Interested Article - Нагорный Карабах

Нагорно-Карабахская автономная область в составе Азербайджанской ССР. Автономия охватывала часть, но не весь Нагорный Карабах .

Наго́рный Караба́х ( азерб. Dağlıq Qarabağ , арм. Լեռնային Ղարաբաղ ) — регион в Закавказье , в восточной части Армянского нагорья .

Занимает восточные и юго-восточные горные и предгорные районы Малого Кавказа , вместе с Равнинным Карабахом составляет историко-географическую область Карабах .

В 1923 году из населённой преимущественно армянами части Нагорного Карабаха была образована Автономная область Нагорного Карабаха (в 1936 году, после принятия новой союзной конституции , была переименована в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО)). Вне НКАО остались населённые преимущественно азербайджанцами части Нагорного Карабаха, а также северная часть с преимущественно армянским населением ( Шаумяновский район Азербайджанской ССР ).

На момент образования площадь АОНК составляла 4 161 км² . Согласно Всесоюзной переписи 1926 года , население области составляло 125,3 тысяч человек, среди которых армяне составляли 89,14 % (по данным БСЭ , на 1925 год армяне составляли  94,4 % населения АОНК ).

В ходе Карабахской войны 1992—1994 годов регион де-факто перешёл под контроль непризнанной Нагорно-Карабахской Республики , признаваясь при этом международным сообществом за Азербайджанской Республикой .

В ходе Второй Карабахской войны в сентябре-ноябре 2020 года Азербайджан вернул контроль над Физулинским , Джебраильским , Зангеланским и Кубатлинским районами , а также значительную часть территории бывшей НКАО (в том числе город Шушу и Гадрут ). Согласно заявлению о прекращении огня 10 ноября 2020 года , Азербайджан также получил контроль над Агдамским , Кельбаджарским и Лачинским районами (за исключением Лачинского коридора , связывающего Нагорный Карабах с Арменией ).

По итогам боевых действий к концу сентября 2023 года Азербайджан фактически взял под контроль всю территорию региона .

Происхождение и неоднозначность термина

Название «Карабах» происходит из тюркского слова «кара» — чёрный и персидского «баг» — сад .

Согласно другой точке зрения, высказанной армянским историком Б. Улубабяном , название Карабах происходит не от kara bağ «чёрный сад», а имеет тюрко-армянское происхождение и образовано от Łara Bałk' — «Великий Багк» (по названию восточного армянского царства Ктиш-Багк). Американский историк Роберт Хьюсен считает такую этимологию вероятной .

После монгольского завоевания это название закрепилось за южным Арраном .

Это название впервые встречается в Нусхат ал-кулуб (1340) Хамдаллаха Казвини и, по мнению Владимира Минорского , возможно, связано с вымершим одноимённым тюркским племенем . Также одно из старых упоминаний этого названия в Столетней летописи XIV века из летописного свода Картлис Цховреба (История Грузии) .

По-армянски регион называется арм. Լեռնային Ղարաբաղ (читается Leṙnain Łarabał ), по-азербайджански — азерб. Dağlıq Qarabağ или азерб. Yuxarı Qarabağ . Для обозначения территории армяне также часто используют название провинции Великой Армении Арцах ( арм. Արցախ ), охватывавший регион в древности.

Нередко термином Нагорный Карабах называют Нагорно-Карабахскую Республику , хотя её территория географически с Нагорным Карабахом совпадают лишь частично.

История

Античность

Автохтонным населением региона были различные племена, преимущественно неиндоевропейского происхождения . Согласно энциклопедии « Ираника », миграции армян до реки Куры (в т. ч. на территорию Карабаха) были ещё в VII веке до н. э . При этом арменизацию региона связывают с вхождением территорий вплоть до юга от Куры в состав Армении, касательно датировки которого есть несколько мнений. Так, Р. Хьюсен допускает вхождение территорий к югу от Куры в состав Ервандидской Армении ещё в IV в. до н. э , а также допускает начало арменизации с этим периодом . Такого же мнения придерживаются Ж.-П. Маэ и Д. Лэнг . Вместе с тем о границах Ервандидской Армении (IV—III века до. н. э.) существуют разные точки зрения . Так, ряд авторов называют восточной границей государства озеро Севан . Р. Хьюсен в более ранних работах , а также советские востоковеды К. В. Тревер , А. П. Новосельцев , С. Т. Еремян датировали вхождение территории Карабаха в состав Великой Армении и начало арменизации населения (племена албанского происхождения по Владимиру Минорскому ; шаки, утии и гаргары-албаны по Тревер) правобережья Куры в состав Армении II веком до н. э.

В границах армянского государства Великая Армения, северо-восточная граница которого проходила по реке Кура , территория современного Нагорного Карабаха находилась вплоть до 390-х годов н. э. . После падения Великой Армении территория Арцаха отошла к вассальной от Персии Кавказской Албании . В период долгого нахождения в составе Армении регион был арменизован . С этой эпохи на территории Нагорного Карабаха процветает армянская культура .

