Interested Article - Е-метр

Модель Mark Super VII Quantum E-meter

Е-метр (сокращение слова «электропсихометр»; англ. E-meter ) — электронный прибор, использующийся в дианетике и саентологии в практике одитинга и регистрирующий изменения электрического сопротивления человеческого тела постоянному электрическому току . Представляет собой видоизменённый омметр или измерительный мост . Саентологи продают Е-метр модели Mark Super VII Quantum за 7428 евро при стоимости его производства около 100 евро . Прибор используется главным образом в шарлатанских целях .

История

Электропсихометр или биоэлектронный прибор Волнея Метисона. Иллюстрация в заявке на патент США 2684670.

Е-метр (E-meter) был создан в 1940-х американским изобретателем и мануальным терапевтом ( англ. chiropractor ) (англ.) и назывался Mathison Model B Electropsychometer — электропсихометр Мэтисона модель Б. Мэтисон до того, как стал сотрудничать с Хаббардом, был психоаналитиком - фрейдистом .

Первоначально в качестве электродов Мэтисон использовал обычные металлические кухонные тёрки, на которые пациент клал ладони рук и прижимал к ним пальцы в моменты волнения.

Несмотря на то, что Е-метр был изобретен Волнеем Мэтисоном, патентом на Е-метр впоследствии завладел Рон Хаббард , из аффидевита сына Хаббарда следует, что его отец получил патент путём шантажа и запугивания Мэтисона . Мэтисон никогда не судился с Хаббардом за присвоение своего изобретения, но он чувствовал горечь и разочарование от знакомства с Хаббардом. В 1964 году Мэтисон заметил:

«Я осуждаю деятельность жалких мошенников, таких как саентологи и им подобные, которые бойко отворачиваются от гипноза, а затем попытаются тайно применить его в своих фальшивых системах» .

В 1950 годах электропсихометр Мэтисона был приспособлен Хаббардом для нужд дианетики и саентологии. В 1958 году Хаббард возобновил практику одитинга с помощью модификации Е-метра, сделанного двумя саентологами Don Breeding и Joe Wallis. Этот прибор назвали Электрометром Хаббарда . Хаббард получил на него патент США (3290589) в декабре 1966 года, в описании «Устройство для измерения и отображения изменений в сопротивлении человеческого тела» . Однако существует патент США (2056778) на дизайн устройства, а слово «E-METER» является зарегистрированной маркой.

Принцип действия

Mark VIII, обновлённая в 2013 году модель Е-метра.

По своему устройству Е-метр — это обычный гальванометр на основе моста Уитстона . Практическое применение сводится к измерению электрической проводимости тела через кожные покровы ладоней рук ( кожно-гальванической реакции ).

Критика

Показания Е-метра зависят от массы факторов. В первую очередь от таких, как индивидуальные особенности кожи, индивидуальный тонус мышц в конкретный момент времени, площадь соприкосновения ладоней с датчиками, наличие и качество состава загрязнений кожи, общее состояние здоровья организма, температура окружающего воздуха, влажность воздуха, давление воздуха, артериальное давление , индивидуальная потливость, наличие похмельного синдрома, синдрома отмены, абстиненции, и, в меньшей степени — от психологического состояния и активности мозга индивидуума в момент ответов на вопросы, так как единственная характеристика психики, которую можно регистрировать по КГР — это возбуждение ЦНС , которое может коррелировать с большим количеством психофизиологических факторов, таких, как рефлексы и факторы, приведённые выше.

