Interested Article - The Doors
- 2020-03-27
- 1
The Doors ( рус. Дорз , с англ. — «Двери») — американская рок-группа , созданная в 1965 году в Лос-Анджелесе , оказавшая сильное влияние на культуру и искусство 1960-х годов . Загадочные, мистические, иносказательные тексты песен и яркий образ вокалиста группы, Джима Моррисона , сделали её едва ли не самой знаменитой и равно же противоречивой группой своего времени. После смерти в 1971 году Джима Моррисона оставшиеся музыканты продолжили выступать и записываться в формате трио, а в 1973 году группа прекратила своё существование . В общей сложности в США было реализовано 32 500 500 копий их альбомов . Группа продала более 100 миллионов альбомов по всему миру . The Doors стала первой американской группой, у которой было 8 золотых альбомов подряд . В 1993 году были введены в Зал славы рок-н-ролла . Rolling Stone поставил The Doors на 41-е место в своем списке « 100 величайших исполнителей всех времен ».
История группы
Начало: 1965—1966
История The Doors началась в июле 1965 года, когда студенты кинематографического колледжа UCLA Джим Моррисон и Рэй Манзарек повстречались на пляже в Венеции , будучи немного знакомыми ранее. Моррисон рассказал Манзареку, что пишет стихи, и предложил создать группу (Моррисон сказал: «Я делал заметки на фантастическом рок-н-ролльном концерте, происходящем в моей голове» ). Текст Моррисона « Moonlight Drive » впечатлил Манзарека, и он согласился.
К этому времени Манзарек уже играл в группе со своим братом . За своеобразную манеру пения Рэй получил прозвище Screamin' Ray Daniels — скорее всего, по аналогии с известным певцом Скримин Джеем Хокинсом . В августе к музыкантам присоединился Джон Денсмор , игравший в группе вместе с гитаристом Робби Кригером . Денсмор и Кригер познакомились с Рэем Манзареком на занятиях по йоге и медитации .
2 сентября 1965 года Моррисон, Манзарек и Денсмор вместе с музыкантами из «Rick and The Ravens» и бас-гитаристкой записали первые студийные версии песен будущих The Doors. Позднее эти записи («Moonlight Drive», «My Eyes Have Seen You», « Hello, I Love You », «Go Insane» (раннее название композиции «A Little Game» из « »), «End of the Night» и «Summer’s Almost Gone») неоднократно издавались как бутлег . В 1997 году они вышли в составе «коробочного» сборника песен The Doors.
В том же месяце The Doors пригласили в группу и Робби Кригера . Четвёрка (Джим Моррисон, Рэй Манзарек, Джон Денсмор и Робби Кригер) стала классическим составом The Doors. Именно эти музыканты записали наиболее известные альбомы группы в период с 1967 по 1971 годы.
Название группы своим появлением обязано творчеству английского писателя Олдоса Хаксли . В своём эссе « Двери восприятия » ( англ. The Doors of Perception ) (1954) писатель взял эпиграфом строки из поэмы «Бракосочетание Рая и Ада» английского поэта XVIII века Уильяма Блейка : «If the doors of perception were cleansed, every thing would appear to man as it is: infinite». В русском переводе Максима Немцова (1991) эта фраза звучит как «Если бы двери восприятия были чисты, все предстало бы человеку таким, как оно есть — бесконечным».
The Doors выглядели необычно среди других рок-групп, потому что они не использовали бас-гитару на концертных выступлениях. Вместо этого Манзарек играл басовые партии левой рукой на только что появившемся клавишном инструменте Fender Rhodes Bass . Правой рукой он играл на другом инструменте, например, электрооргане (таком, как транзисторный Vox Continental — именно он звучит в знаменитой песне Light My Fire ). Однако группа время от времени приглашала сессионных бас-гитаристов на время записи в студии.
Большинство композиций The Doors обычно приписывается только Моррисону и Кригеру. На самом деле многие из произведений группы — плоды совместного творчества музыкантов. Они вместе работали над ритмическими и гармоническими аранжировками, в то время как Моррисон или Кригер предоставляли текст и исходную мелодию. Иногда целый фрагмент песни был создан не её первоначальным автором — например, соло Манзарека на электрооргане в начале песни Light My Fire.
Творчество группы хорошо принималось публикой в течение всей её карьеры, хотя в 1968 году после выхода сингла Hello, I Love You случился локальный скандал. Рок-пресса указала на сходство в музыкальном плане этой песни и хита 1965 года All Day and All of the Night группы The Kinks . Музыканты The Kinks вполне согласились с критиками. Известно, что гитарист The Kinks Дэйв Дэйвис делал вставки из Hello, I Love You во время концертного исполнения All Day and All of the Night — в качестве издевательского комментария по данному поводу .
К 1966 году группа постоянно выступала в клубе The London Fog . Этот опыт придал Моррисону уверенности в том, что он сможет выступать перед живой аудиторией, а группе в целом развивать и, в некоторых случаях, удлинять свои песни и работать над «The End», «When the Music’s Over» и «Light My Fire» в том формате, в котором они появятся в их дебютном альбоме . Рэй Манзарек позже скажет в London Fog группа «стала этим коллективным существом, это единица единства…вот тут-то и началось волшебство» .
