Interested Article - Курентзис, Теодор

Теодо́р Куре́нтзис ( греч. Θεόδωρος Κουρεντζής Тео́дорос Курентзи́с ; род. 24 февраля 1972 , Афины ) — российский дирижёр греческого происхождения, музыкант, актёр, поэт. Создатель и художественный руководитель оркестра и хора musicAeterna , главный дирижёр Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии ( нем. SWR Symphonieorchester ), художественный руководитель Дягилевского фестиваля .

Биография

Родился в Афинах в музыкальной семье. Мать — пианистка, брат Вангелино — композитор и пианист. С четырёх лет обучался игре на фортепиано , а с восьми — на скрипке . Изучал камерную музыку и дирижирование у профессора (англ.) , учился вокалу у Диона Ариваса и (англ.) . В 1990 году основал камерный оркестр в Афинах .

В 1994 году переехал в Россию, Санкт-Петербург, чтобы учиться дирижированию в Петербургской консерватории у дирижера Ильи Мусина .

В 2004—2010 годах — главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета , где основал оркестр и хор musicAeterna . В 2011—2019 годах был художественным руководителем Театра оперы и балета в Перми , куда перевез musicAeterna. По мнению критика Дмитрия Ренанского, благодаря работе Курентзиса в годы «пермской культурной революции» за Пермью закрепился статус третьей музыкальной столицы России . В 2019 году сделал musicAeterna независимым коллективом и перевез его в Санкт-Петербург , разместив в Доме Радио .

В 2018 году создал хор musicAeterna byzantina, специализирующийся на исполнении византийской музыки .

С начала сезона 2018—2019 стал главным дирижером Оркестра Юго-Западного радио Германии ( нем. SWR Symphonieorchester ) .

Сотрудничал с оркестрами « Виртуозы Москвы », БСО , РНО , ГАСО , « Новая Россия ». Принимал участие в концертных программах Оркестра Санкт-Петербургской филармонии , Санкт-Петербургского симфонического оркестра , Оркестра Мариинского театра . Сотрудничает с европейскими оркестрами: Берлинский филармонический оркестр ( нем. Berliner Philharmoniker ), Венский симфонический оркестр ( нем. Wiener Symphoniker ), Венский филармонический оркестр ( нем. Wiener Philharmoniker ), Фрайбургский барочный оркестр ( нем. Freiburger Barockorchester ), (англ.) , (англ.) .

Регулярно участвует в международных фестивалях, таких как: Зальцбургский фестиваль (Австрия), Люцернский фестиваль (Швейцария), RUHRtriennale (Германия), Экс-ан-Прованский оперный фестиваль (Франция), Klara Festival (Бельгия).

Один из создателей международного фестиваля-школы современного искусства , основанного в 2006 году. С 2012 года — художественный руководитель Международного Дягилевского фестиваля , который проводится в Перми, городе, где прошло детство импресарио Сергея Дягилева .

С 2014 года у Курентзиса подписан эксклюзивный контракт с одним из лейблов «большой тройки» музыкальной индустрии — Sony Classical .

В 2014 году принял гражданство России .

В 2022 году основал международный оркестр Utopia Orchestra, в который вошли солисты и концертмейстеры из 28 стран мира. Первые концерты коллектива намечены на осень 2022 года в Люксембурге, Гамбурге и Вене .

Творчество

Теодор Курентзис, Ромео Кастеллуччи и Одри Бонне на репетиции оперы "Жанна на костре". 2018

Курентзиса называют неординарным дирижером, способным даже самый известный музыкальный материал интерпретировать по-новому. «Не ожидайте ничего похожего на то, что вы слышали», — так анонсировала The Times концерт Курентзиса с musicAeterna летом 2018 года.

Курентзис первым в России начал внедрять принципы — направления в исполнительском искусстве, стремящегося точно воссоздать звучание музыки прошлого за счет игры именно на тех инструментах, для которых она была написана (например, на смычковых с жильными струнами) в соответствии с принятой в ту или иную эпоху эстетикой и правилами игры.

«Аутентистский подход, требующий особой и супервысокой профессионализации (в консерваториях ему практически не учат), у Курентзиса каким-то чудом сразу начал давать необычный эффект: любая музыка любых эпох стала казаться остросовременной, а современная приобретала вневременные качества»

Курентзис обновил традиционный для российского музыкального театра репертуар. С musicAeterna он работает над средневековой духовной музыкой, барочными операми, экспериментальными сочинениями современных авангардных авторов, в том числе и написанными по его заказу, как, например, хоровая опера «Tristia» Филиппа Эрсана (2016), опера «Cantos» Алексея Сюмака (2016), скрипичный концерт Сергея Невского (2015), опера «Носферату» Курляндского (2014).

