Interested Article - Союзмультфильм
- 2021-05-31
- 1
« Союзмультфи́льм » — советская и российская киностудия по производству мультипликационных фильмов . Создана в Москве 10 июня 1936 года и является крупнейшей [ прояснить ] киностудией анимационных фильмов. За время существования студии создано более полутора тысяч мультфильмов в самых разных жанрах и художественных техниках, многие из которых вошли в «золотой фонд» мировой анимационной классики и получили более четырёхсот международных фестивальных призов и наград.
История
Первые годы (1936—1941)
Киностудия создана 10 июня 1936 года под названием « Союздетмультфильм » вследствие объединения мелких коллективов « Совкино », « Межрабпомфильма » (Частично «Межрабпомфильм» был переделан в Киностудию « Союздетфильм », сейчас — « Киностудия им. Горького ») и « Мосфильма ». Приказ о создании киностудии мультипликационных фильмов был подписан начальником Главного управления кинофотопромышленности СССР, но считается, что решение о её создании исходило лично от Иосифа Виссарионовича Сталина .
Для студии были выделены помещения закрытых советской властью православных храмов Николая Чудотворца в Новой слободе на Долгоруковской улице (в советское время — Каляевской улице), где находилось производство рисованных фильмов, и Спаса Преображения , «что на Песках» , в Спасопесковском переулке на Арбате , где располагалось «Творческое объединение кукольных фильмов». Храм на Арбате в 1991 году был возвращён Русской православной церкви , а храм на улице Долгоруковской возвращён государству и Русской православной церкви в октябре 2017 года. В первоначальный штат студии вошли уже известные мастера рисованного кино — Иван Иванов-Вано , Ольга Ходатаева , Валентина и Зинаида Брумберг , Владимир Сутеев , Дмитрий Бабиченко , Александр Иванов , Пантелеймон Сазонов , Владимир Полковников , Леонид Амальрик и другие. Первым директором киностудии был назначен Николай Митрофанович Кива .
20 августа 1937 года киностудию переименовали в « Союзмультфильм ».
Всё производство было переведено на общую технологию «целлулоидного конвейера». Почти единственным направлением первых лет работы студии стали короткометражные фильмы для детей с опорой на персонажей-животных, изображённых в « диснеевской » манере. Но, несмотря на заимствованную стилистику, уже в это время стали появляться интересные в художественном отношении работы: в первую очередь фильмы Владимира Сутеева (« Шумное плавание », « Почему у носорога шкура в складках? »).
С 1937 года студия начинает снимать цветные фильмы (но до 1945 года также делает и их чёрно-белые версии). С 1938 года на студии вводится цеховой процесс прорисовки и применение метода « эклер » (или ротоскопирование ) — натурные съёмки живых актёров и животных с дальнейшей покадровой прорисовкой. В 1939—1941 годах на студии создаются фильмы, вошедшие впоследствии в «золотой фонд» мирового кинематографа: « Лимпопо » и « Бармалей » Леонида Амальрика и Владимира Полковникова , « Мойдодыр » Ивана Иванова-Вано , « Дядя Стёпа » и « Муха-Цокотуха » Владимира Сутеева и другие.
В 1940 году происходит смена приоритетов с количественных показателей на качество выпускаемых фильмов. При студии организуются четырёхмесячные курсы художников-мультипликаторов и штат пополняется их выпускниками, молодыми специалистами (подобные курсы за историю «Союзмультфильма» набирались не менее четырнадцати раз).
В годы Великой Отечественной войны (1941—1945)
В первые месяцы Великой Отечественной войны все творческие группы киностудии были переключены на съёмки агитационных киноплакатов и мультшаржей. Многие сотрудники «Союзмультфильма» воевали на фронтах Великой Отечественной войны или были привлечены к съёмкам инструктивных рисованных фильмов для нужд Красной армии .
В октябре 1941 года началась эвакуация части студии в город Самарканд ( Узбекская ССР ), туда же прибыли из блокадного Ленинграда режиссёры-ленфильмовцы Михаил Цехановский и Мстислав Пащенко , вошедшие в штат студии. В 1943 году «Союзмультфильм» вернулся в Москву .