Группа продвинулась до престижного клуба Whisky a Go Go , поддерживая выступления, включая группу Ван Моррисона Them . В их последний совместный вечер обе группы объединились для исполнения « In The Midnight Hour » и « Gloria » . 10 августа 1966 года с группой связалась фирма Elektra Records в лице её президента Джека Хольцмана . Это произошло по настоянию Артура Ли , вокалиста группы Love , которая записывалась на Elektra Rec. Хольцман и продюсер Elektra Rec. Пол А. Ротшильд посетили два выступления группы в Whisky a Go Go. Первый концерт показался им неровным, второй же просто загипнотизировал. После этого 18 августа музыканты The Doors подписали контракт с фирмой, — так было положено начало долгому успешному сотрудничеству с Ротшильдом и звукооператором Брюсом Ботником.
Соглашение пришлось как нельзя вовремя, потому что 21 августа клуб выгнал музыкантов из-за вызывающего исполнения песни The End. Инцидент заключался в том, что сильно охрипший Джим Моррисон в наркотическом угаре представил версию трагедии Софокла « Царь Эдип » в фрейдистском ключе с явной аллюзией на Эдипов комплекс :
— Father
— Yes, son?
— I want to kill you.
— Mother! I want to fuck you...
Подобные случаи происходили вплоть до самой смерти Моррисона, что создало своеобразный скандальный и неоднозначный образ группы.
Двери открыты: 1967—1970
В 1966 году The Doors записали свой первый альбом с одноимённым названием . Альбом был записан за несколько дней в конце августа — начале сентября; практически все песни записывались в один дубль. Однако вышел он только в 1967 году и встретил в основном сдержанные оценки со стороны критиков. В альбоме были представлены наиболее известные песни из имевшегося к тому моменту репертуара The Doors, включая « Light My Fire » (занимающая 35 место в списке 500 величайших песен по версии журнала Rolling Stone ) и 11-минутную драматическую « The End ». Со временем дебютный альбом завоевал всеобщее признание и считается теперь одним из лучших альбомов в истории рок-музыки (например, занимает 42 место в списке 500 величайших альбомов по версии журнала Rolling Stone ). Многие из композиций с пластинки стали хитами группы и затем неоднократно издавались на сборниках лучших песен, а также исполнялись группой на концертах.
The Doors появились на американском телевидении 25 августа 1967 года, в качестве гостя в сериале Malibu U, исполняя «Light My Fire». Музыкальное видео не получило никакого коммерческого успеха и выступление было забыто. Только когда группа появились в шоу Эда Салливана , они привлекли внимание на телевидении .
Моррисон и Манзарек выступили в качестве режиссёров неординарного промофильма для сингла « Break on Through », — примечательного образца развития жанра музыкального видео.
Альбом Strange Days , вышедший в октябре того же года, был записан на более совершенном оборудовании, и занял третью позицию в американских чартах. В отличие от дебютной пластинки на нём не было чужих песен. Присутствуют и элементы новаторства, например, чтение Моррисоном одного из своих ранних стихотворений «Horse Latitudes» («Лошадиные широты»), наложенного на белый шум . Композиция « When the Music’s Over » затем неоднократно исполнялась группой на концертах, а « Strange Days » и «Love Me Two Times» широко издавались на различных сборниках.
После выхода в 1968 году «Hello, I Love You» группа хита «All Day and All of the Night» The Kinks в 1964 году объявила, что они планируют судебный иск против The Doors за нарушение авторских прав; однако автор песен Рэй Дэвис в конечном итоге решил не подавать в суд. Гитарист группы Дэйв Дэвис был особенно раздражен этим сходством . На концертах Моррисон иногда пренебрежительно отзывался о песне, оставляя вокал Манзареку, что видно из документального фильма The Doors Are Open .
Через месяц после бурного концерта в Нью-Йоркском клубе Singer Bowl группа вылетела в Великобританию для своего первого выступления за пределами Северной Америки. Они провели пресс-конференцию в Институте современного искусства ICA и дали концерты в Roundhouse . Концерты поездки были показаны на Granada TV в « The Doors Are Open» , позже выпущенном на видео. Они выступали в Европе вместе с Jefferson Airplane , включая шоу в Амстердаме, где Моррисон рухнул на сцену после наркотического запоя (включая марихуану, гашиш и неопределенные таблетки) .
По словам участников группы, начиная с 1968 года Моррисон начал испытывать серьёзные проблемы с алкоголем . «Он определённо понимал, что мы не были довольны его поведением. Но он был совершенно не способен контролировать себя. Он полностью сошёл с рельсов, нёсся на потерявшем управление поезде — и когда ты так разгоняешься, остаётся только прыгать ».
Когда музыка смолкнет: 1970—1971
В отличие от предыдущих студийных сессий, альбом Morrison Hotel приходилось записывать, пересматривая дневники и книжные записи вокалиста в поиске новых идей. По словам продюсера Пола Ротшильда , «Джим или просто не хотел работать, или приходил в студию совершенно пьяным». Несмотря на трудности записи, вышедший в феврале 1970 года альбом оживил коммерческую карьеру группы. В Америке Morrison Hotel поднялся до 4-й строчки, а в Великобритании стал наиболее продаваемым альбомом The Doors на тот момент, заняв 12-ю позицию. Группа объявила о возвращении на сцену и устроила четыре шоу в Felt Forum в Нью-Йорке, прошедших с аншлагом. Однако между Моррисоном и остальными участниками группы возникла отчуждённость, он перемещался отдельно от них. Успехи концертов целиком зависели от настроения и состояния Моррисона, в свою очередь, регулярно менявшегося под воздействием кокаина, выпивки и антидепрессантов.
