Interested Article - Spotify

Spotify ( рус . Спотифа́й ) — стриминговый сервис , позволяющий легально прослушивать музыкальные композиции, аудиокниги и подкасты , не скачивая их на устройство. Доступен в виде веб-сайта , приложений для всех операционных систем, смартфонов, смарт-устройств и медиасистем автомобилей.

Имея на 2023 год более 500 миллионов активных пользователей по всему миру (почти половина из которых – платные подписчики), Spotify является самым крупным и самым популярным сервисом потоковой трансляции музыки в мире. На сервис приходится более 36 % мирового аудиостриминга, он доступен в большинстве стран Северной и Южной Америки , практически во всех странах Европы , некоторых странах Азии и Африки , в Австралии и Океании . 15 июля 2020 года сервис официально запущен в России ; Из-за вторжения России на Украину , 6 марта 2022 года Spotify ограничил возможность оформления Premium-подписки в России , а 11 апреля 2022 года приостановил работу на территории РФ .

Более 70% прослушиваний музыки сервиса происходит через плейлисты , а не по поисковому запросу или со страницы артиста.

С 2006 года и до конца 2018 года компания являлась убыточной, она существовала на средства инвесторов и выплачивала больше авторских отчислений , чем зарабатывала.

По словам Бена Сисарио из The New York Times, примерно 13 000 из семи миллионов артистов на Spotify заработали 50 000 долларов или более в 2020 году .

История

«Спотифай» (оригинальное произношение / ˈ s p ɒ t ɪ f / , спо́тифай) был придуман друзьями, интернет-бизнесменами Даниэлем Эком и Мартином Лорентсоном в Стокгольме в 2006 году.

2005—2009

Осенью 2005 года Даниэль приступает к работе консультантом в шведской рекламной компании « », где знакомится с её основателем Мартином, и в «Stardoll» (игровом веб-сайте, где пользователи могли покупать наряды для знаменитых музыкантов как для бумажных кукол), где в членах совета директоров сидит Фред Дэвис, сын музыкального магната Клайва Дэвиса . Зимой Даниэль впадает в депрессию и решает создать компанию, которая вернёт ему радость жизни . Он делится планом с Мартином, который соглашается стать партнёром, к маю 2006 года продаёт акции «TradeDoubler» на 180 миллионов шведских крон , перечисляет десять Даниэлю и последний покидает работу в «Stardoll». Они выбирали между многими вариантами, самыми удачными были видео- или музыкальный сервис, но видеофайлы требуют больше памяти для хранения. В апреле регистрируется домен spotify.com , акционерное общество «Spotify AB» — в июне.

В августе 2006 года в квартире по адресу Риддаргатан, дом 20 в Стокгольме открыт первый офис «Спотифай», где сотрудниками стали бывшие однокурсники Даниэля по вузу и его бывшие коллеги, покинувшие ради него «Stardoll». Мартин также нанимает сотрудников из своей бывшей компании и из альма-матер в Гётеборге. Осенью «Спотифай» покупает у Людвига Стригеуса из Гётеборга « μTorrent » за 5 % акций, и Людвиг присоединяется к компании — создаёт приложения для « Windows » и « iOS » в подразделении в Гётеборге.

К январю 2007 года Фредрик Ниэмэле ( швед. Fredrik Niemelä ) придумывает функцию очереди ( англ. Queue ), загружающую по торрент-сети следующие песни на открытой странице в буфер, что создаёт иллюзию незамедлительного отклика . Эта функция тратила много оперативной памяти и заряда батареи (теперь загружаются только первые десять секунд, поэтому при медленном интернет-соединении пользователи наблюдают задержку воспроизведения после десяти секунд) . В это время для демонстрации работы сайта потенциальным инвесторам и владельцам рекорд-компаний использовались пиратские файлы, скачанные с « The Pirate Bay » .

Фред Дэвис встречает Даниэля на одной из вечеринок в Стокгольме и тот рассказывает ему о своём новом стартапе . Фред, много лет проработавший в музыкальном бизнесе адвокатом, объясняет, что его нынешняя задумка — зарегистрировать сервис как радиопрограмму — нелегальна и ему нужно заключить эксклюзивные контракты с каждой звукозаписывающей компанией отдельно, что сделать очень сложно. Но он может познакомить его со всеми директорами . Даниэль думает, что на это уйдёт несколько месяцев. На самом деле на заключение контрактов в Европе ушло два года, в США — четыре.

В феврале 2007 года Даниэль, находящийся под сильным влиянием нового знакомого, успешного британского интернет-предпринимателя Шакиля Хана ( англ. Shakil Khan ), переезжает в Лондон и учреждает там головной офис «Спотифай» . Фактически, компания прекращает быть шведской, хотя позиционирует себя таковой .

В апреле в Швеции на лицензии проката прав у « STIM » выходит бета-версия приложения, доступного только по приглашениям, рассылаемым друзьям и музыкальным блогерам .

За первый тестовый год компания вышла в убыток на 31,8 миллиона шведских крон .

Компания безуспешно ищет инвесторов , Даниэль с Мартином инвестируют свои собственные средства. Факт, что основатели настолько уверены в прибыльности бизнеса, что тратят свои деньги, убеждает лейблы позволить им использовать их музыку и в 2008 году сервис наконец официально запущен в ряде европейских стран, где шоу-бизнесу нечего было терять из-за пиратства. За второй год убыток составил более 60 миллионов крон .

Компания сотрудничает с телефонными компаниями « Telia » в Швеции и « » в Великобритании, совмещая оплату за стриминг и мобильную связь в одном чеке .

2010—2016

Даниэль Эк в офисе в Стокгольме, 2010 год

Стартап быстро становится популярным и уводит пользователей у альтернативных сервисов, например, « iTunes ». Даниэль утверждает, что в 2010 году ему звонил Стив Джобс и дышал в трубку . По информации журналистов «Svenska Dagbladet» и по заявлениям Шона Паркера, «Apple» с 2010 года препятствовал запуску «Спотифай» в США .

Головной офис в Лондоне закрывают, оставляя там только местный рекламный сервис. Ключевые сотрудники и Даниэль переезжают в Стокгольм.

В мае 2011 года введено ограничение на прослушивание музыки до 10 часов в неделю для бесплатных аккаунтов. Сейчас ограничение отменено и заменено невозможностью пропускать треки в плей-листах.

14 июля 2011 года сервис запущен официально на самом крупном музыкальном рынке мира — в США . За эту возможность «Спотифай» выплатил трём самым крупным лейблам США («Sony», «Warner» и «Universal») 20 % своих акций в общем, а также неуказываемые несколько сотен миллионов долларов за прокат лицензий на использование музыки в год, вне зависимости от того, сколько воспроизведений композиций пользователи произведут . Также по требованию лейблов в функционал добавлена возможность купить файл (функция отменена в 2013 году) .

Приход в США, где население проводит в личных автомобилях намного больше времени, чем в Европе, подстегнуло к развитию радио функции .

Убыток за 2011 год составил 50 миллионов долларов .

В декабре 2012 года запущена одна из главных функций сервиса — вкладка «Discover» , составляющая индивидуальную подборку музыкальных композиций, которые слушают другие пользователи сервиса, слушавшие те же композиции.

В мае 2013 года «Спотифай» покупает сервис «Tunigo», составлявший самые успешные плейлисты , посвящённые каким-либо событиям и настроениям. Теперь эта функция поставлена во главу сервиса. К 2014 году набран обширный штат так называемых кураторов плей-листов ( музыкальных редакторов ), в том числе для каждой страны .

Первый кризис роста случился летом 2013 года. После спада, характерного для летних каникул, число новых пользователей перестало расти — рынок резко перешёл в мобильный формат, а у компании до сих пор не было мобильного приложения . Оно было одобрено принадлежащим конкурирующей компании « Apple » магазином приложений « App Store » лишь в декабре и забирает 30 % прибыли. Бесплатное приложение вызвало рост числа новых пользователей и, следовательно, прослушиваний. Рекордные числа прослушиваний привлекли внимание со стороны музыкантов, не понимающих, почему звукозаписывающие компании перечисляют им несколько тысяч долларов за миллионы прослушиваний. В 2014 году артисты начали удалять свою музыку из каталога «Спотифай» .

В ноябре 2013 года инвестировано 250 миллионов долларов от американской «Technology Crossover Ventures». «Спотифай» смог, наконец, позволить себе закупить серверы и отказаться от торрент-технологии, которая тратит больше заряда батареи и памяти устройства. Также новые инвестиции были потрачены на выкуп самых популярных сторонних приложений, сделанных по « API », протокол «Spotify API» был закрыт навсегда .

Начинается разработка видео-сервиса , который в 2015 году был представлен как платформа для коротких немузыкальных видео от Vice Media , Comedy Central , Би-би-си , ESPN , NBC и TED (вскоре закрыт), а в мае 2016 как платформа оригинального околомузыкального контента, созданного по заказу «Спотифай» (вскоре закрыт) .

Весной 2014 приобретена аналитическая фирма «Echo Nest», её технология стала основой для рекомендаций на основе алгоритмов , а не кураторов. В данный момент, эти две функции совмещены — алгоритмы создают плей-лист «Discover Weekly» (запущенный летом 2015), на основе часто воспроизводимых треков непопулярных исполнителей, из них пользователи воспроизводят полюбившиеся, и лишь затем кураторы выбирают для официальных плей-листов из полюбившихся пользователям . Так, чтобы попасть в один из ключевых плей-листов «Latina!», композиция должна попасть в примерно пятьсот неофициальных плей-листов.

В январе 2015 года сервис включён в программное обеспечение « PlayStation ».

В мае 2015 года — запуск функции «Spotify Running» для смартфонов и смарт-часов , выбирающей EDM -композиции с темпом, соответствующим темпу бега. Музыкант Tiësto специально создал трек для этой функции . В данный момент функция неактивна из-за небольшого числа пользователей, хотя была очень высоко оценена немногочисленным количеством бегунов-пользователей.