В годы войны, по причине отсутствия материалов, тяжёлых условий работы и кадрового дефицита, производство мультфильмов значительно сократилось. Фильмов вышло мало, но они известны до сих пор: « Ёлка » (1942) Петра Носова и Михаила Цехановского , « Лиса, заяц и петух » (1942) Ольги Ходатаевой , « Краденое солнце » (1944) Ивана Иванова-Вано , « Сказка о царе Салтане » (1943) и « Синдбад-мореход » (1944) сестёр Валентины и Зинаиды Брумберг , « Орёл и крот » (1944) Пантелеймона Сазонова и Ламиса Бредиса, « Телефон » (1944) Михаила Цехановского .
После войны (1946—1949)
С 1946 года киностудия разместилась в бывшей церкви Николая Чудотворца в Новой Слободе , перестроенной под музей атеизма. Как отмечал телеканал « Культура »: «Первый юбилей отметили новосельем на Каляевской, ныне Долгоруковской улице. Тогда, в сорок шестом, начался расцвет „Союзмульфильма“. Обновлённая студия привлекала лучших из лучших выпускников ВГИКа: Винокурова , Никитина, Шварцмана . Почти каждая лента была хитом. Мультфильмы предназначались и взрослым, и детям» .
В послевоенное время идеологические кампании 1946—1953 годов, в том числе «борьба с диснеевщиной », покончили с прямыми заимствованиями приёмов из американских кинообразцов и определили самобытный эстетический «канон» советского детского мультфильма. Среди режиссёров и мультипликаторов студии появляются новые лица ( Лев Атаманов , Иван Аксенчук и др.). Меняется также и технология киносъёмок — начиная с 1945 года студия отказывается от довоенного метода съёмки фильмов на три цветоделённых негатива, перейдя на использование более прогрессивной многослойной киноплёнки, а художник Евгений Мигунов предлагает новаторский способ создания фона с помощью масляных красок (мультфильм « Полкан и Шавка »).
Наиболее запомнившиеся работы «Союзмультфильма» второй половины 1940-х годов: полнометражный рисованный фильм « Конёк-Горбунок » (1947) Ивана Иванова-Вано , картины « Пропавшая грамота » (1945) и « Федя Зайцев » (1948) сестёр Валентины и Зинаиды Брумберг , фильм « Серая шейка » (1948) Леонида Амальрика и Владимира Полковникова , цветная версия довоенного фильма « Квартет » (1947) Александра Иванова , лента Михаила Цехановского « Цветик-семицветик » (1948).
В 1947 году на VIII кинофестивале в Венеции фильм Мстислава Пащенко « Песенка радости » награждён бронзовой медалью «За лучший анимационный фильм». Это была первая международная награда студии.
Золотой век
В первой половине 1950-х годов студия выпускает популярные детские фильмы, многие из которых основаны на применении « эклера ». Среди наиболее ярких работ этого периода: « Каштанка » Михаила Цехановского , « Аленький цветочек » и « Золотая антилопа » Льва Атаманова , « Снегурочка » Ивана Иванова-Вано , « Непослушный котёнок » Мстислава Пащенко , « Волшебный магазин » Леонида Амальрика и Владимира Полковникова , « Когда зажигаются ёлки », « Лесные путешественники » Мстислава Пащенко и многие другие. Тогда же на студии создаётся мастерская по выпуску кукольных мультфильмов , которую возглавляет Роман Гуров , до войны работавший на « Мосфильме ».
С 1955 года режиссёры и художники-мультипликаторы студии постепенно отходят от строгих натуралистических решений, начинаются поиски более условных форм, активно развивается сатирический жанр . Лев Атаманов реализует первый опыт закрепления за конкретным мультипликатором роли определённого персонажа (в фильме « Снежная королева » Оле-Лукойе «сыгран» Фёдором Хитруком ).
Среди наиболее известных работ студии 1955—1959 годов — полнометражные фильмы: « Заколдованный мальчик » В. Полковникова и А. Снежко-Блоцкой и « Снежная королева » Л. Атаманова , картины « В некотором царстве… » И. Иванова-Вано , « Ореховый прутик » И. Аксенчука , « Необыкновенный матч » М. Пащенко и Б. Дёжкина , « Кораблик » и « Кошкин дом » Л. Амальрика , « В яранге горит огонь » О. Ходатаевой , « Остров ошибок » сестёр Брумберг, « Петя и Красная Шапочка » и « Приключения Мурзилки » Е. Райковского и Б. Степанцева , « Чудесница » А. Иванова.
