Научный алфавит для языков Габона
- 1 year ago
- 0
- 0
Нау́чный атеи́зм — система взглядов, отрицающая реальность сверхъестественного , включая божеств или бога , и рассматривающая науку как единственный способ познания . В сфере понимания реальности отрицается любой компромисс с религиозным мировоззрением. Сфера науки ограничивается физическим миром, но утверждается, что другой вариации мира не существует, а «духовный» мир считается иллюзией. Научный атеизм отличает свою систему взглядов от религиозной веры и рассматривает её как основанную на достижениях науки и потенциально опровержимую . Вопрос существования бога и других сверхъестественных существ, явлений и сил рассматривается не как истина или догма, а как гипотеза , уступающая научным теориям , поскольку она не имеет научных подтверждений . Наряду с гуманистическим и политическим атеизмом научный атеизм является разновидностью теоретического атеизма .
В узком значении — социальный, культурный и идеологический проатеистический проект в Советском Союзе и в других странах в пределах его сферы влияния . В этом значении научный атеизм понимается как «экстремальный вариант секуляризации »; «особенность идеологически ангажированной науки о религии»; «новая форма сциентизма , сменившая воинствующий атеизм раннего советского периода» .
Являясь неотъемлемой частью марксистско-ленинского мировоззрения , научный атеизм основан на взгляде на мир и человека в рамках диалектического и исторического материализма . Будучи философской наукой, научный атеизм исходит из основных положений диалектического и исторического материализма как в объяснении происхождения религии, так и в научной критике религии . Классики марксизма и большая группа советских философов не рассматривали атеизм как самостоятельное, отдельное от материализма учение, однако в послесталинский период «научный атеизм» был объявлен «единственно правильным учением», стал отдельной философской дисциплиной и самостоятельной наукой со собственными предметом исследования и проблемным полем .
Понятие «научный атеизм» употреблялось по крайней мере с начала XIX века . Научный атеизм сформировался в XIX веке и был основан на естественных науках, дарвинизме и рационализме эпохе Просвещения .
Зарождение марксистско-ленинского атеизма в его понимании в СССР связано с развитием немецкой философии Гегеля и Людвига Фейербаха .
Фейербах утверждал, что религия осуществляет власть над человеческим разумом посредством обмана и нагнетания страха перед мистическими силами Небес, и считал, что религиозные смыслы должны быть интеллектуально и эмоционально разрушены, все прежние религиозные институты и религиозные сооружения должны быть уничтожены в настоящем и искоренены из памяти грядущих поколений, чтобы они никогда не смогли вернуть себе власть над сознанием людей . Он считал, что религиозный «обман» не достоин никакого компромисса или терпимости. Освобождение внутреннего человеческого достоинства от господства иллюзорных образов человеческого разума в форме религиозных верований, по мнению Фейербаха, может быть достигнуто только в том случае, если традиционная вера будет беспощадно уничтожена более достойной и гуманизирующей интеллектуальной системой .
Молодой Карл Маркс был очарован «гуманистическим интересом» Фейербаха и безоговорочно принял открытый бунт Фейербаха против могущественной традиции христианства как интеллектуальное откровение. В самом начале своей карьеры Маркс начал считать, что высшие цели человечества оправдывают любой радикализм, не только интеллектуальный, но также социальный и политический . Отвергая всю религиозную мысль, Маркс считал вклад религии на протяжении веков несущественным и не имеющим отношения к будущему человечества. Автономия человечества от царства сверхъестественных сил рассматривалась Марксом как аксиоматическая онтологическая истина, разрабатывавшаяся с древнейших времен, и он считал её имеющей ещё более почтенную традицию, чем христианство. Маркс считал, что религия была захвачена правящими классами и постепенно она превратилась в инструмент интеллектуального и эмоционального контроля над массами; как таковая религия — это опиум (наркотик), который даёт эмоциональный выход из реального мира .
Главным источником философского образования Ленина были сочинения Маркса и Энгельса . Однако его взгляды развивались в уникальном культурном контексте России и находились под существенным влиянием её интеллектуальных традиций. Ленин сделал борьбу за атеизм непосредственной политической задачей партии. Он считал атеистическую пропаганду насущной необходимостью. Он был убеждён в фундаментальном аргументе воинствующего материализма и вышел далеко за рамки русской традиции политического теизма Белинского , Герцена и Писарева , став сторонником систематического, агрессивного и бескомпромиссного движения атеистической агитации, организованного и поддерживаемого партией. Он стал основателем целого института профессиональных атеистических пропагандистов, распространившегося после революции по всей стране и сыгравшего важную роль в наступлении на церкви и обращении верующих в «научно обоснованное» материалистическое мировоззрение коммунистов. Однозначно враждебное отношение Ленина к религии стало отличительной чертой большевистской версии атеизма. В сравнении с существенно более мягкими взглядами, популярными, например, в социал-демократической партии , большевистский атеизм не допускал никаких компромиссов с широко распространёнными религиозными взглядами и настроениями, даже если это означало отчуждение некоторых сочувствующих, левых, но верующих интеллектуалов, рабочих или крестьян .
