Interested Article - Янг, Нил

Нил Пе́рсиваль Янг ( англ. Neil Percival Young ; 12 ноября 1945 , Торонто ) — канадский певец и автор песен, гитарист, режиссёр нескольких фильмов. Музыкальную карьеру начал в 1960-х годах, основал группу Buffalo Springfield , был участником супергруппы Crosby, Stills, Nash & Young . Выпустил более тридцати студийных альбомов, часть из них — с рок-группой Crazy Horse . Характерными признаками музыки Янга является своеобразный стиль игры на гитаре и высокий тенор исполнителя .

Нил экспериментировал в жанрах скиффла , блюза и рокабилли , но наиболее известным является его творчество в жанре фолк / кантри-рока («Heart of Gold», «Old Man») и электронного харда («Rockin’ in the Free World»). Музыка Янга оказала существенное влияние на такие группы, как Nirvana и Pearl Jam , за что исполнитель получил прозвище «крёстного отца гранжа » . Под псевдонимом Bernard Shakey снял концертные фильмы «Rust Never Sleeps», «Greendale», «CSNY/Déjà Vu» и другие. Широко известна атмосферная музыка Янга к фильму Джима Джармуша « Мертвец ».

Музыкант является убеждённым защитником окружающей среды и благотворителем. В 1985 году совместно с Вилли Нельсоном и Джоном Мелленкампом основал благотворительный фестиваль Farm Aid, а год спустя — Bridge School Benefit (в помощь детям-инвалидам), которые проводятся ежегодно по настоящее время . Был дважды включён в Зал славы рок-н-ролла : в 1995 году как сольный исполнитель и в 1997 году как участник Buffalo Springfield . В 2006 году награждён Орденом Манитобы , в 2009 году — Орденом Канады II степени . Почётный доктор музыки и гуманитарных наук .

1945—1965, ранние годы и увлечение музыкой

Нил Янг родился в городе Торонто, Онтарио 12 ноября 1945 года. Его отец Скотт Янг — спортивный журналист и коренной канадец , мать Эдна Блоу Рэгланд (Рэсси) Янг — франко - шотландка по происхождению, состоявшая в организации «Дочери Американской Революции» (DAR), занимающейся на некоммерческой основе сохранением исторического наследия и патриотическим воспитанием . Детство Нила прошло в небольшом городе Омеми, в районе Каварта Лейкс, в «сонном месте», по его собственным словам . В 1952 году семья Янгов выехала на отдых во Флориду , а по возвращении в Канаду переехала в Пикеринг , восточнее Торонто. Именно в этот период будущий исполнитель начал проявлять интерес к музыке, звучащей из радиоприёмника . Скотт Янг, имевший несколько внебрачных связей, покинул семью, когда Нилу было 12 лет . Вместе с матерью он переехал в Виннипег , Манитоба , а его старший брат Роберт (Боб) Янг остался с отцом на севере Торонто .

В середине 1950-х годов молодой Нил начал увлекаться рок-н-роллом , рокабилли , ду-вопом , ритм-н-блюзом и кантри , среди его любимых исполнителей были Чак Берри , Литл Ричард , Джерри Ли Льюис , Джонни Кэш , которых можно было услышать на местной радиостанции . Как позднее вспоминал сам Янг, он мечтал быть похожим на Элвиса Пресли . Мальчик начал учиться играть на недорогой пластиковой гавайской гитаре . Вскоре Рэсси и Нил Янг перебрались в рабочий город Форт Руж, где исполнитель основал свою первую кратковременную группу , а после — вместе с другом по средней школе Кельвина Кеном Кобланом более стабильную . Музыкант бросил школу и начал играть в Форт Уильямсе в районе Онтарио, где встретил Стивена Стиллза , впоследствии ставшего участником Buffalo Springfield и Crosby, Stills, Nash & Young .

После распада The Squires в середине 1960-х Янг работал в кантри-клубах в Виннипеге, где он встретил Джони Митчелл , с которой начал выступать . Находясь под сильным влиянием Боба Дилана , канадец написал одну из своих первых известных песен «Sugar Mountain» . В 60-х Янг ненадолго присоединился к Рику Джеймсу в , но вскоре Джеймс был арестован за дезертирство из армии и группа прекратила своё существование. В конце концов Нил отправился в Лос-Анджелес , где начал давать сольные концерты. Много лет спустя музыкант признался, что находился в США нелегально и получил грин-карту только в начале 1970-х .

1966—1970, Buffalo Springfield и Crosby, Stills, Nash & Young

В Лос-Анджелесе Янг и гитарист The Mynah Birds Брюс Палмер встретили Стивена Стиллза, Ричи Фьюрэя и Дьюи Мартина. Пятёрка начала играть под именем Buffalo Springfield. Дебютный, одноимённый с группой альбом, сочетающий классический кантри/фолк Нила и психоделический рок , привнесённый Стивеном, был положительно принят музыкальными критиками и имел неплохой коммерческий успех, благодаря такой песне как «For What It’s Worth» . Однако, вскоре Палмера, который как и Янг находился в Штатах нелегально, арестовали и депортировали , что сказалось на Buffalo Springfield не самым лучшим образом. Второй альбом Buffalo Springfield Again Янгу пришлось дорабатывать в одиночку . Он записал три песни: «Mr. Soul», «Expecting To Fly» и «Broken Arrow», в которых уже можно заметить начинающий зарождаться стиль письма Нила — глубоко личные тексты, написанные в стиле классических народных песен. В 1968 году группа записала третий и последний альбом Last Time Around , выполнив контрактные обязательства, и распавшись . Почти тридцать лет спустя участников Buffalo Springfield включили в Зал славы рок-н-ролла, хоть Янг и не появился на церемонии . Тем не менее в 2010 году во время очередного фестиваля Bridge School Benefit исполнитель вместе со Стиллзом и Фьюрэем выступил под вывеской Buffalo Springfield и анонсировал гастрольный тур в честь воссоединения коллектива, намеченный на 2012 год .

