Interested Article - Губайдулина, София Асгатовна
- 2020-05-17
- 1
Софи́я Асга́товна Губайду́лина ( тат. Софья (Сания) Әсгать кызы Гобәйдуллина ; Sofiya (Saniya) Äsğät qızı Ğobäydullina ; род. 24 октября 1931 , Чистополь , Татарская АССР ) — советский и российский композитор , с 1991 года живёт в Германии . Автор более ста симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов. Заслуженный деятель искусств РСФСР ( 1989 ).
Биография
София Губайдулина родилась в городе Чистополе Татарской АССР 24 октября 1931 года. Отец — Губайдулин Асгат Масгудович, инженер-геодезист. Мать — Губайдулина Федосия Фёдоровна, урождённая Елхова, педагог. Дед, Масгуд Губайдулин, был муллой . В 1932 году семья переехала в Казань .
В 1935 София поступила в музыкальную школу № 1 имени П. И. Чайковского. С 1946 по 1949 училась в казанской музыкальной гимназии по фортепиано (класс М. А. Пятницкой) и композиции, а с 1949 по 1954 в Казанской консерватории по классу композиции у профессора Альберта Лемана , а также по классу фортепиано у Григория Когана . В 1954 году поступила в Московскую консерваторию , класс композиции Юрия Шапорина , а затем Николая Пейко , класс фортепиано Якова Зака . Сталинская стипендиатка . В 1963 году окончила аспирантуру Московской консерватории по композиции у профессора Виссариона Шебалина . Важным было для неё в эти годы слово-напутствие, сказанное ей Дмитрием Шостаковичем : «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путём» .
В 1969—1970 Губайдулина работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А. Н. Скрябина и написала там электронную пьесу Vivente — non vivente ( Живое — неживое , 1970). Губайдулина писала также музыку для кино. Всего она написала музыку к 25 фильмам, включая « Вертикаль » (1967), « Маугли » (мультфильм, 1971), « Человек и его птица » (мультфильм, 1975), « Чучело » (реж. Р. Быков, 1983), «Мария — королева Шотландии» (2013). С начала 1970-х годов подружилась с Петром Мещаниновым (муж с 1992 ), пианистом, дирижёром ряда её произведений и теоретиком музыки, оказавшим значительное влияние на численные расчёты в технике музыкальной композиции Губайдулиной . С 1975 года выступала с импровизациями в составе ансамбля «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артёмовым .
В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и Губайдулина попала в так называемую « хренниковскую семёрку » — «чёрный список» семи отечественных композиторов, в течение ряда лет не могла выступать на радио и телевидении.
В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе . С 1992 года живёт в Аппене под Гамбургом , сохраняя российское гражданство.
Тогда было трудно, жизнь в Германии была проще. Но я никогда не считала себя изгнанником. Я часто возвращаюсь в Россию. Пока я не приехала сюда, я всегда жила в городах, но это становится все более невозможным. Мне нужна тишина, чтобы писать. Здесь вокруг меня лес, в котором я могу бродить. Я живу в деревне только с двумя дорогами. / смеется /. Получается, что это не достаточно далеко : Гюнтер Грасс говорит, что он живёт в деревне только с одной дорогой.
В 2005 году провела мировое турне, посвящённое Тысячелетию Казани .
В 2011 году в Казани прошли торжества и акции в честь 80-летия Губайдуллиной, в том числе два фестиваля её имени и объявление её почётным гражданином Казани.
В 2013 году 82-летняя композитор участвовала в фестивале «The rest is noise» в Лондоне , посвящённом политике и духовности в искусстве. .
В 2011 году с личным патронатом и участием Софии Губайдулиной в Казани силами Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан основан ежегодный фестиваль современной музыки её имени « Конкордия », в котором выступают известные российские и зарубежные композиторы и исполнители. Художественный руководитель фестиваля — заслуженный артист России Александр Сладковский.
В Казани проводится международный конкурс пианистов её имени с участием студентов Казанской и других консерваторий.
Центр современной музыки действует в Казани в реконструированном доме на улице Тельмана , где композитор провела свои детские годы.
Оценка творчества
Творчество Губайдулиной стремилось к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно- религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества.
Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдулина входила в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления.