В то же время Ленин утверждал, что, хотя традиционная религия концептуально неверна и идеологически ориентирована на интересы эксплуататорских классов, она все же культивирует в массах эмоции, моральные ценности и желания, которые революционеры должны перенять и манипулировать ими. Ленин считал позицию Луначарского , развивавшего идеи богостроительства , в высшей степени вредной, поскольку, по его мнению, она растворяла марксизм в мягком либеральном реформизме. Он считал, что такая позиция затемняет тот факт, что Церковь является служанкой государства, а религия всегда была инструментом идеологического подавления масс. Ленин пытался «разоблачить» программу богостроительства как опасный и совершенно ненужный компромисс с наиболее реакционными силами Российской империи. В этих обстоятельствах он обратился к воинствующему атеизму как к критерию искренности марксистских взглядов в качестве проверочного принципа. Ленин отказался допустить какой-либо компромисс в теоретическом наследии марксизма. Перед ним был пример отклонения Марксом идей Фейербаха о религии гуманности, но, кроме того, он был убежден, что в условиях сильного политического давления даже малейшее отклонение от принципов материализма и атеизма может перерасти в предательство дела коммунизма вообще .
Поскольку в рамках марксизма-ленинизма утверждалось, что Бога нет и понятие Бога есть лишь патологический индикатор отчуждения человека в аморальном обществе, философы марксизма-ленинизма не считали необходимым уделять много внимания ни доказательству этого небытия, ни опровержению доказательств обратного. Их позиция представляет собой комбинацию «социалистического безразличия» («религии в любом случае суждено исчезнуть») и «революционного активизма» («но партия требует, чтобы с религией боролись»), что демонстрирует способ аргументации. Выделялись три основных области доказательства и опровержения: via negativa включает из квазисистематического утверждения невозможности свойств и функций, традиционно приписываемых высшему существу, с довольно небрежным использованием околонаучных данных; via positiva — упрощенное изложение аргумента Фейербаха-Маркса об отчуждении; via negationis включает контрдоказательства, каждое из которых призвано опровергнуть одно из традиционных философских доказательств существования Бога .
В СССР атеистическое воспитание рассматривалось как составная часть общей задачи построения коммунистического общества . Пропаганду атеизма Ленин включил как одно из звеньев в общую программу деятельности партии по свержению капитализма и строительству нового, социалистического общества . На XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды», где указывалось, что Октябрьская революция расшатала религиозные предрассудки . В 1920-е и 1930-е годы в СССР большую работу в области научного атеизма развернули П. А. Красиков , А. В. Луначарский , И. И. Скворцов-Степанов , Е. М. Ярославский . Но перелом в критике религиозного мировоззрения в СССР произошёл в 1950-е годы, особенно после постановления ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» .
Многие из прежних и часто тактических ограничений антирелигиозной позиции Коммунистической партии исчезли, и со временем исчезло различие, которое ранее проводил Ленин, между отношением к религии партии и государства, стало бессмысленным, поскольку структуры партии и структуры государства все чаще стали совпадать. Хотя первоначальная конституция РСФСР гарантировала свободу совести и включала право как на религиозную, так и на антирелигиозную пропаганду, на практике это означало свободу от религии, о чем свидетельствует декрет о провозглашении новой конституции, запретивший любое частное религиозное обучение для детей до восемнадцати лет; после этого Ленин приказал уничтожить всю религиозную литературу, которая была опубликована ранее. В сталинской конституции 1936 года положение о религиозной пропаганде было исключено .
Политическое положение Русской православной церкви , как и всех других религиозных групп в Советском Союзе, определялось двумя принципами, которые логически противоречат друг другу. С одной стороны, статья 124 Конституции СССР 1936 года гарантировала «свободу отправления религиозных культов». С другой стороны, Коммунистическая партия ни до, ни после 1917 года никогда не скрывала того факта, что она рассматривает «воинствующий атеизм» как неотъемлемую часть своей идеологии и не будет рассматривать религию как личное дело каждого. Поэтому она использовала «средства идеологического воздействия для воспитания людей в духе научного материализма и преодоления религиозных предрассудков». Целью КПСС, а тем самым и Советского государства, для которого партия была «руководящей силой», была постепенная ликвидация религиозных общин . Ко времени нападении Гекрмании на Советский Союз в 1941 году в СССР около 40 тысяч христианских церквей и 25 тысяч мусульманских мечетей были закрыты и превращены в школы, кинотеатры, клубы, склады и зернохранилища или музеи научного атеизма .
