Митчелл, Кит
- 1 year ago
- 0
- 0
Джо́ни Ми́тчелл ( англ. Joni Mitchell , урождённая Робе́рта Джоа́н А́ндерсон Roberta Joan Anderson ; род. 7 ноября 1943 , , Альберта , Канада ) — канадская певица и автор песен , «одна из самых важных исполнительниц рок -эры» (так она была названа в 2002 году в решении о присуждении премии « Грэмми » за жизненные достижения).
В детстве будущая певица мечтала стать художником , по окончании школы поступила в художественный колледж, но быстро осознала, что рисовать можно не только кистью, но и словом. Музыка всегда была для неё естественным продолжением живописи. Её песни полны почти осязаемых образов. А петь она начала ещё в девять лет, когда лежала в больнице с полиомиелитом .
В начале 1965 года у Джони родилась дочь, которую она отдала на воспитание в чужую семью и смогла разыскать только через тридцать два года. В том же году она вышла замуж за исполнителя фолк-музыки , взяла его фамилию и уехала вместе с ним в Детройт , где стала выступать с песнями собственного сочинения, выдержанными в эстетике фолк-рока .
Музыкальные журналисты обнаружили в её текстах большие поэтические достоинства, впечатлил их и легко узнаваемый, как бы слегка затуманенный голос певицы. Изюминка её музыки состояла в том, что вместо традиционной настройки гитары [ источник не указан 576 дней ] она чуть ли не под каждую песню придумывала особенную. При содействии Дэвида Кросби из The Byrds она переехала в Нью-Йорк , где в 1967 году выпустила дебютный акустический альбом.
В это время песни Митчелл начинают активно исполняться другими певцами. Так получилось, что многие из них стали известны вовсе не в её исполнении. Так, её классическая вещь «Both Sides Now» в 1968 году ворвалась в лучшую десятку Billboard Hot 100 в исполнении Джуди Коллинз , а вскоре её включил в свой репертуар сам Фрэнк Синатра . Песню про Вудстокский фестиваль , « », с большим успехом исполняли Кросби и его товарищи по Crosby, Stills, Nash & Young .
Первым бестселлером в исполнении собственно Митчелл была оригинальная песня на тему необходимости сохранения окружающей среды, «Big Yellow Taxi» (1970). Впоследствии её исполнял Боб Дилан и многие другие музыканты, а Джанет Джексон в 1997 году переработала для своего хип-хоп -сингла «Got 'Til It’s Gone».
К 1971 году, когда вышел альбом « Blue », все только и говорили, что об авторской песне . Исповедальные произведения таких американских бардов , как Кэрол Кинг и Джеймс Тейлор , было сложно классифицировать — это был не рок, не поп-музыка , а нечто совершенно особенное. На этом фоне записанный не без помощи Тейлора «Blue» был воспринят как очень цельное произведение бардовского движения и логическая вершина творчества Митчелл. В 2004 г. журнал Rolling Stone назвал его одним из тридцати величайших альбомов всех времён .
Три года спустя, когда певица выпустила диск « Court and Spark », стало ясно, что она движется от задушевного пения под гитару в сторону экспериментальной джаз -музыки. Этот искрящийся альбом стал самым успешным за всю её карьеру, достигнув второго места в Billboard 200 . Митчелл никогда не могла похвастаться рекордными цифрами продаж, однако в первой половине 1970-х её синглы — «You Turn Me On», «Help Me», «Free Man in Paris» — не залеживались на полках магазинов.
На протяжении второй половины 1970-х Митчелл продолжала разрабатывать возможности джаза, тесно сотрудничала с выдающимися джазовыми музыкантами Джако Пасториусом , Херби Хэнкоком , Вэйном Шортером , Патом Метини , Майклом Брекером и др. Она была последней, кому довелось поработать с Чарльзом Мингусом , памяти которого посвящён её альбом «Mingus» 1979 года. Три года спустя поклонников певицы ждал очередной стилистический разворот: она записала диск электронной музыки «Wild Things Run Fast». Пока Митчелл состояла в браке с электронщиком Ларри Клейном, в её записях преобладали синтезаторы и танцевальные ритмы. Это не мешало ей записываться с такими музыкантами «старой закалки», как Вилли Нельсон , Питер Гэбриел , Том Петти . По приглашению Боба Дилана , Вана Моррисона , Роджера Уотерса она охотно принимала участие в живых выступлениях этих легендарных музыкантов.
Разойдясь с Клейном, Митчелл стала больше времени посвящать своим занятиям живописью . Времени на музыку оставалось сравнительно немного. На обложке диска «Turbulent Indigo» (1994) она изобразила себя в облике Ван Гога . Этот альбом был воспринят как возвращение той Митчелл, которая полюбилась американцам в начале 1970-х, и выиграл « Грэмми » в номинации «лучший альбом популярной музыки».