Средние века

Надпись Гасан-Джалала в Гандзасаре на древнеармянском языке

С конца VI до начала IX века полиэтническая Албания находилась под властью Михранидов — династии иранского происхождения. Последние были вассалами сначала Сасанидов затем Халифата, сами же, согласно специалистам, подверглись арменизации. По сообщениям исторического источника 700 года, население древнеармянской провинции Арцах говорило не просто по-армянски , но и на своём собственном диалекте армянского языка .

В начале IX века под предводительством Сахла Смбатяна ( Сахл ибн Сунбат ал-Армани ), которого Каганкатваци именует « Саhлем из рода hАйка » , на территории Нагорного Карабаха образовалось армянское феодальное княжество Хачен . В IX—XI веках территория Нагорного Карабаха входит в состав восстановленного Армянского государства Багратидов .

В XI веке Восточное Закавказье подверглось нашествию огузов-сельджуков . Часть сельджуков, осевших на равнинных землях между Курой и Араксом ( Мильско-Карабахская равнина ), впоследствии, смешавшись с местным иранским и кавказским населением, составили основу будущего азербайджанского этноса .


С начала XIII века в Нагорном Карабахе правили армянские княжеские династии Гасан-Джалаляны и Допяны — ответвления потомков Сахля Смбатяна. Как отмечают авторы академической «Истории Востока» , « Православной энциклопедии » , а также другие авторитетные российские историки, в XII—XIII веках армянонаселённый Нагорный Карабах становится одним из центров армянской культуры . После сельджукского завоевания Армении в Хачене продолжает существовать армянское правление , являвшейся центром армянской политической жизни .

Новое время

В XV веке Нагорный Карабах переходит под сюзеренитет туркоманских государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу , а затем в состав Сефевидского государства . Здесь образовывается Карабахское беглербекство . В период Сефевидов армянские правители Нагорного Карабаха сохраняли свою автономию .

В течение XVI века кочевники Карабаха объединились в конфедерации Игирми-дёрд (двадцать четыре) и Отуз-ики (тридцать два). Эти две конфедерации были основными союзниками Сефевидов на севере Азербайджана . Османы, которые короткими периодами завоевывали Карабахское беглербекство, провели здесь две переписи населения (тахрира) — 1593 и 1727 года — которые дают подробные списки племён . Например, в переписи 1593 года сообщается о племени баят, переселенцев из северной Сирии , которые кочевали в области Джалаберта .

Согласно данным 1727 года, племя джаванширов имело пастбища в Баяте, Дизаке, Кашатаге, Варанде и Хачене; племя отуз-ики имело пастбища в Баяте, Варанде, Инджеруде, Хачене и Джалаберте; ветвь софулу племени устаджлу проживало в Хачене. Ряд племен также занимались в нагорной части Карабаха сельским хозяйством — оймаки бегахмедли и зенгишанлы из отуз-ики, например, наряду с другими территориями, также в Джалаберте; джаванширские оймаки: яглавенд, дедели, таматлы, кечегозлу, сеидахмедли, карыбенд, сеидмемедли, карабурунлу — в Дизаке, софулу — в Хачене, шейхбабалы — в Каштаге .

В начале сефевидского владычества (рубеж 1500-х и 1510-х) магалы Дизака и Варанды (будущие Физулинский и Джебраильский районы) являлись тиюлем (феодальным владением) беглербека Пири-бека Каджара. В Дизаке и Варанде находилось несколько десятков и 120 сёл, соответственно, которыми преимущественно руководили местные армянские правители .

На рубеже XVI XVII веков Хачен распался , а на его месте постепенно образовались пять армянских княжеств ( , , , и ), которые соответственно получили название « Хамса » — «Пятерка». Российский историк конца XIX-го века П. Г. Бутков ссылаясь на Санкт-Петербургские ведомости от 1743 года приводит следующую цитату:

Карабаг есть страна лежащая между левого берега Аракса и правого реки Куры, выше Муганского поля, в горах. Главнейшие обитатели её - Армяне, управляемые наследственно 5 своими меликами или природными князьями, по числу сигнагов или кантонов: 1, Чараперт, 2, Игермадар, 3, Дузах, 4, Варанд, 5, Хачен.

Эти меликства, подчинявшиеся беглербеку Карабаха (с резиденцией в Гяндже), просуществовали до второй половины XVIII века .

Эти мелики, по учреждению Надыра, непосредственно зависели от шаха, а местное управление имел католикос их (или титулярный патриарх, поставляемый от главного всей Армении патриарха эчмиадзинского), имеющий прилагательный титул авганского, каковым именем древле Армения называлась. .

