Interested Article - Пропаганда в СССР

Советский плакат 1920 года . «Чтобы больше иметь — надо больше производить. Чтобы больше производить — надо больше знать»

Сове́тская пропага́нда пропаганда коммунистических идей и советского образа жизни .

Пропаганда в СССР проводилась целенаправленно и централизованно под руководством ВКП(б) (в дальнейшем КПСС ) и официально называлась идеологической работой , просвещением масс и тому подобным.

В основе советской пропаганды лежала идеология марксизма-ленинизма . Она имела важнейшее значение с самого начала существования советского коммунистического режима. Характер пропаганды менялся по мере исторического развития СССР . Пропаганда велась через средства массовой информации , книги, кинофильмы , театральные постановки, произведения изобразительного искусства. Она оставила после себя соответствующее советское культурное наследие .

Характеристика

Советский плакат, восхваляющий Ленина, 1920 год

К началу 1920-х годов в СССР установилась система надзирательных органов в области агитации и пропаганды. Высшей идеологической организацией, под контролем которой находилась вся культурная сфера, стал соответствующий отдел ЦК РКП(б) также известный как Агитпроп . В разные годы он координировал работу Совинформбюро , центральных и местных периодических изданий, Государственного комитета СССР по теле- и радиовещанию , Государственного комитета СССР по кинематографии , Всесоюзного общества « Знание », Главного управления по делам литературы и издательств . В коллегию Агитпропа входили представители отделов ЦК , Наркомпроса , Политуправления РККА и других органов. Параллельно ему было создано Главное управление политического просвещения ( Главполитпросвет ) .

Владимир Ленин неоднократно подчёркивал значение партийной пропаганды для развития политического сознания рабочего класса, называя печатные издания «коллективным пропагандистом» . К 1921 году многопартийная пресса была ликвидирована, была выстроена государственная сеть газет, изначально состоящая из 232 изданий . Ленин дал указание подконтрольной ему печати развернуть кампанию травли против Всероссийского комитета помощи голодающим ( Помгол ) . В августе 1921 года Ленин написал письмо И. В. Сталину , в котором поручил Политбюро распустить комитет и арестовать его руководителей . Одновременно Ленин поручил организовать газетную травлю против членов комитета :

Газетам дадим директиву: завтра же начать на сотни ладов высмеивать «Кукишей»… Изо всех сил их высмеивать и травить не реже одного раза в неделю в течение двух месяцев.

Плакат периода коллективизации , 1930 год

Государственная сеть газет стала основным рупором агитации и пропаганды социалистических ценностей, а также инструментом партийного контроля повседневной жизни населения . Одной из основных стратегий распространения идей стало многократное их повторение: одни и те же материалы последовательно дублировались центральной, областной и районной прессой .

Пропаганда в СССР использовалась как инструмент в решении социально-экономических проблем страны, для насаждения определённых ценностей, борьбы с чуждыми обществу взглядами и идеями . Так как одной из первых задач нового руководства страны являлось просвещение населения и распространение марксистско-ленинской идеологии , одним из первых лозунгов стал «Каждый большевик — агитатор» . Позднее на базе региональных школ была создана система начального политпросвещения. К примеру, за 1930—1939 годы количество таких учреждений выросло с 59 школ политграмоты сокращённого типа до 1200 кружков по изучению марксизма-ленинизма. Одновременно единые отделы пропаганды и агитации были созданы во всех горкомах и райкомах партии .

Плакат 1933 года

Открытость советской пропаганды и агитации объясняется верой в то, что коммунистическая идеология по определению привлекательна для народных масс. Предполагалось, что пропаганда заинтересована в «правдивом, достоверном» отражении действительности . Для лучшей организации института пропаганды в 1935 году, по инициативе Сталина , Агинтроп разделили на пять отделов: печати и издательств, партийной пропаганды и агитации, школ, науки, культурно-просветительной работы. Так, под руководством соответствующего отдела была установлена система устной пропаганды, которой постоянно занималось более 112 тысяч читающих лекции и выступающих на публике агитаторов .