Хотя The Doors продолжали сталкиваться с фактическими запретами на более консервативных американских рынках и заработали новые запреты в Солт-Лейк-Сити и Кобо-центре после бурных концертов, всё равно группа смогла провести 18 концертов в Соединенных Штатах, Мексике и Канаде после инцидента в Майами в 1969 году , и 23 концерта в Соединенных Штатах и Канаде в течение первой половины 1970 года .
Во время суда над Моррисоном в Майами группа добралась до фестиваля на острове Уайт 29 августа. Они выступали вместе с Джими Хендриксом , The Who , Джони Митчелл , Леонардом Коэном , Майлзом Дэвисом , Emerson, Lake & Palmer и Sly & the Family Stone . Две песни из шоу были показаны в документальном фильме 1995 года Message to Love . Выступление The Doors на фестивале (для которого Моррисону пришлось получить от судей специальное разрешение) Робби Кригер впоследствии описал как «один из худших концертов, которые он помнит».
Заглавный трек и два сингла («Love Her Madly» и «Riders on the Storm») остаются опорой рок-радиопрограмм, причём последний из них был включён в Зал славы Грэмми за его особое значение для музыки. В песне «L.A. Woman» Джим Моррисон сделал анаграмму своего имени, скандируя «Мистер Моджо восхождение» .
13 марта 1971 года, после записи «L.A. Woman» Моррисон взял отпуск и переехал в Париж вместе с Памелой Курсон . 3 июля 1971 года Курсон нашла его мертвым в ванне . По официальной версии Моррисон умер от сердечного приступа, однако настоящей причины его смерти никто не знает. [ источник не указан 3118 дней ] Среди вариантов назывались: передозировка наркотиков, самоубийство, инсценировка самоубийства службами ФБР , которые тогда вели активную борьбу с участниками движения хиппи и прочее. Единственный человек, который видел певца мёртвым — это Курсон . Она скончалась от передозировки наркотиков в 1974.
Моррисон был похоронен в «Уголке поэтов» на кладбище Пер-Лашез 7 июля. Эпитафия на его надгробии имеет греческую надпись «ΚΑΤΑ ΤΟΝ ΔΑΙΜΟΝΑ ΕΑΥΤΟΥ», буквально означающую «победи демона внутри себя» и обычно интерпретируемую как «верный своему собственному духу» .
Несмотря на своих внутренних демонов, Джим Моррисон был чрезвычайно эрудированным человеком, увлекался философией Ницше , культурой американских индейцев, поэзией европейских символистов и многим другим. В наше время в Америке Джима Моррисона считают не только признанным музыкантом, но и выдающимся поэтом: его иногда ставят в один ряд с Уильямом Блейком и Артюром Рембо . Моррисон привлекал поклонников группы своим необычным поведением. Он вдохновлял молодых бунтарей той эпохи, а загадочная смерть музыканта ещё более мистифицировала его в глазах поклонников.
Моррисон умер в возрасте 27 лет, в том же возрасте, что и несколько других известных рок-звезд в Клубе 27 . Подруга Моррисона Памела Курсон также умерла в возрасте 27 лет .
Другие голоса: 1971—1990
После смерти Моррисона в 1971 году остальные участники The Doors решили продолжить совместную работу под прежним названием и выпустили два альбома , которые не смогли повторить коммерческий успех предыдущих пластинок. В 1973 году группа распалась и после этого музыканты занялись сольным творчеством.
В 1978 вышел в свет альбом An American Prayer , состоящий из прижизненных фонограмм чтения стихотворений Джима Моррисона в исполнении автора, положенных на ритмическую основу, созданную остальными участниками группы уже после его смерти. Альбом был по-разному встречен поклонниками и критиками, но имел коммерческий успех, получив платиновый сертификат . В частности, бывший продюсер группы Пол Ротшильд высказался следующим образом :
Для меня сотворенное на An American Prayer равносильно тому, как если бы взяли полотно Пикассо , разрезали его на кусочки размером с марку и наклеили их на стену супермаркета
В 1979 году режиссёр Фрэнсис Форд Коппола использовал композицию «The End» группы в своём фильме Апокалипсис сегодня о войне во Вьетнаме с Мартином Шином и Марлоном Брандо в главных ролях.
В 1988 году фирма « Мелодия » издаёт сборник песен The Doors в рамках серии виниловых дисков под названием « Архив популярной музыки ». Пластинка « » стала первым выпуском этой серии. Это издание составлено из композиций из альбомов The Doors (1967), Morrison Hotel (1970) и L.A. Woman (1971).
Оседлавшие бурю: с 1991-го и до наших дней
В данный период звукозаписывающие компании продолжают активно издавать всевозможные сборники, антологии и концертные выступления группы (см. дискографию ).
После выхода в 1991 году фильма Оливера Стоуна « Дорз » началась вторая волна «дорзомании». Только в 1997 году группа продала в три раза больше альбомов, чем за три предыдущих десятилетия вместе взятых. А 3 июля 2001 года в тридцатую годовщину со дня смерти Моррисона на кладбище Пер-Лашез , где похоронен вокалист The Doors, собралось больше 20 тыс. человек.
В 1995 году был ремастирован и переиздан альбом An American Prayer с бонус-треками . В 1998 году вышел в свет комплект дисков The Doors Box Set , в который вошли не издававшиеся ранее записи. В 1999 году полному ремастерингу подверглись студийные альбомы группы. Эти версии выпущены в составе комплекта дисков The Complete Studio Recordings . Однако данное название не вполне соответствует действительности, так как не содержит двух альбомов, выпущенных после смерти Моррисона : Other Voices и Full Circle . Кроме первых шести альбомов, в этом комплекте присутствует отдельный диск с редкими записями группы.