Институт меликств в Нагорном Карабахе окончательно был сформирован при иранском шахе Аббасе I . После распада в конце XIV века армянского царства Киликии , как отмечают авторитетные российские источники , в том числе Большая Российская Энциклопедия , а также западные источники , в том числе « Энциклопедия ислама » , практически только в Карабахе сохранились остатки армянского государственного устройства. В документе конца XVIII века говорится :

«В области Карабагской, яко едином остатке древния Армении сохранявшем чрез многие веки независимость свою под властию природных владельцов, полагала нация сия при помощи божией и неотъемлемом от нея сильном покравительстве Всероссийския империи ту только льстящую ея надежду»

Армянский монастырь Ерек Манкунк , XVI—XVII века

В 1720-е годы Нагорный Карабах становится одним из центров национально-освободительной борьбы армян против Османской оккупации . В этой борьбе армяне Нагорного Карабаха были воодушевлены также персидским походом Петра I . В 1722–30 годах армянские княжества Карабаха даже добились кратковременной независимости .

Начиная с периода правления Петра I , мелики Карабаха и католикос Гандзасарского монастыря Есаи Гасан-Джалалян начинают тайную переписку с российскими правителями, возобновлённую при Екатерине II и продолжавшуюся до присоединения этих территорий к Российской Империи. Из послания католикосов Есаи и Нерсеса и карабахских меликов Петру I:

Смиренно поклоняются Вам все служивые покорные слуги: нынешние вожди армянской карабахской земли, высокие и низшие властвующие, начальники и простолюдины, всадники и пешие, а также весь простой народ.

Ваше Императорское Величество! Мы несколько раз направили в Вашу Державу своих людей. И письмами обращались к Вам, беспокоя Ваше Величество, призывая помочь нам, ибо уже три года, как мы без руководителя и без хозяина. А ведь мы окружены безжалостными врагами: персами, османскими турками, дагестанцами и другими.

В 1747 году в Равнинном Карабахе было образовано Карабахское ханство , которое вскоре установило власть над Нагорным Карабахом: первые два карабахских хана — Панах и Ибрагим — подчинили своей власти армянских меликов, утвердившись в центре армянского меликства Варанда — в построенном Панахом и его союзником, армянским князем Шахназаром, городе-крепости Шуше . В результате междоусобиц между армянскими меликами, впервые за свою историю Нагорный Карабах оказался под властью тюркского правителя . После этих событий, с середины XVIII века, наблюдается массовый отток армянского населения из Нагорного Карабаха, и, наоборот, тюркские переселения . Изначально оно находилось под персидским, с 1805 года — под русским суверенитетом. Ханство было занято русскими войсками во время русско-персидской войны и принято в российское подданство по трактату 14 мая 1805 года . Формально оно было признано за Россией по российско-персидскому Гюлистанскому мирному договору 1813 года.

После ликвидации ханства в 1823 году Нагорный Карабах представлял собой сначала часть Карабахской провинции, затем — часть нескольких уездов Елизаветпольской губернии .

Новейшее время

После распада Российской империи и образования 28 мая 1918 года независимых республик Армения и Азербайджан , Карабах стал ареной борьбы между ними в ходе армяно-азербайджанской войны 1918-1920 годов . Армянскую сторону в конфликте представляло Народное Правительство Карабаха, позже известное как Армянский Национальный Совет Карабаха. В конце сентября турецко-азербайджанские войска установили частичный контроль над Карабахом. В январе 1919 британское командование на Кавказе объявило, что Карабах и Зангезур признается под временным азербайджанским командованием до решения Парижской Мирной Конференции. Это решение вызвало недовольство армян, но Армянскому Национальному Совету Карабаха пришлось покориться этим условиям после провальных боевых действий летом 1919 . По армяно-азербайджанскому договору 22 августа 1919 Карабаху предоставлялась территориальная автономия, а местным армянам культурная автономия . В начале 1920 на Парижской Мирной Конференции, Карабах был признан за Азербайджаном . После советизации Армении и Азербайджана, решением Кавбюро ЦК РКП(б) от 4 июля 1921 г. было решено передать Нагорный Карабах Армении, но окончательное решение оставить за ЦК РКП(б), однако новым решением от 5 июля он был оставлен в составе Азербайджана с предоставлением широкой областной автономии . В 1923 году из армянонаселенной части Нагорного Карабаха (однако без Шаумянского и части Ханларского районов , также армянонаселённых) в составе Азербайджанской ССР была образована Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК). В 1937 году АОНК была преобразована в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО).