В то же самое время студия осваивает новый род деятельности — дубляж иностранных фильмов и мультфильмов, которым занимается вплоть до распада СССР. Наиболее известные режиссёры дубляжа на «Союзмультфильме» — Георгий Калитиевский, Майя Мирошкина, Лариса Трифонова, Алла Гончарова.
В начале 1960-х годов, в годы « хрущёвской оттепели », резко увеличивается выпуск сатирических мультфильмов, рассчитанных на взрослую аудиторию (яркий пример — киножурнал « Мультипликационный Крокодил », снимавшийся в 1960—1961 годах и послуживший основой для другого киножурнала « Фитиль »). Сначала это происходит за счёт сокращения производства детских фильмов, но вскоре принимается решение увеличить общие объёмы выпускаемой продукции.
Рубеж 1950—1960-х годов на «Союзмультфильме» ознаменован творческими поисками и экспериментами, которые к 1963 году совершенно изменили «лицо» студии. В этот период сняты картины: « Козлёнок » Р. Давыдова , « Ключ » Л. Атаманова , « Большие неприятности » сестёр Брумберг, « Две сказки » Л. Амальрика , « Дикие лебеди » М. и В. Цехановских, « История одного преступления » Ф. Хитрука , «Мир дому твоему» В. Никитина и И. Николаева, « Баня » А. Карановича и С. Юткевича и другие.
С 1960-х годов непрерывно расширяется диапазон стилистических, жанровых и технологических поисков и решений. В коллективе Фёдора Хитрука был введён «бригадный метод» — прикрепление к съёмочной группе художников-мультипликаторов ещё в процессе подготовительного периода. В кукольном кино стали применяться полуобъёмные, «барельефные», в том числе бумажные куклы (« Летающий пролетарий » И. Иванова-Вано и И. Боярского ).
Известные работы «Союзмультфильма» 1960-х годов — « Левша » И. Иванова-Вано , « Скамейка » и « Балерина на корабле » Л. Атаманова , « Дюймовочка » и « Про бегемота, который боялся прививок » Л. Амальрика , « Тараканище » и « Кот-рыболов » В. Полковникова , «Акционеры» Р. Давыдова , « Чиполлино » и « Снежные дорожки » Б. Дёжкина , « Вовка в Тридевятом царстве » и « Окно » Б. Степанцева , « Кот в сапогах » сестёр Брумберг, « Русалочка » И. Аксенчука , « Паровозик из Ромашкова » В. Дегтярёва , « Баранкин, будь человеком! », « Дочь Солнца » и « Рикки-Тикки-Тави » А. Снежко-Блоцкой , «Будильник» и « Бабушкин зонтик » Л. Мильчина , « Топтыжка », « Каникулы Бонифация », « Человек в рамке » и «Фильм фильм фильм» Ф. Хитрука , «Межа» В. Котёночкина , « Шпионские страсти » Е. Гамбурга , « Жил-был Козявин » и « Стеклянная гармоника » А. Хржановского, « Песенка мышонка » Ю. Прыткова и другие.
Среди известных фильмов кукольного объединения 1960-х годов — « Варежка » Р. Качанова , « Кто сказал мяу? » и « Козлёнок, который считал до десяти » В. Дегтярёва . В эти годы в режиссуру приходят Вадим Курчевский («Мой зелёный крокодил», «Легенда о Григе», « Франтишек »), Николай Серебряков (« Я жду птенца », « Не в шляпе счастье », « Клубок »), Михаил Каменецкий и Иван Уфимцев (« Чьи в лесу шишки? »).
Постоянные персонажи серийных фильмов 1960—1980-х годов становятся любимцами нескольких поколений зрителей: « Маугли » Р. Давыдова , « Малыш и Карлсон » Б. Степанцева , « Умка » В. Пекаря и Владимира Попова, « Ну, погоди! » В. Котёночкина , « Бременские музыканты » И. Ковалевской , « Винни Пух » Ф. Хитрука , « Крокодил Гена », « Чебурашка » и « Шапокляк » Р. Качанова и другие.
