Улица Дмитрия Ульянова (Москва)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ансамбль Дмитрия Покровского — экспериментальный музыкальный коллектив, созданный в 1973 году музыкантом, педагогом и учёным-исследователем Дмитрием Викторовичем Покровским (1944—1996) при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР . Ансамбль объединил богатые традиции народной национальной музыкальной культуры с современными выразительными средствами и способами подачи материала. Неповторимость Ансамбля Дмитрия Покровского как в безукоризненном владении стилями и понимании сути фольклора, так и в умении донести его до слушателя и зрителя, сделать событием культуры, в том числе и на межнациональном уровне.
…если кому-то из другой страны, кто здесь никогда не был, нужно объяснить, что такое Россия — не про выборы и колбасу, демократов и коммунистов, а по существу, — можно просто дать послушать диск ансамбля Покровского, и говорить больше ничего не нужно.
Коллектив был создан из профессиональных музыкантов, участниками первого состава были: Д. Покровский, Т. Смыслова, А. Данилов, В. Петров, В. Попов, В. Потравнов. Уже после первых выступлений молодого ансамбля идеологи официальной культуры СССР объявили, что «экспериментальный народный хор при фольклорной комиссии Союза композиторов в своих экспериментах „фольклорнее“ самих народных певцов, а его руководитель — самозванец и кустарь-одиночка без мотора (читай — без научной степени)» . Талант общения Д. Покровского и его коллектива со зрителем недоброжелатели предпочитали считать дешёвой популярностью. Однако музыканты продолжали поиски своего стиля, звучания, природной энергетики народной культуры. Так, в 1980 году ансамбль начал исследование и возрождение традиционной вертепной драмы — народного представления, рождественского увеселения, чаще всего состоящего из двух частей: собственно рождественской мистерии и музыкальной комедии с региональным колоритом .
С самых первых выступлений Ансамбль Покровского буквально переворачивал сложившееся на то время привычное представление о народной музыке, фольклоре . Творчество коллектива поражало внутренней свободой, яркой импровизацией, оно было чуждо господствующей советской идеологии. В числе поклонников ансамбля сразу оказалась значительная часть свободомыслящих интеллектуалов. Под влиянием творчества ансамбля родилось и получило широкое распространение молодёжное фольклорное движение . Дмитрий Покровский и его ансамбль вдохновили многих молодых музыкантов на создание собственных коллективов, как профессиональных, так и любительских. Среди них ансамбли «Сирин», «Таусень» (Смоленск), «Народная опера» (Б. Базуров) , «Берегиня», «Казачий круг», «Народный праздник» и другие . Возникло большое количество фольклорных студий, в том числе при фабрике «Дукат», при МГУ, университетах в Миддлбери и Норвиче (США), в разных городах бывшего Советского Союза. По модели Ансамбля Покровского было создано и существует немало коллективов в России и за рубежом, в том числе в Японии, Швеции, Болгарии, США. В поисках путей освоения непривычных аутентичных вокальных технологий точкой отсчёта стал именно Ансамбль Покровского с его репетиционной и сценической практикой .
Первое заметное обращение Дмитрия Покровского и его ансамбля к театру произошло в 1980 году во время работы над пьесой «Правда хорошо, а счастье-лучше» по А. Островскому в театре им. Моссовета. Режиссёром спектакля был Сергей Юрский . Покровский занимался с артистами и подбирал музыку, а ансамбль озвучивал музыкальные эпизоды спектакля. Творчество талантливых исполнителей привлекло внимание режиссёра Театра на Таганке Юрия Любимова . Этот театр имел тогда репутацию наиболее авангардного театра страны, а спектакли Ю. Любимова пользовались огромным успехом у интеллигенции и советских « диссидентов ». Он пригласил ансамбль к участию в создании музыкальной составляющей спектакля «Борис Годунов» . Однако после первых представлений постановка в 1983 году была запрещена (возобновлена в 1988 году). С растущим авторитетом и популярностью коллектива его привлекали к работе театральные режиссёры: С. Юрский , В. Фокин , К. Гинкас , М. Левитин , И. Райхельгауз , Л. Додин , а также кинематографисты: Н. Михалков , Э. Климов , М. Швейцер и многие другие.