В начале 2000-х годов Робби Кригер начал работу над сборником ранее не издававшихся концертных записей группы. Записи, поступавшие из разных источников, были ремастированы . Компиляция на четырёх CD вышла под лейблом Bright Midnight Records в ноябре 2003 года.
В 2003 году Рэем Манзареком и Робби Кригером была создана группа The Doors of the 21st Century ( рус. The Doors ("Двери") XXI века ), однако поклонники встретили эту идею противоречиво. Кроме этого, барабанщик Джон Денсмор не только не пожелал присоединиться к своим товарищам, но и, как правообладатель, вместе с семьями Джима Моррисона и Памелы Курсон , воспротивился использованию словосочетания «The Doors» в названии нового проекта Манзерека и Кригера. После судебного процесса в 2005 году музыканты вынуждены были изменить название на . Однако за ними было оставлено право использовать словосочетания «бывшие Doors» и «участники The Doors» для публичного самоименования.
7 июля 2011 года группа «Манзарек и Кригер из The Doors» с вокалистом Дэйвом Броком выступила в Москве, а 26 июня 2012 года (к 45-летию альбомов The Doors и Strange Days ) музыканты дали концерт в Санкт-Петербурге , а 27 июня состоялось их выступление и в Екатеринбурге . 30 июня 2012 года группа вторично выступила в Москве. Помимо Манзарека, Кригера и Брока, в коллективе выступали Фил Чен (бас-гитара) и Тай Деннис (ударные).
В 2006 году материалы, записанные группой, подверглись существенной переработке. Звукозаписывающие компании решили приурочить к 40-летию группы выход мультимедийного коллекционного издания Perception . Это издание содержит первые 6 альбомов, причём каждый из них состоит из двух дисков — CD и DVD . На компакт-дисках — ремастированные версии альбомов с бонус-треками. На DVD — мультимедийное содержимое: записи альбомов в многоканальных форматах звучания (созданные Брюсом Ботником), видеоклипы и фотографии. Как оказалось, альбом The Doors , существовавший вот уже 40 лет, был записан с технической неполадкой, в результате чего звучание получилось замедленным и ненатуральным .
В 2013 году оставшиеся участники The Doors записали вместе с рэпером Tech N9ne песню «Strange 2013», появившуюся в его альбоме Something Else , в котором представлены новая инструментальная часть от группы и сэмплы вокала Джима Моррисона из песни «Strange Days» .
В связи со смертью в мае 2013 года Рэя Манзарека (скончался в Германии в возрасте 74 лет от рака) группа окончательно прекратила своё существование, хотя никаких официальных сообщений по этому поводу не было.
Инциденты группы
Инцидент в Нью-Хейвене (декабрь 1967 года)
9 декабря 1967 года The Doors дали известный концерт в Нью-Хейвене, штат Коннектикут , который внезапно закончился, когда Моррисон был арестован местной полицией . Моррисон стал первым рок-артистом, арестованным на сцене во время концертного выступления . Моррисон целовался с поклонницей за кулисами в душевой кабинке перед началом концерта, когда на них случайно наткнулся полицейский. Не подозревая, что он был солистом группы, который собирался выступить, офицер сказал Моррисону и женщине уйти, на что Моррисон сказал: «Ешьте это». Полицейский достал газовый баллончик и предупредил Моррисона: «Даю тебе последний шанс», на что Моррисон ответил: «У тебя последний шанс съесть это ». Есть некоторое несоответствие относительно того, что произошло дальше: согласно некоторым источникам женщина убежала, а Моррисон был наказан; но Манзарек рассказывает в своей книге, что против Джима и его фанатки был применён газовый баллончик .
Главное выступление The Doors было отложено на час, пока Джим приходил в себя, The Doors вышли на сцену очень поздно. Полиция все еще не считала вопрос об аресте Джима решенным и хотела предъявить ему обвинение. В середине первой части концерта Моррисон спел импровизированную песню (как показано в фильме Оливера Стоуна) о своем опыте общения с «маленькими людьми в синем». Это был непристойный рассказ, описывающий то, что произошло за кулисами и насмехающийся над полицейскими, которые окружили сцену. Концерт резко оборвался, когда полиция вывела Моррисона со сцены. Публика, которая и без того была не в восторге от долгого ожидания выступления группы, стала неуправляемой. Моррисон был доставлен в местный полицейский участок, сфотографирован и арестован по обвинению в подстрекательстве к беспорядкам и публичной непристойности. Обвинения против Моррисона, а также против трех журналистов, также арестованных в этом инциденте (Майк Цверин, Ивонн Шабрие и Тим Пейдж) были сняты через несколько недель из-за отсутствия доказательств .
Инцидент в Майами (март 1969 года)
1 марта 1969 года в зале Dinner Key Auditorium в районе Coconut Grove в Майами The Doors дали самое противоречивое выступление в своей карьере, которое едва не «пустило группу под откос» . Зрительный зал представлял собой переоборудованный ангар для гидросамолетов, в котором не было кондиционера, а места были убраны организатором, чтобы увеличить продажи билетов .
Моррисон выпивал весь день и пропустил рейс в Майами. К тому времени, когда он пришел пьяный, начало концерта зрители ждали уже целый час. Неугомонной толпе из 12 000 человек, собравшейся в помещении, рассчитанном на 7 000 человек пришлось наслаждаться молчанием Моррисона вместо его пения. Моррисон недавно побывал на спектакле экспериментальной театральной группы Живой театр и был вдохновлен их «антагонистическим» стилем исполнения . Моррисон дразнил толпу посланиями любви и ненависти, говоря: «Люби меня. Я больше не могу терпеть это без хорошей любви. Мне нужно немного любви. Неужели никто не полюбит мою задницу?», а также: «Вы все-кучка гребаных идиотов!» и кричал: «Что ты собираешься с этим делать?», всё это повторялось снова и снова .