Рекламная кампания «3 месяца за 99 пенсов»

Изначально, идея Даниэля и Мартина, занимавшихся рекламными сервисами на подъёме экономики в начале 2000-х годов, была завязана на полной бесплатности сервиса, получающем выручку от рекламных объявлений, Freemium -модели. Компания ожидала примерно 3 % платящих пользователей . Мировые финансовые кризисы с 2007 года и затяжная рецессия вынуждают рекламодателей всё больше урезать бюджет с каждым годом. В конце концов, «Спотифай» под руководством Алекса Норстрёма ( швед. Alex Norström ) фокусируется на конвертации бесплатных пользователей в платящих при помощи объединения ежемесячного платежа с « Telia » и « Hulu », студенческими скидками, семейными тарифами, акцией «Первые три месяца за 99 центов» .

Приобретена аналитическая компания «Seed Scientific», занимающаяся персонализацией рекомендаций .

Июль 2015 — запущена самая популярная функция «Discover Weekly» с рекомендуемой музыкой. За первый год 5 миллиардов воспроизведений произошло с этой вкладки.

Первый объявленный рекорд — 500 миллионов воспроизведений « Thinking Out Loud » Эда Ширана в октябре 2015 года .

В 2016 запущена вкладка «Release Radar» , где автоматически собираются новые композиции от любимых артистов пользователя.

К сентябрю «Спотифай» выплатил пять миллиардов долларов авторских отчислений, 1,2 из которых — в 2016 году .

«Спотифай» набирает тысячи новых сотрудников и сталкивается со стокгольмским жилищным кризисом. Мартин и Даниэль публикуют открытое письмо шведскому правительству о необходимости отмены фиксированной арендной платы в Стокгольме, чтобы высококвалифицированные профессионалы, получающие более высокую зарплату, приезжали в Стокгольм и имели возможность арендовать квартиру вне зависимости от её стоимости, либо им придётся однажды закрыть шведский офис «Спотифай» навсегда. В феврале 2017 года «Спотифай» снял большой офис в Нью-Йорке за 11 миллионов долларов в год, , а в сентябре 2018 переехал во Всемирный торговый центр 4 за 2,77 млн в месяц , но Стокгольм не покинул.

2017 — 2021

Стабильный рост выплат вознаграждений и смена фокуса маркетинговой стратегии на платящих пользователей убедили музыкантов вернуть и загрузить, если их там не было до этого, свои каталоги на сервис. «Спотифай» теперь лидер и меняет стратегию отношений с шоу-бизнесом и музыкантами. Он делает ставку на продвижение неподписанных на крупные лейблы артистов. В начале 2018 года выкуплен независимый дистрибьютор музыки «Soundtrap» за 500 миллионов шведских крон .

Ещё в 2017 в СМИ обсуждался выход на IPO , но сбор документации затянулся. Лишь 1 марта 2018 года «Спотифай» официально объявил о намерении стать публичной компанией . 3 апреля 2018 года, Spotify вышел на Нью-Йоркскую фондовую биржу проведя процедуру DPO . В компании объясняли это желанием демократизировать процесс выхода на биржу, а также отмечали, что им не нужно привлекать финансирование, как компаниям, проводящим IPO . Одну ценную бумагу компании оценили в 132 доллара, а весь сервис — в 23,5 миллиарда долларов .

Несмотря на стабильный рост доходов, убыточность «Спотифай» продолжала увеличиваться, достигнув 394 миллионов долларов за 2 квартал 2018 года . Последний квартал 2018 и первый квартал 2019 — единственные прибыльные кварталы в истории сервиса, но прибыльность обеспечена выходом мега-компании « Tencent », акционером которой является «Спотифай», на торги на бирже.

В феврале 2019 года за 340 млн долларов были приобретены занимающиеся созданием и распространением подкастов компании «Gimlet Media Inc.» и «Anchor FM Inc.» До конца года «Спотифай» планировала потратить на подкасты 500 млн долларов, рассматривая их в контексте серьёзных рекламных возможностей .

В мае стало известно, что «Спотифай» тестирует своё первое цифровое устройство — виртуальный ассистент для автомобиля «Car Thing» , но планов по выпуску его в свободную продажу пока нет.

Несмотря на долю, почти в два раза большую чем у « Apple Music », основными конкурентами «Спотифай» видит не другие стриминговые сервисы, а « ТикТок » и « Instagram ».

В 2019 «Спотифай» выступил инвестором криптовалюты « Фейсбука » Либры .

15 июля 2020 года Spotify начинает работу в следующих странах: Россия , Казахстан , Белоруссия , Украина , Словения , Албания , Хорватия , Сербия , Северная Македония , Босния и Герцеговина и Молдавия .

В июне 2021 года Spotify объявил о запуске аудиоплатформы Greenroom, функции которой схожи с аудиосервисом Clubhouse. Пользователи могут запускать аудиокомнаты численностью до 1 тыс. человек, ведущий сможет давать слово подключившимся пользователям.

2022

В январе 2022 года платформа была вынуждена удалить музыку Нила Янга по его требованию, ибо он обвинил в распространении дезинформации о COVID-19 эксклюзивно работающего на платформе Джо Рогана и заключил, что платформа не может одновременно иметь у себя «Янга и Рогана» . В то же время сервис решил добавить специальную маркировку для эпизодов подкастов, в которых обсуждается тема коронавируса, переводяющую пользователей на созданный Spotify и посвященный коронавирусу портал. Ресурс должен предоставлять доступ к фактам, основанным на актуальной информации, которой делятся ученые, врачи, академики и органы общественного здравоохранения по всему миру .

Война на Украине

После введения законов о «фейковых новостях» (18.03.2022) Spotify прекратила работу в России; бесплатные услуги полностью отменены. По сообщению компании, отказ от работы в России связан с опасением за безопасность как сотрудников, так «возможно и клиентов». Российское представительство компании было закрыто ранее в марте (см. также ниже ).

Этимология

Слово «spotify» ничего не значит. Мартин ослышался, что Даниэль сказал «spotify», когда они обменивались идеями о названии. Толкование spot + indentify ( рус. идентифицировать место ) было выдумано позже и некоторое время использовалось в маркетинговых материалах . Сейчас от этого толкования отказались.

Английский суффикс -ify используется для создания глаголов, обозначающих какой-либо процесс, действие . В начале 2010-х годов в своих социальных медиа компания называла сотрудников «spotifiers» .

Название компании породило термин «spotification» ( рус. спотификация ), использующийся для обозначения процесса изменения поведения потребителей в эпоху стриминга.

Термин «Spotify-core» используется для обозначения нового поджанра музыки, созданного для увеличения количества воспроизведений.

Дизайн

До 2012 года

Кристиан Вильссон ( швед. Christian Wilsson ), художник-иллюстратор в «Stardoll», рисует для Даниэля наброски логотипа с выпрыгивающей «o» с радиоволнами, символизирующими стриминг в начале 2006 года за 6 тысяч шведских крон .

Первоначальный оттенок зелёного — салатовый ( sRGB: #7AB800 ) — выбрал дизайнер Расмус Андерссон ( швед. Rasmus Andersson ). Его смена Кристианом на более холодный изумрудный оттенок ( sRGB: #1DB954 ) в 2012 году вызвала недовольство пользователей приложения . Расмус также является автором всего дизайна сервиса до 2010 года .

Современный дизайн сервиса использует принципы ориентированного на пользователя проектирования . Пользователи сервиса склонны слушать музыку в одних и тех же повторяющихся днём за днём условиях: по одним и тем же причинам, с теми же настроениями в одних и тех же местах на определённых устройствах . Опыт взаимодействия сфокусирован на предельной понятности и минимализме, который определяется в процессе экспериментов с приглашёнными подопытными .

Технические характеристики

«Спотифай» присутствует на множестве современных устройств, на операционных системах « Windows », « macOS », « Linux », « Android » и « iOS », а функция «Spotify Connect» ( рус. Соединение по Спотифай ) позволяет пользователям задействовать ряд устройств одновременно .
Клиент «Спотифай» для ПК позволяет импортировать музыку из « iTunes », с возможностью синхронизации с мобильными устройствами. Любая композиция, альбом или плей-лист могут быть в код страницы сайта или блога.

По состоянию на сентябрь 2019 года, в сервисе активно более 248 млн аккаунтов, 113 млн из которых пользуются платными услугами . «Спотифай» содержит более 50 млн песен, каждый день загружается несколько десятков тысяч новых файлов (например, « Happy Birthday to You » имеет 1400 версий ). Поиск осуществляется по песням, артистам, альбомам, плейлистам и лейблам . При этом, приблизительно 20 % каталога никто никогда не воспроизводил .

Для защиты использованы технические средства защиты авторских прав .

«Спотифай» предоставляет три различных битрейта вещания в открытом формате Ogg Vorbis , что даёт более качественное звучание при меньшем потреблении трафика, чем у большинства конкурентов на рынке, а также не требует выплаты отчислений владельцам патента на формат MP3 .

Битрейт Доступность
96 Кбит/с Мобильные устройства
160 Кбит/с Приложение для компьютера и сайт
320 Кбит/с Премиум тариф

Функция радио проигрывает последовательность в 50—70 композиций на основе персональных предпочтений пользователя, выбранного жанра, трека, плейлиста или артиста. Эксперимент «MIT» показал, что нажатие «нравится» или «не нравится» ни на что не влияет .

Плейлисты

Пользователи могут создавать плейлисты , делиться ими с другими пользователями, а также совместно редактировать их. В настоящее время в «Спотифай» около 2 миллиардов плейлистов, созданных как пользователями, так и кураторами. Раньше обычный пользователь мог сохранить не более 10 000 песен в плейлисты, однако 27 мая 2020 года Spotify объявил, что теперь в собственную библиотеку пользователей можно добавлять неограниченное количество музыки .