В 1970—1980 годы «Союзмультфильм» считается крупнейшей анимационной студией в Европе . По состоянию на начало 1980-х годов картины «Союзмультфильма» завоёвывают в общей сложности более 150 призов и дипломов международных и отечественных фестивалей, на студии работает около 500 человек. Число фильмов, снятых в стенах студии к этому времени, превышает одну тысячу.
Ярким явлением в этот период стал мультипликационный сборник « Весёлая карусель », организованный группой мультипликаторов: А. Петровым , Г. Бариновой , Г. Сокольским , Л. Носыревым и В. Угаровым . В нём дебютировало большинство молодых режиссёров студии.
Продолжают работать признанные мастера рисованного кино: Лев Атаманов (« Пони бегает по кругу », цикл « Котёнок по имени Гав »), Борис Степанцев (« Щелкунчик »), Лев Мильчин (« Стойкий оловянный солдатик »), Владимир Попов (« Бобик в гостях у Барбоса », « Трое из Простоквашино »). Активно заявляет о себе новое поколение режиссёров: Валентин Караваев (« Дед Мороз и лето », « Премудрый пескарь »), Геннадий Сокольский (« Птичка Тари », « Замок лгунов »), Валерий Угаров (« Шкатулка с секретом », цикл « На задней парте », « Халиф-аист »), Галина Баринова (« Страшная история »). Анатолий Петров разрабатывает собственную технологию получения движущегося рисованного «объёмного» изображения — так называемую «фотографику» (« И мама меня простит », « Полигон »).
Другие мастера кукольного объединения по-прежнему уделяют основное внимание детской аудитории: Михаил Каменецкий — « Самый маленький гном », « Боцман и попугай », « Волк и телёнок », Иван Уфимцев — цикл « 38 попугаев », Владимир Дегтярёв — « Как ослик счастье искал », « Новогодняя сказка ».
Юрий Норштейн разрабатывает новое технологическое направление — «многоярусную перекладку» и внедряет вместе с оператором Алексндром Борисовичем Жуковским ряд новаторских приёмов. Его фильмы « Лиса и заяц », « Цапля и журавль », « Ёжик в тумане », « Сказка сказок » получают мировое признание.
К началу 1980-х годов зрителям становятся известны новые имена: режиссёры Эдуард Назаров (« Жил-был пёс », « Путешествие муравья ») и Гарри Бардин , экспериментирующий с нетрадиционными фактурами и материалами (« Конфликт », « Брэк! », « Банкет », « Брак », « Выкрутасы »).
Заметно расширились тематические границы студийных работ. Репертуар «взрослеет», студия запускает в производство целый ряд масштабных проектов: « Шинель » Юрия Норштейна , « Геракл у Адмета » Анатолия Петрова и другие. В 1986 году выходит короткометражный фильм « Воспоминание » Владимира Арбекова на военно-патриотическую тему. Также в конце 1970-х годов «Союзмультфильм» выпускает серию разных мультфильмов на спортивную тематику к Московской Олимпиаде 1980 года .
Как отмечала Юлиана Слащёва : «Последние коммерчески успешные проекты были произведены на студии в 1984 году. Вообще, этот год был очень плодотворным для студии: успешный эпизод про попугая Кешу, тогда же вышел замечательный фильм Ивана Иванова-Вано „ Сказка о царе Салтане “. После этого — ничего из того, что мы сегодня называем популярной анимацией и что было бы способно завоевать сердца семейной аудитории, стать успешным и зарабатывать для студии деньги» .
С первых лет перестройки ставится вопрос о реорганизации работы киностудии. В апреле 1988 года внутри «Союзмультфильма» были сформированы пять творческих объединений: «Поиск» (худ. рук. Андрей Хржановский ), «Комикс» (худ. рук. Владимир Тарасов ), «Традиция» (худ. рук. Анатолий Петров ), «Детский фильм» (худ. рук. Вячеслав Котёночкин ), «Объёмно-кукольные фильмы» (худ. рук. Вадим Курчевский ), а также автономная мастерская Юрия Норштейна . Однако, эта структурная форма просуществовала лишь до апреля 1990 года, когда было возвращено прежнее разделение студии на ТПО кукольных и рисованных фильмов.