Почтовая марка СССР с призывом, обращённым к юным пионерам , 1961 год

Власти избегали скрытых способов, которые были распространены в капиталистических странах, и старались передать через агитацию ответы на насущные потребности общества . Например, проблему малой заинтересованности населения в здоровом образе жизни и спорте после Второй мировой войны партийное руководство стремилось решить за счёт активной агитации физической культуры и спортивных достижений. Ей была посвящена большая часть агитации в СМИ, литературе и кино. Во всех республиках были созданы секции пропаганды физической культуры, проводились Всесоюзные парады физкультурников , были восстановлены кафедры физического воспитания и спорта, обновлены учебные программы, введены обязательные занятия по физкультуре .

Кроме того, партийное руководство старалось мотивировать рабочее население за счёт популяризации опыта передовых предприятий и ударников труда . Так, в 1950—1980 годах одной из активных кампаний в СМИ стала «химизация» промышленного хозяйства. В 1957 году в передовых газетах страны частота появления терминов, связанных с этой темой, была даже выше, чем у терминов, связанных с « космической гонкой » («кибернетика» — 164 тыс., «космос» — 188 тыс. против «химизация» — 59,3 тыс., «химия» — 215 тыс.) .

Важными темами советской агитации стали разъяснение партийно-государственных документов и решений руководства . Одним из основных направлений пояснительной пропаганды стал атеизм , подавление церкви и искоренение религиозности. Так как в дореволюционные годы религиозные институты тесно ассоциировалась с императорской властью , одной из основных функций большевистской пропаганды стало насаждение атеизма. В 1920—1940-х годах в стране массово издавали зарубежных анархистов , пропагандировали атеизм на региональном уровне, проводили расправы над духовенством, изымали церковное имущество . Кроме того, пропаганда использовалась для оправдания таких важных решений руководства страны, как, например, подписание пакта Риббентропа — Молотова : советские агитаторы уверяли в пользе, которую документ принесёт немецким коммунистам, а также в установлении доверительного союза с бывшим врагом .

Советский плакат, прославляющий Сталина, 1938 год

Одной из характеристик советской пропаганды является превозношение вождя, что становилось причиной возникновения культов личности . Так, уже с 1920 года города и посёлки страны переименовывали в честь крупных общественных деятелей, в особенности Владимира Ленина. Его прославляли в стихотворениях и книгах, повсеместно возводили статуи вождя. Во времена правления Иосифа Сталина культ личности был необходим для сплочения населения вокруг единой фигуры: вождя представляли как непогрешимого руководителя и отца народа. Но после смерти Сталина партийное руководство придерживалось коллективной формы управления. Соответственно, попытки издателей представить, например, Георгия Маленкова в качестве единственного преемника власти пресекались. В 1970-х годах попытки создать культ личности Леонида Брежнева воспринимались населением негативно .

К середине 1930-х годов ярко проявилась роль пропагандистской машины в укреплении сталинского режима . Пропаганда создавала культ личности Сталина . Пропаганда могла делать из бедствия подвиг, как это случилось со спасением парохода «Челюскин» в 1934 году , когда все лётчики, спасавшие челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза . Пропаганда максимально использовала интерес к перелёту экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток в 1936 году, к перелёту экипажа Чкалова из Москвы через Северный полюс в США в 1937 году, к первой в мире советской дрейфующей полярной станции в 1937—1938 годах. Пропаганда также превозносила трудовые подвиги таких «простых людей» как Алексей Стаханов или Паша Ангелина , которые купались в лучах славы .

В 1930-е годы отмечалось появление значительного корпуса текстов, стилизованных под фольклорные произведения . В данных произведениях, например, в сказе Марфы Крюковой , фигурирует словосочетание «ясные соколы», когда речь идет об авиации и авиаторах.

Ещё более значимым для пропаганды, чем образ героев, был образ врагов. До Великой Отечественной войны советская пропаганда уподобляла происходящее в тех или иных сферах общественной жизни событиям эпохи Гражданской войны и использовала, в основном, риторику классовой борьбы . В качестве главных внешних врагов советского народа пропаганда до Великой Отечественной войны изображала «мировую буржуазию », « фашистов », а после войны — блок НАТО во главе с США .