Сочинения
- Фацелия , вокальный цикл на слова М. Пришвина (1957)
- Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных инструментов (1965)
- Ночь в Мемфисе , кантата для меццо-сопрано , мужского хора и оркестра на древнеегипетские тексты (1968)
- Рубайят , кантата на стихи Хакани , Хафиза и Хайяма (1969)
- Пять пьес для домры и фортепиано по мотивам татарского фольклора (1977)
- Квартет для четырёх флейт (в пяти частях), (1977)
- De profundis (Из глубины) , пьеса для баяна соло (1978), впервые исполнена Ф. Липсом
- Семь слов Христа для виолончели, баяна и струнных (1982)
- Offertorium ( Жертвоприношение ), концерт для скрипки с оркестром (1980/1981/1986), посвящение Гидону Кремеру
- Et expecto (И чаю воскрешения мёртвых) , соната для баяна в 5 частях, посвящение Ф. Липсу (1986)
- Слышу… Умолкло… , симфония в 12 частях под названием (1986)
- Аллилуйя для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов, 1990
- Из Часослова , кантата на стихи Райнера Марии Рильке , (1991)
- Теперь всегда снега , кантата на стихи Геннадия Айги (1993)
- Музыка для флейты, струнных и ударных (1994)
- Симфония Фигуры времени (1994)
- Висельные песни (15 песен) на стихи Х. Моргенштерна для голоса и ансамбля инструментов ( контрабас , ударные и др., 1996).
- Ночная песнь рыбы , концерт для альта с оркестром (1996), по заказу Чикагского симфонического оркестра, посвященный Ю. Башмету
- Кватернион для четырёх виолончелей (1996)
- , для солистов, хора и оркестра, написанная по заказу города Штутгарта в ознаменование 250-летия со дня смерти И. С. Баха (2000).
- Пасха по Иоанну , для солистов, хора и оркестра, (2001).
- «Лира Орфея» , концерт для скрипки, струнных и ударных (2006).
- «In Tempus Praesens» , второй концерт для скрипки с оркестром, ( 2007 ).
- So Sei Es ( Да будет так ), камерная пьеса, посвященная Суслину (2013).
- Über Liebe Und Hass (О любви и ненависти) , для сопрано, тенора, баритона, баса, двух смешанных хоров и оркестра (на тексты псалмов и молитв на русском, немецком, французском и итальянском) (2015—2016).
- «Диалог: Я и Ты» , концерт для скрипки с оркестром (2018).
- «Der Zorn Gottes» (Гнев Божий), для оркестра (2020).
Музыка для кино
- 1964 — « Хотите — верьте, хотите — нет… »
- 1967 — « Вертикаль »
- 1967 — « Кузнец-колдун » (мультипликационный)
- 1968 — « День ангела »
- 1969 — « Белый взрыв »
- 1973 — « Маугли » (мультипликационный)
- 1974 — « Каждый день доктора Калинниковой »
- 1975 — « Человек и его птица » (мультипликационный)
- 1981 — « Великий самоед »
- 1982 — « Кафедра »
- 1983 — « Чучело »
- 1987 — « Крейцерова соната »
- 1988 — « Кошка, которая гуляла сама по себе » (мультипликационный)
- 1988 — « Балкон »
- 1989 — « » (документальный)
- 2011 — « »
- 2013 — « Мария — королева Шотландии »
- 2017 — «Убийство священного оленя»
Награды и звания
- Премия князя Монако (1987)
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (16 ноября 1989) — за заслуги в области советского искусства .
- Член Комитета по присуждению Ленинских премий (1990)
- , США (1990, 1994)
- , Италия (1991)
- Премия на 7-м Международном фестивале композиторов-женщин в Гейдельберге (1992)
- Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 1992 года (25 декабря 1992) — за концерт для скрипки с оркестром «Offertorium»
- , Германия (1995)
- Член Шведской королевской музыкальной академии (1995)
- Императорская Премия ( Praemium Imperiale ), Япония (1998)
- Член ордена « Pour le Mérite » («За заслуги») Германия (1999)
- , Германия (1999)
- Музыкальная премия Леони Соннинг , Дания (1999)
- Медаль Гёте , Германия (2001)
- , Москва (2001)
- Премия Polar Music , Стокгольм (2002)
- Большой Крест со звездой ордена «За заслуги перед ФРГ» (2002)
- « » , Франция (2003)
- Премия « Триумф » (2006)
- Почётная награда Правительства Москвы и Международного Совета российских соотечественников «Соотечественник года — 2007» — за большой личный вклад в развитие российской и мировой культуры .