Среди лучших фильмов, снятых на студии в 1984—1996 годах: « Мартынко » Эдуарда Назарова , « Возвращение блудного попугая » Валентина Караваева , « Серый волк энд Красная Шапочка » Гарри Бардина , « Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником » Андрея Хржановского , « Машенька » Сергея Олифиренко , « Теремок » Сергея Косицына , « Подружка » и « » , « Кот и К° » Алексендра Гурьева , « Нити » Ивана Максимова , « Медвежуть » Алексея Туркуса , , , « » , « » Марии Муат .
На рубеже 1980—1990-х годов студия переживает сразу несколько кризисов — кадровый, производственный и творческий. Расшатывается производственный механизм, ощущается дефицит мультипликаторов и работников цехов, иссякает творческая атмосфера. С возникновением кооперативного движения, просочившегося также и в кинематограф и положившего начало частному независимому кинопроизводству, «Союзмультфильм» окончательно утрачивает лидирующее положение, перестаёт определять лицо отечественной мультипликации. Резко падают объёмы производства, немало мастеров и рядовых сотрудников покидают студию.
В 1989 году «Союзмультфильм» получил статус арендного предприятия и оставался таковым вплоть до 1999 года.
1990-е
В 1991 году студия лишается здания, в котором размещалось кукольное объединение . В 1990-е годы «Союзмультфильм» работает и как производственная база для независимых частных студий (« Кристмас Филмз », « », Школа-студия «ШАР» , «Ренешанс», « », «Крис», «Полинкевич» и другие).
В 1993 году законодательно закрепляется право киностудий на использование прав произведённых ими фильмов. В этом же году директором студии с подачи Правления Студии избирается 24-летний Сергей Анатольевич Скулябин. С 1996 года начинается противостояние коллектива студии и новой дирекции. В 1997 году Скулябина увольняют, но в августе этого же года он с помощью сотрудников ЧОПа осуществляет рейдерский захват студии. Следующие два года «Союзмультфильм» существует в режиме борьбы. В это время производство фильмов почти полностью прекращается, государство приостанавливает финансирование. Творческий коллектив студии практически разваливается.
Как вспоминал Акоп Киракосян: «По неопытности приняли на работу в качестве директора Сергея Анатольевича Скулябина, который оказался просто преступником — он потом сбежал в Америку. У него была одна задача — обанкротить предприятие и ликвидировать его. Раз студии нет, значит, и нет расходной части, а доходы всё время капают в карман с продаж старой коллекции. К счастью, мы вовремя опомнились, нас поддержал академик Лихачёв, и нам удалось отбить у бандитов „Союзмультфильм“. Его снова сделали государственным. Но пока велась эта война, предприятие разорвали на кусочки. Разбежались люди, а кадры — это главное в мультипликации» .
1999—2013
30 июня 1999 года государство учреждает новую структуру — ФГУП «Киностудия „Союзмультфильм“». В её ведение отдаются помещение, производственная база и права на коллекцию фильмов. В 2004 году принято решение об образовании ФГУП «Фильмофонд киностудии „Союзмультфильм“», занимающегося правами на коллекцию фильмов, и ФГУП ТПО «Киностудия „Союзмультфильм“», где сосредоточено кинопроизводство. В 2010 году Эдуард Назаров , описывая царившую на «Союзмульфильме» разруху, в том числе сказал: «„Союзмультфильм“ развалился, вместо него, заполнив всё пространство, возник ФГУП фильмофонд киностудии „Союзмультфильм“, коммерческое предприятие, но государственное при этом. Фильмы там не делаются, только зарабатываются деньги куда-то там для себя, я полагаю. Там даже разрушили самое лучшее в Европе тон-ателье. Оно находилось в старом здании церкви. Там были полутораметровые стены, тишина совершенно идеальная. Теперь там кабинет начальника ФГУП».
В 2006 году Фильмофонд «Союзмультфильм» заявил, что намерен сохранить права на распространение советской анимационной классики в США и Канаде за компанией Films by Jove , однако уже в следующем году бизнесмен Алишер Усманов выкупает коллекцию мультфильмов у американской компании и возвращает её в Россию .