Как постановщик Курентзис сотрудничает с ведущими мастерами западной сцены: Робертом Уилсоном , Ромео Кастеллуччи , Питером Селларсом , Теодороcoм Терзопулосом . Совместно с Селларсом он создал диптих «Иоланта»/«Персефона», представленный в 2012 в Королевском театре Мадрида, и оперу Перселла «Королева индейцев» (2013), вышедшую на DVD на лейбле Sony Classical и получившую премию ECHO Klassik award. В 2017 году совместная постановка Курентзиса и Селларса открыла оперную программу Зальцбургского фестиваля : коллектив из России выступил в такой роли впервые. С тех пор musicAeterna стал постоянным участником фестиваля: в 2018 году был исполнен полный цикл симфоний Бетховена, а в 2019 году — « Идоменей » (совместно с Селларсом и Фрайбургским барочным оркестром). Совместно с Уилсоном Курентзис поставил в 2016 году « Травиата ». Постановка была признана главным событием театрального сезона 2016/2017 в России, получив три награды Национальной премии «Золотая маска». Премьера драматической оратории «Жанна на костре», поставленной Курентзисом и Кастеллуччи, состоялась в 2018 году, став обладателем двух «Золотых масок».

Среди других ключевых постановок в карьере Курентзиса — «Пассажирка» Вайнберга с Венским симфоническим оркестром в Брегенце (2010), « Леди Макбет Мценского уезда » (2012), «Макбет» Верди (2016) в Цюрихе и «Золото Рейна» Вагнера (2015, Бохум).

Избранные оперные постановки

Теодор Курентзис. 2015
Теодор Курентзис и оркестр musicAetrena
Теодор Кутентзис и оркестр SWR
Теодор Кутентзис и хор musicAetrena исполняют хоровую оперу Филиппа Эрсана Tristia

Избранные оперные постановки

  • 2004 — дирижёр-постановщик оперы Верди « Аида » в Новосибирском театре оперы и балета (режиссёр Д. Черняков ) . Спектакль удостоен премии « Золотая маска ».
  • 2005 2006 —дирижёр-постановщик спектаклей НГАТОиБ « Свадьба Фигаро » (режиссёр-постановщик — Т. Гюрбача) и « Леди Макбет Мценского уезда » (режиссёр-постановщик — Г. Барановский).
  • 2007 — дирижер-постановщик балета «Золушка» Сергея Прокофьева в Новосибирском театре оперы и балета. Первая «Золотая маска» «за яркое воплощение партитуры С. С. Прокофьева» .
  • 2008 — дирижер-постановщик оперы Верди «Дон Карлос» в Парижской национальной опере .
  • 2009 — музыкальный руководитель и дирижер постановки оперы Верди «Макбет» (режиссер — Дмитрий Черняков) — первой совместной постановки Новосибирского театра оперы и балета с Парижской национальной оперой. Премьера в Париже — в апреле 2009 года .
  • 2009—2010 постоянный приглашенный дирижёр Большого Театра , где под его руководством состоялись премьеры опер Берга « Воццек » и Моцарта «Дон Жуан» (режиссер Дмитрий Чернякова ).
  • 2010 — дирижер-постановщик мировой премьеры оперы Мечислава Вайнберга «Пассажирка» с Венским симфоническим оркестром на Брегенцком фестивале (Австрия) (режиссер Дэвид Паунтни) .
  • 2011 — дирижер-постановщик оперы Моцарта Cosi fan tutte на фестивале в Баден-Бадене (режиссер Филипп Химмельман), где он дебютировал годом ранее с оперой Бизе «Кармен».
  • май 2012 — проходит первый Международный Дягилевский фестиваль под руководством Теодора Курентзиса, где представлены мировая премьера партитуры «Геревень» Владимира Николаева и российская премьера оперы Medeamaterial Паскаля Дюсапена .
  • 2012 — дирижёр-постановщик опер « Иоланта » и « Персефона » в мадридском Teatro Real — первая совместная работа с режиссером Питером Селларсом .
  • 2015 — дирижер-постановщик оперы Вагнера «Золото Рейна» на RUHRtriennale (Германия) (режиссер Йохан Симонс).
  • 2016 — дирижер-постановщик оперы Верди «Травиата» (режиссер Роберт Уилсон) , созданной в копродукции Пермским театром оперы и балета, Unlimited Performing Arts (Дания), Landestheater Linz (Австрия) и Les Théâtres de la Ville de Luxembourg (Люксембург).
  • 2016 — дирижер-постановщик хоровой оперы Филиппа Эрсана Tristia на стихи заключенных разных стран, написанной по заказу Курентзиса. Мировая премьера состоялась на Дягилевском фестивале.
  • 2016 — дирижер-постановщик оперы Cantos Алексея Сюмака, написанной по заказу Курентзиса . Мировая премьера состоялась в Пермском театре оперы и балета.
  • август 2017 — дебют на Зальцбургском фестивале . Курентзис и musicAeterna открыли оперную программу фестиваля, представив оперу Моцарта «Милосердие Тита» (режиссер Питер Селларс) .
  • 2018 — дирижер-постановщик спектакля «Жанна на костре» Онеггера (режиссер Ромео Кастеллуччи) , поставленного в копродукции Пермского театра оперы и балета, Лионской национальной оперы (Франция), театра Ла Монне/Де Мюнт (Бельгия) и Театра Базеля (Швейцария).
  • июль-август 2021 — дирижер-постановщик оперы «Дон Жуан» Моцарта на Зальцбургском фестивале (режиссер Ромео Кастеллуччи)