Сразу после развала Buffalo Springfield канадец выпустил дебютный сольный альбом под названием Neil Young , который не произвёл впечатления ни на слушателей, ни на критиков, ни принёс удовлетворения самому Янгу . Альбом породил лишь одну более-менее популярную песню — «The Loner». Вскоре после этого Нил присоединился к своему старому товарищу Стиллзу в группе Crosby, Stills & Nash, которая уже выпустила один альбом в качестве трио. Коллектив получил « Грэмми » как лучший новый исполнитель 1969 года , после чего название было изменено на Crosby, Stills, Nash & Young (дальше — CSNY), в честь нового полноправного участника группы . Квартет дебютировал на сцене в Чикаго , штат Иллинойс , а после принял участие в знаменитом Вудстоке . В 1971 году CSNY выпустили одну из самых важных антивоенных песен 1970-х — «Ohio» . Композиция была написана после трагического события в Кентском университете . Спустя почти два десятка лет она не утратила актуальности — с 1989 года Нил вновь начал исполнять её, чтя память погибших на площади Тяньаньмэнь . Существование CSNY было крайне нестабильным, так как у каждого музыканта было своё представление о звучании группы. Коллектив распадался и вновь собирался не один раз, Янг же принял участие в записи трёх студийных альбомов, выпущенных в разные десятилетия.

1971—1979, сольная карьера и сотрудничество с Crazy Horse

Параллельно с игрой вместе с Кросби, Стиллзом и Нэшем Янг начал готовиться к записи второго сольного альбома. Он пригласил для сотрудничества группу The Rockets в составе гитариста Дэнни Уиттена, басиста Билли Тэлбота и ударника Ральфа Молины. Троица поменяла имя группы на Crazy Horse в честь индейского вождя с тем же именем. Первым альбом, изданным под авторством Neil Young and Crazy Horse, стал Everybody Knows This Is Nowhere . Записанный всего за две недели, он включает песни «Cinnamon Girl», «Cowgirl in the Sand» и «Down by the River», считающиеся предтечей зарождающегося тогда хард-рока . Они были написаны больным Янгом при температуре 39 °C и демонстрируют длинные импровизированные соло гитариста и ритмическое сочувственное сопровождение инструментов Crazy Horse .

Янг в 1976 году

Нил начал запись нового альбома, но из-за ухудшившегося здоровья Дэнни Уиттена он был вынужден отказаться от помощи Crazy Horse и пригласить Нильса Лофгрена, Грэга Ривза и Стивена Стиллза. After the Gold Rush , сочетающий в себе элементы блюз-рока и кантри , стал первым крупным коммерческим успехом Янга. Песня «After the Gold Rush», привлекающая внимание к проблемам окружающей среды и «Southern Man», осуждающая расизм , наряду с более поздней «Alabama» были процитированы сатерн-рок группой Lynyrd Skynyrd в их хите 1974 года "Sweet Home Alabama " . После выхода After the Gold Rush исполнитель отправился в сольный тур по Северной Америке , исполняя на гитаре и фортепиано песни Buffalo Springfield, CSNY, а также собственные, среди которых было несколько новых. Некоторые из них, например «Journey through the Past», так и не были впоследствии записаны в студии, тогда как другие, например «See the Sky About to Rain», вышли в ближайшие годы. Спустя более чем 30 лет вышел альбом Live at Massey Hall 1971 , запечатлевший один из концертов этих гастролей . Ближе к концу тура музыкант посетил шоу Джонни Кэша , где исполнил «The Needle and the Damage Done» — мрачную болезненную песню, вдохновлённую отчасти смертью гитариста Crazy Horse от передозировки героина , отчасти собственной наркотической зависимостью Янга . Звучание этой песни впоследствии составило один из самых известных альбомов канадца — Harvest .

Работа над Harvest совпала с женитьбой Нила на американской актрисе Кэрри Снодгресс , которая родила исполнителю первенца Зика Янга . Успех предыдущего альбома позволил Нилу купить ранчо в тихом месте Северной Калифорнии , где он зажил с обретённой семьёй. Эти событие отразились на общем звучании Harvest — при помощи Линды Ронстадт и Джеймса Тейлора Янг записал очень мягкий, спокойный и гармоничный кантри-рок . В песне «A Man Needs a Maid» нашла отражение его любовь к Кэрри, а в «Old Man» — признательность Луи Авилу, смотрителю ранчо Янга. Harvest и самая популярная его песня «Heart of Gold» до сих пор остаются единственными записями исполнителя, занявшими первые места в альбомном чарте Billboard 200 и песенном Billboard 100 . Столь оглушительный успех застал врасплох Янга, который никогда не искал славы. Следующие несколько лет музыкант намеренно выпускал исключительно шумные и пессимистические альбомы, нисколько не похожие на Harvest (альбомы «из кювета », как он сам их называет) .