Постепенно происходит техническое переоснащение студии. Начинается работа над полнометражным кукольным фильмом Станислава Соколова « Гофманиада » (в 2010 году окончена первая часть картины — «Вероника», премьера фильма состоялась в 2018 году).
В 2008—2009 годах «Фильмофонд» был преобразован в «Объединённую государственную киноколлекцию» (ОГК). К этому времени ТПО «Союзмультфильм» находился на грани разорения и банкротства.
Безраздельное владение ОГК правами на персонажи, низкие авторские отчисления, непрозрачность их расчётов и плачевное положение студии вызывали возмущение бывших сотрудников «Союзмультфильма», выразившееся в ряде открытых писем президенту России .
9 июня 2011 года, накануне 75-летия киностудии, российские мультипликаторы — Юрий Норштейн , Леонид Шварцман , Андрей Хржановский и Эдуард Назаров — опубликовали в « Новой газете » открытое письмо Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину , в котором констатировали: «Студии почти не существует. Есть коробка с коридорами и комнатами и просмотровым залом. В студии могильная тишина, иногда появляются съёмочные киногруппы, которым начальство сдаёт некие площади» и призвали российские власти сделать государственную студию мультипликационных фильмов национальным проектом и выделить необходимое финансирование .
28 июня 2011 года Владимир Путин на встрече с режиссёрами-мультипликаторами принимает решение об упразднении ОГК и передачи коллекции в ведение ТПО . С этого момента киностудия начала постепенно оправляться от двадцатилетнего кризиса.
Возрождение и переезд в новые помещения
В 2013 году запустилось производство короткометражной анимации для детей, вышли новые выпуски мультсборника « Весёлая карусель », сценарий для которых мог написать любой желающий . В том же году стало известно, что Союзмультфильм переедет в новые помещения на улице академика Королёва .
На обновлённой студии был снят кукольный мультфильм режиссёра Сергея Струсовского « Привередливая мышка » (2013), который получил немало наград, в том числе и международных. Также выпустили мультфильм режиссёра Дмитрия Высоцкого « Пык-пык-пык » (2014), поучаствовавший в различных фестивалях и получивший большое количество наград.
В сентябре 2017 года завершился переезд киностудии с Долгоруковской улицы в отремонтированное здание в районе Останкино. При этом, как отметила председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева , киностудия по сути начала с чистого листа, хоть и сохранила права на свой золотой фонд и всё ещё ассоциируется с плеядой имён знаменитых аниматоров: «Когда я впервые приехала в старое здание студии на Долгоруковской улице, производства там просто не было. Да, собственно говоря, как не было и творческой команды. <…> весь её состав был расписан на листке формата А4. Большую часть занимало подробное описание административной части: бухгалтер, инженер, помощник бухгалтера и так далее. Только одна колонка отведена была под „Творческо-производственный отдел“ из 12 человек, и было совершенно не понять, кто там есть кто» .
Новые помещения оборудованы с учётом современных технологий и традиционных методов анимационного производства. В производство запущены 7 сериалов: « Простоквашино », « », « », « Оранжевая корова », « Капитан Кракен и его команда », « », « » для разных возрастных групп и 15 короткометражных фильмов. В программе развития киностудии до конца 2017 года — организация выставки уникальных кукольных персонажей и декораций полнометражного фильма « Гофманиада », открытие Музея и Детского интерактивного центра.
28 мая 2018 года «Союзмультфильм» создал одноимённый YouTube -канал. Туда загружаются не только ранее выпущенные картины, включая «Простоквашино», но и все короткометражные мультфильмы, выпущенные за последние десять лет (с 2007 по 2018) .
9 августа 2019 года стало известно о том, что киностудия совместно со «Сбербанком» планирует создать совместное предприятие, в котором финансовый конгломерат получит 80 % ООО «Союзмультфильм» у одноимённого и вложит инвестиции, а организация перенесёт в создаваемый кластер ряд лицензий на персонажей из коллекции выпущенных фильмов на условиях роялти. При этом предполагается, что в него могут войти мультимедийные компании, мультипликационные студии, а также агрегатор детско-семейного контента.