Формы представления этих врагов были стереотипны — от черно-белых карикатурно-плакатных толстяков-капиталистов в цилиндрах и с мешком долларов в руке до дядюшки Сэма и генералов Пентагона . Их стандартными атрибутами в кино или книгах «про шпионов» были бутылка виски , толстая сигара , разговоры о потерянных из-за революции и коммунистов деньгах или планах уничтожения СССР. Во время Великой Отечественной войны главными врагами были « немецкие фашисты » и их союзники . Это стал наиболее значимый и сильный в моральном и идентификационном плане образ врага, в советской и постсоветской пропагандистской риторике гитлеровцы всегда служили и служат абсолютной мерой негативного.

В послевоенное время внешние враги, по существу, вытеснили из риторического поля прежние образы таких врагов, как белогвардейцы , кулаки , меньшевики , троцкисты . Но всё же немаловажными для пропаганды оставались и внутренние враги. В качестве таковых изображался прежде всего скрытый, сознательный вредитель, убежденный противник Советской власти , ждущий, когда она развалится, (инженер, бездарный профессор, реже — кулак, бывший помещик, пробравшийся в номенклатурные чины ). Если этот персонаж не был сам до революции крупным собственником, то он — сын бывших владельцев фабрики или поместья, бывший «царский» офицер. Такое же прошлое мог иметь и диверсант или шпион, засланный в СССР, и практически всегда имел изображаемый в пропаганде коллаборационист периода Великой Отечественной войны . Все они выдвигали на первый план главного персонажа пропагандистских кампаний бдительности и борьбы с классовым врагом — «пособника врага», каждый раз утверждаемого сверху в качестве предмета соответствующей критики ( подкулачник , злопыхатель, критикан, паникёр и т. п.). Главной задачей пропаганды было связать позицию такого рода персонажей с действиями наиболее агрессивных и непримиримых врагов, представить любую возможность самостоятельного рассуждения или взгляда как угрозу обществу и государству. Это открывало для пропаганды возможности всеобщей охоты на «сомневающихся» и «маловеров», «попутчиков» социалистического строительства, заставляя всех не просто демонстрировать, но и доказывать свою преданность и лояльность режиму .

Требования к морали нового человека были изложены в виде « Морального кодекса строителя коммунизма », который вошёл в тексты Третьей Программы КПСС и Устава КПСС, принятые XXII съездом КПСС (1961). Советские идеологи утверждали: «Формирование нового человека не только следствие, но и условие успешного строительства коммунизма ». Важную роль в пропаганде коммунистической идеологии они отводили литературе и искусству , печати , радио , телевидению , различным формам устной пропаганды; отмечался вклад в идеологическую работу советских культурно-просветительных учреждений. Приоритетное значение отводилось «непримиримой наступательной борьбе против буржуазной и ревизионистской идеологии». Пропагандистская работа должна была воспитывать у советских людей преданность делу коммунизма, советский патриотизм , высокое сознание общественного долга, коллективизм и товарищескую взаимопомощь, честность, нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной жизни .

В середине 1950-х годов советский вариант образа внутреннего врага стал медленно уходить из общественного сознания, однако образ внешнего врага практически без изменений сохранился до середины 1980-х годов .

В условиях стагнации экономики в период застоя государственная пропаганда постепенно утратила эффективность. Такие насущные проблемы, как дефицит товаров , прирост в теневой экономике и неравномерное распределение благ не освещали в СМИ. На фоне растущего недовольства населения пропаганда социалистических подвигов выглядела неуместно и порождала анекдоты .

Оценки

Некоторые историки считают, что главной целью советской пропаганды было создание нового человека — человека, следующего принципам коллективизма , добровольно подчиняющего свои интересы интересам общества и готового принести себя в жертву на благо общества, который придерживался бы материалистического и атеистического мировоззрения и имел своей высшей целью достижение лучшей, богатой и счастливой жизни для будущих поколений [ источник не указан 751 день ] .