По замыслу своего руководителя, ансамбль являлся не только исполнительским коллективом, но и лабораторией по изучению русского фольклора. Дмитрий Покровский и его артисты осуществили множество экспедиций в разные регионы страны, собрав огромный аудио-видео архив. Многие культурные явления, зафиксированные на плёнках, уже полностью исчезли. В настоящее время этот архив является собственностью ансамбля, с ним ведется постоянная работа.
В 1986 году Пол Уинтер — известный саксофонист, руководитель ансамбля «Paul Winter Consort», в будущем — многократный лауреат престижной музыкальной премии «Grammy» , создатель направления «экологический джаз», приехал в СССР для записи на озере Байкал звуков живой природы, которые он использовал при создании своих музыкальных композиций. Уже в том же году он дал в Московском государственном университете первый совместный концерт с ансамблем Дмитрия Покровского . Непосредственно познакомил Покровского и Уинтера музыковед, знаток джаза Леонид Переверзев . О некоторых обстоятельствах знакомства Дмитрия Покровского и Пола Уинтера рассказал музыкальный продюсер Александр Чепарухин , который способствовал появлению идеи соединить американский экологический джаз с аутентичным русским фольклором . Годом позже был реализован общий проект — грампластинка, названная «Earthbeat» ( рус. « Пульс Земли » ).
Запись хорового пения российского ансамбля была произведена в Москве в сопровождении саксофона Пола Уинтера. Наложение музыкального ряда коллектива «Paul Winter Consort» осуществлено позже в США лейблом Living Music Records . В СССР диск был перезаписан и выпущен в 1989 году под названием «Ансамбль Пола Уинтера (США) и фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского». Этот альбом, по утверждению Пола Уинтера, стал первой пластинкой самобытной музыки, созданной американцами и русскими, где «новые музыкальные сочетания объединили западные созвучия, афро-бразильские ритмы с древними (русскими) хороводными песнями и напевами» .
Смешение Полом тысячелетней традиции русского народного хорового пения и индивидуального стиля своего коллектива является мощным заявлением о его вере в единство песен нашей Земли.
Позже запись, произведённая американским лейблом, была номинирована на премию «Грэмми». Кроме того, часть материала была использована при работе над следующим совместным альбомом коллективов Пола Уинтера и Дмитрия Покровского «Wolf Eyes» ( рус. «Волчьи глаза» , в СССР не издавалась), записанного на той же студии.
Ярким событием стало выступление Ансамбля в популярной телевизионной программе « Музыкальный ринг » в 1987 году. Многие зрители, в первую очередь молодые, радикально поменяли своё представление о русском фольклоре именно после этой передачи .
Многократно возросшая популярность ансамбля сопровождалась официальным признанием (в 1988 году Дмитрию Покровскому присуждена Государственная премия СССР ) и мировой известностью. Гастроли проходили в Австралии, Японии, Канаде, Великобритании, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Венгрии, Финляндии, Болгарии; в Германии коллектив участвовал в мероприятиях, связанных с очередной выставкой « documenta ». В США артисты дали более 500 концертов, в том числе участвовали в благотворительных акциях в Белом доме и Национальной Библиотеке Конгресса в Вашингтоне , концерте в Гранд-Каньоне в рамках международного экологического движения, в проекте Питера Габриеля WOMAD и так далее.
В 1990 году Ансамбль Покровского по приглашению Питера Гэбриэла записал альбом «Wild Field» ( рус. «Дикое поле» , Realworld). Некоторые фрагменты совместных импровизаций были включены английским музыкантом в его следующий альбом « » .
В 1994 году в Бруклинской Академии музыки Нью-Йорка в исполнении коллектива состоялась премьера « Свадебки » (авторский подзаголовок — «русские хореографические сцены для солистов, хора, четырёх фортепиано и ударных») И. Ф. Стравинского — итогового произведения русского периода композитора. Авторское прочтение этого сочинения было сопоставимо с научным открытием фольклорных корней авангардной музыки начала века, идущих из бытовых и праздничных церемоний народа, в том числе свадебных обрядов . Этой теме была посвящена диссертация Дмитрия Покровского, которую он не закончил. 29 июня 1996 года в возрасте 52 лет Дмитрий Викторович Покровский скончался.