Население

XIX век

По данным переписей первой половины XIX века, около трети населения всей территории всего Карабаха (вместе с равнинной его частью до устья реки Кура) составляли армяне, и около двух третей азербайджанцы . Как отмечает американский историк Джордж Бурнутян , переписи тех лет показывают, что армянское население было, в основном, сосредоточено в 8 из 21 магалов (районов) Карабаха, из которых 5 составляют современную территорию Нагорного Карабаха, а 3 входят в современную территорию Зангезура . Таким образом, 35 процентов населения Карабаха (армяне) проживали на 38 процентах территории всего края, составляя абсолютное большинство в Нагорном Карабахе (более 90 %) . Согласно к.и.н. Анатолию Ямскову, следует учитывать тот факт, что переписи населения велись в зимний период, когда кочевое азербайджанское население находилось на равнинах, а в летние месяцы оно поднималось на высокогорные пастбища, меняя демографическую ситуацию в горных районах. Однако Ямсков отмечает, что точка зрения на права кочевых народов считаться полноценным населением сезонно используемой ими кочевой территории, на сегодняшний момент не разделяется большинством авторов, как из постсоветских стран, так и из стран «дальнего зарубежья», включая и проармянские, и проазербайджанские работы; в российском Закавказье XIX века эта территория могла являться собственностью только оседлого населения .

Как указывает А. А. Мкртчян , в Карабахе этническая граница практически соответствовала физико-географической границе Нагорного и Равнинного Карабаха , проходя по западной окраине Мильско-Карабахской степи . При этом в азербайджанонаселённом Равнинном Карабахе было некоторое количество армянских, а в армянонаселённом Нагорном Карабахе азербайджанских сёл . Шуша , крупнейший город Карабаха, имел азербайджанский и армянский квартал . В летние месяцы ввиду миграций азербайджанских кочевников этническая граница стиралась и в Нагорном Карабахе образовывалась широкая полоса со смешанным населением .

Население Нагорного Карабаха в начале XX века

Этническая карта Нагорно-Карабахской Автономной области под конец существования СССР, 1989. Армянонаселенные места Азербайджанонаселенные места Необитаемые места (Горы, фермы и т. д.)

В 1918 году в Нагорном Карабахе, который состоял из частей Шушинского уезда, Елизаветпольского (Гюлистан) [ источник не указан 557 дней ] , Карягинского и Джеванширского уезда и превосходил по площади будущую НКАО [ источник не указан 557 дней ] , проживало 165 тысяч армян (71,4 %), 59 тысяч мусульман (25,5 %), из которых 20 тысяч жили в Шуше или его окрестностях, а также 7 тысяч русских (3,1 %) (данные других источников могут незначительно отличаться) .

Автономная область Нагорного Карабаха была создана из преимущественно армянонаселённой части Нагорного Карабаха . Согласно переписи 1923 года в АОНК армяне составляли 94 %; из оставшихся 6 % подавляющее число были азербайджанцы. Среди других меньшинств выделялись курды , издавна населяющие эти земли и русские , переселенцы или потомки переселенцев XIX-XX веков; было также некоторое количество греков , также колонистов XIX веков

Этноязыковая динамика

Население НКАО (и соответствующей территории до 1923 года) и НКР
Год Население Армяне Доля

армян

(%)

Азербайджанцы Русские
1823 36 475 30 850 84,6 5370 (14,7 %)
1833 26 100 21 900 83,9
1875 91 300 78 800 84,4 14 500 (15,3 %)
1886 121 216 103 055 85,02 17 038 299
1897 п 128 600 106 400 82,7 20 400 (15,9 %) 1500 (1,17 %)
1914 167 100 135 400 81 29 700 (17,8 %)
1921 131 500 124 200 94,4
1923 127 800
1923 157 800 [ источник не указан 1196 дней ] 149 600 94 7700 (6 %)
1925 157 807 142 470 90,3 15 261 (9,7 %) 46
1926 п 125 300 111 694 89,14 12 592 (10,05 %) 596 (0,48 %)
1939 п НКАО 150 837 132 800 88,04 14 053 (9,3 %) 3174 (2,1 %)
Степанакерт 10 459 9079 86,8 672 (6,4 %) 563 (5,4 %)
Гадрутский район 27 128 25 975 95,7 727 (2,7 %) 349 (1,3 %)
Мардакертский район 40 812 36 453 89,3 2833 (6,9 %) 1244 (3,0 %)
Мартунинский район 32 298 30 235 93,6 1501 (4,6 %) 457 (1,4 %)
Степанакертский район 29 321 26 881 91,7 2014 (6,9 %) 305 (1,0 %)
Шушинский район 10 818 4177 38,6 6306 (58,3 %) 256 (2,4 %)
1959 п 130 406 110 053 84,4 17 995 (13,8 %) 1790 (1,6 %)
1970 п 150 313 121 068 80,5 27 179 (18,1 %) 1310 (0,9 %)
1979 п 162 181 123 076 75,9 37 264 (23,0 %) 1265 (0,8 %)
1989 п 189 085 145 450 76,92 40 688 (21,5 %) 1922 (1,0 %)
2005 п 137 737 137 380 99,74 6 (0,004 %) 171 (0,12 %)
2015 п 145 053 144 683 99,74 н/д 238 (0,16 %)

