Interested Article - Полис (античность)
- 2020-05-05
- 2
Ибо хорошо управляемый город есть величайший оплот; в нём всё заключается, и пока он сохраняется, всё цело, а погибает он, [с ним вместе] и всё гибнет.
По́лис ( др.-греч. , ; лат. ) — исходная общественная форма государства, состоящая из нескольких сельских поселений , объединившихся вокруг одного городского центра, обозначаемая в греческом языке словом «полис» (греч. « город », в лат. — «цивитас», «гражданская община»), особая форма политической организации общества (довольно часто государства ) .
Оба слова обозначают, по сути, одно и то же: особую форму государственного устройства — город-государство , в котором все граждане имеют определенные права и обязанности .
История
В Древней Греции территория занятая её народами (племенами) примерно дробилась на 2 000 мелких государств, обыкновенно состоявших из одного города с примыкающими к нему деревенскими поселениями и полями . Каждое такое город-государство (полис) пользовалось полною политическою независимостью или неуклонно стремилось к такой независимости от других агрессивных греческих племён или городов. Территория города-государства и была отечеством для этих жителей, все прочие греческие племена были чужие, иноземцы , и взаимные отношения между государствами были отношения международные . Поэтому войны происходили на протяжении всей истории Древней Греции, начиная с греческих темных веков . Образование городов-государств (полисов) положило начало периоду архаической Греции (800 — 480 годов до нашей эры). Войны между полисами (городами-государствами), в отличие от их ранних набегов с целью грабежа скота и зерна, приобрели организованный характер.
Полис как общественная форма античной городской гражданской общины наиболее полно соответствовал уровню развития античного общества. Экономической основой полиса была античная двуединая форма собственности: с одной стороны это собственность гражданской общины на всю территорию и богатства полиса, а с другой — индивидуальная собственность каждого гражданина. В гражданской жизни полиса участвовал каждый взрослый гражданин, имеющий права гражданства и владеющий частным хозяйством: «ойкосом» (домом) .
Их образование относят к концу 8-го века до н. э. , чему предшествовали « Темные века ». Как отмечает засл. проф. МГУ А. А. Тахо-Годи : «Слово «полис» семантически аналогично рус. понятию «город». Оно может последовательно обозначать примитивное городище, служившее убежищем для племени, более развитый город как центр ремесла и торговли, общину населяющих его граждан и, наконец, образованное этой общиной государство». Согласно Тахо-Годи, «формирование греческих полисов в основных чертах завершилось к концу VI в.» .
Честер Старр отмечал, что полис возник и существовал как физическое воплощение политического единства полисной общины, ее главный сакральный центр и ее основная укрепленная резиденция .
Политическая система
Территория полиса обычно включала собственно агору — городской центр и хору ( пригород ) — прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане — члены общины, — каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан : метэки , периэки , вольноотпущенники , рабы . Государственный строй в полисах был различен: олигархия , демократия , монархия (последняя была типична для полисов в период архаики) и др.
Экономика
И большие, и малые греческие полисы чеканили собственную монету .
Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов « города-государства ». В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис — это не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация , в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур. Города-государства Микенской Греции не являлись классическими полисами. Полисное устройство в Греции складывается в Архаический период . Интенсивный рост полисов, называемый городской революцией, начался в середине VIII века до н. э. . Профессор Арсений Чанышев пишет:
«На основе отделения ремесла от земледелия расцветает античный полис — город-государство, в котором входящие в полис сельские местности экономически и политически подчинены городу»
— .
Важным этапом в истории становления многих древнегреческих полисов был синойкизм — объединение нескольких первичных общин — фем ( римский аналог фемы — триба ) в общем городском центре. Синойкизм способствовал формированию полисного правительства.
Римский период
История ряда древнегреческих государств и история Рима на определённой ступени его развития — это история отдельных полисов . В период римского господства полисы распространились по всей территории империи, используясь как удобная форма местного самоуправления. В ряде регионов (например, в римском Египте) полисы были только формой территориального управления, а их граждане не имели римского гражданства. На собственно римских территориях существовала аналогичная полису система муниципий . Отмечается, что как «гражданская община» - polis и civitas вполне идентичные понятия .
Согласно профессору Михаилу Сюзюмову , то, что кризис античной цивилизации сказался прежде всего на состоянии города, обосновано тем, что крушение рабовладельческого строя затронуло, прежде всего те институты, которые активнее всего были с ним связаны .
Историческое значение
В полисах впервые появилась концепция равенства граждан перед законом . Греки отказались от почитания царской власти в качестве ключевой ценности общественной организации, что было характерно для большинства цивилизаций того времени. В городах-государствах важнейшие решения принимались с участием всех граждан мужского пола, получавших это право в обмен на участие в военных действиях . При этом принцип равноправия распространялся лишь на граждан города (они же были и членами фаланги во время войн), не касаясь женщин и рабов . Ричард Олстон отмечал идеализацию греческого полиса, "который во многих современных политических взглядах продолжает считаться идеальной формой политической организации" .
Примечания
Комментарии
- Радикальное изменение политической системы было связано с появлением нового военного строя — фаланги , все члены которой во время боя имели равные обязанности.
- Соотношение свободных граждан и рабов в городах-государствах составляло от 1:5 до 1:10 в разных полисах. Наибольшая доля рабов наблюдалась в Спарте .
Источники
- . Дата обращения: 2 мая 2014. Архивировано из 3 мая 2014 года.
- ↑ Античность // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова . — М. : Советская энциклопедия , 1961—1976.
- д. ю. н. В. А. Томсинов. . — М. : ИКД "Зерцало-М", 2011. — Т. 1. — С. 97—115. — 640 с. — ISBN 978-5-94373-194-5 . 23 июня 2019 года.
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- . . Дата обращения: 23 июня 2019. 23 июня 2019 года.
- . Дата обращения: 16 июня 2022. 16 июня 2022 года.
- . Дата обращения: 7 сентября 2022. 18 августа 2022 года.
- . Дата обращения: 26 сентября 2022. 26 сентября 2022 года.
- Медведев А. П. ancientrome.ru . Дата обращения: 2 марта 2020. 3 марта 2020 года.
- . antique-lit.niv.ru . Дата обращения: 2 марта 2020. 15 марта 2022 года.
- Чанышев А. Н. . www.infoliolib.info . Дата обращения: 2 марта 2020. 20 февраля 2020 года.
- . Дата обращения: 21 марта 2023. 21 марта 2023 года.
- Поляковская М. А. Т. Том 54 (79) . — С. 170—182 . 23 июня 2019 года. // Византийский Временник. — 1993. —
- , с. 20.
Литература
- Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. — Л. : изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
- Томас Мартин. Древняя Греция. От доисторических времен до эпохи эллинизма = Thomas R. Martin. Ancient Greece: From Prehistoric to Hellenistic Times. — М. : Альпина нон-фикшн, 2020. — ISBN 978-5-00139-246-0 .
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(итал.)
.
|
- 2020-05-05
- 2