Когда группа начала свою вторую песню «Touch Me», тогда Моррисон начал кричать в знак протеста, заставляя группу остановиться. В какой-то момент Моррисон снял шляпу полицейского на сцене и бросил ее в толпу; офицер снял шляпу Моррисона и тоже бросил ее . Менеджер группы Билл Сиддонс вспоминал: «Концерт был странным, похожим на цирк, там был один парень, несущий овцу и самых диких людей, которых я когда-либо видел». «Кто-то вскочил и облил Джима шампанским, — рассказал начальник отдела оборудования Винс Треанор, — так что он снял рубашку, потому что был весь мокрый» . «Давайте посмотрим на свою кожу, давайте разденемся», — сказал Джим и зрители начали раздеваться. Манзарек описал этот инцидент как массовую «религиозную галлюцинацию» .
5 марта управление шерифа округа Дейд выдало ордер на арест Моррисона, заявив, что Моррисон обнажил свои гениталии, находясь на сцене, выкрикивал непристойности толпе, имитировал оральный секс с гитаристом Робби Кригером и был пьян во время своего выступления. Моррисон отклонил предложение о признании вины , которое требовала от The Doors провести бесплатный концерт в Майами. Джима осудили и приговорили к шести месяцам тюрьмы с каторжными работами, а также обязали выплатить штраф в размере 500 долларов . Моррисон остался на свободе, ожидая апелляции на свой приговор и умер до того, как дело было завершено. В 2007 году губернатор Флориды Чарли Крист сделал предложение о посмертном помиловании Моррисона, которое было объявлено успешным 9 декабря 2010 года . Денсмор, Кригер и Манзарек опровергли утверждение о том, что Моррисон вёл себя непристойно в тот вечер .
Наследие
Начиная с конца 1970-х годов, наблюдалось устойчивое возрождение интереса к The Doors, что привело к появлению нового поколения поклонников. Возрождение прослеживается до выпуска альбома An American Prayer в конце 1978 года, который содержал лайв версию « Roadhouse Blues », получившую значительное распространение на рок-радиостанциях. В 1979 году песня «The End» была показана в фильме « Апокалипсис сегодня », а в следующем году была опубликована биография Моррисона No One Here Gets Out Alive , которая стала бестселлером. Первый альбом The Doors вновь вошел в чарт Billboard 200 в сентябре 1980 года, и Elektra Records сообщила, что альбомы The Doors продаются лучше, чем в любой другой год с момента их первоначального выпуска . В ответ на это в октябре 1980 года был выпущен новый альбом-сборник Greatest Hits . Альбом достиг 17-го места в Billboard и оставался в чарте почти два года .
Возрождение продолжилось в 1983 году с выходом альбома Alive, She Cryed , состоящего из ранее не издававшихся живых записей. Трек « Gloria » занял 18-е место в чарте Hot Mainstream Rock Tracks . Ещё один альбом The Best of The Doors был выпущен в 1987 году и прошёл сертификацию RIAA от Американской ассоциации звукозаписывающих компаний из-за продажи 10 миллионов официальных альбомов.
Второе возрождение, привлекшее еще одно поколение поклонников, произошло в 1991 году после выхода фильма Дорз , режиссером которого был Оливер Стоун , а в главной роли был Вэл Килмер в роли Джима Моррисона. Стоун создал сценарий из более чем ста интервью людей, которые были в жизни Джима Моррисона. Он разработал фильм, выбрав песни, а затем добавив к ним соответствующие сценарии . Участникам группы не понравилось то, как в фильме были изображены эти события. В книге The Doors Манзарек утверждает: «Эта история с Оливером Стоуном нанесла настоящий ущерб парню, которого я знал: Джиму Моррисону, поэту». Кроме того, Манзарек утверждает, что он хотел бы, чтобы фильм был обо всех четырех членах группы, а не только о Моррисоне. Денсмор сказал: «Треть всего этого-вымысел» . В той же книге Кригер соглашается с двумя другими участниками, но добавляет: «Все могло быть намного хуже. Саундтрек к фильму достиг 8-го места в чарте альбомов Billboard, а лучшие хиты вновь вошли в чарты, причем последний достиг новой максимальной позиции-32-го места».
Награды и отзывы критиков:
- В 1993 году The Doors попали в Зал славы рок-н-ролла .
- В 1998 году трек «Light My Fire» был включен в Зал славы Грэмми в категории рок .
- В 1998 году VH-1 составил список 100 величайших исполнителей рок-н-ролла, где The Doors заняли 20-е место среди лучших музыкальных исполнителей .
- В 2000 году The Doors заняли 32-е место в списке 100 величайших хард-рок исполнителей VH1 , а «Light My Fire» — седьмое место в списке величайших рок-песен VH1 .
- В 2002 году их одноимённый альбом был включен в Зал славы Грэмми в категории рок .
- В 2004 году группа заняла 41-е место в списке Rolling Stone 100 величайших исполнителей всех времен .
- Также в 2004 году журнал Rolling Stone включил в список 500 величайших песен всех времен две песни: «Light My Fire» на 35 место и «The End» на 328 место .
- В 2007 году The Doors получили премию Грэмми за пожизненный вклад .
- В 2007 году The Doors получили звезду на Голливудской Аллее Славы .