За годы советской власти процент азербайджанского населения НКАО возрос до 21,5 % а армянского населения снизился до 76,9 %. Армянские авторы объясняют это целенаправленной политикой властей Азербайджанской ССР по изменению демографической ситуации в регионе в пользу азербайджанцев. Похожие этнические сдвиги в сторону титульной национальности наблюдались также в автономных республиках Грузинской ССР: Абхазии, Южной Осетии и Аджарии . Гейдар Алиев , третий президент Азербайджана (1993—2003), который в 1969—1982 годах занимал должность первого секретаря ЦК КП Азербайджанской ССР, 22 июля 2002 года принимая в Президентском дворце учредителей Бакинского пресс-клуба по случаю Дня национальной печати, комментируя данную тему заявил:

«…я говорю о периоде, когда был первым секретарём, я много помогал в то время развитию Нагорного Карабаха. В то же время старался изменить там демографию. Нагорный Карабах поднимал вопрос об открытии там вуза. У нас все возражали. Я подумал и решил открыть. Но с тем условием, чтобы было три сектора — азербайджанский, русский и армянский. Открыли. Азербайджанцев из прилегающих районов мы направляли не в Баку, а туда. Открыли там большую обувную фабрику. В самом Степанакерте не было рабочей силы. Направляли туда азербайджанцев из окружающих область мест. Этими и другими мерами я старался, чтобы в Нагорном Карабахе было больше азербайджанцев, а число армян сократилось.»

По мнению Анатолия Ямскова, подобное изменение соотношения азербайджанского и армянского населения объяснялось более высоким естественным приростом среди азербайджанцев, миграцией азербайджанцев из других регионов Аз.ССР в НКАО и значительным оттоком сельских армян в города Закавказья и других частей СССР .

Доля русского населения в Нагорном Карабахе, как следует из таблицы, стремительно увеличивалась в довоенные годы и, достигнув максимума в 1939 году, начала столь же стремительно сокращаться, что коррелирует с процессами, происходившими во всем Азербайджане. В 1939 году наиболее велика доля русских была в Степанакерте (5,4 %).

Из пяти районов НКАО азербайджанцы составляли большинство в самом маленьком по площади Шушинском районе, где в 1989 году, согласно последней советской переписи, проживало 23156 человек, из которых 21 234 (91,7 %) были азербайджанцами и 1620 (7 %) армянами. В самом городе Шуша проживало 17000 из которых 98 % были азербайджанцами . По данным переписи 1939 года население Шушинского района составляло 10818 человек, из которых азербайджанцев было 6306 (58,3 %) и армян 4177 (38,6 %). Причём большая часть азербайджанцев жила в Шуше, население которой было 5424 человека, в сельской части района армяне составляли большинство.

При этом к началу XX века большинство населения в городе Шуша и в Шушинском уезде составляли армяне. Так в 1886 году армяне составляли 81,7 % (72785 человек) населения той части Шушинского уезда, которая позже войдёт в состав НКАО и 56,7 % (15188 человек) населения города Шуша (азербайджанцы 17 % и 43,3 % соответственно) . По данным ЭСБЕ (1904 год) армяне составляли 58,2 % (81911 человек) населения уезда и 56,5 % (14496 человек) населения города (азербайджанцы 41,5 % и 43,2 % соответственно) . Подавляющее большинство армян Шуши были убиты или покинули город в результате Шушинской резни в конце марта 1920 года (см. Этнические чистки и погромы в ходе Армяно-азербайджанской войны (1918—1920) ).

В остальных четырёх районах и городе Степанакерт азербайджанцы являлись меньшинством, однако и в них имелись населённые пункты с преимущественно азербайджанским населением. Азербайджанскими населёнными пунктами в этих четырёх районах являлись сёла Умудлу , Ходжалы и другие.

См. также

Комментарии

  1. Топоним Агванк был распространён на восточных территориях исторической Армении, в частности на территории древней области Арцах, однако название Агванк/Албания/Арран в армянонаселённом Нагорном Карабахе являлось лишь топонимом без какого-либо этнического указания
  2. В от 10 августа 2020 на Wayback Machine указаны как «татары». Согласно — «адербейджанские татары», от 19 апреля 2021 на Wayback Machine — «татары», в от 12 января 2021 на Wayback Machine — «татары», язык указан как «татарский (адербейджанский)». В от 21 ноября 2021 на Wayback Machine указаны как «тюрки». В от 21 ноября 2021 на Wayback Machine , согласно нынешней терминологии и далее в тексте статьи — азербайджанцы.