Из-за нестабильности аккомпанирующей группы Янга, музыкант был вынужден призвать на помощь Дэвида Кросби и Грэма Нэша из CSNY. В 1973 году вышел один из самых худших и нелюбимых самим Янгом альбомов Time Fades Away , который открыл трилогию альбомов «из кювета» (так называемая «Ditch Trilogy») . Впрочем, в этом альбоме исполнитель впервые подверг концертные записи студийной обработке — маленькая хитрость, пригодившаяся ему и позднее, особенно на двойном электронно-акустическом альбоме Rust Never Sleeps . Всё ещё потрясённый смертью Дэнни Уиттена, Нил записал альбом Tonight’s the Night , настолько мрачный и сырой, что руководство Reprise Records выпустило его лишь два года спустя, под крайним давлением Янга . Между Time Fades Away и Tonight’s the Night музыкант выпустил On the Beach , более мелодичный, чем другие два альбома, но рассматривающий всё такие же мрачные темы, как например крах идеализма 1960-х и оборотная, тёмная сторона популярности . В середине 1970-х от исполнителя ушла Кэрри Снодгресс. Эмоции Янга нашли выход в акустическом альбоме под названием Homegrown . Запись была практически готова, но в итоге музыкант отказался её выпускать, ссылаясь на «слишком личный» характер песен . Большинство текстов Янг впоследствии переработал и включил в различные альбомы, оригинальные же записи были опубликованы только в 2020 году .

Нил Янг в Остине , Техас , 1976 год

В 1975 году обновлённый Crazy Horse с новым гитаристом Фрэнком Сампедро принял участие в записи альбома Zuma . Новый альбом породил одну из самых известных песен Янга — исторический этюд «Cortez the Killer». Жгучие гитарные соло и глубокая лирика, рассматривающая завоевание Мексики Кортесом со стороны ацтеков , сделали её постоянным номером на концертах Янга в течение многих десятилетий . На следующий год Нил на пару со Стивеном Стиллзом записал альбом Long May You Run , изданный под авторством The Stills-Young Band. Гастроли в его поддержку канадец неожиданно бросил на полпути до завершения, ссылаясь на усталость . В том же году он, наряду с Бобом Диланом, Эриком Клэптоном , Джони Митчелл и другими музыкантами, принял участие в последнем выступлении группы The Band , которое было запечатлено Мартином Скорсезе в концертном фильме « The Last Waltz ».

Во второй половине 1970-х Янг выпустил альбом American Stars 'n Bars с популярной песней «Like a Hurricane» , а также сборник лучших песен Decade . Композиции, вошедшие в него (среди них есть несколько прежде неизданных), исполнитель выбрал лично, сопроводив каждую аннотацией в буклете к сборнику . Выпущенный в 1978 году акустический Comes a Time отмечает возвращение Нила к кантри/фолк музыке . Он был благоприятно встречен критиками и поднялся до 7 строчки в Billboard 200 . В том же году музыкант снял фильм под названием «Human Highway», на производство которого у него ушло около трёх миллионов собственных денег. Картина была принята без особого воодушевления.

В конце 1970-х Янг много гастролировал с Crazy Horse, часто исполняя новые песни . По окончании тура вышло сразу два концертных альбома: Rust Never Sleeps и Live Rust , каждый из которых поделён на акустическую и электронную часть. Центральным номером в Rust Never Sleeps являются песни «My My, Hey Hey (Out of the Blue)» и «Hey Hey, My My (Into the Black)», которые, соответственно, открывают и закрывают этот концерт . И акустическая и электронная композиция рассматривают недавнюю смерть Короля Элвиса и рост популярности панк-рока в лице Джонни Роттена . Эти песни, в которых Нил с тоской ощущает собственную неуместность, принадлежат к одним из наиболее часто цитируемых в рок-музыке . Rust Never Sleeps был выбран критиками Rolling Stone лучшим альбомом последнего года 1970-х .

1980—1988, экспериментальное творчество

Незамысловатая обложка альбома Hawks and Doves

В начале 1980-х Янг, погружённый в заботы о семье, не имел достаточно времени, чтобы записать качественный альбом. В начале года он написал несколько песен для биографического фильма о Хантере Томпсоне « Там, где бродит бизон ». После вышли два альбома: Hawks and Doves и Re-ac-tor , существенную часть которых составляли забракованные записи Янга и Crazy Horse 1970-х . Последний альбом музыкант даже не поддержал гастролями, ограничившись одним выступлением на фестивале Bread and Roses в Бёркли . Запись 1982 года Trans содержала непривычные для Янга синтезаторы и драм-машины , а его голос был пропущен через вокодеры . Позже музыкант признался, что он купил оборудование у изобретателя синтезаторов речи Кая Краузе не специально для альбома, а для своего больного сына Бена . Trans Янг всё же сопроводил туром, во время которого также исполнялись песни из обойдённого вниманием альбома Re-ac-tor .

В попытке изведать новые музыкальные жанры Нил выпустил короткий (менее 25-ти минут) альбом рокабилли Everybody’s Rockin’ , который потерпел коммерческую неудачу . Это вынудило руководство тогдашнего лейбла Янга Geffen Records подать на музыканта в суд за то, что он выпускает заведомо непривлекательный материал . Чтобы хоть как-то исправить положение Янг пригласил режиссёра Тима Поупа для съёмки музыкальных видео на песни «Wonderin'» и «Cry, Cry, Cry». Судебное разбирательство с лейблом стало одной из причин того, что 1984 год прошёл без нового альбома. Также в это время вторая жена Янга Пеги родила ему первую дочь, которую назвали Эмбер Джин.