К 2017 году 70 % прослушиваний происходит через плейлисты, контролируемые редакторами . Лишь небольшая часть официальных плейлистов посвящена тому или иному музыкальному жанру, главным фокусом плейлистов стали события или настроения . Такие плей-листы производятся компаниями, принадлежащими крупным лейблам «Filtr» («Sony»), «Digster» («Universal»), и «Topsify» («Warner») . Включение в любой официальный плей-лист гарантирует попадание в чарты .

Для поиска новых артистов «Спотифай» анализирует 20 тыс. музыкальных блогов и выбирает повторяющиеся новые имена. Свежие загрузки этих артистов отправляются в рекомендации нескольким тысячам пользователям, и, если композиции не пропускают при воспроизведении, их прослушивают редактора-сотрудники компании . Певица Lorde и группа « Greta Van Fleet » стали известны именно благодаря этому алгоритму, хотя их упоминания в блогах были оплачены лейблами.

Персонализация рекомендаций

Исследователи из MIT пришли к выводу, что «Discover» — единственная функция, которая основывается на предыдущих прослушиваниях из всех, позиционируемых как персонализированные, и обновляется каждые 3—5 дней. Остальные функции основываются на указанном при регистрации поле, возрасте и месте жительства и в неё попадают только «радостные» песни .

Авторские отчисления

«Спотифай» не перечисляет роялти напрямую артистам. Для использования сервиса музыкантам необходим либо контракт с любой звукозаписывающей компанией , либо контракт с одним из нескольких авторизованных агрегаторов (Предпочтительные: « DistroKid », « CD Baby », « », « »).

Выплаты артистам, которые подписаны на лейбл и выплаты независимым артистам, загружающим музыку самостоятельно, разнятся. Лейбл получает фиксированную сумму за прокат лицензий в год и делит её на все воспроизведения всех своих артистов. Так, «Universal» получил 2 миллиарда за два года 2017—2018 .

Независимые сервисы платят за каждое воспроизведение процент, привязанный к средней за месяц стоимости рекламных объявлений в стране, где был воспроизведён трек . Средний доход музыканта в 2019 году за одно проигрывание одного трека слушателем составляет 0,00437 $ . Одна из самых популярных виолончелисток за проигрывания её музыкальных произведений 2 252 293 раз с 2013 по 2018 годы получила от «Спотифай» 12 231 доллар .

Эксперимент «MIT» показал, что вопреки озвученным в правилах выплат необходимым 30 секундам воспроизведения, 25 секунд также оплачиваются . По данным « ADAMI », доход от одного воспроизведения в 22 раза больше, чем получает исполнитель , при том, что компания отчисляет лейблам 70 % дохода . По данным « Французского синдиката звукозаписи » и британского аудитора « EY », лейблы получают 73 % платежей подписчиков и отчисляют авторам — 16 %, а исполнителям — 11 % .

Если артист попадёт в плей-лист «Today’s Top Hits» с 20 миллионами подписчиков, число прослушиваний на самом деле приблизится к 20 миллионам, что равно 116—163 тысячам долларов США и высокому месту в чарте « Billboard Hot 100 » .

В сентябре 2018 года запущена тестовая функция «Upload Beta» загрузки музыки напрямую на платформу и получения 100 % выплаты . Только небольшое число американских инди-артистов, близких к сотрудникам сервиса, получили приглашения к тестированию . Летом 2019 тестирование было окончено с отрицательным результатом .

Особенности разработки

При разработке сервиса использована « Spotify Model » — фреймворк разработки программного обеспечения на принципах agile . Разработка делится на независимые группы 30-200 разработчиков, внутри которых существуют свои группы с жёсткой структурой чётко определённых ролей и лидером. Группы не согласовывают свои действия снизу вверх, а только получают задания сверху. Большую часть своего существования сервис поддерживал до ста функций и все они были по мнению Даниэля посредственными. Сейчас разработчики заняты максимум десятью функциями с десятью иерархированными заданиями на неделю, месяц, квартал и год. Это стало причиной отключения множества любимых пользователями функций.

Архитектура сервиса изначально писалась на языке « C++ », потом разработчики перешли на « Python » и « Java ».

До 2013 года компания имела один сервер на 70 петабайт , в Стокгольме, с которого по торрент-сети загружала на устройства пользователей файлы, чтобы использовать их память для хранения. Таким образом «Спотифай» загружал в память устройств своих пользователей 38 терабайт в день. Из-за того, что большинство пользователей слушает одну и ту же музыку, менее десяти процентов трафика исходило из их сервера, и оставшиеся — из памяти устройств пользователей: 35 процентов через торрент-технологию, 55 — напрямую от одного пользователя другому. Смартфоны не использовались, только стационарные компьютеры.

В 2014—2016 построены четыре дата-центра (в Стокгольме, Лондоне, Сан-Хосе и Ашберне). Вдобавок к дата-центрам, используются пять точек обмена интернет-трафиком (в Стокгольме, Лондоне, Амстердаме, Франкфурте и Ашберне) и арендовано множество локальных сетей CDN , что обеспечивает незамедлительное воспроизведение контента. С 2016 года также арендуется « Google Cloud Platform », что стоит дешевле собственных серверов.

Критика

Тейлор Свифт

Одним из самых популярных артистов, удаливших свою музыку из каталога в кризисный 2014 год, была Тейлор Свифт . В записи в социальной сети она обвинила «Спотифай» в обесценивании труда музыкантов самим наличием бесплатных пользователей на платформе и несправедливом распределении дохода. Даниэль взял всю вину за непонимание ею и её рекорд-лейблом принципов работы сервиса на себя; с 2017 года музыка Тейлор Свифт, других артистов её лейбла « Big Machine Records », Radiohead и многих других снова появилась на сайте.

«Спотифай» создал подразделение по налаживанию взаимоотношений с артистами, проводит вечеринки, ворк-шопы и учредил премию «Secret Genius» для композиторов, продюсеров и издателей, остающихся за кадром в музыкальном шоу-бизнесе.

Поддельные артисты

В 2015 году в прессе появляется информация, что «Спотифай» наполняет второстепенные плей-листы не существующими музыкантами, а сделанной по заказу инструментальной музыкой, не требующей выплат авторских отчислений. «Спотифай» объяснил, что на самом деле сотрудничает со стокгольмским медиа-агентством «Epidemic Sound», более 1500 треков заказано для наполнения плей-листов с необходимым настроением, но авторские отчисления всё равно выплачиваются.

Журналист « The Guardian » охарактеризовал музыку, приписываемую этим заказанным исполнителям, как «жутковато безликую» ( англ. bizarrely nondescript music ).

В середине 2017 года в Париже французский учёный нанят «Spotify Creator Technology Research Lab» для создания программного обеспечения, создающего музыку при помощи искусственного интеллекта , и не требующего выплат авторских отчислений. Первым альбомом, выпущенный лабораторией, стал «Hello World» 2018 года под псевдонимом Skygge.

Унификация музыки Spotify-core

Журналист « The New York Times » Джон Караманика ( англ. Jon Caramanica ) первым употребил термин «Spotify-core» (по аналогии с « Hard Core ») для обозначения нового жанра музыки, созданного для увеличения количества воспроизведений.

Треки спотифай-кор характеризуются:

  • короткой длиной трека, чтобы подстегнуть повтор воспроизведения (так, «Mine» певца Баззи длится ровно две минуты, а « Old Town Road » рэпера Lil Nas X — 1:53) при возросшем количестве треков в альбоме;
  • отсутствием вступлений;
  • хуком в первые 30 секунд, чтобы слушатель не перешёл к следующей песне до того момента, как будет засчитано оплачиваемое воспроизведение;
  • повтором куплетов два раза подряд;
  • унифицированностью (средним темпом и громкостью) для попадания в популярные плей-листы фоновой «chill» музыки ;
  • однообразностью аранжировок: EDM в стиле R3hab , или монотонный хип-хоп в стиле Дрейка ;
  • текстами песен, сфокусированными на эмоциональном переживании с мягким, интимным вокалом;
  • возросшей частотой песен-коллабораций , ремиксов и каверов .

По мнению журналистов, сфокусированный на алгоритмах «Spotify-core» ограничивает возможности творческого роста музыкантов, не входящих в 10 % самых популярных артистов. В то же время, унификация музыки в многочисленных плей-листах позволяет намного большему количеству артистов использовать стриминг в качестве основного источника заработка благодаря тому, что слушатели перестают уделять внимание известности имени исполнителя.

Противодействие принятию закона об увеличении выплат авторам песен

В январе 2018 года предложил увеличить выплаты авторам музыкальных композиций на 44 % и в октябре предложение приняло силу закона, названного « ». В марте 2019 «Спотифай», « Амазон », « Гугл » и « Пандора » подали апелляцию [ куда? ] с просьбой отменить или уменьшить до 15 % размер выплат, потому что они не в состоянии поддерживать бизнес при выросших выплатах .

В ответ музыканты раскритиковали «Спотифай», проигнорировав три остальные апеллирующие компании. По информации журнала « The Verge », за лоббированием закона и настраиванием музыкантов против «Спотифай» стоит конкурирующая «Apple», для которой увеличение выплат пройдёт незаметно из-за доходности других подразделений по производству ноутбуков и смартфонов .

В ответ на критику артистов (в ожидании решения по апелляции), летом 2019 «Спотифай» высчитал, что по одному из положений «Music Modernization Act», предписывающему рассматривать воспроизведение от пользователя льготного аккаунта как 0,25—0,5 воспроизведения, он многократно переплатил авторам песен, поэтому вычтет из выплат авторам песен за 2019 год «переплаченное» за 2018 год. Журналист интернет-портала Music Business Worldwide указывает, что рекорд-компании на этот пункт не обратили внимания и сейчас возмущены соблюдением «Спотифай» закона, которому радовались несколько месяцев назад .