Примечания

  1. Давид Львович Златопольский. Национальная государственность союзных республик. — 1968. — С. 295.
  2. Encyclopedia Britannica. Статья: от 3 мая 2015 на Wayback Machine :
  3. Большая советская энциклопедия. Статья: Армянское нагорье:
  4. Лев Семёнович Берг . , страница 232, издание 1950.:
  5. // Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г. : краткие сводки. — М. : ЦСУ Союза ССР., 1928. — С. 127. — 138 с.
  6. // Большая советская энциклопедия. / О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926. — С. 641—642. — 638—667 с.
  7. — статья из Encyclopædia Iranica . W. Eilers
  8. Hewsen R. H. The Eastern Armenian kingdoms and principalities, 822-1261 // Armenia: A Historical Atlas. — University of Chicago Press, 2001. - P. 120.
  9. Академик В.В.Бартольд. Сочинения / Ответственный редактор тома А.М.Беленицкий. — М. : Наука, 1965. — Т. III. — С. 335. — 712 с.
  10. Vladimir Minorsky. Tadhkirt Al-muluk. — 1943. — С. 174.
  11. от 3 июня 2019 на Wayback Machine , с. 366.
  12. ИА Лента.ру « от 5 ноября 2004 на Wayback Machine » 12 августа 2002
  13. Газета РБК « (недоступная ссылка) » 26 февр. 2008 г.:
  14. ИА Регнум « от 2 апреля 2009 на Wayback Machine » 3 Марта 2009
  15. Robert H. Hewsen, Ethno-History and the Armenian Influence upon the Caucasian Albanians, in Thomas J. Samuelian, ed., Classical Armenian Culture: Influences and Creativity. Pennsylvania: Scholars Press, 1982
  16. Энциклопедия Ираника . Статья: от 27 января 2012 на Wayback Machine
  17. Robert H. Hewsen от 14 февраля 2011 на Wayback Machine . Chicago, IL: University of Chicago Press, 2001, стр. 32

    (стр. 33, карта 19 — территория Нагорного Карабаха показана в составе Армянского царства Ервандидов (IV—II вв. до н. э.))