В середине 1980-х вышел альбом Old Ways , в ходе гастролей в его поддержку исполнитель посетил фестиваль Live Aid , где впервые за почти десять лет он выступил в составе CSNY . Музыканту удалось урегулировать конфликт с Гиффеном , пообещав записать два традиционных рок-альбома без использования непривычных инструментов. Янг выпустил сольный Landing on Water с довольно неплохой песней «Touch the Night» и Life , записанный вместе с Crazy Horse. Последний, вопреки ожиданиям лейбла, оказался самым коммерчески неудачным альбомом Янга за всю его карьеру .

Освободившись от обязательств перед Geffen Records, Нил вернулся на свой старый лейбл Reprise Records. В 1988 году вышел альбом This Note’s for You , тяготеющий к джазу . Видео на одноимённую с альбомом песню было запрещено к показу на MTV за критику музыкальной индустрии, корпоративного рока и рекламных брендов . В ответ на это Янг написал открытое письмо каналу, в котором задал вопрос: «Что значит M в MTV: музыка или деньги?» ( англ. What does the M in MTV stand for: music or money? ) . В конечном итоге «This Note’s for You» выиграло премию MTV за лучшее видео 1989 года .

1989—1999, возвращение к классическому стилю

Нил Янг в Барселоне , 1990 год

На исходе 1980-х Нил выпустил хартленд-рок альбом Freedom , который был с восхищением принят аудиторией, уставшей от бесконечных экспериментов музыканта . Песня «Rockin’ In The Free World», поднимающая проблемы загрязнения окружающей среды, терроризма и бедственного положения определённых слоёв населения, стала одним из самых ярких общественно-политических гимнов конца десятилетия . Песня почти вплотную подобралась к успеху «Heart of Gold», заняв 2 место в Billboard 100 . В то же время техника обратной связи , использованная Янгом на Rust Never Sleeps , привлекла внимание исполнителей зарождающего гранжа , которые стали называть канадца своим предшественником, что также прибавило Янгу популярности . В том же году вышел трибьют-альбом Нилу Янгу под названием The Bridge: A Tribute to Neil Young , в котором своё почтение засвидетельствовали Ник Кейв , Никки Садден, Soul Asylum , Sonic Youth и другие.

В начале нового десятилетия Янг и Crazy Horse записали новый альбом Ragged Glory , продолживший традицию обратной связи в музыке . По окончании тура в его поддержку вышел двойной концертный альбом Weld , а также сплошной 35-минутный коллаж обратной связи под названием Arc . В то же время канадец сыграл роль второго плана в триллере Алана Рудольфа « Случайная любовь ». В 1992 году вышел альбом Harvest Moon , отмечающий неожиданно резкий возврат Янга к музыкальной стилистике Harvest двадцатилетней давности. Запись была очень тепло встречена аудиторией и получила канадскую премию « Джуно » за лучший альбом года . В следующем году музыкант записал Unplugged для MTV.

Нил Янг на мото-ралли в Стурджисе , 1992 год

В 1994 году Янг был потрясён известием о смерти Курта Кобейна , который неоднократно упоминал Нила в числе исполнителей, повлиявших на него . Свой новый совместный с Crazy Horse альбом под названием Sleeps with Angels музыкант посвятил ушедшему лидеру Nirvana . Одноимённая с альбомом песня рассматривает жизнь и смерть Курта, хоть и не называя его по имени .

В следующем году состоялось принятие Нила Янга в Зал славы рок-н-ролла , номинанта на церемонии представил аудитории Эдди Веддер , участник другой гранж группы — Pearl Jam . Это представление Веддером Янга на церемонии было не случайно, поскольку в том же 1995 году вышел альбом Mirror Ball , записанный Нилом Янгом под аккомпанемент Pearl Jam. Тогда же независимый американский режиссёр Джим Джармуш пригласил Янга записать саундтрек к его чёрно-белому мистическому вестерну - притче « Мертвец ». Музыкант согласился и, просматривая картину в одиночестве в студии звукозаписи, создал превосходный импровизированный саундтрек. После записи следующего альбома Нила Янга и Crazy Horse Broken Arrow музыканты отправились на гастроли, по мотивам которых благодарный Джим снял музыкально-биографический фильм « Год лошади » . Почти всё оставшиеся до конца 1990-х время Нил провёл на гастролях, в частности с CSNY, что принесло музыкантам более сорока миллионов (восьмой по величине кассовых сборов тур того года) .

2000—настоящее время

С наступлением нового века Нил Янг, несмотря на довольно почтенный возраст, не сбавил темпов выпуска нового материала. Вышел новый сольный альбом Silver & Gold , посвящённый жертвам террористических актов 11 сентября , в частности рейсу 93 United Airlines . После — мягкий и светлый Are You Passionate? , посвящённый любимой жене Нила Пеги Янг . В 2003 году увидел свет новый плод сотрудничества с Crazy Horse — концептуальный Greendale , рассказывающий об убийстве полицейского в небольшом городе в Калифорнии и его влиянии на местных жителей . Этот альбом музыкант сопроводил рок-оперой с таким же названием . В первую половину 2000-х Янг также давал много концертов в Европе , Америке , Японии и Австралии , на которых исполнял новый материал как сольно, так и совместно с Crazy Horse. Его растущее экологическое беспокойство привело к тому, что на этих гастролях для питания автомобилей было использовано биотопливо .