Культуролог Даниил Дондурей отмечал: «Советская власть была дальновидна. Она понимала: формирование человека — это не только очевидная пропаганда, но и программирование личности при помощи культуры. Это не только „Отдай жизнь за Ленина-Сталина!“, но и „Очень важно не подставить друга“, „Да, в школе есть плохие учителя, но есть и хорошие“. Она помогала человеку осваивать противоречия реальной жизни. Лениво формировали „строителя социализма“, но одновременно… действительно „развитую личность“» .

Х. Гюнтер в работе «Архетипы советской культуры» описывает процесс формирования образа советского героя, среди которых он особенно выделяет образ летчика. Звание « Герой Советского Союза » было введено именно после спасения летчиками челюскинцев , первыми носителями этого звания стали летчики. Автор проводит классификацию и типизацию советских героев :

  1. герои социалистического труда (летчики относятся именно к этому типу),
  2. герои-воины,
  3. герои — политические деятели,
  4. герои-жертвы.

См. также

Примечания

Комментарии

  1. Был основан в июле 1921 года в Москве; в состав комитета вошли многие видные представители дореволюционной интеллигенции. Почётным председателем ВКПГ был избран В. Г. Короленко, а в его руководство входили С. Н. Прокопович, Е. Д. Кускова, Н. М. Кишкин, Ф. А. Головин , H. Н. Кутлер , М. В. Сабашников и другие известные общественные деятели . Большевики дали комитету ироническое прозвище «Прокукиш» (по первым слогам фамилий организаторов)

Источники

  1. Чогандарян М. Г. // Теория и практика общественного развития. — 2013. — Вып. 4 . — С. 181–183 . — ISSN . 20 декабря 2022 года.
  2. Бокерия С. А., Диева А. А. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. — 2015. — Вып. 3 . — С. 81–89 . — ISSN . 3 ноября 2022 года.
  3. Макаров, B. C. Христофоров. от 28 января 2015 на Wayback Machine
  4. Тимошина С. А. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. — 2012. — Т. 12 , вып. 1 . — С. 111–117 . — ISSN . 3 ноября 2022 года.
  5. Володина Н. А. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2007. — Вып. 2 . — С. 35–43 . — ISSN . 3 ноября 2022 года.
  6. Истягина-Елисеева Е. А., Бариеникова Е. Е. // Вестник спортивной науки. — 2015. — Вып. 3 . — С. 54–57 . — ISSN . 3 ноября 2022 года.
  7. Ваганов А. Г. // Управление наукой: теория и практика. — 2020. 3 ноября 2022 года.
  8. Тикунов В. С. // Религиоведческие исследования. — 2019. 3 ноября 2022 года.
  9. . Lenta.ru (28 сентября 2017). Дата обращения: 16 августа 2022. 3 ноября 2022 года.
  10. Би-би-си (16 ноября 2011). Дата обращения: 16 августа 2022. 23 августа 2022 года.
  11. Куропаткин А. П. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2010. — Вып. 11 . — С. 43–47 . — ISSN . 3 ноября 2022 года.
  12. . Arzamas (2022). Дата обращения: 16 августа 2022. 25 августа 2022 года.
  13. . Дата обращения: 18 марта 2020. 28 декабря 2019 года.
  14. . Дата обращения: 18 марта 2020. 28 мая 2020 года.
  15. Научный коммунизм: Учебник. 2-е изд / Коллектив авторов под руководством П. Н. Федосеева . — М. : Политиздат , 1973. — 496 с. — С. 456—459, 464—465.
  16. Дата обращения: 12 августа 2022. 5 октября 2022 года.
  17. . Вестник МГУ (2021). Дата обращения: 16 августа 2022. 6 ноября 2022 года.
  18. Шигарева, Юлия. // Аргументы и факты . — 2014. — № 6 (1735) за 5 февраля . — С. 21 . 26 февраля 2022 года. (Дата обращения: 15 октября 2015)
  19. Гюнтер Х. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон : сб. ст. / под общ.ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. — СПб. : Академический проект, 2000. — С. 743—784.

Литература

  • Формирование внешнеполитических стереотипов в сознании российского общества первой половины XX века / Под ред. А. В. Голубева. (М., 1998)]
  • Фатеев А. В.

Ссылки

Источник —

Same as Пропаганда в СССР