Технически недостижимо в разрешении для данного типа устройств отличать такие тонкие характеристики психики, как разные эмоции (очаги возбуждения и интенсивность которых можно локализовать в мозге только с помощью передовой ЭЭГ ), от огромного множества других факторов, при этом даже теоретически с помощью КГР невозможно отличить положительные переживания от отрицательных, данный тип устройств, в идеале, способен регистрировать только одну характеристику ЦНС — возбуждение . Детекторы лжи, для сравнения, регистрируют от 4 до 9 физиологических параметров, и, даже несмотря на это, их работа не всегда валидна, ставится под сомнение некоторыми специалистами и не признаётся некоторыми судами (В Германии и Польше ). Исходя из этого, а также опираясь на результаты исследования данного прибора, изложенные ниже , можно заключить, что несомненно, данное электронное устройство используется в псевдонаучных целях, ни с технической, ни с научной точки зрения данное устройство не вызывает никакого интереса , а является всего лишь инструментом «доказательности» в интересах культа саентологии, имея приблизительно тот же уровень валидности , что и кофейная гуща у цыганки, оба метода являются лишь инструментом суггестии для легковерных.

По заявлению саентологов, влияние сторонних факторов якобы «легко нивелируются правильной настройкой прибора», что не может иметь научного обоснования . Ни методы измерения, ни измеряемые таким образом параметры не признаны медициной . В докладе немецкому парламенту устройство было названо «научно бесполезным» . Джордж Монтгомери, начальник отдела измерительной техники Национального Бюро Стандартов, и доктор Джон И. Лэйси, председатель отдела психофизиологии и нейрофизиологии в Филс НИИ Йеллоу Спрингс, заявили:

"Е-метр по основным своим характеристикам не соответствует критериям измерительного прибора».

По следующим причинам:

  • В Е-метре не предусмотрен механизм контроля за постоянством тока.
  • Если держать банки в ладонях, можно значительно варьировать площадь кожи , контактирующую с металлическими электродами, также на колебания стрелки влияет уровень потливости .
  • Инструмент подвержен поляризации .
  • Это не точный измерительный инструмент из-за неконтролируемых изменений в контакте с кожей и токе.

Эксперты также объяснили, что прибор в сущности даже не измерял сопротивления кожи, а в значительной степени показывал, насколько крепко человек сжимал банки; если человек сжал банку, контакт был больше, и видимое сопротивление кожи снижалось. Если, он держит банки свободно, видимое сопротивление кожи просто увеличивается.

Е. Г. Балагушкин отмечал, что Л. Р. Хаббард «применил к своей антинаучной психотерапевтической практике электрометр, измеряющий сопротивление человеческого тела, назвав его „Т-метр“, т. е. измеритель уровней „сознания Тетана“, или степени приближения верующего к "высшему божественному сознанию"».

Судебные процессы

США

В начале 1960 годов Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств заинтересовалось тем, что саентологи используют в медицинской практике Е-метры, не имея соответствующей лицензии. 4 января 1963 года более 100 Е-метров и 200 экземпляров саентологических публикаций были изъяты федеральными маршалами из тогдашнего (англ.) . Основанием для обыска стал судебный иск Управления против организации Хаббарда. Культ был обвинен в мошеннической деятельности, в ходе которой заявлял, что якобы саетологи способны излечить с помощью Е-метра около 70 % всех физических и психических заболеваний. Ведомство также заметило, что данное устройство не способствует лечению тех заболеваний, для которых оно рекомендовано. Длительный судебный процесс с участием присяжных пришёл к выводу, что сведения о полезности Е-метра при лечении заболеваний искажены. Утверждения секты о том, что её литература не может быть основанием для судебного иска, поскольку она издана религиозной организацией, были отклонены судом как не имеющие отношения к сути дела. Тем не менее, апелляционный суд отменил приговор на основании того, что правительство не сделало ничего, чтобы опровергнуть заявления секты, что саентология является религией. Суд в новом составе подтвердил первоначальное решение. В решении Окружного Суда США ( Округ Колумбия ) было указано, что Е-метр не имеет никакой практической возможности к применению в диагностике, лечении или профилактике какого-либо заболевания и не имеет общенаучной или медицинской подтверждённой возможности улучшать какие-либо функции организма. В 1971 году на основании решения суда Управление разрешило использовать Е-метры с обязательной предупредительной маркировкой на внешней стороне обложки или на титульном листе об отсутствии научных и медицинских подтверждений эффективности на любых письменных, печатных и графических материалах, связанных с « Е-метром или с дианетикой и/или саентологией и/или одитингом или обработкой » не меньше, чем 11-м стандартным шрифтом. В октябре 1973 года все изъятые Е-метры и публикации были возвращены саентологам.

