Interested Article - Атеизм в России
- 2021-03-20
- 1
Атеизм в России представлен рядом общественных организаций и неформальных объединений, а также отдельными гражданами, осознающими свою нерелигиозность .
История
Атеизм в Российской империи
XVIII век
В Российскую империю атеистическое мировоззрение начало проникать в связи с ростом популярности идей вольтерьянства в середине XVIII века , однако численность радикальных атеистов по-прежнему оставалась незначительной . Бо́льшая часть сторонников данного течения придерживалась деистических взглядов , так как, по утверждению русского историка В. Н. Тукалевского , «русское общество в массе поняло деизм, как отсутствие бога» .
Будущая императрица Екатерина II ещё в 1740-х — 1750-х годах познакомилась с первоначальными произведениями Вольтера, практически не содержавшими пропаганду материализма и атеизма, к которому он только начал приобщаться в то время, однако впоследствии её интерес к ним угас . Наряду с этим, будучи вольтерьянкой , Екатерина увлеклась чтением и анализированием «Исторического и критического словаря» атеиста Пьера Бейля , из которого почерпнула принцип веротерпимости, воплощавшийся в жизнь на протяжении всего её царствования. В 1767 году Екатерина предприняла попытку реформировать русскую православную церковь , внеся на рассмотрение в Святейший синод следующие поправки в депутатский наказ: разрешить старообрядцам публично проводить богослужения, в пост употреблять ряд кушаний, а также сократить продолжительность постов , убрать из домов иконы, ликвидировать ряд христианских праздников, заменить продолжительные службы короткими, вечерние и всенощное бдение — краткими молитвами с поучением, разрешить епископам иметь жену, изменить форму священнослужителей на более светскую, устранить некоторые сложности при необходимости проведения разводов, позволить заключать браки между родственниками и представителями различных вероисповеданий и ликвидировать поминовение усопших и так далее . Члены синода проигнорировали данные поправки, понимая, что в результате их воплощения авторитет государыни и церкви будет значительно подорван. После смерти Вольтера государыня заказала 100 полных собраний сочинений мыслителя с тем, «чтобы они служили поучением, чтобы их изучали, вытверживали наизусть, чтобы умы питались ими» и даже планировала воздвигнуть в Санкт-Петербурге памятник философу, однако после начала великой французской революции бюсты Вольтера, стоявшие в гостиных и коридорах Зимнего дворца , были снесены, публикация его сочинений запрещена, имевшиеся экземпляры конфискованы. В результате данных событий произошло полное приобщение Екатерины II к православию как религии, способной уничтожить «языческий, безнравственный, анархический, злодейский, дьявольский, враждебный богу и апостолам» атеизм.
В течение определённого периода времени среди придворных императрицы пользовались популярностью шутки в отношении религии, демонстрация безбожия и возвеличивание Вольтера как философа, пришедшего в мир с целью освобождения его от суеверий . Сам же Вольтер, отзываясь о положении религии в Российской империи , говорил: «…весь двор российской империи… состоит из деистов, несмотря на все суеверия, которыми ещё проникнута греческая церковь». Учение имело успех не только среди представителей высшего класса, как княгиня Е. Р. Дашкова , графиня Е. П. Строганова , князь А. М. Белосельский-Белозерский , А. Р. Воронцов , Д. А. Голицын , но и среднего. Однако в отношении взглядов государыни и её сторонников ряд выходцев как из среднего, так и из высшего классов выражали недовольство, в том числе князь М. М. Щербатов ( [Екатерина] «…упоенна безразсмысленным чтением новых писателей, закон христианский, хотя довольно набожной притворяется, ни за что почитает. Коль ни скрывает своих мыслей, но оные многажды в беседах её открываются» ) и известный писатель Д. И. Фонвизин ( «…вступил я в тесную службу с одним князем, молодым писателем и вошёл в общество, о коем я доныне без ужаса вспомнить не могу. Ибо лучше препровождение времени состояло в богохулении и кощунстве. В первом не принимал я никакого участия и содрогался, слыша ругательство безбожников; а в кощунстве играл я и сам не последнюю роль… В сие время сочинил я послание к Шумилову, в коем некоторые стихи являют тогдашнее моё заблуждение, так что от сего сочинения у многих прослыл я безбожником» ).
В число русских атеистов того времени входила большая часть масонов , впоследствии разочаровавшихся в безбожии и перешедших в православие .
XIX век
По крайней мере по состоянию на 1899 год не иметь никакого вероисповедания не допускалось . «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных» от 15 августа 1845 года за выход из православия была предусмотрена ответственность в виде каторги сроком от восьми до десяти лет .