Смерть основателя и бессменного руководителя коллектива потрясла как коллектив, так и поклонников ансамбля. Но, после определённого периода растерянности, ансамбль успешно продолжил своё творчество, демонстрируя этим уважение и светлую память об ушедшем вдохновителе и наставнике. В 1997 году вместе с некоторыми исполнителями ансамбль покинула солистка Тамара Смыслова, проработавшая там начиная с первого состава (сейчас — в театре «Русская песня» ). Руководство Ансамблем Дмитрия Покровского взяли на себя (музыкальный руководитель) и режиссёр Ольга Юкечева . В творческом запасе коллектива уже тогда насчитывалось свыше 2000 песен и более 160 костюмов и музыкальных инструментов. Программы содержали как традиционные народные песни центра России, донских и кубанских казаков, так и духовные песнопения Русской Православной Церкви и других русских этноконфессиональных групп . В 1998 году по инициативе Юрия Петровича Любимова Ансамбль Дмитрия Покровского получил статус творческой мастерской режиссёра при Театре на Таганке .
Без преувеличения: Ансамбль Дмитрия Покровского — серьёзнейший вклад России в музыкальную культуру второй половины XX века. А собирание этого богатства было той же добычей радия…
— Юрий Любимов
То, что ансамбль не прекратил своего существования с уходом из жизни его основателя, а продолжил работу, вызвало неоднозначную реакцию у фольклористов и коллег по сцене, а также пристальный неослабевающий интерес к его деятельности. Некоторыми критиками отмечались недостатки в работе коллектива: случаи падения общей энергетики, элементы излишнего подчеркивания диалектных особенностей, создающие эффект их утрирования, отсутствие новых идей и ряд других негативных факторов (статья Е. Дороховой из сборника монографий Государственного института искусствоведения ). В то же время анализ прессы свидетельствует о росте профессионализма коллектива и о его верности направлению, заданному Д. В. Покровским Ансамбль Дмитрия Покровского по-прежнему востребован в России и за рубежом. Он представляет русскую традиционную и классическую музыку на лучших мировых музыкальных площадках, сотрудничает с выдающимися исполнителями, дирижёрами и коллективами (Бирмингемский симфонический оркестр, оркестр «Avanti!», Майкл Тилсон Томас , П. Донохоу , Т. Курентзис , Томас Адес , Феликс Коробов , сёстры Лабек , Московский Синодальный хор (А. Пузаков) , Пол Уинтер Консорт , ансамбль «4.33» , ансамбль «Opus Posth» п/у Татьяны Гринденко , ( ) ( ) и другие ), для него специально пишут музыку композиторы ( А. Батагов , В. Мартынов , А. Раскатов , В. Николаев, И. Юсупова , М. Шмотова и др.)
Новое творческое руководство ансамбля сумело не только сохранить то наследие, который оставил Дмитрий Покровский, но и развить его, проложить новые творческие пути, осуществить собственные идеи.