- В 2010 году трек «Riders On the Storm» был включен в Зал славы Грэмми в категории рок .
- В 2011 году The Doors получили премию Грэмми в номинации «Лучший длинный музыкальный клип» за видео « When You're Strange » режиссера Тома Дичилло .
- В 2012 году журнал Rolling Stone включил в список 500 величайших альбомов всех времен три студийных альбома группы: альбом The Doors под номером 42, L. A. Woman под номером 362 и Strange Days под номером 407 .
- В 2014 году читатели журнала Classic Rock проголосовали за то, чтобы группа получила премию Томми Вэнса «Inspiration» ( англ. «Вдохновение» ) .
- В 2015 году Библиотека Конгресса включила альбом The Doors в Национальный реестр аудиозаписей на основании их культурной, художественной и исторической значимости .
Участники группы
- Джим Моррисон — ведущий вокал, гармоника, перкуссия (1965–1971; умер в 1971)
- Рэй Манзарек — клавишные, орган, бэк и ведущий вокал (1965–1973, 1978; умер в 2013)
- Робби Кригер — гитара, бэк и ведущий вокал (1965–1973, 1978)
- Джон Денсмор — ударные, перкуссия, вокал (1965–1973, 1978)
Дискография
Студийные альбомы
- 1967 — The Doors
- 1967 — Strange Days
- 1968 — Waiting for the Sun
- 1969 — The Soft Parade
- 1970 — Morrison Hotel
- 1971 — L.A. Woman
- 1971 — Other Voices
- 1972 — Full Circle
- 1978 — An American Prayer
Фильмография
- Break On Through (1967) — цветное промо
- The Unknown Soldier (1968) — цветное промо
- Feast of Friends (1968) — документальный цветной фильм с черно-белыми фрагментами, вся музыка записана заранее, 40 минут
- HWY (1968) — цветной фильм, 50 минут
- The Doors Are Open (1968) — ч/б, 60 минут
- No One Here Gets Out Alive (1980) — фрагменты Feast of Friends, различных выступлений, ТВ-шоу, интервью с Джоном, Робби, Рэем, Ротшильдом, Хопкинсом, Шугерменом, съёмки Джима — цвет и ч/б
- The Doors (1991) — художественный фильм про жизнь Моррисона и The Doors
- When You’re Strange (2009) — документальный фильм
Библиография
Поэзия Джима Моррисона (на английском и русском языках)
- Стихотворения: Сборник / Пер. с англ. Состав. А. Кудрявицкого. — Москва-Париж-Нью-Йорк, 1999.
Книги о The Doors, издания Моррисона на английском языке
- Jim Morrison & The Doors. An Unauthorised Book (Mike Jahn, Grosset & Dunlap), 1969
- The Lords / Notes On Vision (Jim Morrison, private edition of 100), 1969
- The New Creatures (Jim Morrison, private edition of 100), 1969
- The Lords & The New Creatures (Jim Morrison, Simon & Schuster), 1970
- An American Prayer (Jim Morrison, private edition of 500)
- The Lords & The New Creatures (papperback edition), 1971
- No One Here Gets Out Alive (Jerry Hopkins & Danny Sugerman, Warner Books (US), Plexus (UK), 1980
- Jim Morrison — An Hour For Magic (Frank Lisciandro, Delilah Books (US), eel Pie (UK), 1982
- Burn Down The Night (Craig Kee Strete, Random House (US), 1982
- The Illustrated History Of The Doors (Danny Sugerman, Quill (US), Vermilion (UK), 1983
- «Riders On The Storm. My life with Jim Morrison & The Doors» (John Densmore, Delacorte Press, (US), 1990
Книги о The Doors и Джиме Моррисоне на русском языке
- Архивы The Doors. Том 1: Джим Моррисон & The Doors. Когда музыка смолкнет… / Сост., коммент. А. Галин; пер. с англ. Дмитрия Эпштейна, Маргариты Пушкиной. — М.: Сокол, 1998. — 319 с.: ил. — ISBN 5-85057-171-4 .
- Архивы The Doors. Том 2: Джим Моррисон. Американская ночь = The Writings of Jim Morrison. The American Night / Пер. Дмитрия Эпштейна. — М.: Летний Сад, 2001. — 224 с.: ил. — ISBN 5-85302-282-2 .
- Архивы The Doors. Том 3: Джим Моррисон. Пустыня / Пер. с англ. Ксении Быстровой, Александры Скоротых, Под ред. Ильи Завалишина и Александра Галина; коммент. Александра Галина. — М.: Мерлон, 2004—256 с — ISBN 5-88485-001-8 .
- Последний проклятый поэт: Джим Дуглас Моррисон / Пер. с англ. Д.Борисова, Ю.Санаевой. — Ультра Культура , 2005 г. — 287 c. — ISBN 978-5-98042-057-4 .
- Алексей Поликовский Моррисон: Путешествие шамана. — Москва — Колибри, 2008 год. 303 страницы. ISBN 978-5-389-00077-3
- Послушай, парень, объяви нас как нужно. Мы — «Дорз»! Джеймс Дуглас Моррисон. — 2-е изд., перераб / Ред. колл.: Ю. М. Каблучко, О. В. Черниенко, В. В. Авилов. — М.: Янус, 1996. — 158 с.: ил. — Непостижимая тайна Джима Моррисона; «Боги»; Наблюдения Джеймса Дугласа Моррисона; Дискография.