Основные концертные программы

  • 31 января 2005 — первый концерт созданного Курентзисом оркестра и хора musicAeterna в Новосибирске. В программе: сочинения Куперена, Чайковского, Кавальери, Айвза, Баха, Пярта, Моцарта, Перселла, Брамса .
  • 2005 2006 — концертные исполнения опер «Дидона и Эней» Пёрселла , « Так поступают все », « Свадьба Фигаро », « Дон Жуан » Моцарта .
  • 10 февраля 2011 — первый концерт Курентзиса и musicAeterna в Перми после переезда. В программе 40-я и 41-я симфонии .
  • 2015 — выступление на двух европейских фестивалях: Klara Festival в Брюсселе и Пасхальном фестивале в Люцерне с программой Sound of Light Рамо и «Ромео и Джульетта» Прокофьева.
  • 2018 — выступление с musicAeterna на BBC Proms. Исполнены Вторая и Пятая симфонии Бетховена .
  • 2018 — исполнение с musicAeterna полного цикла симфоний Бетховена на Зальцбургском фестивале .
  • 2019 — гастрольный тур по Японии (Токио, Осака) с программой из сочинений Чайковского
  • 2019 — Выступление в Нью-Йорке, в концертном зале The Shed .
  • 2019 — подписал контракт на проведение Дягилевского фестиваля в 2020 году . Услуги художественного руководителя оценили в 600 тысяч рублей . Из-за пандемии коронавируса фестиваль был перенесен на ноябрь 2020 года и прошел в формате «Дягилев +» .
  • 2019 — концерт с Берлинским филармоническим оркестром . Оркестр под управлением Курентзиса исполнил Реквием Верди. В концерте принял участие хор musicAeterna.
  • 1 сентября 2019 — первое выступление с оркестром и хором musicAeterna в статусе независимого коллектива в Санкт-Петербурге с концертным исполнением оперы Моцарта Così fan tutte .
  • 2020 — открывает новый сезон в Доме Радио в Санкт-Петербурге .

Дискография

Дата выхода Формат Произведение Лейбл Награды
2008 CD Генри Пёрселл: опера «Дидона и Эней»
2011 CD Дмитрий Шостакович: Симфония № 14, Op. 135 Alpha Records
2011 CD, LP Вольфганг Амадей Моцарт: Requiem Alpha Records
2012 CD Дмитрий Шостакович: Фортепианные концерты.

Соната для скрипки и фортепиано, Оp. 134

2014 CD, LP Вольфганг Амадей Моцарт: Le nozze di Figaro (англ.)
2014 CD, LP Вольфганг Амадей Моцарт: Cosi fan tutte Sony Classical
2014 CD Жан Филипп Рамо: The Sound of Light Sony Classical
2015 DVD, Blu-Ray Генри Пёрселл: опера «Королева индейцев» Sony Classical ECHO Klassik award
2015 CD Игорь Стравинский: «Весна священная» Sony Classical ECHO Klassik award
2016 CD Петр Чайковский: Концерт для скрипки с оркестром

Игорь Стравинский: «Свадебка»

Sony Classical
2016 CD, LP Вольфганг Амадей Моцарт: Don Giovanni Sony Classical ECHO Klassik award

(англ.)