Был продолжен и обновлён новым составом исполнителей успешный проект « Пульс Земли ». В 2003 и в 2008 году этот проект, объехавший к тому времени весь мир, впервые увидели зрители Москвы и других городов России . В содружестве с дирижёром и композитором Томасом Адесом был возобновлён сложнейший в музыкальном и сценическом отношении проект «Свадебка» (И. Стравинский), ставший «лебединой песнью» Дмитрия Покровского. Представления «Свадебки» состоялись на престижных площадках России и других стран . С 1996 года ансамблем было представлено зрителям множество номеров и театрализованных программ, с успехом идущих на российской и зарубежной сцене: «Улари-удила», «Игрища» (на музыку В. Николаева), «Море» (на музыку И. Юсуповой ), «Небылицы в лицах», «Торжествуй, Россия!» (музыка эпохи Петра I), «Лики любви русской деревни», «Солдатский реквием» (муз. В. Дашкевича ) , «Человек живёт, как трава растет» и другие . Продолжая творческую линию своего создателя, Ансамбль воплощает на сцене сложную и редко исполняемую авторскую музыку, включая произведения таких композиторов, как Бела Барток , К. Штокхаузен . К своему 40-летию в сезон 2012—2013 годов ансамбль представил серию премьер на сцене Московского Дома музыки , в числе которых «Романс в письмах» (посвящена победе 1812 года) , «Парасказки» (на темы фольклорных сказок и сказок А. Пушкина) , « Слово о полку Игореве » (произведение написанно композитором А. Шелыгиным специально для Ансамбля Покровского) . В 2016—2017 годах Ансамбль выпустил две премьеры: «В песнях вспомним о вас» (музыка времен Первой мировой войны) и «Ветер революции» (к 100-летию событий 1917 года в России) . В 2021 году состоялась премьера программы «Дороги победы», посвященной Великой Отечественной войне . Ансамбль много гастролирует и постоянно расширяет географию российских городов и стран, в которых работает. Он показывает свои программы традиционной и авторской музыки в лучших концертных залах мира (Берлинская, Кёльнская, Токийская, Лос-Анджелесская Филармонии, Симфони-Холл Сан-Франциско , Бенаройя-Холл Сиэтл , Бирмингемский Симфони-Холл, Лондонский Барбикан, Брукнерхаус, штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже, Зал им. Чайковского, Московский Международный Дом Музыки, Санкт-Петербургская Капелла , Смольный собор и др). В декабре 2020 года «Слово о полку Игореве» было исполнено Ансамблем совместно с Казанским государственным камерным оркестром «La Primavera» (дирижер Рустем Абязов) в новой редакции.
Ансамбль продолжает исследовательско-экспедиционную деятельность. За последние годы проведены фольклорные экспедиции на русский Север, в Усть-Цильму (республика Коми), в Забайкалье, на Дон и в Низовья Волги, в центральные области России. Артисты побывали на Западной Украине, в Вологодской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Архангельской, Пензенской, Волгоградской, Рязанской, Тамбовской, Читинской и Орловской областях, Краснодарском крае . Проведена оцифровка и систематизация огромного экспедиционного архива ансамбля.
Ансамбль Покровского продолжает выпускать диски: «Mother Russia», «Неблизко от города недалеко» и др.
Ансамбль продолжает работать в театре и кино . Так, артисты ансамбля заняты в спектаклях Юрия Любимова «Марат и Маркиз де Сад»(1998) ,"Евгений Онегин"(2000). Заметным стало участие пятерых солистов в его спектакле 2006 года по трагедии Софокла « Антигона » . Музыка ансамбля использована в спектакле режиссёра К. Гинкаса «Записки из подполья» на сцене Московского ТЮЗа. Артистов ансамбля задействовали также режиссёры Валерий Фокин («Старосветская любовь»(2000) , « Татьяна Репина » (спектакль ТЮЗа и Авиньонского фестиваля (1997 год) , Александр Пономарёв («Настоящее»(1986), «Шаман и Снегурочка»(1999), «Победа над солнцем»(1997 — «Золотая Маска» в номинации «Новация»), В. Мирзоев («Семеро святых из деревни Брюхо»(2003)) , «На всякого мудреца довольно простоты»(2012) , «Квадратные круги» (Тони Харрисон — английский поэт, драматург и режиссёр) , А. Смирнов (спектакль парижского театра Комеди Франсез « Месяц в деревне ») , М. Левитин (спектакль «Цари» в театре « Эрмитаж ») и другие. В музыке к спектаклю Омского Драматического театра «Брат Чичиков» по пьесе Н. Садур (музыка М. Шмотовой ), номинированного на премию фестиваля «Золотая маска», большая роль отведена Ансамблю Покровского. Ансамбль также записал музыку и к другим театральным работам М. Шмотовой: спектакли «Тварь» Русского Театра Драмы (г. Уфа), «Журавлиные перья», «Три сестры», «Любовь-книга златая» Областного Московского Камерного Драматического театра, «Король-Дроздобород» Московского театра Мимики и Жеста. Артисты ансамбля выступают в роли музыкальных консультантов и ведут музыкально-пластические тренинги в различных театрах. Сравнительно недавние фильмы, в которых задействован ансамбль или его отдельные участники — «Му-му» ( реж. Ю Грымов ), «Борис Годунов» (реж. В. Мирзоев), «Жила-была одна баба» ( реж. А. Смирнов ) ," Раскол " ( реж. Н. Досталь ), «Китайская бабушка» (реж. В. Тумаев), телесериал « Две зимы и три лета » (2014), «Жизнь. Осень» ( реж. С. Лозница и М. Магамбетов), «Дороги» (реж. М Магамбетов), телефильм «Играем Покровского» (эфир 3.03.2011 на канале « Культура ») и др. Ансамбль участвовал в ряде музыкальных программ на федеральных теле и радиоканалах , его руководители и артисты входят в жюри конкурсов
После ухода Ю. П. Любимова из театра на Таганке летом 2011 года новое руководство театра упразднило свою музыкальную мастерскую. Таким образом Ансамбль Покровского перестал быть организационно связан с этим театром . С 2012 года Ансамбль входит в состав Москонцерта
Сейчас в Ансамбле работает новое поколение артистов, большинство которых не застало Дмитрия Покровского при жизни.