- Питер Хоуген, Крис Чарльзворт Полный путеводитель по музыке The Doors М.: Локид, 1997. — 125 с.: ил. — Полный путеводитель по музыке. — ISBN 5-86217-072-3
- Джерри Хопкинс и Дэнни Шугермэн Никто не выйдет отсюда живым
- Альберт Голдман История The Doors
- Еремеева О. Мифопоэтика творчества Джима Моррисона
- Дилан Джонс «Джим Моррисон. Тёмная звезда»
- Джон Дэнсмор «Riders On The Storm» («Оседлавшие бурю. Моя жизнь с Джимом Моррисоном и „The Doors“»), пер.с англ. В.Каратеева
- Малькевич А. А. «Джим Моррисон — двери открыты» (СПб.: Арника, 1993—188 с.)
Сопутствующая литература
- Хаксли, Олдос . .
- Портер, Кэтрин Энн . Корабль дураков: Роман / Пер. с англ. Норы Галь ; Предисл. А. Мулярчика. — М.: Терра, 1997. — 576 с — (Сокровища мировой литературы). — ISBN 5-300-01223-8 . — .
- Фаррен М. Джим Моррисон после смерти: Роман («Альтернатива») / Пер. с англ. Т. Ю. Покидаевой. — АСТ Изд-во, 2004 г. — 605 с — ISBN 978-5-17-022826-3 , ISBN 978-5-9602-0328-9 .
- Simmonds, Jeremy. The Encyclopedia of Dead Rock Stars: Heroin, Handguns, and Ham Sandwiches (англ.) . — Chicago: ISBN 1-55652-754-3 . , 2008. —
Примечания
- Debolt, Abbe A. Encyclopedia of the Sixties: A Decade of Culture and Counterculture / Abbe A. Debolt, James S. Baugess. — ABC-CLIO, December 2011. — P. 544–. — ISBN 978-0-313-32944-9 .
- Wallace, Richard. . — Adams Media, September 18, 2010. — P. –. — ISBN 978-1-4405-0888-2 .
- Viol, Claus-Ulrich. . — Winter, 2006. — ISBN 978-3-8253-5039-0 .
- от 8 августа 2017 на Wayback Machine // Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия
- . web.archive.org (16 декабря 2013). Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано из 16 декабря 2013 года.
- Ruhlmann, William; Unterberger, Richie . Allmusic. Дата обращения: 1 января 2010. 3 июня 2012 года.
- (англ.) . RIAA. Дата обращения: 27 декабря 2019. 5 января 2016 года.
- (англ.) . www.cbsnews.com. Дата обращения: 27 декабря 2019. 28 декабря 2019 года.
- in the official DVD Dance on Fire, minute 49:46 features in the credits of the song Riders on the Storm: They would become the first American band to accumulate eight consecutive gold and platinum LPs
- Patricia Butler. Angels Dance and Angels Die: The Tragic Romance of Pamela and Jim Morrison. — Omnibus Press, 2010. — С. 94. — ISBN ISBN 9780857123596 .
- . Дата обращения: 22 мая 2023. 22 мая 2023 года.
- (англ.) . UNT Digital Library. Дата обращения: 27 декабря 2019. 31 декабря 2019 года.
- Ray Manzarek. Light My Fire: My Life with the Doors. — 1999. — С. 139. — ISBN ISBN 9780099280651 .
- , p. 45.
- . Дата обращения: 3 июля 2007. Архивировано из 7 сентября 2006 года.
- ↑ Rich Weidman. The Doors FAQ: All That's Left to Know About the Kings of Acid Rock. — 2011. — С. 120. — ISBN ISBN 9781617131141 .
- Rich Weidman. . — Rowman & Littlefield, 2011-10-01. — С. 121. — ISBN 978-1-61713-114-1 . 1 марта 2019 года.
- . www.shadowplays.com. Дата обращения: 27 декабря 2019. 15 мая 2011 года.
- Cherry, Jim. The Doors Examined. — 2013. — С. 13.
- от 3 февраля 2008 на Wayback Machine 500 лучших песен журнала Rolling Stone
- от 23 июня 2008 на Wayback Machine 500 лучших альбомов журнала Rolling Stone
- . www.edsullivan.com. Дата обращения: 27 декабря 2019. 29 декабря 2012 года.
- . web.archive.org (7 сентября 2006). Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано из 7 сентября 2006 года.
- . Дата обращения: 27 декабря 2019. 9 августа 2010 года.
- Michael Gallucci. (англ.) . Ultimate Classic Rock. Дата обращения: 27 декабря 2019. 12 марта 2020 года.
- Mick Wall. . — Orion, 2014-10-30. — 197 с. — ISBN 978-1-4091-5125-8 . 2 марта 2019 года.
- Мерфи, Кен. Classic Rock : magazine. — 2015. — Вып. 131 (1—2) . — С. 21—31 . — ISSN . 5 июля 2015 года. // Арс Лонга
- ↑ Мерфи, Кен. Classic Rock : magazine. — 2015. — Вып. 131 (1—2) . — С. 35—37 . — ISSN . 5 июля 2015 года. // Арс Лонга
- . mildequator.com. Дата обращения: 27 декабря 2019. 30 декабря 2019 года.
- . mildequator.com. Дата обращения: 27 декабря 2019. 30 декабря 2019 года.
- (англ.) . GadgetellSolutions Media. Дата обращения: 27 декабря 2019. 6 января 2021 года.
- Ben Fong-Torres, Ben Fong-Torres. (англ.) . Rolling Stone (5 августа 1971). Дата обращения: 27 декабря 2019. 27 декабря 2019 года.
- Olsen, Brad. . — 2007. — С. . — ISBN 978-1-888729-12-2 .
