Interested Article - Личность
- 2021-12-08
- 1
Ли́чность — субъект социокультурной жизни, самораскрывающий свою индивидуальность в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности . Понятие «личность» неразрывно связано с социальной природой человека .
Под «личностью» могут понимать:
- человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова);
- устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Хотя эти два понятия — целостную индивидуальность человека или его социальный и психологический облик — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы .
Понятие личности в лингвистике
- Языковая личность — совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определённой целевой направленностью . При этом языковая личность рассматривается не как часть многогранного понимания личности, а как "вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психический, и социальный, и этический, и другие компоненты, но преломлённые через её язык, её дискурс .
- Речевая личность — личность, реализующая себя в коммуникации, выбирающая и осуществляющая ту или иную стратегию и тактику общения, выбирающая и использующая тот или иной репертуар средств (как собственно лингвистических, так и экстралингвистических) . Если языковая личность — это парадигма речевых личностей, то, наоборот, речевая личность — это языковая личность в парадигме реального общения .
- Коммуникативная личность — совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида, его «коммуникативный паспорт», «визитная карточка». Коммуникативная личность — содержание, центр и единство коммуникативных актов, которые направлены на другие коммуникативные личности, — коммуникативный деятель .
Понятие личности в философии
История развития взглядов на личность
- В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов ) отождествили понятия « ипостась » и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире .
- В средневековой философии Фомы Аквинского ( Сумма теологии , Ч1, в.29-30) личность ( persona ) воспринималась как синоним индивидуальной субстанции в её совершенной и разумной природе ( in rationali natura ).
- В новоевропейской философии личность понималась как гражданин
- В философии романтизма личность понималась как герой .
Понимание личности в социальных науках
Согласно В. А. Ядову, в прочтении О. И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум четыре широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры , и концептуализацией отношений культуры и личности :
- Культура и бессознательное — психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда , у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу; К. Г. Юнга , у которого самый глубокий уровень личности представляют архетипы.
- Культура и личность — включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикт , «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.
- Культура и познавательные процессы — когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф. К. Бок, М. Коул , и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов.
- Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции — материалистическую — К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую — М. Вебер , К. Мертон, и интеракционистскую ( Дж. Г. Мид ). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от положения, которое она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит.
Понятие личности в психологии
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности . Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
В аналитической психологии К. Юнга структуру личности составляют следующие компоненты сознания и бессознательного ( архетипы ) :
Устойчивые свойства личности
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Личность, индивид и индивидуальность
- Индивид ― отдельно взятый человек, представитель человеческого рода.
- Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причём специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Понятие личности в религии
Христианство
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В христианстве ( православии ) личностями считаются:
Каждый человек непостижимо является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется . Все люди (как и все ангелы ) считаются свободными и уникальными (неповторимыми, созданными по образу Бога) личностями, в том числе: человеческие эмбрионы , младенцы, дети и другие .
Личность может быть способной и гениальной , а может быть бездарной и серой (невыразительной), притягательной и отвратительной, самоотверженной, героической и эгоистичной и мнительной, добродушной, любящей, честной и преступной, злобной, маниакальной, хитрой.
Что касается домашних животных и диких зверей (а, тем более, растений ), то они не считаются личностями, но только , не имеющими (в отличие от людей) универсального самосознания , абстрактного (беспристрастного) суждения , стремления к познанию сути вещей, бесконечному самосовершенствованию — богоуподоблению , различному раскрытию своей личности и творчеству . Именно поэтому христианство категорически запрещает аборты ( убийство зародившихся детей), но очень терпимо относится к убийству животных и вкушению их мяса .
