Interested Article - Арт-рок

Арт-рок ( англ. art rock ) — жанр экспериментальной и рок-музыки , который характеризуется мелодическими, гармоническими или ритмическими экспериментами, а также большим количеством художественных образов в текстах песен. Арт-рок зачастую идёт дальше форм и жанров современной популярной музыки в направлении джаза , академической , этнической музыки или экспериментального авангарда .

Арт-рок и прогрессивный рок

Изначально термин «арт-рок» являлся по сути синонимом термина прогрессивный рок , но впоследствии, в связи со значительным расширением стилистического разнообразия прогрессивной музыки, утратил своё обобщающее значение, и теперь, в основном, используется в более узком смысле. Тем не менее споры о конкретном содержании термина продолжаются до сих пор. Считают, например, что термин «арт-рок» применим лишь к английским группам, потому что понятие прогрессивного рока появилось в США . Также к арт-року иногда относят только те группы, которые показывали на сцене театрализованные представления, широко использовали свет в выступлениях ( Pink Floyd , Roxy Music , Kayak , Genesis ). И все же, большинство авторитетных англоязычных изданий и музыкальных критиков так или иначе ограничивают применение термина «арт-рок» сферой деятельности прогрессивных групп, стремившихся к музыкальным экспериментам в рамках мейнстрима. В качестве примера таких групп неизменно называют представителей легкого или коммерческого прогрессива, таких как Roxy Music , Дэвид Боуи , Barclay James Harvest , Electric Light Orchestra и Be-Bop Deluxe .

Наиболее авторитетный Интернет-ресурс о прогрессиве ПрогАрхивы вообще игнорирует термин «арт-рок», используя вместо него два других, весьма близких по значению, термина Crossover Prog и Eclectic Prog. Под первым из них понимается более коммерческая прогрессивная музыка ( Supertramp , Майк Олдфилд ), а под вторым — некоммерческий прогрессив с размытыми стилистическими рамками и явным уклоном в сторону симфо-прога ( King Crimson , Van der Graaf Generator ).

В России к арт-року можно отнести некоторые альбомы рок-групп 1980-х и 1990-х. Близкую по стилю музыку играли также Автограф и Диалог [ неавторитетный источник ] .

Характерные особенности арт-рока

  • Обилие вокала и, вообще, песенная ориентация музыкального материала.
  • Одна, реже две, продолжительных композиции на альбоме.
  • Вокал теряет блюзовые корни, сохранявшиеся в психоделии, и становится более академическим.
  • Эпичность, пафосность вокальных партий и музыкального материала в целом.
  • В отличие от прото-прогрессива , звук более чистый, ясный и четко организованный, без психоделических влияний.
  • Основной «прогрессивный» инструмент — электроорган (Hammond) или синтезатор Moog . Гитара начинает использоваться как замена оркестру.
  • Музыка остается в рамках мейнстрима.
  • Тексты на сказочные или фантастические темы.

История арт-рока

Границы между искусством и поп-музыкой становились все более размытыми на протяжении второй половины 20 века. Термин «арт — рок» впервые употребили в 1968 году, согласно Merriam-Webster Online Dictionary . По мере развития в конце 1960-х годов — во время развития прогрессивного рока — арт-рок приобрел известность наряду с экспериментальным роком. . Считается, что первоначальным деятелем в сфере арт-рока стал продюсер и автор песен Фил Спектор, который приобрел известность благодаря своим постановкам «Стена звука». Наравне с Филом Спектором, одним из первых музыкальных продюсеров упоминается и лидер The Beach Boys Брайан Уилсон .

Согласно наиболее широко распространённому мнению, истоки арт-рока лежат в альбомах Pet Sounds ( The Beach Boys , 1966) и Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band ( The Beatles , 1967). Однако в этих альбомах гораздо больше психоделии и прото-прогрессива, чем непосредственно арт-рока: пожалуй, действительно образцом раннего арт-рока можно назвать только песню « A Day in the Life » группы The Beatles.

В самом конце 1967 года выходит сингл « Nights in White Satin », и следом за ним — альбом « Days of Future Passed » группы The Moody Blues .

До конца шестидесятых история арт-рока почти не отделима от истории симфо-прога . С большей уверенностью, в этот период к арт-року можно отнести такие группы, как те же Moody Blues, Procol Harum , The Move , Rare Bird и т. д.

В начале семидесятых появляются группы, демонстрирующие более зрелый подход к прогрессиву, оставаясь при этом в рамках мейнстрима, — Barclay James Harvest, Be-Bop Deluxe, Manfred Mann’s Earth Band , Fruupp , Gracious и др. В их музыке было гораздо больше влияния симфонического рока, хотя в целом подход к материалу был более коммерческим.

Приблизительно с 1973 года начинается расцвет арт-рока и его победоносное коммерческое шествие по миру. В это время появляются наиболее оригинальные новые британские группы, привнесшие в арт-рок смелые и свежие идеи (Roxy Music, Supertramp). С арт-роком сближается глэм-рок, представители которого записывают шедевры арт-рока, сочетая его с опереточной и хард-роковой стилистиками ( Queen , Sparks ). В США возникает и набирает силу помп-рок — предельно пафосный и помпезный арт-рок ( Kansas , Styx ).