В 2018 году Ансамбль стал лауреатом «Общественной премии Юрия Любимова» «за профессионализм, преданность своему делу и выражение гражданской позиции»
В 2023 году Ансамбль Дмитрия Покровского серией концертов отметил свое 50-летие. Юбилейный концерт «От фольклора до авангарда» прошел 15 февраля 2023 в Московской Консерватории
К своему юбилею Ансамбль показал также премьеру музыкальной фантазии на тему сказок Ф. Сологуба "Ночные пляски" .
В 2023 году артисты Ансамбля приняли участие в проекте композитора и продюсера Игоря Матвиенко « Князь Владимир » (этно опера). .
Полный список артистов, в разные годы работавших в Ансамбле, см. на официальном сайте коллектива .
В конце 70х годов ансамбль Дмитрия Покровского во главе со своим руководителем задумал реконструировать вертепное представление для программы «Русский народный театр». Д. Покровский обратился за содействием к исследователю театра кукол, режиссёру, фотографу Виктору Новацкому , который изучил музейные вертепные экспонаты, пытаясь понять и оживить кукольную жизнь. Им была проделана сложнейшая текстологическая работа: по крохам собрано все, что было опубликовано в начале 20 в., добавлены фрагменты из неопубликованных вертепных текстов, предоставленных сотрудником кафедры фольклора МГУ Э. Померанцевой. Были найдены описания вертепных представлений, на которые опирались в своей работе Д. Покровский и его артисты. Очень помогла и экспедиционная работа Ансамбля.
На практике подтвердился принцип, открытый Д. Покровским и В. Новацким: эмоциональное воздействие вертепного действа на зрителя тем сильнее, чем нейтральнее произносится текст. В исполнении важно не актёрское мастерство, а внутреннее отношение к происходящему. Тогда за скромным и непритязательным действием — мистерией разворачивается не только двухтысячелетняя история христианства, но и более древние обряды и ритуалы, связанные с календарным циклом. Главное — не пытаться делать из вертепа кукольный театр, иначе мистерия мгновенно разрушается. В вертепе нельзя сказать, хорошо его играют или плохо. В народном театре нет индивидуальной игры. Таким образом, Ансамбль Покровского выбрал тот вариант, который наиболее соответствовал мистериальному духу вертепа.
Премьера вертепа Ансамбля состоялась в 1980 году в Знаменском соборе на Варварке в программе духовной музыки. Автором первого комплекта кукол и ящика стал известный художник-кукольник Сергей Тараканов. Ансамбль включил вертеп в программу «Русские святки», которую ежегодно представляет зрителям в рождественские дни. Сейчас используются два комплекта вертепных кукол: первый выполнен художником Евгением Масоловым в 1999 году (ящик — художник Даниил Хомов), а второй — художником Александром Петровым (Абрамцевское художественно-промышленное училище) в 2007 году (одежда кукол — О. Юкечева). Вертеп Е. Масолова был сделан для культурной программы в честь 2000-летия христианства в Святой Земле (Вифлеем), в которой участвовал Ансамбль. Вертеп Ансамбля Дмитрия Покровского положил начало возрождению вертепного искусства в России.
(не отражены документальные и анимационные работы)