Отношения с Apple

После своего запуска в 2008 году, «Спотифай» быстро стал популярным в Европе и увёл часть пользователей у « iTunes », принадлежащим «Apple». Даниэль Эк утверждал, будто бы в конце 2010 года ему звонил генеральный директор «Apple» Стив Джобс и несколько минут дышал в трубку. По информации журналистов «Svenska Dagbladet» и по заявлениям Шона Паркера, «Apple» с 2010 года препятствовал запуску «Спотифай» в США.

В июле 2015 года приложение «Спотифай» для iOS без функции оплаты отклонено «Apple», которая получает 30 % с каждой транзакции . «Спотифай» пишет письмо Евросоюзу о несправедливой конкуренции, которое рассмотрено лишь в 2017. Евросоюз решает создать комиссию по рассмотрению дела.

В марте 2019 года Даниэль выступает перед Европейской комиссией и комиссаром по конкуренции , рассказывая, что «Apple», являясь одновременно и владельцем единственного магазина приложений для «iPhone», и владельцем конкурирующего сервиса музыкального стриминга, имеет конфликт интересов и своим требованием выплачивать всеми приложениями 30 % дохода нарушает справедливую конкуренцию. Комиссия принимает жалобу к рассмотрению.

«Apple» в пресс-релизе ответила на претензии, что является коммерческой организацией и на все приложения распространяются одинаковые правила пользования магазином «iTunes»; снижать тридцатипроцентную ставку для музыкальных приложений будет несправедливо по отношению ко всем другим приложениям.

Преобладание мужчин в официальных плей-листах

По итогам 2017 года ни одна женщина не вошла в число десяти самых популярных артистов чарта «Billboard» и годовой статистики «Спотифай». В «Billboard» это произошло впервые с 1984 года.

Благодаря журналистскому эксперименту было выявлено, что в генерируемом кураторами, а не алгоритмами, плей-листе «Today’s Top Hits» 85,5 % песен имели исполнителя-мужчину; плей-лист «RapCaviar» имел только одну главную исполнительницу сингла, и то в коллаборации с мужчиной; а плей-лист «Rock This» включал только пять женских исполнительниц. В «Discover Weekly», генерируемом алгоритмом, 80 % артистов были мужчинами.

Также, в 2017 году только 13,5 % авторов 50 самых воспроизводимых песен были женщины.

В ответ, в июне 2017 года «Спотифай» совместно со шведским продюсером Максом Мартином запустили проект «Spotify Equalizer», куда пригласили несколько шведских продюсеров и композиторов-женщин.

Кантри-певица Мартина Макбрайд в 2019 году привлекла внимание к тому, что по поиску «кантри» лишь 136-я композиция исполняется женщиной.

XXXTentacion

В мае 2018 года на волне движения « MeToo », «Спотифай» удаляет музыку R. Kelly и XXXTentacion из официальных плей-листов, чтобы не продвигать артистов, преследуемых по закону за преступления против женщин. Эта политика встретила жёсткую критику как со стороны пользователей сервиса, так и со стороны музыкантов. В июне от этой практики отказались. Одной из настоящих причин возвращения именно этих артистов указывается давление со стороны лейблов, для которых они являются коммерчески необходимыми. Осуждённые за педофилию Гари Глиттер и « Lostprophets » всё ещё отсутствуют в плей-листах и радио, а в апреле 2019 года были полностью удалены каталоги группы « Blood on the Dance Floor », чей вокалист был обвинён в многочисленных изнасилованиях несовершеннолетних.

Шакиль Хан

Накануне выхода компании на биржу, старший брат одного из инвесторов, Шакиля Хана, Танвир Хан ( англ. Tanweer Khan ) разослал семьдесят писем директорам подразделений и членам совета директоров, где описал, что его брат играл одну из главных ролей в становлении «Спотифай», но, вопреки закону, не указан в документах, поданных комиссии по ценным бумагам и биржам .

В ответ на обвинения в скрытии ключевого сотрудника, «Спотифай» заявил, что по закону только действующие на момент подачи заявки на выход на торги сотрудники должны быть указаны, а Шакиль покинул компанию как сотрудник в 2012 году и активность Танвира вызвана тем, что Шакиль отказался финансировать запуск его сайта по продаже автомобилей.

Бизнес-стратегия

Исследователи из Массачусетского технологического института (MIT) пришли к выводу, что позиционируемая инвесторам как шведская, компания не соблюдает никаких шведских бизнес-традиций ( шведский социализм ), во время становления в 2008—2010 годах главный офис располагался в Лондоне, что делало компанию британской, а сейчас является по своей стратегии американской медиа-фирмой, более близкой телевизионному каналу США. Являясь крупной межнациональной корпорацией, Spotify прибегает к имиджу «хипстерского стартапа».

MIT также утверждает, что продуктом, который предоставляет компания, являются не мультимедиа-файлы, а впечатления, культурные артефакты, дизайн интерфейса, аналитика и исследование поведения потребителей, а также обещания роста, продаваемые инвесторам. Согласно налоговой декларации, Spotify занимается «обработкой данных, хостингом, веб-порталами», а не стримингом аудио. Как сервис «Спотифай» использует уже созданный медиа-контент для получения данных о поведении потребителей, которые необходимы производителям медиа-контента для создания нового контента либо персонализации рекламы. Правила пользования сервисом в США включают требования разрешения на использование процессора , полосы пропускания интернета и модулей памяти устройств для сбора данных, для последующего использования их партнёрами.

Каждый артист имеет доступ к персональной статистике «Spotify for Artists», где отображено до какой секунды пользователи слушают композиции, и все характеристики их аудитории — место жительства, пол, музыкальные предпочтения и т. д.

С приходом Шона Паркера в совет директоров в 2010 году сервис из музыкального трансформировался в социальную платформу , интегрированную с Facebook , и продолжает оставаться ей до сих пор, ведь самые популярные функции (плейлисты и рекомендации) базируются на скрытых социальных взаимодействиях.

Spotify не имела возможности никогда называться бесплатным сервисом, ведь экономический кризис начался примерно одновременно с выходом компании на рынок и сделал невозможным полагаться на доход от рекламных объявлений. Кампании для увеличения числа платных пользователей начались в 2009, и в 2015 году только 10 % дохода было получено с бесплатных пользователей. Из 1,67 млрд евро оборота за второй квартал 2019 года лишь 165 млн пришлось на доход с показа рекламных объявлений . Эксперимент показал, что рекламные объявления не защищены от блокирования специальными приложениями, что навело MIT на мысль, что Spotify не делает и не делал ставки на рекламную часть дохода. Вопреки этим выводам, в 2019 году сервис начал блокировать доступ к сервису пользователям с установленными приложениями по блокировке рекламы, в том числе и платным.

Анализ маркетингового позиционирования Spotify показал, что настоящей целью компании, убыточной десять лет, является продажа её более крупной компании. Позиционирование компании как шведской и расположение главного офиса в городе с недостатком высококвалифицированных кадров и жилищным кризисом, Стокгольме, необходимо для уменьшения налогов, которые платят граждане США, инвестирующие в Европе.

Средняя прибыль с одного пользователя (включая неактивные профили) в четвёртом квартале 2018 года составила 4,89 .

Географическая доступность

«Спотифай» доступен на рынках 178 стран по всему миру .

Полный список стран, в которых имеется доступ к сервису: Австралия , Австрия , Азербайджан , Албания , Андорра , Армения , Аргентина , Белоруссия , Бельгия , Болгария , Боливия , Босния и Герцеговина , Бразилия , Великобритания , Венгрия , Вьетнам , Гватемала , Германия , Грузия , Гондурас , Гонконг , Греция , Дания , Доминиканская Республика , Израиль , Индонезия , Индия , Ирландия , Исландия , Испания , Италия , Казахстан , Канада , Кипр , Колумбия , Косово , Коста-Рика , Кыргызстан , Латвия , Литва , Лихтенштейн , Люксембург , Малайзия , Мальта , Мексика , Молдавия , Монако , Нидерланды , Никарагуа , Новая Зеландия , Норвегия , Панама , Парагвай , Перу , Польша , Португалия , Румыния , Сальвадор , Северная Македония , Сербия , Сингапур , Словения , Словакия , Соединённые Штаты Америки , Тайвань , Таиланд , Турция , Узбекистан , Украина , Уругвай , Филиппины , Финляндия , Франция , Хорватия , Черногория , Чехия , Чили , Швейцария , Швеция , Эквадор , Эстония , Южная Африка , Япония .

История расширения

Доступность «Спотифай» в мире

В октябре 2008 «Спотифай» приступил к работе в Скандинавии , Франции и Испании, а в феврале следующего года стал доступен в Великобритании . В мае 2010 открылся в Нидерландах, в июле 2011 в США , в ноябре того же года в Австрии, Бельгии и Швейцарии, затем, в 2012, заработал в Германии, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии и Люксембурге .