С 2020 года, специалисты киностудии «Союзмультфильм» начали восстанавливать качество советских мультфильмов для их дальнейшего показа в кинотеатрах. Восстановительные работы были необходимы, поскольку современные экраны, которые поддерживают высокое разрешение, проявляют самые минимальные погрешности изображения. Сотрудники киностудии восстанавливали картины вручную. Оригинальную пленку оцифровали, после чего каждый кадр мультфильма был очищен от целлулоидной пыли, царапин и порывов. При этом каждого персонажа отделяли от общего фона для раздельной очистки и восстановления всех элементов кадра. Кроме того, специалисты скорректировали цвет фильмов и восстановили оригинальный звук .
17 августа 2021 года «Союзмультфильм« завершил процесс акционирования , став акционерным обществом с уставным капиталом почти 1,2 млрд рублей. Собственником 100% акций стало Росимущество , и это событие предшествует приватизации компании. Не менее 75% акций студии планируется выставить на продажу, оставшаяся часть останется в собственности государства через Росимущество.
В феврале 2021 года состоялось открытие интерактивного парка развлечений « » в павильоне № 7 на ВДНХ в Москве. За разработку проекта отвечала компания . За создание двухмерной и трёхмерной мультимедийной части парка отвечала компания , работавшая над контентным наполнением совместно со специалистами «Союзмультфильма» . Создание парка было осуществлено при поддержке Правительства Москвы и Министерства культуры Российской Федерации, а его открытие посетили министр культуры Ольга Любимова и мэр Москвы Сергей Собянин . Сам парк содержит в себе 18 интерактивных аттракционов с применением технологий виртуальной реальности .
Совместно с Bubble Comics «Союзмультфильм» работает над анимационным сериалом « Крутиксы », премьера которого состоялась в октябре 2021-го года. Показ первых трёх серий прошёл в лектории дизайн-завода «Флакон» , где были показаны первые три серии мультсериала, а также проведён мастер-класс по рисованию для детей, посетивших мероприятие. «Крутиксы» нарисованы в 2D формате и рассчитаны на детей шести-восьми лет. На данный момент всего вышло 7 серий, каждая продолжительностью по 11 минут; кроме того, планируется выпуск ещё 45-ти эпизодов . Мультсериал создан по одноимённым комиксам Bubble о зверях-супергероях.
В августе 2021 года, в результате преобразования формы собственности из Федерального государственного унитарного предприятия в акционерное общество, владельцем 100 % акций «Союзмультфильма» стало Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), 75 % которых и более впоследствии будут выставлены на продажу, а остальные акции — в собственности государства в лице Росимущества .
В мае 2022 года состоялась премьера первого полнометражного мультфильма студии за 20 лет — « Суворов: Великое путешествие » о швейцарском походе армии под командованием Александра Васильевича Суворова .
Киностудия разрабатывает платформу (виртуального помощника) для слабослышащих людей
Проекты
Основная статья: Список мультфильмов студии «Союзмультфильм» СоюзМультПарк в г. Москва на ВДНХ СоюзМультПарк в г. Казань в Ак Барс Арене
Эмблемы киностудии
Со времени создания киностудии «Союзмультфильм» в 1936 году её эмблемой было изображение отрезка киноплёнки, намотанного на карандаш. Оформленная в виде рисованной заставки, которая показывалась в различных вариациях, она употреблялась непоследовательно (чаще всего игнорировалась), периодически менялась внешне и с течением лет была забыта (её можно увидеть, например, в первом выпуске мультфильма « Ну, погоди! »).
В послевоенный период единой официальной эмблемы у студии уже больше не было. В 1960-е и 1970-е годы ведущие режиссёры пытались использовать свои индивидуальные символы: так, фильмы сестёр Брумберг открывались изображением рисованного человечка из фильма « Федя Зайцев » и других. Чаще всего употреблялось простое написание названия «Союзмультфильм» в одну или в три строки .
С конца 1970-х до начала 1990-х годов эмблемой киностудии был кукольный персонаж Чебурашка серии мультфильмов режиссёра Романа Качанова : « Крокодил Гена » (1969), « Чебурашка » (1971), « Шапокляк » (1974), « Чебурашка идёт в школу » (1983). Этот же персонаж до конца 2010-х годов был также изображён на вывеске самой киностудии.