В судебном решении отмечалось, что Е-метр может дальше использоваться исключительно для «добросовестного религиозного консультирования» и с соответствующей предупредительной маркировкой

Внимание! Устройство, известное как электрометр Хаббарда или Е-метр, применяемое при одитинге, практике саентологии и дианетики , ни с медицинской, ни с научной точки не пригодно для диагностики, лечения или предупреждения любого заболевания. Ни с медицинской, ни с научной точки зрения оно не способно улучшить здоровье или функции любого организма.

Секта приняла видоизменённую версию этого акта, которая до сих пор связывается с Е-метром. Нынешняя редакция звучит так:

Сам по себе этот измеритель не делает ничего. Он лишь служит руководством для проповедников секты в вероисповедном и пастырском консультировании. Е-метр не имеет с медицинской или научной точки зрения способности улучшения здоровья или телесных функций организма человека и предназначен лишь для религиозного использования учениками и проповедниками Церкви саентологии.

Известный судья (англ.) утверждал:

Хаббард и его последователи-саентологи разработали практику Е-метра для поддержки одитинга . Крупные суммы получались за Е-метр и сеанс одитинга на нём. Они неоднократно и недвусмысленно объясняли, что одитинг излечивает от многих физических и психических заболеваний. Отдельное обследование с помощью Е-метра объявлялось как ведущее к достижению „клира“ и внушалось, что были твёрдые доказательства за раз избавиться от многих, прямо большинства, болезней с благоприятным исходом. Одитинг гарантировал быть успешным. Все это было и есть по своей сути ложь.

Швеция

В 1979 году суд запретил именовать Е-метр как «неоценимую помощь измерения психического состояния человека и его изменения» в любой рекламе. Данный запрет был поддержан Европейской комиссией по правам человека в деле (англ.) .