Во время работы над альбомом 2005 года Prairie Wind в Нэшвилле у Янга была диагностирована черепно-мозговая аневризма , для лечения которой музыкант отправился в Нью-Йорк . Он успешно перенёс операцию, но через два дня после этого потерял сознание из-за кровотечения в бедренной артерии . Это осложнение вынудило исполнителя отменить ряд запланированных концертов. Он вернулся на сцену несколько месяцев спустя, появившись на Live 8 в Барри и представив новую песню под названием «When God Made Me». Проблемы со здоровьем сказались на общем настроении Prairie Wind . Изданный в конце 2005 года, альбом затронул темы самоанализа и смерти . Премьера новой записи была увековечена в музыкально-биографическом фильме Джонатана Демми «Neil Young: Heart of Gold».

В 2006 вышел ответ Янга на вторжение войск США в Ирак — альбом Living with War . По собственным словам музыканта, он долгое время удерживался от написания песен протеста, ожидая, что на смену ему придёт кто-нибудь помоложе, но за те три года, которые уже шла война, он так и не дождался замены . Зайдя в гости к своей дочери, исполнитель увидел фотографию раненых американских ветеранов и, почувствовав страдания, причиняемые войной, Нил заплакал, схватил свою гитару и принялся писать несколько песен одновременно . Он создал Living with War за считанные дни и открыто обвинил Джорджа У. Буша во лжи в таких песнях, как «Let’s Impeach the President» .

Во второй половине 2000-х музыкант выпустил альбом Chrome Dreams II — продолжение его неизданного альбома 1977 года Chrome Dreams и снялся во втором концертном фильме Джонатана Демми «Neil Young Trunk Show». Весь конец десятилетия Янг давал хаотичные выступление, появляясь на Jazz and Heritage в Новом Орлеане , Гластонбери в Пилтоне, Hard Rock Calling в Лондоне (где он присоединился к Полу Маккартни в исполнении « A Day in the Life »), Isle of Wight на острове Уайт и San Miguel Primavera Sound в Барселоне .

Нил Янг в 2012 году

В начале 2010 года он появился в музыкальной телепередаче The Tonight Show и вместе с Дэйвом Мэтьюсом записал песню Хэнка Уильямса «Alone and Forsaken», призванную помочь пострадавшим в землетрясении на Гаити . Позже Нил рассказал своему коллеге по CSNY Дэвиду Кросби о начале записи нового сольного альбома, который, по его словам, должен стать «особой, сердечной записью» . Альбом, названный Le Noise , вышел в конце 2010 года, Янг не преминул поддержать его акустически-электронным туром . В 2011 году Демми снял третий документальный фильм о музыканте — «Neil Young Journeys», премьера которого состоялась на международном кинофестивале в Торонто.

Тогда же поделился своим намерением записать с Crazy Horse новый альбом, который должен будет отдать честь неофициальным национальным гимнам . Нил сдержал обещание и в 2012 году вышел альбом кавер-версий под названием Americana . Канадец также заявил о начале первого за почти десять лет гастрольного тура Neil Young and Crazy Horse . Это событие омрачило известие NBC о смерти Нила Янга, но очень скоро выяснилось, что компания перепутала музыканта с астронавтом Нилом Армстронгом . В том же году Янг и Crazy Horse издали ещё один альбом — Psychedelic Pill , на этот раз состоящий из оригинальных песен . Также было объявлено, что по завершении гастролей выйдет концертный альбом под названием Alchemy , который вместе с Rust Never Sleeps и Weld должен будет составить так называемую «Rust Trilogy» . 25 сентября Нил выпустил свою автобиографию, озаглавленную «Waging Heavy Peace: A Hippie Dream». Публикация была благосклонна встречена критиками . Ожидается презентация музыкального плеера и аудиоформата «Pono», в разработке которого музыкант принимал непосредственное участие .

Награды и международное признание

Звезда Нила Янга на Канадской аллее славы

Нил Янг был включён в Зал славы Канадской музыки ещё в 1982 году , а в международный Зал славы рок-н-ролла — в 1995-м и 1997-м: как сольный исполнитель и как участник Buffalo Springfield . Обладатель двух премий « Грэмми » , многократный номинант и лауреат канадской премии « Джуно », в категориях: альбом года ( Harvest Moon , 1994), вокал года (1995), исполнитель года (2001), вновь альбом года ( Prairie Wind , 2006) и снова исполнитель года (2011) . Канадец занимает 34 место в списке «100 величайших исполнителей» по версии Rolling Stone и 9 место в списке «100 величайших гитаристов» по версии Mojo . В списке «100 лучших композиторов» по версии журнала Paste Янг достиг 2-го места, уступив первенство своему коллеге Бобу Дилану .

Музыкант дважды получал почётные докторские степени. В 1992 году Лайкхедский университет наградил его степенью доктора музыки , а в 2006 году — университет Сан-Франциско степенью доктора гуманитарных наук . Тогда же правительство канадской провинции Манитоба наградило Янга Орденом Манитобы , а три года спустя исполнитель стал Офицером Ордена Канады . Благотворительная деятельность Нила также вызывает уважение у его коллег-музыкантов, организованные Янгом фестивали Farm Aid и Bridge School Benefit посещают такие исполнители и группы, как Том Уэйтс , Боб Дилан , Дэвид Боуи , Пол Маккартни , Лу Рид , Том Петти и The Heartbreakers , Red Hot Chili Peppers , Metallica , Pearl Jam и другие .