К концу десятилетия арт-рок, как и весь прогрессив, сдаёт свои позиции под натиском панк-рока и диско . Одной из последних по-настоящему интересных работ арт-рока становится Love over Gold группы Dire Straits . Большинство музыкантов классической эры арт-рока начинают сольную деятельность, окончательно перейдя от прогрессива к развлекательной музыке.

Примечания

  1. . AllMusic . Дата обращения: 24 июля 2019. 8 февраля 2016 года.
  2. . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 3 декабря 2016. 28 января 2021 года.
  3. от 4 мая 2015 на Wayback Machine . Encyclopædia Britannica. Retrieved 15 December 2011.
  4. от 25 мая 2016 на Wayback Machine . Merriam Webster. Retrieved 15 December 2011.
  5. . AllMusic (n.d.). Дата обращения: 25 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  6. ( , С. 224)
  7. , p. 4.
  8. , p. 251.
  9. , p. 146.
  10. . 4 марта 2016 года. . Дата обращения: 16 августа 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  11. . 4 марта 2016 года.
  12. . Дата обращения: 22 августа 2020. 13 июля 2020 года.
  13. Розенберг, Стюарт (2009). Рок-н-ролл и американский пейзаж: рождение индустрии и распространение популярной культуры, 1955—1969. iUniverse. ISBN 978-1-4401-6458-3

Литература

  • John Rockwell . «Art Rock» // The Rolling Stone Illustrated History of Rock and Roll: The Definitive History of the Most Important Artists and Their Music / Henke, James et al. (Eds.) (1992). ISBN 0-679-73728-6 .
  • Bannister, Matthew. . — Ashgate Publishing, Ltd. , 2007. — ISBN 978-0-7546-8803-7 .
  • Campbell, Michael. . — Cengage Learning, 2012. — ISBN 1-133-71260-6 .
  • Edmondson, Jacqueline. . — ABC-CLIO, 2013. — ISBN 978-0-313-39348-8 .
  • Everett, Walter. . — New York, NY : Oxford University Press, 1999. — ISBN 978-0-19-512941-0 .
  • Frith, Simon. . — London : Pantheon Books, 1989. — ISBN 0-394-55849-9 .
  • Frith, Simon. / Simon Frith, Howard Horne. — Routledge, 2016. — ISBN 978-1-317-22803-5 .
  • Frontani, Michael R. . — Jackson, MS : University Press of Mississippi, 2007. — ISBN 978-1-57806-966-8 .
  • Greene, Doyle. Rock, Counterculture and the Avant-Garde, 1966–1970: How the Beatles, Frank Zappa and the Velvet Underground Defined an Era. — Jefferson, NC : McFarland, 2016. — ISBN 978-1-4766-6214-5 .
  • ; Halliwell, Martin (2011), , New York: The Continuum International Publishing Group, ISBN 978-0-8264-2332-0
  • Howard, David N. . — Milwaukee, WI : Hal Leonard, 2004. — ISBN 0-634-05560-7 .
  • Jones, Carys Wyn. . — Ashgate Publishing, Ltd. , 2008. — ISBN 978-0-7546-6244-0 .
  • Johnson, Michael. Pop Music Theory: Harmony, Form, and Composition. — 2nd. — Boston, Mass. : Cinemasonique Music, 2009. — ISBN 978-0-578-03539-0 .
  • Julien, Oliver. . — Ashgate , 2008. — ISBN 978-0-7546-6708-7 .
  • Kent, Nick. The Last Beach Movie Revisited: The Life of Brian Wilson // . — Da Capo Press, 2009. — ISBN 9780786730742 .
  • Leaf, David. . — Courage Books, 1985. — ISBN 978-0-89471-412-2 .
  • Lindberg, Ulf. Rock Criticism from the Beginning: Amusers, Bruisers, and Cool-Headed Cruisers / Ulf Lindberg, Gestur Guomundsson, Morten Michelsen … [ и др. ] . — New York, NY : Peter Lang, 2005. — ISBN 978-0-8204-7490-8 .
  • MacDonald, Ian. Revolution in the Head: The Beatles' Records and the Sixties. — London : Pimlico, 1998. — ISBN 978-0-7126-6697-8 .
  • Perone, James E. . — Westport, CT : Greenwood Press, 2004. — ISBN 0-313-32689-4 .
  • Reynolds, Simon. . — Penguin Books, 2005. — ISBN 978-0-14-303672-2 .
  • Rodriguez, Robert. . — Milwaukee, WI : Backbeat Books, 2012. — ISBN 978-1-61713-009-0 .
  • Rosenberg, Stuart. . — iUniverse, 2009. — ISBN 978-1-4401-6458-3 .
  • Schinder, Scott. The Beach Boys // Icons of Rock: An Encyclopedia of the Legends Who Changed Music Forever. — Westport, Connecticut : Greenwood Press, 2007. — ISBN 978-0313338458 .
  • Spitz, Bob. . — New York, NY : Little, Brown and Company, 2005. — ISBN 1-84513-160-6 .
  • Unterberger, Richie. . — Jawbone, 2009. — ISBN 978-1-906002-22-0 .
  • Williams, Richard. . — Music Sales Group, 2003. — ISBN 978-0-7119-9864-3 .

Ссылки

Источник —

Same as Арт-рок