направленность общественного цинизма зависит от того, какая именно сфера общества была затронута резкими изменениями и была нагружена новыми ценностями . В идеологизированном обществе цинизм может стать реакцией на явную ложь, несоответствие официальной доктрины реальности, и в этом случае негативизм также распространяется на моральные принципы, идеалы, ценности в целом .

В России общественный цинизм может рассматриваться как реакция на идеологические утопии и иллюзии, связанные с изменениям властных отношений, с идеей правовой, поддерживающейся без насилия и злоупотребления организацией коллективного существования. Для российского цинизма, как реакции на расхождение между надеждами на государство и неудовлетворённостью результатами его деятельности характерны: нигилистические оценки действий властей и государственных институтов, влиятельных в обществе групп; упреждающая враждебность к любым авторитетным фигурам; неверие в благие мотивы людей в целом, негативное отношение к массовому энтузиазму в общественной и политической сфере. При этом цинизм свойственен самым разным группам общества, включая сюда и властные группы .

Цинизм в законодательстве

Цинизм может рассматриваться как квалифицирующий признак преступления. Так, в УК РСФСР 1960 года хулиганство (статья 206) могло быть признано как злостное и повлечь более тяжёлое наказание, если действия отличались по своему содержанию «исключительным цинизмом». Неоднозначное понятие «исключительного цинизма» не уточнялось в УК или других законодательных актах. Оно не вошло в статью «хулиганство» УК РФ 1996-го года , но выступает как признак хулиганства в УК Украины и УК Беларуси . «Исключительным цинизмом» может быть признано, например, издевательство над больными, стариками, проявление бесстыдства и грубой непристойности, надругательство над обычаями и традициями, и другое демонстративное пренебрежение к общепринятым нормам морали и основным нравственным ценностям общества .

См. также

Примечания

  1. от 30 декабря 2016 на Wayback Machine — Толковый словарь русского языка Ушакова
  2. от 9 ноября 2013 на Wayback Machine — Малый академический словарь
  3. Цинизм — Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  4. (недоступная ссылка) Романова Н. Н., Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.
  5. Цинизм — Энциклопедия социологии, 2009
  6. Цинизм — статья из «Политическая наука: Словарь-справочник», 2010 г.
  7. (недоступная ссылка) Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
  8. Л. Д. Гудков Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 2 (76). С. 43-62
  9. . Л. Д. Гудков // Одиссей: человек в истории. 2007.
  10. В. А. Канке . от 16 января 2014 на Wayback Machine Гл. «Эллинистическая философия»
  11. от 17 сентября 2011 на Wayback Machine Б.Рассел (1929)
  12. Возвышенный объект идеологии. Гл. «Цинизм как идеология». С.Жижек (1989) // М., «Художественный журнал», 1999, 238 стр., c.18-19.
  13. Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» // N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999. Гл. «Теория человеческой мотивации»
  14. от 9 ноября 2011 на Wayback Machine А. В. Бриллиантов. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2011
  15. . Дата обращения: 13 октября 2011. 29 июня 2012 года.
  16. Кармазин Ю. А., Стрельцов Е. Л. и др. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ. КОММЕНТАРИЙ. (2001)

Литература

  • . Нахов И. М. // Живое наследие античности. Вопросы классической филологии, Вып. IX. М., 1987, с. 231—245
  • Критика цинического разума. Слотердайк П. (1983) // Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. — 584 стр.; ISBN 5-7525-0441-4 , ISBN 5-7525-1128-3
  • Б.Рассел (1929)
  • Darren G Lilleker, 2006
  • М. Горький

Ссылки

Источник —

Same as Цинизм