Известными атеистами в России XIX века были: В. Г. Белинский , А. И. Герцен , Н. Г. Чернышевский , Н. А. Добролюбов , Д. И. Писарев .
Атеизм в СССР
В СССР атеизм был существенной частью государственной идеологии . В Конституции РСФСР (и впоследствии — в конституции СССР ) наряду со свободой вероисповедания была также впервые в мире закреплена свобода антирелигиозной пропаганды . Борьба с религией была задачей ряда общественных организаций ( Союз воинствующих безбожников (1925—1947 годы), общество « Знание » (с 1947 года). Как правило, антирелигиозная пропаганда велась параллельно с популяризацией научных знаний . В 1964 году был создан Институт научного атеизма , просуществовавший до 1991 года.
Современное состояние
Численность атеистов
Оценки численности атеистов сильно различаются из-за различной трактовки понятия «атеизм».
По данным социологического опроса, проведенного в августе 2012 года, нерелигиозными и атеистами себя назвали 12,9 % россиян .
В ходе исследования Левада-Центра в ноябре 2012 года атеистами назвали себя 5 % опрошенных, 10 % заявили, что не принадлежат ни к какому вероисповеданию .
По данным ФОМ на июнь 2013 года 25 % россиян не считают себя верующими людьми .
В рамках исследования «Арена: Атлас религий и национальностей», проведённого службой Среда в 2012 году, 13 % россиян заявили, что не верят в бога .
Согласно данным всероссийских опросов, атеисты чаще среднего хотели бы жить в другой стране и чаще оказываются мужчинами, а больше всего атеистов в Приморском крае (35 %), Алтайском крае (27 %), Якутии (26 %), Новосибирской области (25 %) и Амурской области (24 %) .
Диакон А. Кураев в интервью в 2005 году заявил:
Я уже говорил, что атеистов в России почти не осталось. Атеиста сегодня надо заносить в Красную книгу как существо, достойное заботы и охраны. <…> в реальности есть самая массовая религия современности — оккультизм . И если поговорить с человеком, утверждающим, что он не православный и не мусульманин, что в Бога он не верит, то выяснится — в большинстве случаев какие-то верования и даже религиозная практика в его жизни присутствуют. Пусть это будет интерес к гороскопам, обращение к целителям. Такая бытовая низовая магическая религиозность является вездесущей. И поэтому людей, которые прожили бы свою жизнь не только без оглядки на Библию или Коран, но и без учёта популярных магических телепередач и советов, в том числе астрологических, чрезвычайно мало.
— Андрей Кураев
В 2020 году Левада-Центр провел социологическое исследование об отношении россиян к сверхъестественному. Согласно опубликованным результатам, 26 % россиян позиционируют себя в качестве неверующих .
Правa атеистов в России
Конституция Российской Федерации устанавливает светский характер государства . Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (Статья 14). Статья 19 Конституции устанавливает равенство религиозных объединений перед законом и их отделение от государства. Статья 28 гарантирует свободу вероисповедания — право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой , свободно выбирать , иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними .
Закон « Об образовании » устанавливает светский характер государственного образования. Создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускаются . Педагогические работники не могут в рамках образовательной деятельности принуждать обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них.
Закон « О свободе совести и религиозных объединениях » устанавливает право каждого гражданина исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой , свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, если это не противоречит необходимости защиты прав и законных интересов граждан и безопасности государства. Дискриминация по религиозному признаку не допускается. Никто не обязан сообщать о своём отношении к религии и не может быть принуждён к участию или неучастию в религиозной деятельности. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих .
Атеистические организации в России
Общей целью атеистических организаций является защита светского характера общества , отстаивание интересов неверующих граждан, противодействие клерикализации общества, публичная критика религии в целом и защита атеизма как полноценного мировоззрения , имеющего право на существование.
Особенностью развития постсоветского молодёжного атеистического движения в России являлось то, что движение прежде сформировалось в своих виртуальных формах, а уже затем приняло какие-то формы реальной организации .
Политические организации
Кирилл Ганин возглавляет политическую партию « », зарегистрированную в Министерстве Юстиции РФ 4 апреля 2012 года .
Направления деятельности
Российские атеистические организации не имеют единого руководящего центра и каждая из них самостоятельно определяет задачи, которые пытается решить. Среди них можно выделить определённые типичные задачи.
Образовательные задачи
|
Возможно, этот раздел содержит
оригинальное исследование
.
|
Эта группа задач направлена на выработку у как можно большей части населения логического мышления и адекватных представлений о современных научных знаниях, а также критического подхода к непроверенным опытом сведениям.
- Критика религии с позиции научного метода (см. научный атеизм ), вскрывающая её несовместимость с научным подходом к пониманию устройства мира .