В 1992 году мультипликатор Леонид Каюков создал новую эмблему, имевшую цвета российского флага (он использовал её в своём мультфильме «Чинк»). Однако она не прижилась и в настоящее время снова используется эмблема с Чебурашкой, которая обычно публикуется на обложках видеоносителей, в частности, киновидеообъединения «Крупный план».
Также в качестве символа использовалась простая надпись названия студии в одну строку, исполненная художественным шрифтом, близким к работам художника Евгения Мигунова . В таком виде она фигурировала в фильмах « Непьющий воробей », « Знакомые картинки », «Ну, погоди!» и других.
Награды
- Орден Трудового Красного Знамени (9 июня 1986 года) — за заслуги в развитии советского киноискусства .
- Благодарность Президента Российской Федерации (25 августа 2021 года) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность .
См. также
- История русской мультипликации
- Церковь Николая Чудотворца в Новой Слободе
- Персоналии, связанные со студией
Примечания
- Александра Черепнина . от 6 августа 2016 на Wayback Machine // vesti.ru (11 июня 2011 года)
- от 4 января 2012 на Wayback Machine // avis3d.ru
- Бородин Г. . free-kino2.narod.ru . Дата обращения: 4 июня 2021. 22 мая 2021 года.
- // Киноведческие записки : журнал. — 2006. — № 80 . — С. 153—173 . 22 мая 2021 года.
- . Дата обращения: 21 октября 2018. 21 октября 2018 года.
- ↑ . Дата обращения: 21 октября 2018. 21 октября 2018 года.
- . Дата обращения: 21 октября 2018. 2 ноября 2016 года.
- от 17 мая 2021 на Wayback Machine // lenta.ru , 22 сентября 2006
- Р. И. А. Новости. . РИА Новости (20070905T2116). Дата обращения: 13 июля 2022. 24 мая 2021 года.
- от 2 февраля 2018 на Wayback Machine « Новая газета », № 61 от 8 июня 2011 года // novayagazeta.ru
- Артём Кречетников. . « Русская служба Би-би-си » // bbc.com/russian (10 июня 2011). Дата обращения: 26 декабря 2011. 26 марта 2017 года.
- . Дата обращения: 15 февраля 2021. 16 июня 2021 года.
- 8 октября 2014 года. // new.souzmult.ru
- . Дата обращения: 22 октября 2018. 22 октября 2018 года.
- . Дата обращения: 6 июня 2018. 30 мая 2018 года.
- . Дата обращения: 14 февраля 2020. 17 декабря 2019 года.
- Retail.ru (24 февраля 2022). Дата обращения: 4 июля 2022. 2 марта 2022 года.
- ↑ Чачелов, Артур . « Бюллетень кинопрокатчика » (24 февраля 2021). Дата обращения: 4 июля 2022. 5 июля 2022 года.
- Смирнова, Инга . « Metro Москва » (24 февраля 2021). Дата обращения: 4 июля 2022. 5 июля 2022 года.
- Воробьёва, Наталья . BFM.ru (27 февраля 2021). Дата обращения: 4 июля 2022. 5 июля 2022 года.
- Bubble. Twitter (8 октября 2021). Дата обращения: 11 октября 2021. 11 октября 2021 года.
- . «Известия» (7 октября 2021). Дата обращения: 11 октября 2021. 11 октября 2021 года.
- . «РИА Новости» (7 октября 2021). Дата обращения: 11 октября 2021. 19 октября 2021 года.
- . Коммерсантъ (17 августа 2021). Дата обращения: 19 августа 2021. 18 августа 2021 года.
- . Российская газета (26 апреля 2022). Дата обращения: 27 ноября 2022. 27 ноября 2022 года.
- . РИА Новости (20230714T1758). Дата обращения: 19 июля 2023. 19 июля 2023 года.
- В 1940—50-е годы и иногда в 1960-е вместе с названием указывались также слова «производство киностудии», « Москва » и год выпуска мультфильма.
- . Дата обращения: 7 августа 2018. 7 августа 2018 года.
- . Дата обращения: 28 августа 2021. 1 июля 2023 года.
Ссылки
- Медиафайлы по теме на Викискладе
- // « Киноведческие записки » № 80, 2006
- // «Культура.рф», 10 июня 2016
- // Forbes.ru , 26.12.2020
- 2021-05-31
- 1