Japanese Record Academy Award

BBC Music Magazine’s Opera Award

2017 CD, LP Петр Чайковский: Симфония № 6 «Патетическая» Sony Classical Edison Klassiek Award

Japanese Record Academy Award

2018 CD, LP Густав Малер: Симфония № 6 Sony Classical Edison Klassiek Award

Japanese Record Academy Award

2020 CD, LP Людвиг ван Бетховен: Симфония № 5 Sony Classical
2020 digital Джузеппе Верди: «Травиата». Фрагменты: прелюдия к третьему акту,

ария «Addio del passato bei sogni ridenti»

Sony Classical

Награды и премии

Теодор Курентзис на вручении премии «Золотая маска». 2017.
  • Командор ордена Феникса ( 2018 , Греция ) .
  • Орден Дружбы ( 29 октября 2008 года , Россия ) — «За большой вклад в сохранение, развитие и популяризацию русской культуры за рубежом» .
  • Лауреат премии « Золотая маска » :
    • 2007 — Специальная Премия Жюри музыкального театра: балет «Золушка», Новосибирский театр оперы и балета
    • 2008 — Специальная Премия Жюри музыкального театра: опера «Свадьба Фигаро», Новосибирский театр оперы и балета
    • 2011 — Лучшая работа дирижера в опере: опера «Воццек», Большой театр
    • 2013 — Лучшая работа дирижера в балете: балет «В сторону Дягилева», Пермский Театр оперы и балета им. Чайковского
    • 2013 — Лучшая работа дирижера в опере: опера «Cosi fan tutte», Пермский Театр оперы и балета им. Чайковского
    • 2015 — Лучшая работа дирижера в опере: опера «Королева индейцев», Пермский Театр оперы и балета им. Чайковского
    • 2017 — Лучшая работа дирижера в опере: опера «Травиата», Пермский Театр оперы и балета им. Чайковского
    • 2018 — Специальная Премия Жюри музыкального театра: спектакль «Cantos», Пермский Театр оперы и балета им. Чайковского
    • 2018 — Лучшая работа дирижера в балете: балет «Золушка», Пермский Театр оперы и балета им. Чайковского
  • «Строгановская премия» (2013) — «За высокие достижения в области культуры и искусства»
  • KAIROS-Preis: (2016)
  • (нем.) (2019)

Оркестр и хор musicAeterna неоднократно были номинированы на международную премию Opera Awards , в 2018 году хор musicAeterna стал лауреатом премии. .

Кино

  • 2009 — исполняет роль Льва Ландау в биографической драме И. Хржановского « Дау » .
  • 2013 — участвует в съемках документального фильма «Conduction» режиссера Алексея Логинова.
  • 2018 — участвует в съемках документального фильма «Die Sprache unserer Träume — der Dirigent Teodor Currentzis» («Язык нашей мечты — дирижер Теодор Курентзис») режиссера Андреаса Аммера.
  • 2018 — участвует в съемках документального фильма «Здесь пахнет ладаном», снятого командой проекта «Ещенепознер» во время Дягилевского фестиваля.
  • 2020 — вместе с Сергеем Нурмамедом снимает фильм «План Б» — о работе музыкантов musicAeterna перед началом карантина в период пандемии коронавируса Covid-19.

Литература

  • Наталья Зимянина . От До до До. — Москва: Классика-XXI, 2019. — 440 с.
  • Екатерина Бирюкова. . — Москва: Галерия, 2018. — 416 с.

Гражданская позиция

Ещё будучи в Новосибирске, подал заявку на получение российского гражданства , которая была удовлетворена весной 2014 года .

В начале апреля 2015 года опубликовал открытое письмо, в котором выразил беспокойство по поводу решения министерства культуры о снятии с должности директора НГАТОиБ Бориса Мездрича :

«Сложно представить, что есть люди, которые настолько устали от свободной России, что скучают по стукачеству и репрессиям советского прошлого… Выходит, страшные уроки истории нас ничему не научили… Не значит ли это, что наступают времена, когда свободно творить мы сможем только за пределами нашей страны? Ну а здесь будут играться только правительственные концерты и музыка, которую заказывает начальник в соответствии со своими вкусами?»