- Davis, Stephen. Jim Morrison: Life, Death, Legend. — 2005. — С. 472. — ISBN 978-1-59240-099-7 .
- Wallace Fowlie. Rimbaud and Jim Morrison: The Rebel as Poet. ISBN 0-8223-1442-8
- Segalstad, Eric; Hunter, Josh. . — 2008. — ISBN 9780615189642 .
- Jim Allen. (англ.) . Ultimate Classic Rock. Дата обращения: 27 декабря 2019. 6 декабря 2019 года.
- ↑ (англ.) . AllMusic. Дата обращения: 27 декабря 2019. 22 декабря 2019 года.
- . web.archive.org (2 января 2016). Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано 2 января 2016 года.
- Архивы The Doors. Том 1: Джим Моррисон & The Doors. Когда музыка смолкнет… C. 309
- (англ.) . AllMusic. Дата обращения: 27 декабря 2019. 27 декабря 2019 года.
- См. статью Брюса Ботника из буклета к диску
- Kathy Iandoli, Kathy Iandoli. (англ.) . Rolling Stone (24 июня 2013). Дата обращения: 27 декабря 2019. 27 декабря 2019 года.
- Энди Грин. . Rollingstone.ru (12 мая 2013). Дата обращения: 2 февраля 2014. 20 февраля 2014 года.
- . The New York Times . 1967-12-11. из оригинала 27 декабря 2019 . Дата обращения: 27 декабря 2019 .
- James Riordan; Jerry Prochnicky. . — 1991. — С. . — ISBN 978-0-688-11915-7 .
- Hopkins, Jerry; Sugerman, Danny. . — 1980. — ISBN 978-0-446-97133-1 .
- (англ.) . AllMusic. Дата обращения: 27 декабря 2019. 6 июля 2019 года.
- Manzarek, Ray. . — 1998. — ISBN 978-0-399-14399-1 .
- Davis, Stephen. Jim Morrison: Life, Death, Legend. — 2005. — С. 216. — ISBN 978-1-59240-099-7 .
- Hopkins, Jerry; Sugerman, Danny. . — 1980. — С. . — ISBN 978-0-446-97133-1 .
- Manzarek, Ray. . — 1998. — С. . — ISBN 978-0-399-14399-1 .
- James Riordan; Jerry Prochnicky. . — 1991. — С. . — ISBN 978-0-688-11915-7 .
- James Riordan; Jerry Prochnicky. . — 1991. — С. . — ISBN 978-0-688-11915-7 .
- James Riordan; Jerry Prochnicky. . — 1991. — С. . — ISBN 978-0-688-11915-7 .
- (англ.) . BBC. Дата обращения: 27 декабря 2019. 10 ноября 2019 года.
- History com Editors. (англ.) . HISTORY . Дата обращения: 14 июля 2022. 14 июля 2022 года.
- . web.archive.org (27 сентября 2011). Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано из 27 сентября 2011 года.
- . Reuters . 2010-12-09. из оригинала 27 декабря 2019 . Дата обращения: 27 декабря 2019 .
- . Reuters . 2010-12-03. из оригинала 27 декабря 2019 . Дата обращения: 27 декабря 2019 .
- Breslin, Rosemary. Jim Morrison: He's Hot, He's Sexy and He's Dead // Rolling Stone. — 1981. — Сентябрь.
- Joel Whitburn. . — Menomonee Falls, Wis. : Record Research, 2001. — С. 247.
- Whitburn, Joel. . — 2002. — С. . — ISBN 0-89820-153-5 .
- James Riordan; Jerry Prochnicky. . — 1996. — С. . — ISBN 978-0-688-11915-7 .
- Andrew Beatty. Stormy Sunday // After the Ancestors. — Cambridge: Cambridge University Press. — С. 89–103 . — ISBN 978-1-316-15105-1 .
- . web.archive.org (8 октября 2017). Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано из 8 октября 2017 года.
- ↑ . web.archive.org (26 июня 2015). Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано 26 июня 2015 года.
- . www.rockonthenet.com. Дата обращения: 27 декабря 2019. 19 ноября 2019 года.
- . www.rockonthenet.com. Дата обращения: 27 декабря 2019. 25 июня 2013 года.
- . www.rockonthenet.com. Дата обращения: 27 декабря 2019. 26 июня 2013 года.
- Manson, Marilyn. (англ.) . Rolling Stone. Дата обращения: 27 декабря 2019. 13 октября 2007 года.
- . web.archive.org (22 июня 2008). Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано 22 июня 2008 года.
- (англ.) . GRAMMY.com (2 декабря 2014). Дата обращения: 27 декабря 2019. 28 декабря 2019 года.
- (англ.) . Associated Press (25 марта 2015). Дата обращения: 27 декабря 2019. 21 декабря 2019 года.
- (англ.) . Los Angeles Times (12 марта 2014). Дата обращения: 27 декабря 2019. 11 августа 2017 года.
- Rolling Stone. (англ.) . Rolling Stone (31 мая 2012). Дата обращения: 27 декабря 2019. 23 ноября 2021 года.
- Martin Kielty2014-11-05T07:25:00.308Z. (англ.) . Classic Rock Magazine. Дата обращения: 27 декабря 2019. 27 декабря 2019 года.
- . Library of Congress, Washington, D.C. 20540 USA. Дата обращения: 27 декабря 2019. 12 декабря 2019 года.
Ссылки
- (англ.)
- на сайте Discogs
- (англ.) на сайте MusicBrainz
- 2020-03-27
- 1