История расширения
Дата Страны/регионы Источник(и)
7 октября 2008
  • Швеция Швеция
  • Финляндия Финляндия
  • Франция Франция
  • Норвегия Норвегия
  • Испания Испания
10 февраля 2009
  • Великобритания Великобритания
18 мая 2010
  • Нидерланды Нидерланды
14 июля 2011
  • Соединённые Штаты Америки США
12 октября 2011
  • Дания Дания
15 ноября 2011
  • Австрия Австрия
16 ноября 2011
  • Бельгия Бельгия
  • Швейцария Швейцария
13 марта 2012
  • Германия Германия
22 мая 2012
  • Австралия Австралия
  • Новая Зеландия Новая Зеландия
13 ноября 2012
  • Андорра Андорра
  • Ирландия Ирландия
  • Лихтенштейн Лихтенштейн
  • Люксембург Люксембург
  • Монако Монако
12 февраля 2013
  • Италия Италия
  • Польша Польша
  • Португалия Португалия
16 апреля 2013
  • Эстония Эстония
  • Гонконг Гонконг
  • Исландия Исландия
  • Латвия Латвия
  • Литва Литва
  • Малайзия Малайзия
  • Мексика Мексика
  • Сингапур Сингапур
24 сентября 2013
  • Аргентина Аргентина
  • Греция Греция
  • Китайская Республика (Тайвань) Тайвань
  • Турция Турция
12 декабря 2013
  • Боливия Боливия
  • Болгария Болгария
  • Чили Чили
  • Колумбия Колумбия
  • Коста-Рика Коста-Рика
  • Республика Кипр Кипр
  • Чехия Чехия
  • Доминиканская Республика Доминиканская республика
  • Эквадор Эквадор
  • Сальвадор Сальвадор
  • Гватемала Гватемала
  • Гондурас Гондурас
  • Венгрия Венгрия
  • Мальта Мальта
  • Никарагуа Никарагуа
  • Панама Панама
  • Парагвай Парагвай
  • Перу Перу
  • Словакия Словакия
  • Уругвай Уругвай
8 апреля 2014
  • Филиппины Филиппины
28 мая 2014
  • Бразилия Бразилия
30 сентября 2014
  • Канада Канада
30 марта 2016
  • Индонезия Индонезия
29 сентября 2016
  • Япония Япония
22 августа 2017
  • Таиланд Таиланд
13 марта 2018
  • Израиль Израиль
  • Румыния Румыния
  • Южно-Африканская Республика Южная Африка
  • Вьетнам Вьетнам
13 ноября 2018
  • Алжир Алжир
  • Бахрейн Бахрейн
  • Египет Египет
  • Иордания Иордания
  • Кувейт Кувейт
  • Ливан Ливан
  • Марокко Марокко
  • Оман Оман
  • Палестина (историческая область) Палестина
  • Катар Катар
  • Саудовская Аравия Саудовская Аравия
  • Тунис Тунис
  • Объединённые Арабские Эмираты Объединённые Арабские Эмираты
26 февраля 2019
  • Индия Индия
14 июля 2020
  • Албания Албания
  • Белоруссия Белоруссия
  • Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина
  • Казахстан Казахстан
  • Республика Косово Косово
  • Молдавия Молдавия
  • Россия Россия
  • Флаг Северной Македонии Северная Македония
  • Сербия Сербия
  • Словения Словения
  • Украина Украина
  • Хорватия Хорватия
  • Черногория Черногория
1 февраля 2021
  • Республика Корея Южная Корея
23 февраля 2021
  • Бангладеш Бангладеш
  • Гана Гана
  • Кения Кения
  • Нигерия Нигерия
  • Пакистан Пакистан
  • Танзания Танзания
  • Флаг Шри-Ланки Шри Ланка
  • Уганда Уганда
24 февраля 2021
  • Антигуа и Барбуда Антигуа и Барбуда
  • Армения Армения
  • Багамские Острова Багамы
  • Барбадос Барбадос
  • Белиз Белиз
  • Бутан Бутан
  • Ботсвана Ботсвана
  • Буркина-Фасо Буркина Фасо
  • Кабо-Верде Кабо Верде
  • Кюрасао Кюрасао
  • Доминика Доминика
  • Фиджи Фиджи
  • Гамбия Гамбия
  • Грузия Грузия
  • Гренада Гренада
  • Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау
  • Гайана Гайана
  • Республика Гаити Гаити
  • Ямайка Ямайка
  • Кирибати Кирибати
  • Лесото Лесото
  • Либерия Либерия
  • Малави Малави
  • Мальдивы Мальдивы
  • Мали Мали
  • Маршалловы Острова Маршаловы Острова
  • Федеративные Штаты Микронезии Микронезия
  • Намибия Намибия
  • Науру Науру
  • Нигер Нигер
  • Палау Палау
  • Папуа — Новая Гвинея Папуа Новая Гвинея
  • Самоа Самоа
  • Сан-Марино Сан Марино
  • Сан-Томе и Принсипи Сан-Томе и Принсипи
  • Сенегал Синегал
  • Сейшельские Острова Сейшелы
  • Сьерра-Леоне Сьерра-Леоне
  • Соломоновы Острова Соломоновы Острова
  • Сент-Китс и Невис Сент-Китс и Невис
  • Сент Лусиа
  • Сент-Винсент и Гренада
  • Суринам Суриман
  • Восточный Тимор Восточный Тимор
  • Тонга Тонга
  • Тринидад и Тобаго Тринидад и Тобаго
  • Тувалу Тувалу
  • Вануату Вануату
26 февраля 2021
  • Ангола Ангола
  • Азербайджан Азербайджан
  • Бенин Бенин
  • Бруней Бруней
  • Бурунди Бурунди
  • Камбоджа Камбоджа
  • Камерун Камерун
  • Чад Чад
  • Коморы Комомры
  • Кот-д’Ивуар
  • Джибути Джибути
  • Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея
  • Эсватини Эсватини
  • Габон Габон
  • Гвинея Гвинея
  • Кыргызстан Киргизия
  • Лаос Лаос
  • Макао Макау
  • Мадагаскар Мадагаскар
  • Мавритания Мауритания
  • Маврикий Мауритис
  • Монголия Монголия
  • Мозамбик Мозамбик
  • Непал Непал
  • Руанда Руанда
  • Того Того
  • Узбекистан Узбекистан
  • Замбия Замбия
  • Зимбабве Зимбабве

В 2013 году сервис продолжил наращивать своё присутствие в таких странах, как Италия, Польша, Португалия, Мексика, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Латвия, Литва, Исландия, Аргентина, Греция, Китайская Республика и прочих странах. В 2014 году сервис стал доступен на Филиппинах, в Бразилии и Канаде. В 2016 году добавились два азиатских государства: Япония и Индонезия. В 2017 году этот список пополнил и Таиланд .

В России

В 2014 году компания зарегистрировала юридическое лицо ООО «Спотифай» в России. Директором российского офиса стал Александр Кубанеишвили, с которым компания затем рассталась, закрыв офис в 2015 году . Высказывались предположения, что причиной закрытия стали такие факторы, как непредсказуемое ужесточение законов, в том числе, в сфере интернета, необходимость иметь серверы в России и экономический кризис. .

В марте 2018 года возобновились переговоры о запуске сервиса в РФ , в марте 2019 года в приложении «Спотифай» для Android частично появился вариант перевода интерфейса на русский язык , а на сайте «Спотифай» появились вакансии контент-менеджера со знанием русского языка и российского законодательства в сфере авторского права. В апреле 2019 года, компания Samsung сообщила о цене подписки на сервис в РФ на своей странице во ВКонтакте . По информации « Коммерсантъ », запуск сервиса на сей раз был перенесён из-за конфликта с лейблом Warner Music Russia из-за условий лицензирования . В январе 2020 Spotify и Warner Music подписали глобальное соглашение о прекращении споров . В феврале на пост генерального директора ООО «Спотифай» был назначен Илья Алексеев, бывший директор по продажам Facebook в России . Запуск был запланирован на осень 2020, совместно с МТС .

8 июля 2020 года появилась новость о том, что сервис запустится в России 15 июля 2020 года .

14 июля 2020 года Spotify появился в российских Microsoft Store , App Store и Google Play , также стала доступна русскоязычная версия сайта и оплата премиум-подписки с российских банковских карт, а на новостном сайте Spotify появилась официальная статья о полноценном релизе в 13 странах Европы, в этом числе есть и Россия . 15 июля сервис был запущен во всех перечисленных странах в полном объёме . В дальнейшем стало известно, что раздел с подкастами пока недоступен российским пользователям поскольку, как объяснили представители сервиса, рынок с подкастами в России «только зарождается» .

В октябре 2021 года подкасты в Spotify стали доступны для российских пользователей .

В январе 2022 года Spotify начал процедуру приведения деятельности в России в соответствии с законом о приземлении , зарегистрировав личный кабинет компании на сайте Роскомнадзора , а в феврале - региональное представительство .

11 апреля 2022 года Spotify временно приостановил деятельность на российском рынке .

13 февраля 2023 года было подано заявление о ликвидации юридического лица ООО «Спотифай».

Ключевые фигуры

Инвесторы

В общей сумме, компания собрала от 48 инвесторов 2,8 миллиарда долларов США. Гипотетически, основатели умножили свой вклад к 2018 году в 600 раз, а самые первые инвесторы — в 300.

  • Даниэль инвестировал 20 миллионов шведских крон, Мартин — 50.
  • Феликс Хагнё ( швед. Felix Hagnö ), бывший партнёр Мартина Лорентсона по «TradeDoubler». С отцом Бентом ( швед. Bengt Hagnö ) купили 10 % акций за 10 миллионов крон.
  • Пер-Йорген Персон ( швед. Pär-Jörgen Pärson ), бывший начальник Мартина из «Cell Ventures», сожалеющий, что упустил в своё время возможность инвестировать в «Tradedoubler». Является самым первым инвестором-не сотрудником. Помогал искать инвесторов на ранних этапах. Среди компаний, отказавших ему инвестировать: «Svenska Kinnevik», « », « ».
  • Шон Паркер через свою компанию « » в феврале 2010 года инвестировал 90 миллионов крон, хотя Даниэль был против.
  • Скутер Браун , менеджер популярных музыкантов; узнал о «Спотифай» из списка « Forbes » «30 до 30», где также был представлен. Его клиент Джастин Бибер также вложил неизвестную сумму в сервис.
  • « TeliaSonera » инвестировала летом 2015 года полмиллиарда долларов США.
  • Китайский медиа-монополист « Tencent » обменялся со «Спотифай» долями акций в обмен на обещание не выходить на рынки друг друга.
  • «Technology Crossover Ventures» в 2014 году вложило 250 миллионов долларов в ноябре 2013 года.
  • « Goldman Sachs » в ноябре 2012 инвестировала $100 миллионов.