В августе 2017 года поддержал Кирилла Серебренникова , обвинённого в хищениях :

«Интеллигентного человека, не оказывающего сопротивления, хватают и уводят в тюрьму люди в масках, как преступника. Такое грубое обращение и предвзятое отношение к художнику недопустимо. Это дискредитирует саму систему правосудия в нашей стране. Если так будет продолжаться, режиссеры будут бояться делать свою работу, которая требует свободы высказывания и поиска нового языка. А если государственная система лишится доверия, мы пропали.»

В июне 2018 года в программе Владимира Познера дирижер так прокомментировал свои заявления :

«Я не писал их [письма], чтобы оказать влияние на министерство культуры. Я писал их ради человеческой поддержки тем людям, которым она была необходима. Я не занимаюсь политикой, мне она не интересна. Последние три тысячи лет ничего не изменилось в политическом мире. И я не испытываю надежды. Проблема в человеке.»

В этом же интервью Теодор Курентзис рассказал почему он выбрал Россию в качестве своего дома:

«Я люблю Россию, людей. Мне здесь лучше, чем в Германии. То, что говорят про русскую душу, не сказки. Мы много ночей с друзьями на кухне решали мировые проблемы. Это очень утопическая страна.»

Ссылки

Примечания

  1. Teodor Currentzis // (польск.)
  2. Teodor Currentzis // (нем.)
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #139276645 // (нем.) — 2012—2016.
  4. . Дата обращения: 9 февраля 2022. 9 февраля 2022 года.
  5. . Дата обращения: 9 февраля 2022. 9 февраля 2022 года.
  6. Полякова Светлана. . The New Times (15 октября 2017). Дата обращения: 7 марта 2021. 3 марта 2021 года.
  7. . BBC (12 января 2017). Дата обращения: 7 марта 2021. 22 июля 2021 года.
  8. Евгений Антонов. . Бумага (14 июля 2019). Дата обращения: 26 февраля 2021. 5 июля 2022 года.
  9. . Forbes (9 октября 2019). Дата обращения: 26 февраля 2021. 22 апреля 2021 года.
  10. . Ведомости . Дата обращения: 11 февраля 2021. 17 апреля 2021 года.
  11. Денис Великжанин. . Музыкальная жизнь. Дата обращения: 22 января 2021. 20 октября 2020 года.
  12. . РИА Новости (21 июня 2019). Дата обращения: 19 января 2021. 28 января 2021 года.
  13. Алексей Киселев. . Афиша Daily (8 сентября 2017). Дата обращения: 20 января 2021. 21 января 2021 года.
  14. . ТАСС (21 августа 2019). Дата обращения: 7 марта 2021. 28 декабря 2019 года.
  15. Дмитрий Ренанский. . Meduza (27 декабря 2018). Дата обращения: 20 января 2021. 18 января 2021 года.
  16. . Коммерсантъ (16 апреля 2014). Дата обращения: 7 марта 2021. 29 января 2021 года.
  17. (англ.) . Журнал Театр. (3 августа 2022). Дата обращения: 30 августа 2022.
  18. . TASS (12 ноября 2012). Дата обращения: 28 июля 2020. 13 апреля 2021 года.
  19. Ирина Муравьева. . Российская газета (11 апреля 2005). Дата обращения: 21 января 2021. 15 августа 2012 года.
  20. Анна Галайда. . tayga.info со ссылкой на Ведомости (17 июля 2006).
  21. Дмитрий Ваймер. . openspace (9 июня 2008). Дата обращения: 21 января 2021. 28 января 2021 года.
  22. Екатерина Бирюкова. . OpenSpace (22 декабря 2008). Дата обращения: 21 января 2021. 28 января 2021 года.
  23. Сергей Ходнев. . КоммерсантЪ (20 ноября 2009). Дата обращения: 21 января 2021. 24 апреля 2019 года.
  24. Ирина Муравьева. . Российская газета (1 ноября 2010). Дата обращения: 21 января 2021. 19 ноября 2011 года.
  25. Алексей Мокроусов. . Ведомости (17 августа 2010). Дата обращения: 21 января 2021. 23 января 2021 года.
