Ольшанский, Дмитрий Викторович
- 1 year ago
- 0
- 0
Дми́трий Ви́кторович Покро́вский ( 3 мая 1944 , Москва — 29 июня 1996 , там же) — советский музыкант, композитор, артист, педагог, исследователь и исполнитель русского фольклора, лауреат Государственной премии СССР (1988), председатель Российской секции международной фольклорной организации ЮНЕСКО.
Дмитрий Викторович Покровский родился 3 мая 1944 года в Москве. Отец — Николай Викулович Кулаков (1905—1992), мать — Нина Рафаиловна Буданова (р. 1923). Отчество он получил от своего первого отчима, фамилию же взял бабушкину.
В 1965 году окончил Московское среднее музыкальное училище им. Октябрьской революции по отделению народных инструментов (специальность «артист оркестра, исполнение на балалайке», класс проф. П. И. Нечепоренко ). После окончания училища — руководитель секстета балалаек «Лель» при Московской областной филармонии.
В 1972 году окончил Московский государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (специальности «солист-балалаечник» (класс проф. А. Б. Позднякова) и «дирижёр оркестра народных инструментов»). Изучал хоровое дирижирование в классе проф. А. А. Юрлова , дирижирование симфоническим оркестром — у проф. Б. Э. Хайкина в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского . Во время учёбы работал ассистентом дирижёра Оркестра народных инструментов Метростроя.
Первая фольклорная экспедиции на русский Север произвела очень сильное впечатление на Дмитрия Покровского. Здесь он записал много песен, впоследствии вошедших в концертные программы. Здесь же он позже снимался в фильме «Сказы Севера» с местной жительницей Екатериной Зориной, которая несколько лет проработала в его ансамбле.
В 1973 году он создал экспериментальный ансамбль народной музыки при Фольклорной комиссии Союза композиторов СССР, ориентированный на практическое изучение русского аутентичного инструментального и вокального фольклора, который впоследствии стал известен как « Ансамбль Дмитрия Покровского ».
В период с 1973 по 1996 год Покровский вёл активную творческую, научную и общественную деятельность, связанную с русским национальным искусством. В качестве руководителя «Ансамбля Дмитрия Покровского» гастролировал по стране и за рубежом, участвовал в исследовательских фольклорно-этнографических экспедициях. Дмитрий Покровский жил в Москве. Здесь были друзья, коллеги, здесь возникали и реализовывались его многочисленные творческие идеи. Ансамбль Дмитрия Покровского исполнял музыку А. Шнитке , Р. Щедрина , В. Мартынова , А. Батагова , В. Дашкевича и других композиторов.
Первое заметное обращение Дмитрия Покровского и его ансамбля к театру произошло в 1980 году во время работы над спектаклем по пьесе «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского в театре им. Моссовета , режиссёром которого был Сергей Юрский . Покровский занимался с артистами и подбирал музыкальный материал, а ансамбль пел в музыкальных эпизодах спектакля. Дмитрий Викторович и его ансамбль сотрудничали со многими московскими режиссёрами театра и кино: Ю. Любимовым , С. Юрским , Н. Михалковым (саундтрек к фильму « Родня », 1981), К. Гинкасом , А. Хржановским , А. Васильевым , М. Левитиным и другими. Покровского связывала творческая дружба с актёрами и музыкантами: А. Демидовой , В. Золотухиным , Ю. Беляевым , О. Янковским , М. Пекарским , С. Никитиным , Е. Камбуровой , А. Козловым . Дмитрий Покровский исполнил важную роль скрипача в фильме М. Швейцера « Крейцерова соната » (1987), вместе со своим ансамблем участвовал в нескольких художественных и документальных фильмах [ уточнить ] , телевизионных программах [ уточнить ] . Заметным событием стал « Музыкальный ринг » (1987) с участием Дмитрия Покровского и его ансамбля.
Дмитрий Покровский вдохновил многих молодых музыкантов на создание собственных коллективов, как профессиональных, так и любительских. Среди них ансамбли «Народная опера» (рук. Б. Базуров , Москва), «Сирин» (рук. Андрей Котов , Москва), «Таусень» (Смоленск), «Берегиня», « Казачий круг » (рук. В. Скунцев, Москва), «Народный праздник» и многие другие. Покровский лично работал с новыми коллективами, ставил им концертные программы . Появилось множество фольклорных и фольклорно-этнографических студий, в том числе при МГУ , при фабрике «Дукат», университетах в Миддлбери и Норвиче ( США ). По модели ансамбля Дмитрия Покровского было создано и существует немало коллективов в России и за рубежом, например, в Японии, Швеции, Болгарии, США и других странах. В поисках путей освоения непривычных для городских жителей аутентичных вокальных технологий точкой отсчёта стал именно ансамбль народной музыки Покровского с его экспедиционной, репетиционной и сценической практикой .
Встреча Дмитрия Покровского в середине 1980-х годов с известнейшим американским джазовым саксофонистом, многократным лауреатом престижной музыкальной премии « Grammy » Полом Уинтером привела к новым экспериментам в области звука. На студии « Мелодия » был записан диск « Пульс земли » — один из интереснейших проектов своего времени в области звукозаписи, положивший начало «русской волне» в направлении World music .
В 1988 году Дмитрий Покровский получил Государственную премию CCCР за программу «Композиторы и фольклористы» .