Пора экспериментов была в прошлом, однако прежде звонкий и пластичный голос певицы заметно погрубел: многие поклонники подозревают в этом её необузданное пристрастие к сигаретам. На рубеже нового столетия она перестала записывать новые песни, ограничиваясь перепевками своих классических хитов (напр., записанный с оркестром альбом «Both Sides Now», 2000). Хотя отклики на эти работы были в основном благосклонными, сама Митчелл впоследствии признала, что для неё важным было выполнить обязательства по контракту, который предусматривал выпуск пластинок на ежегодной основе.
В 2002 году, давая интервью журналу Rolling Stone , певица обрушилась на современный музыкальный бизнес, обозвав его клоакой, и объявила о том, что отныне намерена полностью посвятить себя изобразительному искусству. Война в Ираке заставила её изменить свои планы. В начале 2007 года газета New York Times сообщила, что Митчелл работает над альбомом новых песен политического свойства.
В середине 2007 года официальный фан-сайт Митчелл подтвердил предположения о том, что она подписала контракт на две пластинки с лейблом Hear Music компании Starbucks . Альбом «Shine» был выпущен лейблом 25 сентября 2007 года и дебютировал на 14 месте в чарте альбомов Billboard 200, что стало её самой высокой позицией в чарте в США с момента выхода альбома «Hejira» в 1976 году, более тридцати лет назад, и на 36 месте в чарте альбомов Великобритании. В тот же день Херби Хэнкок, давний соратник и друг Митчелл, выпустил альбом «River: The Joni Letters», альбом, отдающий дань уважения творчеству Митчелл.
Среди участников альбома были Нора Джонс , Тина Тернер , Леонард Коэн и сама Митчелл, которая участвовала в перезаписи песни «The Tea Leaf Prophecy (Lay Down Your Arms)» (первоначально вошедшей в её альбом «Chalk Mark in a Rain Storm») .
10 февраля 2008 года запись Хэнкока получила премию « Грэмми » как альбом года. Это был первый случай за 43 года, когда джазовый исполнитель получил главный приз на ежегодной церемонии награждения. Принимая награду, Хэнкок отдал дань уважения Митчелл, а также Майлзу Дэвису и Джону Колтрейну. На той же церемонии Митчелл получила «Грэмми» в номинации «Лучшее инструментальное поп-исполнение» за композицию «One Week Last Summer», открывающую альбом «Shine».
В 2009 году Митчелл заявила, что у нее болезнь Моргеллонов и что она покинет музыкальную индустрию, чтобы работать над повышением доверия к людям, страдающим от этой болезни .
В 2010 году в интервью газете Los Angeles Times Митчелл заявила, что автор-исполнитель Боб Дилан , с которым она тесно сотрудничала в прошлом, является фальшивкой и плагиатором. Это спорное замечание широко освещалось другими СМИ . Митчелл не объяснила это утверждение, но некоторые СМИ предположили, что оно могло быть связано с обвинениями в плагиате некоторых текстов песен в альбоме Дилана 2006 года « Modern Times » . В 2013 году в интервью Джиану Гомеши ее спросили об этих комментариях, и она ответила отрицанием того, что сделала это заявление, упомянув обвинения в плагиате, возникшие в связи с песнями в альбоме Дилана 2001 года « Love and Theft », в общем контексте течения и отлива творческого процесса артистов.
Хотя Митчелл заявила, что больше не будет гастролировать и давать концерты, она периодически выступает на публике с речами по экологическим вопросам . Митчелл делит свое время между своим домом в Лос-Анджелесе и поместьем площадью 80 акров (32 гектара ) в Сечелте, Британская Колумбия , которым она владеет с начала 1970-х годов. «Лос-Анджелес — мое рабочее место», — говорила она в 2006 году, — «Британская Колумбия — мое сердцебиение» . С 2011 года, по ее словам, она в основном занимается своим изобразительным искусством, которое она не продает и выставляет только в редких случаях .
В марте 2015 года Митчелл перенесла разрыв аневризмы головного мозга, что потребовало от нее прохождения физиотерапии и ежедневной реабилитации. Митчелл впервые появилась на публике после аневризмы, посетив концерт Чика Кориа в Лос-Анджелесе в августе 2016 года. Она сделала еще несколько выступлений, а в ноябре 2018 года Дэвид Кросби сообщил, что она снова учится ходить.
С 2018 года Митчелл одобрила ряд архивных проектов. В сентябре 2018 года компания Eagle Rock Entertainment выпустила документальный фильм режиссера Мюррея Лернера Both Sides Now: Live at the Isle of Wight Festival 1970 , в который вошли восстановленные видеоматериалы и ранее не публиковавшиеся интервью с Митчелл, а также отдельная программа с полным концертом. 2 ноября 2018 года Митчелл выпустил 8-LP виниловое переиздание Love Has Many Faces: A Quartet, A Ballet, Waiting to Be Danced . В январе 2019 года последовало ограниченное издание синего винила альбома Blue .