Первоначальная команда

  • швед. Andreas Ehn , самый первый сотрудник компании, директор отдела разработки, бывший технический директор «Stardoll».
  • англ. Fred Davis , советник с 2006 года.
  • англ. Jonathan Forster , начальник отдела продаж, с февраля 2007 года.
  • англ. Mengmeng Du , директор по открытию офисов в новых странах 2007—2014.
  • швед. Niklas Ivarsson , друг Мартина по вузу, бывший директор по Европейской территории в «ATI».
  • англ. Mattias de Zalenski , разработчик.
  • швед. Sophia Bendz , отдел коммуникации, 2006—2014, бывший журналист из pr-фирмы «Prime». Представлена Мартину братом Юханом ( швед. Johan Bendz ), сотрудником «TradeDoubler».
  • швед. Petra Hansson , юрист.
  • швед. Martin Birkeldh , администратор офиса, однокурсник Даниэля из гимназии.
  • швед. Mattias Arrelid , разработчик.
  • швед. Per Malm , разработчик.
  • швед. Daniel Ekberger , разработчик.
  • швед. Tommie Gannert , разработчик.
  • швед. Emil Fredriksson , разработчик.
  • швед. Jon Åslund , разработчик.
  • швед. Magnus Hult , метаданные.
  • швед. Nevyn Bengtsson , разработчик.

Бывшие сотрудники

Нынешние ключевые сотрудники

  • англ. Shakil Khan , советник с 2006 года. Впервые купил ноутбук в 22 года в 1998 и вскоре начал продавать домены, а затем запустил свой первый сайт smsboy.com рассылающий смс на любые мобильные номера.
  • англ. Barry McCarthy , финансовый директор, выведший компанию на IPO. C января 2020 года — член совета директоров.
  • англ. Dustee Jenkins , коммуникации.
  • швед. Alex Norström , директор по премиум-подписке.
  • швед. Gustav Söderström , директор по разработке.
  • англ. Dawn Ostroff , контент и сотрудничество с артистами.
  • швед. Cecilia Qvist , развитие рынков.
  • швед. Peter Sterky , заместитель генерального директора, бывший экономист из «Tradedoubler».
  • швед. Katarina Berg , начальник отдела кадров.
  • англ. Ken Parks , директор по контенту.
  • швед. Johan Baltzar , аналитика.
  • англ. Ajay Kalia , контент.
  • англ. Jana Jakovljevic , программируемая реклама.
  • англ. Mayur Gupta , вице-президент по маркетингу.
  • англ. Rochelle King , вице-президент по дизайну.
  • англ. Cliff Hazell , главный тренер по разработке.
  • англ. Sulinna Ong , глава по работе с артистами и лейблами в Великобритании и Ирландии.