Музыкальный стиль и влияние

За свою многолетнюю карьеру Янг играл во множестве направлений. Его ранние работы 1970-х звучат либо в стиле акустического фолк-рока ( Harvest , 1972), либо электрического хард-рока ( Rust Never Sleeps , 1979). С приходом новой волны 1980-х музыкант экспериментировал с трансом ( Trans , 1982) и рокабилли ( Everybody’s Rockin , 1983), что вызывало недоумение его поклонников и обескураживало критиков. Во второй половине десятилетия он обратился к блюзовому джазу ( This Note’s for You , 1988) и остросоциальному хартленд-року ( Freedom , 1989). В начале 1990-х музыкант вернулся к своим кантри-рок корням, выпустив Harvest Moon (1992), который многими рассматривается как продолжение его классической работы Harvest . В 1995 году исполнитель выпустил Mirror Ball , звучащий в духе гранжа , после чего стал играть в основном традиционную рок-музыку .

Влияние музыки Янга признают группы Radiohead , Pearl Jam и Nirvana . Лидер Radiohead Том Йорк , по его собственный словам, ещё в юном возрасте ощутил силу голоса Янга на After the Gold Rush . Участник Pearl Jam Эдди Веддер включал исполнителя в Зал славы рок-н-ролла, признавая его огромную значимость . Известные же слова Курта Кобейна «Лучше сгореть, чем угаснуть» ( англ. It's better to burn out than to fade away ), использованные им в предсмертной записке, взяты из песни Нила «My My, Hey Hey (Out Of The Blue)» .

Инструменты

Нил Янг с гитарой «Old Black», 2009 год
Гитары

Нил Янг занимает 17 место в списке «100 величайших гитаристов» по версии журнала Rolling Stone . Музыкант является обладателем внушительной коллекции подержанных гитар, но для записи альбомов и выступлений он использует лишь несколько постоянных инструментов. Более подробно об этом можно узнать, посмотрев документальный фильм Джонатана Демми «Neil Young: Heart of Gold». Наиболее часто Янг использует следующие гитары:

  • Gibson Les Paul 1953 года по прозвищу «Old Black». Музыкант получил её в конце 1960-х от участника Buffalo Springfield Джима Мессины, отдав взамен одну из своих Gretsch , которую Мессина до сих пор хранит у себя . Изначально корпус Gibson был золотистого цвета, но вскоре Нил перекрасил его в чёрный, что и дало гитаре её прозвище. «Old Black» претерпела несколько модификаций: в 1969 году Янг прикрепил к ней вибрато системы Пола Бигсби (в действии его можно услышать уже в альбоме Everybody Knows This Is Nowhere ), в 1972 году — заменил бриджевый сингл P-90 Les Paul на мини-хамбакер от гитары Gibson Firebird , обладающий настолько сильным микрофонным эффектом, что улавливает голос, если кто-то говорит рядом . «Old Black» представлена на большинстве альбомов Янга.
  • Martin D-45 — классическая гитара со стальными струнами, с помощью которой исполнитель записал большинство своих акустических песен, таких как «Old Man». D-45, наряду с тремя другими гитарами, была куплена Стивеном Стиллзом для себя и троих товарищей по группе Crosby, Stills, Nash & Young в честь дебютного концерта коллектива в 1969 году в зале Greek Theater .
  • Martin D-28 по прозвищу «Хэнк», в честь первого владельца гитары Хэнка Уильямса . Её продал сын исполнителя Хэнк Уильямс-младший, после чего D-28 сменила несколько владельцев и наконец попала в руки старого друга Янга Гранта Боатрайта. Нил использует «Хэнка» на гастролях уже более 30-ти лет, в студийных альбомах она наиболее ярко представлена в Prairie Wind .

Также достойны упоминания:

  • Vintage Martin D-18 использовалась Янгом, начиная с его первых выступлений в кофейнях . Vintage можно услышать на ранних записях Buffalo Springfield, впоследствии её заменила Martin D-45, подаренная Стивеном Стиллзом .
  • Gretsch White Falcon, купленная Янгом в 1950-х годах, занимает видное место в эпохе Harvest (её можно услышать в таких песнях, как «Ohio», «Southern Man», «Alabama», «Words (Between the Lines of Age)», «LA») .
  • Gretsch 6120 — основная электрогитара Нила до появления «Old Black» .
  • Gibson Flying V использовалась музыкантом во время его хард-рокового тура Time Fades Away .
  • Taylor 885 — двенадцатиструнная гитара , звучащая в акустической части альбома Rust Never Sleeps .
  • Fender Broadcaster использовалась во время записи альбома Tonight’s the Nigh и тура в его поддержку .
Усилители

Нил Янг предпочитает гитарные усилители Fender Tweed Deluxe, особенно модели 1959 года . Первый усилитель музыкант купил за 50 долларов у барабанщика Crazy Horse Ральфа Молины в 1967 году. С тех пор он собрал около 450 усилителей, всё той же эпохи. По утверждению самого Янга, эта модель звучит выше, чем какая-либо другая, что является решающим фактором для его фирменного звучания . Специально для Янга Fender Deluxe создала усилитель Whizzer, который подключается к ножной педали .

Семья

У Янга были длительные отношения с актрисой Кэрри Снодгресс , на которой он женился в начале 1970-х. В 1978 году сочетался браком с джазовой исполнительницей Пеги Мортон. Имеет двоих сыновей: Зика (от Кэрри Снодгресс), Бена и дочь Эмбер Джин. Семья живёт в небольшом городе Ла-Хонда в Калифорнии . После развода с Пегги в 2014 году, Нил в 2018 году третий раз сочетался браком с известной голливудской актрисой Дэрил Ханна . У отца Нила Скотта Янга после развода с Рэсси Янг было ещё несколько браков, от которых на свет появилось пять дочерей. Одна из единокровных сестёр Нила — исполнительница глэм-рока и хэви-метала Астрид Янг.

