Липсий, Юст
- 1 year ago
- 0
- 0
«Тракта́т атеоло́гии» ( фр. Traité d'athéologie ) — книга известного французского философа Мишеля Онфре , вышедшая в 2005 году . Продана тиражом в 500 тысяч экземпляров . Название является отсылкой к незаконченному многотомному труду Жоржа Батая « ».
В своей книге Онфре исходит из того, что мы живем не в атеистические , а в нигилистические времена и что время настоящего атеизма ещё только должно наступить, хотя уже существовало много образцов «христианского атеизма» — слишком зависимого от христианства, чтобы предлагать ему реальную альтернативу. В частности, марксизм-ленинизм с его энтузиазмом к богоборству Онфре причисляет именно к такому христианскому атеизму. Автор высмеивает священные писания и черные пятна в истории религий . Основную часть «Трактата» занимает жёсткая критика трех монотеистических религий — христианства, ислама и иудаизма. Книга рассчитана на учёных , преподавателей и студентов , интересующихся вопросами философии , религии, этики, социальной психологии , культурологии .
Книга была переведена на английский язык в 2007 году под названиями « » и « » , а также в 2010 году на украинский .
Книга состоит из четырёх частей: «Атеология», «Монотеизм», «Христианство», «Теократия», а также содержательного библиографического обзора.
В первой части — «Атеология» — автор развивает учение Ницше , при этом критикуя его мнение о смерти Бога . Затем он размышляет о том, что понятие «атеист» изначально имеет негативную окраску.
Вторая часть — «Монотеизм» — представляет собой структурный анализ трех авраамических религий . Онфре пишет об их исторической почве и выявляет общие черты, включая суеверия , , порабощение женщин, ненависть к верующим других религий, отрицание прогресса и науки , мизантропию , ненависть к интеллекту , закрепощение собственного тела и вообще самоунижение в надежде на роскошество в другой жизни.
Третья часть — «Христианство» — посвящена проблеме существования Иисуса . По мнению автора, заявления о его существовании основываются на недостоверных показаниях. Он также утверждает, что Апостол Павел описывает Иисуса как невротика и истеричного человека . Затем Мишель Онфре объясняет, как, воспользовавшись ситуацией, Император Константин сделал христианство государственной религией.
В последней части — «Теократия» — автор объясняет взаимосвязь трех монотеистических религий с политической властью. Затем он показывает ряд противоречий в священных книгах.
Книга завершается выдвижением идей нового атеизма и секуляризма , которые автор назвал постхристианскими, и в которых, по его мнению, Бог и нравственность исчезли .
Во Франции написано пять книг в ответ на «Трактат», преимущественно со стороны христиан .
В католическом журнале «Esprit & Vie» работа Онфре была описана как «нетипичная книга, питающая ненавистью по отношению к религии в целом <…> Он не предложил ничего принципиально нового, по сравнению с Ницше» .
Напротив, научно-популярный журнал «Automates intelligents» высоко оценил книгу, сказав, что «она читается словно роман» и указав на её «приятный стиль». В журнале также было оценено то, что Мишель Онфре упоминает многих современных ученых , отстаивает честь научного материализма и атеизма .