- Почётный доктор Йельского университета (2009)
- Большой крест со звездой и плечевой лентой ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» Германия (2009)
- Орден Дружбы (30 декабря 2010) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
- Почётный доктор Чикагского университета (2011)
- Почётный гражданин Казани (2011)
- «Золотой лев» музыкального фестиваля Венеции (Music and Theatre sectors of the Biennale di Venezia) (2013)
- Орден «Дуслык» (19 октября 2016, Республика Татарстан , Россия ) — за значительный вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
- BBVA Foundation Frontiers of Knowledge Awards (2016)
- Орден «За заслуги в культуре и искусстве» (21 февраля 2022) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
Цитаты
«Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьёзной причины для сочинения музыки» ( цит. по: В. Холопова. София Губайдулина. Путеводитель по произведениям. М., 2001. С. 3-4 ).
«В Древней Греции все арфисты были мужчинами, а теперь это „женский“ инструмент. Времена меняются, и слова Брамса о том, что „скорее мужчина родит ребёнка, чем женщина напишет хорошую музыку“, звучат уже несерьёзно» ( цит. из интервью МК 16 февраля 2007 года ).
«Все, что я пишу, — всего лишь попытка. Для нас, человеческих существ, ничто никогда не будет достигнуто так, как мы себе это представляем. Что мы делаем, это — только попытки. Это наша судьба. Пусть будет так». ( цит. из интервью The Guardian 31 октября 2013 года ).
Примечания
- . Дата обращения: 10 апреля 2010. 11 января 2012 года.
- Холопова В. [yanko.lib.ru/books/music/schnittke-holopova.htm#_Toc40655895 Композитор Альфред Шнитке. — Издат «Аркаим», 2003. — С. 40.] от 3 апреля 2010 на Wayback Machine
- Ян Смирницкий. . 3 ноября 2013 года.
- Западные источники ошибочно дают другую дату (третьего) замужества Губайдулиной. См. от 16 сентября 2010 на Wayback Machine .
- См. об этом книгу В. Ценовой «Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной». — Москва, 2000 (на нем. яз. — Берлин, 2001), глава II.
- Stuart Jeffries. (англ.) . The Guardian (31 октября 2013). Дата обращения: 31 октября 2013. 12 ноября 2020 года.
- Дата обращения: 31 октября 2013. Архивировано из 2 ноября 2013 года.
- (рус.) . Дата обращения: 5 августа 2022. 5 августа 2022 года.
- . Дата обращения: 14 июня 2019. 9 июня 2021 года.
- Холопова В. [yanko.lib.ru/books/music/schnittke-holopova.htm#_Toc40655895 Композитор Альфред Шнитке. — С. 215] от 3 апреля 2010 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 26 июля 2022. 25 марта 2022 года.
- от 2 января 2014 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 4 сентября 2022. 4 сентября 2022 года.
- . Дата обращения: 7 февраля 2017. 7 февраля 2017 года.
- . Дата обращения: 21 февраля 2022. 22 февраля 2022 года.
Литература
- Холопова В. Н. , Рестаньо Э. София Губайдулина. — М., 1996. (на ит. яз. — Турин, 1991).
- Ценова В. С. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной. — М., 2000 (на нем. яз. — Берлин, 2001).
- Холопова В. Н. София Губайдулина: Путеводитель. — М., 2001.
- Кудряшов А. Ю. Об особенностях ладогармонического устройства «Сада радости и печали» С. Губайдулиной // Проблемы музыкознания. Музыка. Язык. Традиция: Сборник научных трудов. Вып. 5. / Отв. ред.-сост.: В. Г. Карцовник. — Л.: ЛГИТМиК, 1990. — С. 179—192.
- Инструментальный театр Софии Губайдулиной // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Научно-аналитический и научно-образовательный журнал. — 2011. — № 4 (20). —С. 49-55.
- «Сад радости и печали» Софии Губайдулиной (о концепции сочинения) // Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып 9: сентябрь — декабрь 2010. — Астрахань: Новая линия, 2010. — С. 28-30.
- M. Kurtz. Sofia Gubaidulina. — Stuttgart, 2001.
Ссылки
- Автор Надежда Сикорская
- : Интервью газете «Газета», № 229, 2.12.2008.
- (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка)
- «Sofia Gubaidulina’s orientalism in chamber music» by Razia Sultanova in in Orientality: Cultural Orientalism and Mentality, Volume 1 , Orientalist Museum, Doha, Qatar, 2015
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2020-05-17
- 1