Дискография

Примечания

  1. Miller, Edward D. . Popular Musicology Online (2003). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 16 июля 2012 года.
  2. Sinclair, Scott. . musicOMH (2009). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 5 апреля 2009 года.
  3. Echard, William. . — Indiana University Press, 2005. — С. 43. — 260 с. — ISBN 0253217687 . . Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 1 августа 2018 года.
  4. . Globedia. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 12 ноября 2013 года.
  5. . (англ.) . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 27 января 2014 года.
  6. . Rock and Roll Hall of Fame . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 14 ноября 2012 года.
  7. . (англ.) . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 8 мая 2006 года.
  8. . Governor General of Canada . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 6 июня 2012 года.
  9. . (англ.) . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 25 ноября 2012 года.
  10. . San Francisco State University . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 27 января 2011 года.
  11. . Archives of Ontario. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 11 октября 2013 года.
  12. . Orlando Sentinel . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 17 мая 2013 года.
  13. . Youngtown Museum. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 27 февраля 2012 года.
  14. McDonough, Jimmy. . — Knopf Doubleday Publishing Group, 2003. — С. 46. — 816 с. — ISBN 0679750967 . . Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 29 октября 2013 года.
  15. Unger, Andrew. . Ballast Magazine (24 сентября 2012). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 18 мая 2013 года.
  16. . Neil Young News (30 марта 2005). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 4 октября 2013 года.
  17. McDonough, Jimmy. . — Knopf Doubleday Publishing Group, 2003. — С. 51-53. — 816 с. — ISBN 0679750967 . . Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 29 октября 2013 года.
  18. . Thrasher's Wheat - Neil Young Archives (апрель 2992). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 21 января 2013 года.
  19. Jarvinen, Arthur. . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 20 марта 2012 года.
  20. . Thrasher's Wheat - Neil Young Archives. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 5 ноября 2012 года.
  21. Wenner, Jann S.; Levy, Joe. . — Little, Brown, 2007. — 496 с. — ISBN 0316005266 . . Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 16 декабря 2014 года.
  22. Callieri, Gianfranco. . No Depression (6 февраля 2011). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 22 июля 2013 года.
  23. . Wilson Alroy's Record Reviews. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 12 октября 2012 года.
  24. . Rock and Roll Hall of Fame . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 11 октября 2012 года.
  25. Greene, Andy. . Rolling Stone (27 февраля 2012). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 2 февраля 2013 года.
  26. . (англ.) . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 10 ноября 2012 года.
  27. . Grammy . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 13 ноября 2013 года.
  28. . FAQ. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 4 марта 2012 года.
  29. Prato, Greg. . Allmusic . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 22 марта 2013 года.
  30. . Thrasher's Wheat - Neil Young Archives. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 22 ноября 2012 года.
  31. Rogan, Johnny. . — Music Sales Distributed, 2000. — С. 187. — 736 с. — ISBN 0952954044 .
  32. Sullivan, Denise. . Allmusic . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 30 июня 2015 года.
  33. Greenwald, Matthew. . Allmusic . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 23 августа 2012 года.
  34. Erlewine, Stephen Thomas. . Allmusic . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 4 ноября 2012 года.
  35. Williamson, Nigel. . — Hal Leonard, 2002. — С. 42. — 159 с. — ISBN 0879307412 .
  36. . Thrasher's Wheat - Neil Young Archives. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 22 ноября 2012 года.
  37. . Allmusic . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 11 ноября 2012 года.
  38. . Thrasher's Wheat - Neil Young Archives. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 21 ноября 2012 года.
  39. . Thrasher's Wheat - Neil Young Archives. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 21 января 2013 года.
  40. . Thrasher's Wheat - Neil Young Archives. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 30 ноября 2012 года.
  41. . Super Seventies. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 17 октября 2012 года.
  42. Mitchum, Rob. . Pitchfork (30 сентября 2003). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 16 ноября 2012 года.
  43. McDonough, Jimmy. . — Knopf Doubleday Publishing Group, 2003. — С. 469. — 816 с. — ISBN 0679750967 . . Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 29 октября 2013 года.
  44. Allison Hussey. . Pitchfork (15 мая 2020). Дата обращения: 3 февраля 2021. 21 мая 2020 года.
  45. . Songfacts. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 13 ноября 2012 года.
  46. McDonough, Jimmy. . — Knopf Doubleday Publishing Group, 2003. — С. 502. — 816 с. — ISBN 0679750967 . . Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 29 октября 2013 года.
  47. Ruhlmann, William. . Allmusic . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 5 ноября 2012 года.
  48. Ruhlmann, William. . Allmusic . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 6 января 2013 года.
  49. Ruhlmann, William. . Allmusic . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 5 ноября 2012 года.
  50. . Sugar Mountain. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 23 июля 2013 года.
  51. Ruhlmann, William. . Allmusic . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 14 ноября 2012 года.
  52. Planer, Lindsay. . Allmusic . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 5 июля 2012 года.
  53. . Rocklist.net. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 23 июля 2010 года.
  54. Ruhlmann, William. . Allmusic . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 7 декабря 2012 года.
  55. Ruhlmann, William. . Allmusic . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 4 ноября 2012 года.
  56. . Sugar Mountain. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 29 июня 2012 года.
  57. Ruhlmann, William. . Allmusic . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 28 октября 2012 года.
  58. . Edge. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 21 октября 2012 года.