В 1954—1964 годах в СССР для решения идейно-политических задач был создан концепт «научного атеизма». Понятие «научный атеизм» превратилось в концептуальную категорию с новым содержанием. Это понятие сформировало соответствующий дискурс и стало инструментом, который проводил социально значимые смыслы, применявшиеся в практике идеологического производства в период строительства советского социализма. Оказалось отвергнутым имевшее место в более ранней марксистской литературе понимание атеизма в качестве философской критики религии, которая опиралась на данные естественных наук и философский материализм и была связана с изучением исторических и современных форм религии. Это понимание атеизма перестало удовлетворять текущейу политической повестке, определяемой новыми задачами строительства коммунизма .
Особая роль в создании идейной основы концепта «научного атеизма» в начале 1960-х годов принадлежит И. Д. Панцхаве , заведующему кафедрой истории и теории атеизма Московского государственного университета , а также секретарю ЦК КПСС Л. Ф. Ильичёву , главе Идеологической комиссии ЦК КПСС , которой на волне новой антирелигиозной кампании была инициирована разработка практических рекомендаций по атеистическому воспитанию населения. В числе этих рекомендаций присутствовала необходимость сформировать теоретическое содержание научного атеизма в качестве самостоятельной философской дисциплины, которая направлена на решение актуальных политических задач .
Термин «научный атеизм» получил широкое распространение в СССР с 1954 года, когда он был использован в постановлениях ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения» и «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». В 1959 году в программу всех высших учебных заведений СССР, включая университеты, был введён новый курс «Основы научного атеизма». Первоначально курс был добровольным, но из-за недостаточного количества обучающихся с 1964 года он стал обязательным для всех студентов . В 1964—1991 годах существовал Институт научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС .
Пропаганда в СССР утверждала, что марксистско-ленинский атеизм качественно отличается от атеизма домарксовского периода , что громадную роль в развитии научного атеизма сыграло открытие материалистического понимании истории , благодаря которому были впервые вскрыты материальные корни религии, её связь с господством эксплуататорских классов .
В 1990-х годах кафедры научного атеизма вузов были преобразованы в кафедры религиоведения .
Некоторые несоветские марксисты выступали против данной антирелигиозной позиции, а в некоторых формах марксистского мировоззрения, таких как теология освобождения в Латинской Америке, марксистско-ленинский атеизм был полностью отвергнут .
Новый атеизм представляет собой популярное интеллектуальное движение, стремящееся возродить традицию научного атеизма в ответ на ряд тенденций развития общества позднего Нового времени . Эта атеистическая мысль восходит к сциентизму и нарративу прогресса и Просвещения, авторитет которого опирается на достижения эволюционной биологии. Новый атеизм критикует социальные науки как релятивистские и предлагает заменить их эволюционной психологией и нейронауками . Движение стремится найти научную основу для противостояния религии и её влиянию на общество . Движение связано с именами таких авторов, как Ричард Докинз , Дэниел Деннет , Сэм Харрис , Кристофер Хитченс и Виктор Стенджер .
Новый атеизм обычно рассматривается как ответ на религиозный фундаментализм . Кроме того, он является реакцией на предполагаемое ослабление универсалистских стандартов знания и морали во всё более плюралистической западной культурной среде . Появление и успех движения находят объяснение в контексте двух крупных событий, растущей напряженности между Западом и исламским миром и растущим влиянием христианских правых в американской политике при администрации Джорджа Буша-младшего. Глобальное значение этих событий и их предполагаемая угроза принципам разума и научности эпохи Просвещения вдохновили это движение на масштабную критику религии .
Атеизм получил новую популярность на Западе благодаря большому числу бестселлеров и растущему членству в секуляристских и рационалистических организация .
Питер Эткинс писал, что, вопреки мнению, согласно которому сфера науки ограничена «физическим миром», а религия имеет дело с «духовным», в рамках научного атеизма также считается, что сферой науки является физический мир, но другой разновидности мира не существует, а «духовное» — это иллюзия, порождённая физически существующим человеческим мозгом .
Религиовед И. А. Крывелёв отмечал, что данные естественных наук противоречат представлениям о происхождении и устройстве мира, принятым в большинстве религий. Так, возраст Земли , вычисленный креационистами на основе Библии (менее 10000 лет), не соответствует научным данным (около 4,6 млрд лет). Важнейшей основой научной аргументации атеизма является эволюционное учение , которое не требует наличия какого-либо «высшего разума» для объяснения возникновения и развития жизни на Земле . Важное значение имеет также объяснение психических явлений исключительно на основе физиологии без привлечения сверхъестественных понятий, таких, например, как душа . Данные исторических наук и религиоведения раскрывают эволюционную историю религий и указывают на то, что их священные тексты созданы людьми и менялись на протяжении истории народов, исповедовавших эти религии .
на русском языке
на других языках
{{
cite journal
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) (
ссылка
) Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: authors list) (
ссылка
)
{{
cite journal
}}
:
Cite journal требует
|journal=
(
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) (
ссылка
)