Примечания

Комментарии

  1. Пакет федеральных законов о недостоверных новостях от 18 марта 2019 года

Источники

  1. (англ.) . www.spotify.com . Spotify AB. Дата обращения: 17 июля 2020. 9 июля 2016 года.
  2. . РИА Новости (20220306T2241). Дата обращения: 13 января 2023. 13 января 2023 года.
  3. . 13 января 2023 года.
  4. . — Reserve Bank of Australia, 2021-03-08.
  5. , Chapter 1. En hemlig ide.
  6. , Chapter 1. En hemlig ide, Paradise City.
  7. . Дата обращения: 21 мая 2019. 22 апреля 2019 года.
  8. .
  9. , Introduction.
  10. (англ.) . This Week In Startups. Дата обращения: 20 мая 2019. 9 мая 2019 года.
  11. Andersson, Rasmus (англ.) . rsms.me (7 мая 2007). Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано из 30 мая 2019 года.
  12. Nylander, Johan . The Swedish Wire (17 августа 2009). 3 марта 2016 года.
  13. , Chapter 1. Where Is Spotify? Period B (late 2009).
  14. , Prolog.
  15. (англ.) . — «Steve Jobs has worked hard to stop this moment from ever happening». Дата обращения: 23 мая 2019. Архивировано из 24 мая 2019 года.
  16. , Chapter 1. Where Is Spotify? Period C (2010–2011).
  17. Brian, Matt . The Next Web (4 января 2013). Дата обращения: 21 мая 2019. 13 апреля 2019 года.
  18. Eldon, Eric . TechCrunch . AOL (11 октября 2012). Дата обращения: 21 мая 2019. 2 апреля 2019 года.
  19. , Chapter 1. Where Is Spotify? Period E (2013).
  20. Tim Ingham. (англ.) . Rolling Stone (18 июля 2019). Дата обращения: 19 июля 2019. 19 июля 2019 года.
  21. , Chapter 1. Where Is Spotify?.
  22. , Chapter 1. Where Is Spotify? Period G (2015–2016).
  23. , Kapitel III: Kodgenierna från KTH.
  24. Weiner, Natalie (англ.) . Billboard . Prometheus Global Media (12 октября 2015). Дата обращения: 13 ноября 2016. 13 января 2017 года.
  25. Ingham, Tim . Music Business Worldwide (29 сентября 2016). Дата обращения: 21 мая 2019. 12 июня 2019 года.
  26. , Losing you.
  27. Mashayekhi, Rey (2018-09-21). . Commercial Observer (англ.) . из оригинала 3 сентября 2019 . Дата обращения: 2 апреля 2019 .
  28. Pelly, Liz. (англ.) . из оригинала 4 июня 2019 . Дата обращения: 27 мая 2019 . The new lease costs $2.77 million in monthly rent. And it lasts until 2034
  29. . Meduza . 2018-04-03. из оригинала 13 июня 2018 . Дата обращения: 20 мая 2019 .
  30. DeCambre, Mark (2018-04-03). . Marketwatch. из оригинала 9 октября 2021 . Дата обращения: 2 сентября 2020 .
  31. (англ.) . Yahoo . Дата обращения: 11 сентября 2018. 11 сентября 2018 года.
  32. Стогней, Анастасия. (2019-02-26). . The Bell . из оригинала 27 февраля 2019 . Дата обращения: 26 февраля 2019 .
  33. Carman, Ashley (2019-05-17). (англ.) . The Verge . из оригинала 20 мая 2019 . Дата обращения: 21 мая 2019 .
  34. (англ.) . Spotify (17 мая 2019). Дата обращения: 21 мая 2019. 20 мая 2019 года.
  35. Борисов, Павел meduza.io . Дата обращения: 21 июля 2020. 16 июля 2020 года.
  36. Федуненко, Евгений . Коммерсантъ (17 июня 2021). Дата обращения: 17 июня 2021. 18 июня 2021 года.
  37. . The Bell . 2021-05-09. из оригинала 1 февраля 2022 . Дата обращения: 1 февраля 2022 .
  38. Yang, Maya (2021-01-26). . The Guardian (англ.) . из оригинала 26 января 2022 . Дата обращения: 27 января 2022 . {{ cite news }} : Неизвестный параметр |coauthors= игнорируется ( |author= предлагается) ( справка )
  39. . The Insider . 2022-01-31. из оригинала 31 января 2022 . Дата обращения: 31 января 2022 .
  40. от 26 марта 2022 на Wayback Machine , BBC, 26.03.2022
  41. Ek, Daniel Quora (31 декабря 2010).
  42. (англ.) . Wiktionary . — «To produce verbs meaning to make». Дата обращения: 26 мая 2019. 26 мая 2019 года.
  43. Center, Alex (2015-12-29). . howdesign.com (англ.) . из оригинала 8 ноября 2018 . Дата обращения: 20 мая 2019 . What I did basically is give them the original wordmark more or less. The first version had an O jumping out with waves. I guess you can say I did the embryo but I wasn't part of picking the original green.
  44. , Chapter 1. En hemlig ide. Poker Face.
  45. Andersson, Rasmus (англ.) (15 сентября 2009). Дата обращения: 21 мая 2019. (недоступная ссылка)
  46. (англ.) . Дата обращения: 21 мая 2019. 7 июня 2019 года.
  47. (англ.) . linkedin.com . — «I've done most of the visual parts of Spotify, as the only CD, AD and IxD during the first 4 years, ranging from the brand identity to end-user products like the Mac & Windows desktop application, mobile applications (iOS, Android, S60). I also worked on some engineering projects writing C and C++». Дата обращения: 20 мая 2019. 16 января 2016 года.
  48. Mady Torres De Souza; Olga Hörding, Sohit Karol.: (англ.) (26 марта 2019). — «User-centered design... ...needs, attitudes, device habits, contexts, and other...» Дата обращения: 26 мая 2019. 26 мая 2019 года.
  49. Walsh, Lucy (англ.) (1 июня 2018). — «Participant Recruiter role was meant to provide logistical support to Spotify’s User Researchers in setting up research sessions. Historically, the Senior User Researchers and managers at Spotify developed processes to manage research setup  while simultaneously designing and running research sessions.» Дата обращения: 26 мая 2019. 26 мая 2019 года.
  50. spotify. Дата обращения: 20 декабря 2016. 8 ноября 2016 года.
  51. . Spotify. Дата обращения: 20 декабря 2016. 8 ноября 2016 года.
  52. от 19 января 2023 на Wayback Machine // "What Hi-Fi?", январь 2021
  53. (англ.) . Spotify (28 октября 2019). Дата обращения: 31 октября 2019. 31 октября 2019 года.
  54. (англ.) . Spotify . Дата обращения: 20 мая 2019. 30 сентября 2019 года.
  55. , Chapter 1. Where Is Spotify? Intervention: Record Label Setup.
  56. , Chapter 2. When Do Files Become Music? Aggregating Content.
  57. , Chapter 2. When Do Files Become Music? The Radio Loop Experiment.
  58. Федуненко, Евгений . Коммерсантъ (27 мая 2020). Дата обращения: 27 мая 2020. 28 мая 2020 года.
  59. .
  60. Iqbal, Mansoor (англ.) . businessofapps.com (9 мая 2019). Дата обращения: 20 мая 2019. 16 мая 2019 года.
  61. . Business Insider . из оригинала 12 июня 2018 . Дата обращения: 10 июня 2018 .
  62. , Chapter 3. How Does Spotify Package Music? The Politics of Personalization: «Discover tab are the only that is dependent on a user’s past streaming. Music delivery structured around the call to achieve happiness».
  63. (англ.) . Spotify . Дата обращения: 17 июня 2020. 14 мая 2021 года.
  64. Kafka, Peter (англ.) . Recode . Vox Media (15 июня 2017). Дата обращения: 22 июня 2017. 17 июня 2017 года.
  65. Giles Turner, Lucas Shaw. (англ.) . Bloomberg (15 июня 2017). Дата обращения: 21 мая 2019. 22 апреля 2019 года.
  66. (англ.) . — «A royalty is based on how frequently your music gets played. Each stream earns you a share of Spotify’s advertising revenue. The actual amount varies substantially and depends on the ratio of advertising revenue and your percentage of the total number of streams on Spotify in a given month». Дата обращения: 20 мая 2019. 11 июня 2019 года.
  67. (англ.) . Digital Music News (25 декабря 2018). Дата обращения: 31 мая 2019. 28 июня 2019 года.
  68. (англ.) . Digital Music News (20 декабря 2018). Дата обращения: 31 мая 2019. 19 мая 2019 года.
  69. , Spotify: Music For Everyone.
  70. Sehgal, Kabir (2018-01-26). (англ.) . CNBC . из оригинала 24 февраля 2020 . Дата обращения: 21 ноября 2018 .
  71. Ingham, Tim (англ.) . Music Business Worldwide (3 февраля 2015). Дата обращения: 17 декабря 2016. 20 декабря 2016 года.
  72. . REFORM.by (20 сентября 2018). Дата обращения: 17 июня 2020. 17 июня 2020 года.
  73. Deahl, Dani (англ.) . The Verge (20 сентября 2018). Дата обращения: 10 апреля 2019. 10 апреля 2019 года.
  74. (англ.) . artists.spotify.com . Дата обращения: 10 апреля 2019. 3 апреля 2019 года.
  75. (англ.) . spotify.com . Дата обращения: 10 апреля 2019. 10 апреля 2019 года.
  76. (англ.) . Altpress (2 июля 2019). Дата обращения: 17 июня 2020. 6 мая 2020 года.
  77. webaccess.psu.edu . Дата обращения: 19 мая 2022. 9 октября 2021 года.
  78. , Chapter 2. When Do Files Become Music? Intervention: How We Tracked Streams.
  79. Aswad, Jem . Variety . Penske Media Corporation (8 июня 2017). Дата обращения: 9 июня 2017. 8 июня 2017 года.
  80. Ingham, Tim . Music Business Worldwide (31 августа 2016). Дата обращения: 10 июля 2017. 11 июля 2017 года.
  81. , Chapter 18. Streamingkriget.
  82. Gensler, Andy . billboard.com . Billboard (7 июля 2017). Дата обращения: 10 июля 2017. 9 июля 2017 года.
  83. Petridis, Alexis (2017-07-13). (англ.) . The Guardian . из оригинала 27 мая 2019 . Дата обращения: 27 мая 2019 .
  84. Pelly, Liz (2018-12-11). (англ.) . из оригинала 27 января 2020 . Дата обращения: 27 мая 2019 .
  85. Schoenrock, Andreas (2019-01-02). (нем.) . из оригинала 27 мая 2019 . Дата обращения: 27 мая 2019 .
  86. Snapes, Laura (2018-10-05). (англ.) . The Guardian . из оригинала 3 июня 2019 . Дата обращения: 27 мая 2019 .
  87. DeVille, Chris (2019-01-03). (англ.) . из оригинала 27 мая 2019 . Дата обращения: 27 мая 2019 .
  88. Aswad, Jem (2019-03-11). . variety.com (англ.) . Variety. из оригинала 24 июня 2019 . Дата обращения: 21 мая 2019 .
  89. Deahl, Dani (2019-03-15). . theverge.com (англ.) . The Verge . из оригинала 10 июня 2019 . Дата обращения: 21 мая 2019 .
  90. Tim Ingham. (англ.) . Music Business Worldwide (21 июня 2019). Дата обращения: 19 июля 2019. 23 июня 2019 года.
  91. Fioretti, Julia . Reuters (10 мая 2017). Дата обращения: 10 мая 2017. 10 мая 2017 года.
  92. Lovejoy, Ben . 9to5Mac (10 мая 2017). Дата обращения: 10 мая 2017. 16 мая 2017 года.
  93. Boffey, Daniel (2019-05-06). . Guardian (англ.) . из оригинала 20 мая 2019 . Дата обращения: 20 мая 2019 .
  94. Pelly, Liz (2018-06-04). (англ.) . из оригинала 2 мая 2019 . Дата обращения: 27 мая 2019 .
  95. Caulfield, Keith (2017-12-11). (англ.) . из оригинала 29 октября 2020 . Дата обращения: 27 мая 2019 .
  96. (англ.) . Дата обращения: 27 мая 2019. 27 мая 2019 года.
  97. Kruh, Nancy. (англ.) . People (16 сентября 2019). Дата обращения: 9 июля 2020. 9 июля 2020 года.
  98. Strauss, Matthew (2018-05-10). . Pitchfork . из оригинала 22 октября 2018 . Дата обращения: 21 октября 2018 .
  99. Minsker, Evan; Yoo, Noah (2018-06-01). . Pitchfork . из оригинала 13 июня 2018 . Дата обращения: 21 октября 2018 .
  100. Dan Cairns, Jonathan Dean. The Times (27 мая 2018). Дата обращения: 21 мая 2019. 5 апреля 2019 года.
  101. Ghosh, Shona (2018-06-15). . businessinsider.com (англ.) . Business Insider . из оригинала 29 марта 2019 . Дата обращения: 20 мая 2019 .
  102. Ward, Victoria (2018-15-02). . telegraph.co.uk (англ.) . The Daily Telegraph . из оригинала 10 сентября 2018 . Дата обращения: 20 мая 2019 . {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  103. Smirke, Richard (2018-03-30). . billboard.com (англ.) . Billboard . из оригинала 30 марта 2018 . Дата обращения: 20 мая 2019 .
  104. , Intervention: Work at Spotify!: «Spotify resembles other tech startups with a hipster business appeal».