Буддизм
Буддисты считали слово «личность» равнозначным слову « душа » ( санскр. атман ) и для обозначения личности использовали слово « пудгала » . Согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование атмана, души, «я» и личности . Учение буддизма условно определяет личность как упорядоченную совокупность пяти групп элементов ( скандх дхарм ) . В состав пяти групп входит физическая группа (тело и материальное, обозначаемые как рупа ) и четыре «душевные» группы: 1) чувство приятного, неприятного и нейтрального ( ведана ), 2) способность проводить различия и образовывать понятия ( санджня ), 3) воля и деятельность, ведущие к образованию кармы (санскара) и 4) сознание (виджняна) . Данные группы элементов не являются доказательством существования личности как чего-то самостоятельного, а показывают условность личности , являющейся, исходя из «высшей реальности», нереальной .
Первая истина из Четырёх благородных истин буддизма утверждает, что пять скандх, из которых образовывается личность, прямо связаны со страданием, яркими формами которого являются рождение, смерть, разлука с приятным и столкновение с неприятным . Остальные благородные истины указывают причину страдания, способ его прекращения и путь, ведущий к полному прекращению страдания . Вера в личность в буддизме порождает ошибочное состояние сознания, связанное с заблуждением и невежеством .
См. также
- Личность в истории
- Природа и сущность человека
- Самосознание
- Сознание
- Персонализм
- Внутренний мир
- Самопознание
- Интегральная индивидуальность
- Ипостась
- Самость
- Связь характера с личностью
Примечания
- Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов . — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.
- Кон И. С. Личность // БЭС
- ↑ Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи её изучения. Печатается по вступительной статье в сб. Язык и личность. М. ,1989. — С.3-8.
- Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М. : Гнозис, 2003. С. 51.
- Прохоров Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев / Ю. Е. Прохоров. М. : ИКАР, 1996. С. 59.
- Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во Воронеж. техн. гос. ун-та, 2000. С. 1272.
- от 29 февраля 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3887 дней] — , )
- Маховская О. И. Коммуникативный опыт личности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. — С. 25-26.
- Юнг К. Г. от 20 января 2013 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 20 августа 2009. Архивировано из 24 февраля 2009 года.
- . Дата обращения: 20 августа 2009. 29 марта 2015 года.
- . Дата обращения: 20 августа 2009. 19 апреля 2009 года.
- , с. 109.
- ↑ , с. 17.
- , с. 123.
- , с. 111.
- , с. 112—113.
- , Дхарма.
- , с. 20.
- , с. 20—21.
- , Моха.
Литература
- Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской , А. Н. Игнатовича , В. И. Корнева. — М. : Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X .
- Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине (по австралийским этнографическим материалам). М.: Наука , 1987. — 199 с.
- Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ , 1990.
- Бандуровский К. В. , Асмолов А. Г. , Леонтьев Д. А. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
- Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер , А. А. Пузырея. М., 1982.
- Кобзев А. И. О понимании личности в китайской и европейской культурах (проблема организмических моделей) // Народы Азии и Африки . М. Наука. 1979, № 5, с. 43 — 57.
- Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат , 1984.
- Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности: Материалы симпозиума. М., 1969.
- Рубин В. А. Личность и власть в Древнем Китае. Собрание трудов. — Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
- Русалов В. М.
- Семёнов Ю. И.
- Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб. : Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5 .
- Феоктистов В. Ф. Модель личности в традиционной китайской философии: дискуссия в западной синологии // Восток-Россия-Запад: Исторические и культурологические исследования. М., 2001. С.413-421.
- Штейнер Е. // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990. С. 164—190
- Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма // Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: Пять лекций по буддизму / С. Ф. Ольдеибург, Б. Я. Владимирцов, Ф. И. Щербатской, О. О. Розенберг.. — Самара: Издательский дом «Агни», 1998. — 192 с. — ISBN 5-89850-004-9 .
- Личность в традиционном Китае. М., 1992.
- Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи её изучения. Печатается по втупительной статье в сб. Язык и личность. М. ,1989. — С.3-8.
Ссылки
- Деннетт Д. // Логос . — 2003. — № 2. — С.135-153.
- 2021-12-08
- 1