По настоянию Родиона Щедрина в 1988 году ансамбль Покровского был включён в программу первого советско-американского фестиваля в Бостоне . С тех пор в Америке Дмитрий Викторович реализовывал многие творческие планы. Это были туры ансамбля с концертами, участие в Рождественском шоу Пола Уинтера, запись дисков, мастер-классы и курс лекций по изучению русской культуры.
В 1994 году Покровским и его ансамблем был сделан новый шаг, перевернувший представление о нём как о фольклористе, а о его коллективе как о чисто фольклорном. В Америке, в Бруклинской Академии Музыки состоялась премьера «Свадебки» Игоря Стравинского — «русских хореографических сцен для солистов, хора, четырёх фортепиано и ударных». Это исполнение и последующий диск стали сенсацией в музыкальном мире. Дмитрия Покровского многие признали тогда человеком, вернувшим Стравинского на Родину. Специально для него стали писать музыку Антон Батагов — «Бобэоби» , Владимир Мартынов — «Ночь в Галиции».
Д. В. Покровский собирался воссоздать «Жёлтый звук» (1909) Василия Кандинского , защитить диссертацию, заняться изучением музыкальных компьютеров.
Умер на 53-м году жизни 29 июня 1996 года в доме композитора А. Батагова, к которому спешил, чтобы поделиться очередными музыкальными идеями. В этот день он собрался к нему, но по дороге ему стало плохо. Он всё же добрался до квартиры, позвонил в дверь, вошёл и упал. Причина смерти — обширный инфаркт . Похоронен на Ваганьковском кладбище (24 уч.) .
Дети:
С 1956 года играл на балалайке-контрабасе в ансамбле песни и пляски Московского дворца пионеров под руководством В. С. Локтева.
С 1961 по 1965 год играл на балалайке в составе секстета «Лель», позже — являлся руководителем этого коллектива.
В 1973 году основал экспериментальный ансамбль народной музыки (исследовательско-концертная лаборатория для изучения фольклора, «ансамбль-лаборатория») и начал концертную деятельность.
В 1984 г. совместно с А. Г. Шнитке являлся автором музыки к спектаклю «Повелитель мух» по пьесе У. Голдинга в Ленинградском Малом драматическом театре (постановка Л. А. Додина , музыкальный руководитель Д. В. Покровский)
В 1986 г. — первый совместный концерт ансамбля Покровского и американского ансамбля «экологического джаза» Paul Winter Consort в Москве в концертном зале МГУ.
В 1988 г. ансамбль Дмитрия Покровского принял участие в концертной программе советского искусства «Делаем музыку вместе» ( Making music together ) в Бостоне (США).
В 1988 г. состоялся гастрольный тур ансамбля Дмитрия Покровского с американским саксофонистом П. Уинтером и его ансамблем ( Paul Winter Consort ) по нескольким штатам США.
С 1990 по 1991 г. под руководством Д. В. Покровского в США вышли диски ансамбля народной музыки «Лица России» ( Faces of Russia ), «Святой вечер» ( Holy evening ) и «Дикое поле» ( Wild field ).
В 1990 году принимал участие в фестивале советского искусства в г. Касселе (Германия).
В 1994 году на фестивале памяти И. Стравинского, который проходил в Бруклинской музыкальной академии, состоялась премьера «Свадебки» и «Байки про Лису, Петуха, Кота да Барана» И. Стравинского в постановке Д. В. Покровского при участии симфонического оркестра Бруклинской музыкальной академии и ансамбля Дмитрия Покровского.
Музыкальное руководство спектаклями:
В 1976 г. на Центральном телевидении по сценариям Д. В. Покровского были сняты фильмы «Праздник на Печоре» и «Северные хороводы».
В 1981—1982 гг. как сценарист и ведущий работал над научно-популярными сериалами «Русские исторически песни», «Ритуалы и мифы», «Былины», «Сказы».
В 1987 г. принял участие в качестве ведущего в передаче Ленинградского телевидения « Музыкальный ринг », посвященной творчеству ансамбля.
С 1960 года преподавал игру на балалайке в ансамбле песни и пляски Московского дворца пионеров под руководством В. С. Локтева.
По окончании в 1972 году Московского государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных вёл в нём курс традиционных народных инструментов. Параллельно преподавал в музыкальном училище им. Октябрьской революции курс инструментовки и техники дирижирования.
Читал курсы по русской культуре в университетах США.
Работал в Правлении Советского Фонда культуры.
Был избран председателем Российской секции международной фольклорной организации ЮНЕСКО .
Был президентом Национального Центра традиционной культуры России.
Был консультантом в Центре этномузыки научно-исследовательского института антропологии и этнографии Российской академии наук.
В 1970 году начал участвовать в фольклорных экспедициях по СССР. В составе ансамбля Д. В. Покровский вёл исследовательско-концертную деятельность под руководством доктора искусствоведения проф. Е. В. Гиппиуса .
В конце 1980-х годов начал работу над диссертацией на тему «Русский свадебный обряд и „Свадебка“ И. Стравинского. Проблемы композиторской интерпретации» ( 17.00.02 Музыкальное искусство ). Работа осталась незаконченной.
Д. В. Покровский считал своими главными учителями выдающихся народных исполнителей В. А. Сидорова (Волгоградская обл.) и Е. Т. Сапелкина (Белгородская обл.)
… мне думается, что встретиться с истинно народной культурой очень и очень непросто. Надо высоко подняться самому, чтобы дотянуться, дорасти до неё, достигнуть её уровня.
— [3]