  105. : «Based on Spotify’s own job categorization, the product that the company is essentially selling could be narrowed down to user experiences (i.e., encounters with cultural artifacts), design (i.e., an attractive and well-functioning interface), analytics and user research (i.e., big data studies concerning customer behaviors), and operations and growth (i.e., Spotify’s speculative promise to generate potential profit in order to attract venture capital».
  106. , Chapter 4. What Is the Value of Free? Embedded in Finance.
  107. , Conclusion.
  108. (англ.) . spotify.com . — «Users also are required to allow the service to use the processor, bandwidth, and storage hardware on their devices, to “provide advertising and other information,” and “to allow our business partners to do the same». Дата обращения: 20 мая 2019. 20 мая 2019 года.
  109. Dillett, Romain . TechCrunch . AOL (17 ноября 2015). Дата обращения: 18 апреля 2017. 19 апреля 2017 года.
  110. Iingham, Tim . MusicBusinessWorldwide.com (23 мая 2015). Дата обращения: 20 мая 2019. 30 мая 2019 года.
  111. Tim Ingham. (англ.) . Music Business Worldwide (31 июля 2019). Дата обращения: 1 августа 2019. 1 августа 2019 года.
  112. , Chapter 4. What Is the Value of Free? Intervention: Introducing Songblocker.
  113. , Chapter 4. What Is the Value of Free? Scaling Markets: «Spotify had literally become capital or “financialized stock”».
  114. Dredge, Stuart (англ.) . musically.com (6 февраля 2019). — «Spotify’s average revenue per user (ARPU) was €4.89 in the final quarter of 2018. That’s a 7% year-on-year decline, which the company attributed to its growth in family and student plans». Дата обращения: 20 мая 2019. 16 мая 2019 года.
  115. (англ.) . Spotify. Дата обращения: 5 апреля 2018. 8 августа 2017 года.
  116. . Spotify (англ.) . 2009-02-10. Архивировано из 21 августа 2014 . Дата обращения: 20 декабря 2016 .
  117. . Spotify (англ.) . 2011-07-14. Архивировано из 1 сентября 2013 . Дата обращения: 20 декабря 2016 .
  118. Roxborough, Scott (2020-12-03). . Billboard (англ.) . из оригинала 1 мая 2019 . Дата обращения: 20 декабря 2016 .
  119. Samantha Murphy. . Mashable . Дата обращения: 20 декабря 2016. 20 декабря 2016 года.
  120. Carroll, Jim (англ.) (13 ноября 2020). Дата обращения: 14 июля 2020. 21 апреля 2019 года.
  121. Synskey, Dorian (англ.) . The Guardian . Guardian Media Group (10 ноября 2013). Дата обращения: 7 ноября 2016. 8 октября 2019 года.
  122. (англ.) . Spotify (10 февраля 2009). Дата обращения: 7 ноября 2016. Архивировано из 21 августа 2014 года.
  123. (англ.) . Spotify (18 мая 2011). Дата обращения: 7 ноября 2016. Архивировано из 25 июня 2013 года.
  124. Ek, Daniel (англ.) . Spotify (14 июля 2011). Дата обращения: 7 ноября 2016. Архивировано из 1 сентября 2013 года.
  125. Milian, Mark (англ.) . CNN (15 июля 2011). Дата обращения: 7 ноября 2016. 29 июля 2019 года.
  126. Van Grove, Jennifer (англ.) . Mashable (12 октября 2011). Дата обращения: 26 апреля 2017. 21 апреля 2019 года.
  127. Peoples, Glenn (англ.) . Billboard . Eldridge Industries] (12 октября 2011). Дата обращения: 26 апреля 2017. 16 декабря 2018 года.
  128. (англ.) . Spotify (15 ноября 2011). Дата обращения: 2 декабря 2017. Архивировано из 8 декабря 2017 года.
  129. Rego, Diego (англ.) . Spotify (16 ноября 2011). Дата обращения: 7 ноября 2016. Архивировано из 9 июля 2015 года.
  130. Roxborough, Scott (англ.) . Billboard . Prometheus Global Media] (12 марта 2012). Дата обращения: 7 ноября 2016. 1 мая 2019 года.
  131. Peoples, Glenn (англ.) . Billboard (21 мая 2012). Дата обращения: 3 декабря 2017. 13 февраля 2018 года.
  132. (англ.) . The Sydney Morning Herald (22 мая 2012). Дата обращения: 3 декабря 2017. 21 апреля 2019 года.
  133. (англ.) . The Irish Times (13 ноября 2012). Дата обращения: 7 ноября 2016. 21 апреля 2019 года.
  134. Lunden, Ingrid (англ.) . TechCrunch . AOL (13 ноября 2012). Дата обращения: 7 ноября 2016. 21 апреля 2019 года.
  135. (англ.) . Twitter (13 ноября 2012). Дата обращения: 11 января 2018. 23 февраля 2020 года.
  136. (англ.) . Spotify (12 февраля 2013). Дата обращения: 7 ноября 2016. Архивировано из 7 ноября 2016 года.
  137. Spotify (16 апреля 2013). Дата обращения: 7 ноября 2016. Архивировано из 22 августа 2017 года.
  138. (англ.) . BBC News . BBC (16 апреля 2013). Дата обращения: 7 ноября 2016. 21 апреля 2019 года.
  139. Spotify (24 сентября 2013). Дата обращения: 7 ноября 2016. Архивировано из 22 августа 2017 года.
  140. Russell, Jon . The Next Web (24 сентября 2013). Дата обращения: 7 ноября 2016. 16 декабря 2019 года.
  141. Fleischfresser, Channtal Spotify (12 декабря 2013). Дата обращения: 6 ноября 2016. Архивировано из 12 декабря 2013 года.
  142. Kastrenakes, Jacob . The Verge . Vox Media (11 декабря 2013). Дата обращения: 7 ноября 2016. 21 апреля 2019 года.
  143. Tan, Priscilla Spotify (8 апреля 2014). Дата обращения: 7 ноября 2016. Архивировано из 22 августа 2017 года.
  144. Rego, Diego Spotify (28 мая 2014). Дата обращения: 7 ноября 2016. Архивировано из 15 ноября 2017 года.
  145. Katz, Candice Spotify (30 сентября 2014). Дата обращения: 7 ноября 2016. Архивировано из 26 января 2015 года.
  146. Spotify (30 марта 2016). Дата обращения: 7 ноября 2016. Архивировано из 15 апреля 2016 года.
  147. . Spotify (29 сентября 2016). Дата обращения: 7 ноября 2016. Архивировано из 30 сентября 2016 года.
  148. . . (11 августа 2016). Дата обращения: 22 августа 2017. Архивировано из 22 июня 2019 года.
  149. Russell, Jon . TechCrunch . Oath Inc. (21 августа 2017). Дата обращения: 7 декабря 2017. 21 апреля 2019 года.
  150. . Spotify. Дата обращения: 12 июля 2020. Архивировано из 23 августа 2018 года.
  151. . Variety . Дата обращения: 12 июля 2020. 19 декабря 2019 года.
  152. . Music Biz Nation. из оригинала 7 августа 2020 . Дата обращения: 12 июля 2020 .
  153. . NDTV India. Дата обращения: 12 июля 2020. 16 декабря 2019 года.
  154. Шевкун, Михаил. . Игромания (8 июля 2020). Дата обращения: 9 июля 2020. 9 июля 2020 года.
  155. (англ.) . Spotify (14 июля 2020). Дата обращения: 16 июля 2020. 14 июля 2020 года.
  156. (англ.) . Spotify (1 февраля 2021). Дата обращения: 21 февраля 2021. 22 февраля 2021 года.
  157. . Дата обращения: 24 февраля 2021. 24 февраля 2021 года.
  158. . Дата обращения: 24 февраля 2021. 25 февраля 2021 года.
  159. . Дата обращения: 24 февраля 2021. 14 апреля 2021 года.
  160. . Дата обращения: 24 февраля 2021. 23 февраля 2021 года.
  161. . Дата обращения: 24 февраля 2021. 14 апреля 2021 года.
  162. . Дата обращения: 24 февраля 2021. 14 апреля 2021 года.
  163. . Дата обращения: 24 февраля 2021. 14 апреля 2021 года.
  164. . Дата обращения: 24 февраля 2021. 14 апреля 2021 года.
  165. Spotify. [твит] . Твиттер (22 февраля 2021).
  166. (22 февраля 2021). Дата обращения: 23 февраля 2021. 22 февраля 2021 года.
  167. . BBC News (англ.) . BBC . 2013-04-16. из оригинала 7 ноября 2016 . Дата обращения: 20 декабря 2016 .
  168. Russell, Jon (2013-09-24). . The Next Web (англ.) . из оригинала 30 ноября 2016 . Дата обращения: 20 декабря 2016 .
  169. Ведомости (2016-07-05). . из оригинала 19 декабря 2016 . Дата обращения: 20 декабря 2016 .
  170. . Афиша . из оригинала 17 марта 2018 . Дата обращения: 16 марта 2018 .
  171. . Лайфхакер. Дата обращения: 4 марта 2019. 4 марта 2019 года.
  172. . VK. Дата обращения: 6 апреля 2019.
  173. // Коммерсантъ. 9 октября 2019 года.
  174. Jem Aswad, Jem Aswad. (англ.) . Variety (14 января 2020). Дата обращения: 1 марта 2020. 20 марта 2020 года.
  175. Татьяна Боброва. . vc.ru (19 февраля 2020). Дата обращения: 16 июля 2020. 17 июля 2020 года.
  176. . Дождь (8 июля 2020). Дата обращения: 8 июля 2020. 6 августа 2020 года.
  177. Shirley Halperin, Todd Spangler. (англ.) . Variety (8 июля 2020). Дата обращения: 9 июля 2020. 9 июля 2020 года.
  178. (англ.) . Spotify (14 июля 2020). Дата обращения: 14 июля 2020. 14 июля 2020 года.
  179. . Lenta.ru . Rambler&Co (14 июля 2020). Дата обращения: 15 июля 2020. 15 июля 2020 года.
  180. Шевкун, Михаил. . Игромания (14 июля 2020). Дата обращения: 15 июля 2020. 14 июля 2020 года.
  181. . Российская газета . Дата обращения: 8 апреля 2021. 19 апреля 2021 года.
  182. . Афиша . Дата обращения: 16 октября 2021. 16 октября 2021 года.
  183. . Интерфакс (18 января 2022). Дата обращения: 18 января 2022. 18 января 2022 года.
  184. . Интерфакс (8 февраля 2022). Дата обращения: 8 февраля 2022. 8 февраля 2022 года.
  185. . Рамблер/новости . Дата обращения: 11 апреля 2022. 11 апреля 2022 года.
  186. . pb.nalog.ru . Дата обращения: 26 июня 2023.
  187. . crunchbase.com . CrunchBase . Дата обращения: 21 мая 2019. 29 мая 2019 года.
  188. . crunchbase.com . CrunchBase . Дата обращения: 21 мая 2019. 14 декабря 2020 года.
  189. Carlsson, Sven (2017-10-16). (швед.) . Dagens Industri. из оригинала 9 марта 2019 . Дата обращения: 23 мая 2019 . Grundarna kan sälja till minst 300 gånger insatsen, det vill säga drygt 600 gånger den ursprungliga insatsen
  190. Carlsson, Sven (2017-10-16). (швед.) . Dagens Industri. из оригинала 9 марта 2019 . Дата обращения: 23 мая 2019 .
  191. (швед.) . expressen.se. 2018-04-15. из оригинала 26 июля 2018 . Дата обращения: 23 мая 2019 .
  192. (англ.) . — «“An initiated account, even for someone with an inside perspective” – Pär-Jörgen Pärson, Spotify’s first investor». Дата обращения: 23 мая 2019. Архивировано из 24 мая 2019 года.
  193. Lebowitz, Shana (2017-10-19). (англ.) . Business Insider. из оригинала 2 февраля 2019 . Дата обращения: 23 мая 2019 .
  194. Olson, Parmy (2011-02-22). (англ.) . Forbes . из оригинала 24 октября 2020 . Дата обращения: 21 мая 2019 .
  195. Olson, Parmy (2011-03-11). (англ.) . Forbes . из оригинала 22 февраля 2018 . Дата обращения: 21 мая 2019 .
  196. Hampp, Andrew (2018-04-02). . Billboard. из оригинала 28 мая 2019 . Дата обращения: 21 мая 2019 .
  197. Constine, Josh . TechCrunch . AOL (14 ноября 2012). Дата обращения: 9 ноября 2016. 9 ноября 2016 года.
  198. (швед.) . Dagens Industri. из оригинала 20 ноября 2017 . Дата обращения: 23 мая 2019 .
  199. , Better Than Piracy.
  200. , Chapter 1. En hemlig ide. Save Tonight.
  201. . spotify.com . Дата обращения: 20 мая 2019. 1 мая 2019 года.

Литература

  • Jonas Leijonhufvud, Sven Carlsson. Spotify inifrån. — Stockholm: Albert Bonniers Förlag, 2019. — 270 p. — ISBN 978-9100-178-451 .
  • Maria Eriksson, Patrick Vonderau, Pelle Snickars, Rasmus Fleischer. Spotify Teardown: Inside the Black Box of Streaming Music. — Massachusetts: MIT Press, 2019. — 288 p. — ISBN 978-0262-038-904 .
  • Erik Wisterberg, Jon Mauno Pettersson. Sagan om Spotify. — Stockholm: Volante, 2018. — ISBN 978-9188-659-798 .
  • 50Minutes.com. Spotify, Music for Everyone: The meteoric rise of the world’s top streaming service. — Stockholm: 50Minutes.com, 2017. — 64 p. — (Business Stories). — ISBN 978-2808-002-387 .

Ссылки

  • — официальный сайт Spotify
Источник —

Same as Spotify