См. также

Примечания

  1. Timothy Miller America's Alternative Religions, 1995. — P. 386 . ISBN 0-7914-2398-0
  2. "The Genesis of the Wheatstone Bridge" by Stig Ekelof discusses (англ.) and Wheatstone 's contributions, and why the bridge carries Wheatstone's name. // "Engineering Science and Education Journal". — Vol. 10. — № 1. — February 2001. — P. 37–40.
  3. (нем.) , Liane von Billerbeck от 22 июля 2020 на Wayback Machine . — Berlin.: (нем.) , 2008. — S. 194 .
  4. Thomas C. Tobin // St. Petersburg Times , 28 October 1998. от 4 июня 2012 на Wayback Machine
  5. . St Petersburg Times . 1969-05-03. из оригинала 30 апреля 2016 . Дата обращения: 27 сентября 2012 .
  6. Janssen, Wallace. The Gadgeteers // (англ.) / Stephen Barrett, M. D., and William Jarvis, PhD (editors). — Prometheus Books, Buffalo NY, 1993. — P. —335. — ISBN 0-87975-855-4 .
  7. , (англ.)
  8. Virginia Linn. . Pittsburgh Post-Gazette (24 июля 2005). Дата обращения: 16 июня 2014. 24 декабря 2013 года.
  9. David S. Touretzky. (неопр.) . — Computer Science Department & Center for the Neural Basis of Cognition, Carnegie Mellon University . 3 июля 2014 года.
  10. (недоступная ссылка)
  11. « I decry the doings of trivial fakers, such as scientologists and the like, who glibly denounce hypnosis and then try covertly to use it in their phony systems » — Müller, Tilo. Dianetik und Scientology in ihrem Anspruch als Wissenschaft (нем.) . — GRIN Verlag, 2010. — S. 32. — ISBN 978-3-640-58010-1 .
  12. . TIME . 1952-12-22. из оригинала 30 мая 2012 . Дата обращения: 28 января 2008 .
  13. "Technically it is a specially developed 'Wheatstone Bridge' well known to electrically minded people as a device to measure the amount of resistance to a flow of electricity", L. R. Hubbard, in: "The Book Introducing the E-Meter", page 1. Quoted in: Kotzé report, The Report of the Commission of Enquiry into Scientology, 1972, Republic of South Africa. Section III, Chapter 8
  14. HCO WW Staff: Essential Information Every Scientologist Should Know, HCO Information Letter of 24 November 1963. Hubbard Communications Office, East Grinstead, Sussex, England. Quoted in: Kotzé report, The Report of the Commission of Enquiry into Scientology, 1972, Republic of South Africa. Section III, Chapter 8
  15. Калашников В. Н. от 28 апреля 2011 на Wayback Machine
  16. от 22 апреля 2017 на Wayback Machine (нем.)
  17. United States District Court , District of Columbia (333 °F. Supp. 357): « The E-meter has no proven usefulness in the diagnosis, treatment or prevention of any disease, nor is it medically or scientifically capable of improving any bodily function
  18. Paulette Cooper . Дата обращения: 22 февраля 2013. 27 февраля 2013 года.
  19. . Дата обращения: 22 февраля 2013. 27 февраля 2013 года.
  20. Ingo Heinemann Die Scientology — Sekte und ihre Tarnorganisationen, — изд. ABI, Stuttgart, 1979
  21. от 24 июня 2012 на Wayback Machine от 21 марта 2016 на Wayback Machine
  22. , с. 10—11.
  23. Janssen, Wallace. The Gadgeteers // (англ.) / Stephen Barrett, M. D., and William Jarvis, Доктор философии (editors). — Prometheus Books, Buffalo NY, 1993. — P. —335. — ISBN 0-87975-855-4 .
  24. ORDER OF United States District Court for the District of Columbia, No. D.C. 1-63. September 29, 1971, as amended by ORDER OF the United States Court of Appeals for the District of Columbia,No. 71-2064, March 1, 1973.
  25. (англ.) . (англ.) . — 1971. — Vol. 333 F opinion 1-63. 30 января 2019 года.
  26. (англ.) . Cults of Unreason (неопр.) . — (англ.) , 1974. — ISBN 0-374-13324-7 . Chapter 6.
  27. Russell Miller. 15. Visits To Heaven // Bare-Faced Messiah: The true story of L. Ron Hubbard (англ.) . — (англ.) , 1987. — ISBN 1-55013-027-7 .
  28. MacKaye, William R. . Washington Post (24 октября 1973). Дата обращения: 3 апреля 2009. 4 августа 2009 года.
  29. от 3 сентября 2013 на Wayback Machine REFERENCE: Stephen Barrett, MD, and William Jarvis, PhD (editors), "The Health Robbers", Prometheus Books, Buffalo NY (1993). Chapter 23, "The Gadgeteers", by Wallace Janssen, pp. 321-335.

Литература

Ссылки

  • // Temenos. Nordic Journal of Comparative Religion. — 2015. — Т. 51 , № 1 . — С. 95—121 .
  • // (англ.) . — 2016. — Т. 51 , № 3 . — С. 661-683 .
  • Pilkington, Mark . Far out . The Guardian (17 февраля 2005). Дата обращения: 18 октября 2007. 26 июня 2012 года.
  • United States District Court, District of Columbia, 1971. "United States of America, Libelant, v. An Article or Device... 'Hubbard Electrometer' or Hubbard E-Meter,' etc., Funding Church of Scientology, et al., Claimants. No. D.C. 1-63 (July 30)
  • . Time . 1969-02-14. из оригинала 27 декабря 2007 . Дата обращения: 18 октября 2007 . 2.14.1969, Vol. 93 Issue 7, p. 86
Источник —

Same as Е-метр