  18. Jean-Pierre Mahé L’editio princeps des palimpsestes albaniens du Sinaï , in: Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. Vol. 153. № 3, стр. 1074:
  19. Кембриджская история Ирана, том 3, книга 1. Стр. 510:
  20. Susan M. Sherwin-White, Amalie Kuhrt. From Samarkhand to Sardis: A New Approach to the Seleucid Empire. — С. 16.
  21. George A. Bournoutian. A Concise History of the Armenian People: (from Ancient Times to the Present). — С. 33
  22. Elisabeth Bauer-Manndorff. Armenia: Past and Present. — С. 54
  23. Robert H. Hewsen, Ethno-History and the Armenian Influence upon the Caucasian Albanians, in Thomas J. Samuelian, ed., Classical Armenian Culture: Influences and Creativity. Pennsylvania: Scholars Press, 1982.
  24. К. В. Тревер. «Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э.- VII в. н. э.». М.—Л., 1959:
  25. А. П. Новосельцев . // Кавказ и Византия : Сб. — Ер. : Наука, 1979. — № I . — С. 10—18 . 26 февраля 2020 года.
  26. С. Т. Еремян. «Экономика и социальный строй Албании III—VII вв.» // Очерки истории СССР III—IX вв. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 303—310.
  27. В. Ф. Минорский. «История Ширвана и Дербенда». М. — Издательство восточной литературы. 1963, с. 28. Цитата:
  28. *Очерки истории СССР: Первобытно-общинный строй и древнейшие государства на территории СССР. М.: АН СССР, 1956, стр., 615
  29. Всемирная история. Энциклопедия. Том 3, гл. VIII:
  30. История древнего мира, М., 1989, т.3, стр. 286
  31. . Дата обращения: 1 августа 2009. 8 июля 2017 года.
  32. Всемирная История, М., т.2, стр.769, и карта-вкладыш от 20 мая 2013 на Wayback Machine
  33. А. П. Новосельцев . // Кавказ и Византия : Сб. — Ер. : Наука, 1979. — № I . 26 февраля 2020 года.
  34. Hewsen, Robert H. Ethno-History and the Armenian Influence upon the Caucasian Albanians, in: Samuelian, Thomas J. (Hg.), Classical Armenian Culture. Influences and Creativity, Chico: 1982, p. 34:
  35. V. Minorsky . Studies in Caucasian History. — CUP Archive, 1953. — С. 115. :
  36. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. – VII в. н. э. (источники и литература). — М. - Л. , 1959. — С. 294—295. :
  37. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. – VII в. н. э. (источники и литература). — М. - Л. , 1959. :
  38. Н. Адонц. Дионисий Фракийский и армянские толкователи. — Пг. , 1915. — С. 181—219.
  39. Пер.: армянин Сахль сын Смбата. См. Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ал-Масуди . . — М. , 2002. — С. 262. 21 марта 2008 года. (ср. также прим. 52)
  40. Каганкатваци, кн. III, гл. XXIII
  41. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. 1 . — С. 455—464 . 1 мая 2013 года. :
  42. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Под ред. Алаева Л. Б. — М. : Академкнига, 2003. — С. 198. :
  43. . Encyclopedia Britannica . Дата обращения: 8 октября 2020. 15 ноября 2019 года.
  44. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. — Л. , 1949. — С. 28. :
  45. Bayarsaikhan Dashdondog. The Mongols and the Armenians (1220-1335). — BRILL, 2010. — С. 34. :
  46. от 14 марта 2013 на Wayback Machine :
  47. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. 1 . — С. 455—464 . 4 марта 2016 года. :
  48. от 28 августа 2009 на Wayback Machine :
  49. А. Новосельцев , В. Пашуто , Л. Черепнин . Пути развития феодализма. — М. : Наука, 1972. — С. 47. :
  50. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев . — М. : Академкнига , 2003. — С. 236. — 592 с. — 2000 экз. ISBN 5-94628-118-6 .
  51. — статья из энциклопедии Британника :
  52. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Под ред. Алаева Л. Б. — М. : Академкнига, 2003. — С. 199. :
  53. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев . — М. : Академкнига , 2003. — С. 199. — 592 с. — 2000 экз. ISBN 5-94628-118-6 .
  54. , p. 110.
  55. , p. 22—43.
  56. Prof. Dr. Ali Sinan Bilgili. // Türkler. — 2002. — Т. 7 . — С. 22—43 . 8 октября 2020 года.
  57. Kioumars Ghereghlou. Cashing in on land and privelege for the welfare of the shah: monetisation of tiyul in ealy Safavid Iran and Eastern Anatolia // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hung. — 2015. — Т. Volume 68 , № 1 . — С. 110 .
  58. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев . — М. : Академкнига , 2003. — 592 с. — 2000 экз. ISBN 5-94628-118-6 .
  59. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. — Л. , 1949. — С. 59. :
  60. — статья из энциклопедии Британника :
  61. 19 октября 2013 года. П. Г. Буткова. СПб. 1869.
  62. Hewsen, Robert H. «The Kingdom of Arc’ax» in Medieval Armenian Culture (University of Pennsylvania Armenian Texts and Studies). Thomas J. Samuelian and Michael E. Stone (eds.) Chico, California: Scholars Press, 1984, pp. 52-53
  63. Jayanta Kumar Ray, Project of History of Indian Science, Philosophy, and Culture, Centre for Studies in Civilizations (Delhi, India). , p.63:
  64. . An Ethnohistorical dictionary of the Russian and Soviet empires. — Greenwood Publishing Group, 1994. — С. 44. :
  65. Якобсон А. Л. // К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении. — Издательство Ереванского гос. университета, 1991. — С. 447 . 28 августа 2009 года.
  66. Армянская Советская Социалистическая Республика // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. :
  67. Большая Российская Энциклопедия , статья «Армения»:
  68. Cyril Toumanoff . Armenia and Georgia // The Cambridge Medieval History. — Cambridge, 1966. — Т. IV: The Byzantine Empire, part I chapter XIV . — С. 593—637 . :
  69. Encyclopaedia of Islam. — Leiden: BRILL, 1986. — Т. 1. — С. 639—640. :
  70. . — Ер. , 1990. — Т. IV. — С. 505. 18 марта 2016 года. (АВПР,ф. СРА, оп. 100/3, 1797—1799 гг. д. 464, лл. 191-192. Копия)