  59. Reel, Penny. . NME (20 августа 1983). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 7 марта 2012 года.
  60. Cavallo, Dominick J. . — St. Martin's Press, 1999. — 282 с. — ISBN 031221930X . . Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 14 марта 2014 года.
  61. . Live Aid . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 24 мая 2013 года.
  62. . Charts in France. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 22 июля 2012 года.
  63. McDonough, James. . — Random House of Canada, 2003. — 816 с. — ISBN 0679311939 . . Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 10 марта 2016 года.
  64. Collins, Robert M. . — Columbia University Press, 2007. — 310 с. — ISBN 0231511302 . . Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 13 ноября 2013 года.
  65. . MTV . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 5 ноября 2012 года.
  66. Fricke, David. . Rolling Stone (2 ноября 1989). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 4 ноября 2007 года.
  67. . Thrasher's Wheat - Neil Young Archives. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 11 ноября 2012 года.
  68. . Aloha Criticon. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 7 апреля 2012 года.
  69. Farber, Jim. . Entertainment Weekly (29 марта 1991). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 13 ноября 2013 года.
  70. . Juno . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 13 ноября 2013 года.
  71. . The Guardian (11 мая 2002). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 16 октября 2012 года.
  72. . Thrasher's Wheat - Neil Young Archives. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 14 ноября 2012 года.
  73. . (англ.) . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 26 июня 2012 года.
  74. García, Quim. . IndyRock. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 30 марта 2013 года.
  75. Weeks, Linton. . The Washington Post (16 декабря 2001). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 18 октября 2012 года.
  76. Erlewine, Stephen Thomas. Allmusic . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 5 декабря 2012 года.
  77. Metzger, John. . The Music Box. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 9 июня 2012 года.
  78. . Thrasher's Wheat - Neil Young Archives. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 13 декабря 2012 года.
  79. . Renewable Energy World (27 февраля 2004). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 7 октября 2012 года.
  80. . CNN (1 апреля 2005). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 6 ноября 2012 года.
  81. Tyrangiel, Josh. . Time (26 сентября 2005). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 14 ноября 2012 года.
  82. Sheffield, Rob. . Rolling Stone (6 октября 2005). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 26 марта 2014 года.
  83. Erlewine, Stephen Thomas. . Allmusic . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 3 декабря 2012 года.
  84. Fricke, David. . Rolling Stone (1 мая 2006). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 27 мая 2015 года.
  85. Petridis, Alexis. . The Guardian (5 мая 2006). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 17 ноября 2010 года.
  86. Greene, Andy. . Rolling Stone (20 августа 2007). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 3 февраля 2013 года.
  87. . BBC . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 24 октября 2012 года.
  88. . CBC (7 марта 2009). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 5 ноября 2012 года.
  89. . NME (4 мая 2010). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 21 октября 2012 года.
  90. Inman, Davis. . (англ.) (20 мая 2010). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 7 октября 2012 года.
  91. . Neil Young News (22 января 2012). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 9 ноября 2012 года.
  92. Schlansky, Evan. . (англ.) (5 июня 2012). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 16 января 2013 года.
  93. Simpson, Connor. . The Atlantic Wire (25 августа 2012). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 30 октября 2012 года.
  94. Greene, Andy. . Rolling Stone (19 марта 2012). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 6 января 2014 года.
  95. . Neil Young News (5 октября 2012). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 17 ноября 2012 года.
  96. Maslin, Janet. . New York Times (28 октября 2012). Дата обращения: 18 ноября 2012. 10 мая 2013 года.
  97. Michaels, Sean. . The Guardian (28 октября 2012). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 25 октября 2012 года.
  98. . (англ.) . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 23 октября 2012 года.
  99. . Grammy . Дата обращения: 18 ноября 2012. 25 ноября 2012 года.
  100. . 100 GREATEST ARTISTS . Rolling Stone (2004). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 19 октября 2012 года.
  101. . Rocklist.net (1996). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 26 ноября 2012 года.
  102. . Paste (2006). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 2 октября 2014 года.
  103. . HyperRust. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 17 января 2013 года.
  104. . Allmusic . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 3 декабря 2012 года.
  105. . BBC . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 11 октября 2013 года.
  106. . LYRICS. Дата обращения: 18 ноября 2012. 22 ноября 2012 года.
  107. . 100 GREATEST GUITARISTS . Rolling Stone (2003). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 30 ноября 2012 года.
  108. . Thrasher's Wheat - Neil Young Archives. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 30 ноября 2012 года.
  109. . Thrasher's Wheat - Neil Young Archives. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 27 октября 2012 года.
  110. . Premier Guitar. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 17 января 2012 года.
  111. . Thrasher's Wheat - Neil Young Archives. Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 31 октября 2012 года.
  112. . BBC . Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 11 октября 2013 года.
  113. . Time (28 сентября 2005). Дата обращения: 18 ноября 2012. Архивировано из 14 ноября 2012 года.
  114. Snapes, Laura . the Guardian (29 августа 2018). Дата обращения: 29 августа 2018. 29 мая 2019 года.
  115. Gavin Edwards. . Rolling Stone (22 января 2014). Дата обращения: 27 января 2014. Архивировано из 25 января 2014 года.

Литература

Монографии :

На английском языке :

На русском языке :

Публикации в газетах и журналах :

  • (англ.) . (англ.) // Circus : magazine. — New York: Circus Enterprises Corporation, 1970. — June ( vol. 4 , no. 7 ). — P. — . — ISSN .

Ссылки

Источник —

Same as Янг, Нил