  26. Екатерина Бирюкова. . OpenSpace (1 февраля 2011). Дата обращения: 21 января 2021. 28 января 2021 года.
  27. Гюляра Садых-заде. . Ведомости (24 мая 2012).
  28. Сергей Ходнев. . КоммерсантЪ (19 января 2012). Дата обращения: 21 января 2021. 28 января 2021 года.
  29. Екатерина Бирюкова. . Colta (24 сентября 2015).
  30. Дмитрий Ренанский. . КоммерсантЪ (23 июня 2016). Дата обращения: 22 января 2021. 6 июля 2020 года.
  31. Ирина Муравьева. . Российская газета (14 декабря 2016). Дата обращения: 22 января 2021. 30 января 2021 года.
  32. Сергей Ходнев. . КоммерсантЪ (21 августа 2017). Дата обращения: 22 января 2021. 28 января 2021 года.
  33. Werner Theurich. (нем.) . Der Spiegel (21 августа 2017). Дата обращения: 22 января 2021. 18 мая 2021 года.
  34. Дмитрий Ренанский. . КоммерсантЪ (18 июня 2018). Дата обращения: 22 января 2021. 7 июля 2020 года.
  35. Сергей Ходнев. . КоммерсантЪ (30 августа 2021). Дата обращения: 9 февраля 2022. 9 февраля 2022 года.
  36. Сергей Ходнев. . КоммерсантЪ (5 февраля 2005). Дата обращения: 21 января 2021. 29 января 2021 года.
  37. Юлия Баталина. . Новый компаньон (15 февраля 2011). Дата обращения: 21 января 2021. 29 января 2021 года.
  38. Erica Jeal. (англ.) . The Guardian (29 июля 2018). Дата обращения: 22 января 2021. 21 января 2021 года.
  39. Дмитрий Ренанский. . The Guardian (26 августа 2018). Дата обращения: 22 января 2021. 29 января 2021 года.
  40. Дмитрий Ренанский. (нем.) . BR Klassik (24 августа 2018). Дата обращения: 22 января 2021. 29 января 2021 года.
  41. Анна Букатова. . Эхо Москвы в Перми (20 февраля 2019). Дата обращения: 26 января 2021. 31 января 2021 года.
  42. Anthony Tommasini. (англ.) . The New York Times (22 ноября 2019). Дата обращения: 22 января 2021. 29 января 2021 года.
  43. Joshua Yaffa. (англ.) . The New Yorker (18 ноября 2019). Дата обращения: 22 января 2021. 16 января 2021 года.
  44. . www.business-class.su. Дата обращения: 15 января 2020. 15 января 2020 года.
  45. . www.business-class.su. Дата обращения: 15 января 2020. 15 января 2020 года.
  46. . РИА Новости (12 ноября 2020). Дата обращения: 22 января 2021. 29 января 2021 года.
  47. Анастасия Каменская. . РБК Style (1 декабря 2020). Дата обращения: 22 января 2021. 20 января 2021 года.
  48. Дмитрий Ренанский. . Colta (3 сентября 2019). Дата обращения: 22 января 2021. 23 июня 2021 года.
  49. Алина Циопа. . Фонтанка (8 октября 2020). Дата обращения: 22 января 2021. 27 октября 2020 года.
  50. . Дата обращения: 29 сентября 2018. 22 ноября 2018 года.
  51. . Дата обращения: 21 июня 2019. 8 июня 2019 года.
  52. . Дата обращения: 14 января 2021. 21 января 2021 года.
  53. Муравьёва И. . rg.ru (20 апреля 2015). Дата обращения: 29 апреля 2015. 4 апреля 2015 года.
  54. . Alfred Toepfer Stiftung F.V.S. (2016). Дата обращения: 20 августа 2018. 20 августа 2018 года.
  55. . ТАСС (10 апреля 2018). Дата обращения: 22 января 2021. 7 февраля 2021 года.
  56. Чепалов А. . «Зеркало недели». Украина, № 42 . gazeta.zn.ua (7 ноября 2008). Дата обращения: 28 апреля 2015. 5 марта 2016 года.
  57. Znak (19 февраля 2013). Дата обращения: 24 января 2021. 29 января 2021 года.
  58. . КоммерсантЪ (16 апреля 2014). Дата обращения: 24 января 2021. 29 января 2021 года.
  59. . colta.ru (3 апреля 2015). Дата обращения: 3 апреля 2015. 5 апреля 2015 года.
  60. . Дата обращения: 12 апреля 2020. 12 апреля 2020 года.
  61. Владимир Познер. . Первый канал . Первый канал (4 июня 2018). Дата обращения: 10 июля 2020. 18 июля 2020 года.
Источник —

Same as Курентзис, Теодор