7 ноября 2018 года Митчелл посетила концерт Joni 75: A Birthday Celebration в Лос-Анджелесе. В честь ее 75-летия артисты Джеймс Тейлор , Грэм Нэш , Сил , Крис Кристофферсон и другие исполнили песни, написанные Митчелл. Соотечественница канадка Дайана Кролл предложила два выступления. Избранные песни из этого вечера были выпущены на DVD, а также отдельным CD. Виниловое издание альбома было выпущено ко Дню музыкального магазина в апреле 2019 года. Позже Митчелл посетила еще один концерт в честь трибьюта, Songs Are Like Tattoos , на котором участница Joni 75 Брэнди Карлайл полностью исполнила альбом Митчелл Blue .
Митчелл одобрила книгу Joni: The Joni Mitchell Sessions , состоящую из фотографий, сделанных и собранных Норманом Сиффом, которая вышла в ноябре 2018 года. Митчелл также вернулась к своей поэзии с Morning Glory on the Vine , коллекцией факсимильных рукописных текстов, стихов и иллюстраций, первоначально составленной в 1971 году в качестве подарка для друзей и семьи. Расширенное и переформатированное издание Morning Glory on the Vine было опубликовано 22 октября 2019 года в стандартном твердом переплете, а также в ограниченном подписанном издании.
В сентябре 2020 года было объявлено, что Митчелл и Rhino Records создали Joni Mitchell Archives — серию каталожных релизов, содержащих материалы из личных архивов певицы. Первый релиз проекта, пятидисковый сборник под названием Joni Mitchell Archives — Vol. 1: The Early Years (1963—1967) , вышел 30 октября 2020 года. В апреле 2022 года Митчелл получила за этот релиз премию «Грэмми» в номинации «Лучший исторический альбом». Она лично явилась за наградой . В тот же день Митчелл выпустила альбомы Early Joni — 1963 и Live at Canterbury House — 1967 (оба взяты из 5-CD бокс-сета) в виде отдельных виниловых релизов .
Специальная ремастированная коллекция первых четырех альбомов Митчелл (Song to a Seagull, Clouds, Ladies of the Canyon и Blue) была выпущена 2 июля 2021 года под названием The Reprise Albums (1968—1971) . В сборник впервые вошел новый микс дебютного альбома Митчелл 1968 года, созданный под руководством самой Митчелл. Комментируя оригинальный микс «Song to a Seagull», Митчелл назвала его «отвратительным» и сказала, что он звучит так, будто «был записан под миской с желе» .
28 января 2022 года Митчелл потребовала, чтобы Spotify удалила ее песни из своего стримингового сервиса в знак солидарности со своим давним другом и товарищем, пережившим полиомиелит , Нилом Янгом, который удалил свои треки из стриминговой платформы в знак протеста против дезинформации о COVID-19 в популярном подкасте The Joe Rogan Experience , который ведет Spotify . Она написала на своем сайте: «Безответственные люди распространяют ложь, которая стоит людям жизни. Я солидарна с Нилом Янгом и мировым научным и медицинским сообществом в этом вопросе» . Врач Британской национальной службы здравоохранения и автор Рэйчел Кларк написала в Твиттере: «И Нил Янг, и Джони Митчелл… прекрасно знают, сколько вреда, страданий и смертей, которых можно избежать, могут причинить антивакцинаторы» .
1 апреля 2022 года Академия звукозаписи признала Митчелл человеком года по версии MusiCares 2022. Митчелл присутствовала на церемонии награждения, принимая награду лично .
24 июля 2022 года Джони Митчелл без предупреждения выступила в качестве специального гостя на Ньюпортском народном фестивале в Род-Айленде в составе группы Brandi Carlile and Friends . Это было первое публичное выступление Митчелл за 20 лет. При поддержке группы доброжелательных музыкантов она исполнила 13 песен из собственного материала и кавер-версий (в том числе одну — только в качестве аккомпанемента, играя на электрогитаре). Митчелл проводила ежемесячные музыкальные сессии, известные как Joni Jams , в своем доме в Лорел Каньон, организованные с помощью певицы-песенницы Карлайл , где играли такие музыканты, как Элтон Джон , Пол Маккартни , Бонни Рэйтт , Гарри Стайлс , Чака Хан , Маркус Мамфорд и Херби Хэнкок . Музыкальные сессии способствовали ее выздоровлению, и ее пригласили присоединиться к Карлайлу и другим, без предупреждения, для скромного выступления на Ньюпортском фолк-фестивале, где она впервые играла в 1969 году, для живого исполнения Joni Jam . Она получила восторженный прием и сказала после: «Я была в восторге и польщена. Это дало мне толчок к этому» . Среди исполненных песен были «Carey», «Come in from the Cold», «A Case of You», «Big Yellow Taxi», «Both Sides Now» и «The Circle Game».
|
Этот раздел представляет собой
неупорядоченный список разнообразных фактов
о предмете статьи.
|
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|