Виллар-сюр-Вар
- 1 year ago
- 0
- 0
Виллар де Оннекур (де Гоннекур; Villard de Honnecourt , ок. 1195 года — ок. 1266 года) — архитектор из Пикардии , который стал известен в XX веке благодаря альбому его оригинальных рисунков, хранящемуся в Парижской Национальной библиотеке .
Несмотря на ключевую роль в возведении готических соборов , средневековый зодчий мало чем выделялся среди ремесленников, поэтому у него тогда не было и не могло быть биографа. Наибольшим почётом было упоминание о нём в летописи или местной хронике. Исключением в этом плане является биография архитектора Виллара де Оннекура. Историк искусства в 1935 году опубликовал капитальное исследование альбома его чертежей и рисунков. Эта рукопись уникальна, т.к. представляет нечто наподобие дневника архитектора эпохи готики первой половины XIII века. Тщательное изучение альбома дало возможность Ханлозеру восстановить биографию этого забытого мастера.
Точное место рождения Виллара неизвестно. Он мог быть уроженцем села или города Камбре . Скорее всего, начинал подмастерьем на стройке. Образование совершенствовал во время путешествий и участия в строительстве различных храмов. В альбоме Виллара есть документальные зарисовки деталей соборов или архитектурных деталей, которые позволили воссоздать маршрут его странствий по городам Камбре, Сен-Кантен , Шартр , Мо , Лан , Реймс и Лозанна . Самым дальним пунктом его поездки, возможно, стал словацкий город Кошице в составе земель венгерской короны . В альбоме есть упоминание о строительстве собора св. Елизаветы в этом городе.
По возвращении из путешествия Виллар стал главным мастером цеха строителей в Сен-Кантене. Умер в весьма преклонном для той эпохи возрасте в 1266 или около того года. Архитекторы того времени редко доживали до преклонного возраста: они страдали от холодных сквозняков на стройплощадках, эпидемических болезней, плохой техники безопасности и несчастных случаев на стройке .
После смерти Виллара де Оннекура его рукопись продолжали дополнять два строителя или зодчих. На последней странице имеется надпись XV века с пометкой, что альбом Оннекура имел 40 листов, то есть больше, чем сейчас. В 1666 году обладателем альбома стал , историк при дворе французского короля Людовика XIV . В 1795 году в составе конфискованных французскими революционерами коллекций рукопись стала достоянием Французского государства. В период повышенного внимания и изучения сооружений эпохи готики рисунки рукописи были опубликованы в XIX веке. Исследователь Ганс Ханлозер в 1935 году обнародовал первое капитальное исследование альбома Виллара де Оннекура.
«Виллар де Оннекур приветствует вас и обращается к тем, кто будет работать с этой книгой, с просьбой помолиться за его душу и вспомнить о нём. Потому в книге вы найдёте полезные советы по (практическому) строительству и созданию рисунков с использованием установок геометрии» — так начинается эта рукопись. Из надписи стало известно имя автора.
Необходимость хранить накопленные знания возникла давно. Служила этому и письменность. Наиболее сложным среди ремесел стало строительство, ибо без знания наук и опыта мастеров-предшественников успешное строительство было невозможно. Сохранению знаний в период готики стали служить письменность и собственные чертежи архитектора, архитектурная графика.
На ранних этапах Средневековья чертежи выполняли на деревянных дощечках-диптихах, покрытых воском, как это было в позднеантичную эпоху. В двух досках делали углубление, которое покрывали воском. Вощёные поверхности накладывали друг на друга, а доски связывали, чтобы избегать порчи надписи или рисунка. Первые чертежи архитектора очень напоминали рисунки. И в альбоме де Оннекура они размещены рядом, или это смесь рисунков и чисто чертежей.
Во времена жизни Оннекура для чертежей архитекторы использовали также камень, пергамент и бумагу. Все материалы использовались одновременно. Архитектурные чертежи сохранились на каменных плитах в , Нарбонны и Клермона. Известны и чертежи Страсбургского собора на больших листах пергамента.
Альбом Оннекура — пергамент 14 × 22 сантиметра, но размеры страниц не всегда сходятся. Дошёл до нас неполным, в нём чуть больше шестидесяти листов. Предполагают, что альбом был значительно больше. Виллар де Оннекур знал грамоту, о чём свидетельствуют каллиграфические надписи в альбоме. Оригинал передан на хранение в Национальную библиотеку Франции. Исследователи считают, что Виллар де Оннекур начал создавать свой альбом образцов в период обучения и путешествий. Альбом стал и своеобразным дневником, и сборкой архитектурных образцов, которые тот хотел закрепить в собственной памяти, и образцами теоретических проектов и планов, и сборником рисунков готических скульптур, инженерных механизмов, которые использовали в строительстве. Альбом стал отражением того периода, когда идеи путешествовали вместе с мастерами и ещё считались общим достоянием. Их не прятали от коллег, как в эпоху Возрождения , когда в условиях острой конкуренции между мастерами на первый план выступило стремление скрыть от соперников уникальные решения и новые собственные идеи. Когда Виллар де Оннекур стал мастером, альбом зарисовок давал ему образцы, по которым он делал (или приказывал делать) скульптуры и архитектурные детали. После его смерти альбом служил для обучения последователей, альбомом образцов для них и даже учебником.
Ни один из сохранившихся листов архитектора XIII века ещё не имеет масштаба . Необходимость в нём возникает позже. А пока широко используют метод пропорций.
Архитектурная графика этого периода напоминает современную техническую иллюстрацию, технический эскиз. Именно по таким чертежам выполняли столбы-опоры, готические окна, даже тесали камни необходимых профилей. Зарисовки всего этого содержатся в альбоме Виллара: башня собора Нотр Дам в городе Лан, боковая стена с окнами Реймского собора , образцы готических окон-«роз» в Шартре и Лозанне и тому подобное.
Для исследователей и историков наиболее интересным стал лист с чертежом идеального (то есть несуществующего, придуманного, образцового) хора готической церкви. На чертеже точно обозначены внешние контрфорсы , внутренние опоры-столбы, венец капелл , нервюрный свод и подобное. На других листах — варианты хора, зарисовки готических окон и другое.
О длительном использовании альбома Виллара де Оннекура свидетельствуют приложения, сделанные в рукописи как минимум ещё двумя мастерами, имена которых остались неизвестны. Исследователь альбома Ганс Ханлозер условно обозначил их как «мастер два» и «мастер три». С самим Вилларом де Оннекуром связывают лишь тридцать три листа альбома.