  71. — статья из Encyclopædia Iranica . G. Bournoutian:
  72. Franco Cardini. Europa und der Islam, 2001, p. 179 :
  73. Richard G. Hovannisian. The Armenian People From Ancient to Modern Times. — Palgrave Macmillan, 2004. — Т. II. — С. 88. :
  74. Дата обращения: 1 октября 2014. 6 октября 2014 года.
  75. от 25 ноября 2009 на Wayback Machine
  76. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв. — Л. , 1949. — С. 71. :
  77. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев . — М. : Академкнига , 2003. — С. 199. — 592 с. — 2000 экз. ISBN 5-94628-118-6 .
  78. Michael P. Croissant, The Armenia-Azerbaijan conflict: causes and implications, p.11:
  79. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев . — М. : Академкнига , 2003. — С. 200. — 592 с. — 2000 экз. ISBN 5-94628-118-6 .
  80. Дата обращения: 1 октября 2009. 19 сентября 2010 года.
  81. Artie H. Arslanian / Middle Eastern Studies / Vol. 16/ Январь 1980/ от 30 декабря 2019 на Wayback Machine Artie H. Arslanian / MIDDLE EASTERN STUDIES / Vol. 16 /January 1980 /pp. 92-104
  82. Audrey L. Alstadt. Karabakh and Zangezur // The Azerbaijani Turks: Power and Identity under Russian Rule.
  83. Tim Potier. Conflict in Nagorno-Karabakh, Abkhazia and South Ossetia: A Legal Appraisal. — С. 2.
  84. Charlotte Mathilde Louise Hille. State Building and Conflict Resolution in the Caucasus. — С. 167.
  85. Постановление Кавбюро от 4 июля 1921 года. ЦПА ИМЛ, ф. 85, оп. 18, д. 58, л. 17. Постановление от 5 июля: ЦПА ИМЛ, ф. 85, оп. 18, д. 58, л. 18.//Нагорный Карабах в 1918—1923 гг. Сборник документов и материалов. Издательство АН Армении. Ереван, 1991, стр 649—650.
  86. George A. Bournoutian . (англ.) // «Journal of the Society for Armenian Studies». — Society for Armenian Studies, 1999. — Vol. 9. — P. 99—103.
  87. Анатолий Ямсков. «Традиционное землепользование кочевников исторического Карабаха и современный армяно-азербайджанский этнотерриториальный конфликт», стр. 174:
  88. , с. 55: «Этническая граница между армянским и азербайджанским населением в какой-то мере совпала с физико-географической границей, проходя по западной окраине Мильско-Карабахской степи. Горные и предгорные районы были в основном заселены армянами, а низменные — азербайджанцами. На это своеобразие в своё время обратили внимание уже дореволюционные авторы, отмечая, что "армянские селения (Саров и др.) встречаются здесь (на низменности — А. М.) как редкие оазисы". Такими же редкими вкраплениями в армянском этническом массиве были азербайджанские селения в горной полосе.».
  89. , с. 55: «Этническая граница между армянским и азербайджанским населением в какой-то мере совпала с физико-географической границей, проходя по западной окраине Мильско-Карабахской степи. Горные и предгорные районы были в основном заселены армянами, а низменные — азербайджанцами. На это своеобразие в свое время обратили внимание уже дореволюционные авторы, отмечая, что "армянские селения (Саров и др.) встречаются здесь (на низменности — А. М.) как редкие оазисы". Такими же редкими вкраплениями в армянском этническом массиве были азербайджанские селения в горной полосе.».
  90. см. раздел об этническом составе в статье Шуша
  91. , с. 57—58: «Азербайджанское население, особенно, та его часть, которая вела отгонное скотоводческое хозяйство, в летний период пользовалось пастбищами (эйлагами) в пределах расселения армян... Таким образом, в летний период чётко выраженная этническая граница как бы стиралась и образовывалась широкая полоса со смешанным населением.».
  92. Richard G. Hovannisian. The Republic of Armenia, Volume I: 1918-1919. — London: University of California Press, 1971. — 82 С. — 547 с. — ISBN 0-520-01805-2 .
  93. Bradshaw, Michael J; George W. White. (англ.) . — New York: McGraw-Hill Education , 2004. — P. 164. — ISBN 0-0725-4975-0 .
  94. Yamskov, A. N. « Ethnic Conflict in the Transcausasus: The Case of Nagorno-Karabakh ». Theory and Society, Vol. 20, No. 5, Special Issue on Ethnic Conflict in the Soviet Union October 1991, 659. Retrieved on February 13, 2007.
  95. . cyberleninka.ru . Дата обращения: 29 сентября 2020.
  96. . www.ethno-kavkaz.narod.ru . Дата обращения: 29 сентября 2020. 16 сентября 2011 года.
  97. Дата обращения: 24 февраля 2021. 12 января 2021 года.
  98. // Большая советская энциклопедия. / О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926. — С. 641. — 638—667 с.
  99. . REGNUM (5 ноября 2012). Дата обращения: 29 сентября 2020. 25 октября 2021 года.
  100. . Дата обращения: 29 сентября 2020. 13 марта 2022 года.
  101. . Дата обращения: 5 марта 2009. 29 ноября 2010 года.
  102. 24 мая 2012 года. . Азербайджанская общественно-политическая газета ЭХО № 138 (383) Ср., 24 июля 2002
  103. от 30 сентября 2013 на Wayback Machine . ИА REGNUM, 22 апреля 2006
  104. Анатолий Ямсков. Традиционное землепользование кочевников исторического Карабаха и современный армяно-азербайджанский этнотерриториальный конфликт, с. 184—185.
  105. Дата обращения: 7 марта 2009. 5 октября 2008 года.
  106. от 16 сентября 2011 на Wayback Machine по данным 1886 года
  107. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  108. Giovanni Guaita . // 1700 Years of Faithfulness: History of Armenia and its Churches (англ.) . — Moscow: FAM, 2001. — ISBN 5898310134 .

Литература и ссылки

Документы

  • / пер. А. Д. Папазяна. — Ер. , 1956.
  • . — Ер. : АН АрмССР, 1967. — Т. II, Часть II.
  • . — Ер. , 1990. — Т. IV.
  • Мкртчян А. А. Межэтнические контакты в Нагорном Карабахе (вторая половина XIX — начало XX в.) // Межэтнические контакты и развитие национальных культур: сборник статей. — Москва: Ин-т этнографии АН СССР, 1985. — С. 54—62 .
Источник —

Same as Нагорный Карабах