- Популяризация естественнонаучных знаний , входящих в конфликт с традиционными религиями (например, по теории эволюции ) или истории возникновения Земли (см. Возраст Земли ).
- Популяризация знаний по религиоведению (в частности, библеистике ) и истории религий , раскрывающих происхождение религий, как представлений, созданных человеком .
Общественно-политические задачи
Эта группа задач направлена на защиту светского характера общества и противостояние дискриминации атеистов . Поскольку наиболее распространённой религией в России является православие , а наиболее влиятельной религиозной организацией — Русская православная церковь , то основная активность атеистических организаций направлена на противодействие приобретению РПЦ влияния в различных сферах деятельности государства и общественной жизни .
Методы действия
В связи с тем, что большинство атеистических организаций являются интернет-объединениями, их деятельность осуществляется в сети Интернет :
- Публикация материалов на сайтах в интернете ;
- Ведение дискуссий на интернет-форумах ;
- Написание открытых писем в органы власти и государственным чиновникам ;
- На сайте « Российская общественная инициатива » опубликована инициатива по созданию симметричного закона по защите прав неверующих граждан ;
- Деятельность в социальных сетях .
Однако есть организации, публикующие также печатные материалы .
Наиболее известные организации
|
Возможно, этот раздел содержит
оригинальное исследование
.
|
- . По-видимому, первый (создан в 1996 году ) серьёзный атеистический ресурс в Российском сегменте интернета. Большая библиотека материалов о религии и атеизме, а также форум. Поддерживается Новосибирской образовательной сетью.
- . Создано в начале 2000 года, председателем является Александр Никонов . Издаётся журнал « ».
- — первая в России атеистическая организация, зарегистрированная как юридическое лицо .
- . Большая библиотека материалов о религиоведении, естественных науках и современном положении религий и атеизма в России и в мире.
- , на котором расположен дискуссионный атеистический форум.
- Журнал « Скепсис », критикующий деятельность религиозных организаций в России (прежде всего РПЦ), а также многие стороны политики российских властей (например, в сфере образования), не связанные напрямую с религией. Часть публикаций посвящены историческим событиям .
- Журнал « Здравый смысл », выпускается Российским гуманистическим обществом (РГО) и Центром исследований РГО при МГУ им. М. В. Ломоносова при поддержке Центра исследований и Международной академии гуманизма (Амхёрст, США), Российской академии наук, Российского философского общества, Института свободы совести и Фонда «Человечность» .
- (за образец взято название Союза воинствующих безбожников , действовавшего в СССР в 1925 — 1947 годах ). Согласно уставу , СВБ ставит своей задачей объединение широких масс трудящихся РФ для активной систематической и последовательной борьбы с религией во всех её видах и формах и является организацией, ориентирующейся на коммунистическую идеологию .
- Фонд « », являющийся членом Международного альянса атеистов ( англ. Atheist Alliance International ) .
- . Общероссийская общественная организация по представлению и защите нерелигиозных граждан РФ. Создана в 2016 году.
Атеистическое движение в России не имеет единого руководящего центра. В ноябре 2008 года с целью координации деятельности русскоязычных атеистических интернет-ресурсов был создан Совет атеистов Рунета , который за время своего существования опубликовал ряд публичных заявлений, а также провёл кампанию по распространению книги А. Куликова «Научный атеизм» . Этот сборник атеистических материалов был издан в 2008 году силами автора и, возможно, является первой в России атеистической книгой за весь постсоветский период.
Кроме того, вопросами защиты права на свободу вероисповедания занимается Российское гуманистическое общество .
В сентябре 2010 года начало свою работу общественное объединение по продвижению секуляризма в России atheistcampaign.ru. В планах объединения — создание юридического лица в виде общественного фонда и проведение кампаний, аналогичных западным .
В 2011 году на улицах Москвы фондом « » было размещено несколько рекламных плакатов с цитатами из тех статей Конституции РФ, которые говорят о светском характере российского государства, об отделении религиозных объединений от государства и их равенстве перед законом. В 2012 году под эгидой Фонда «Здравомыслие» и АТОМа прошла общественная конференция «Светское государство — гарант общественного мира» .
См. также
Комментарии
- В том числе виднейшие масоны Российской империи И. П. Елагин (1725—1794) и И. В. Лопухин (1756—1816)
Примечания
- , М., с. 175.
- , М., с. 186—187.
- , М., с. 186.
- , М., с. 189.
- , М., с. 188.
- Крючкова М. А. Мемуары Екатерины II и их время. — М. : Летний сад, 2009. — С. 364. — 461 с.
- Трачевский А. И. Русская история. — Издательство К. Л. Риккера, 1895. — Т. II. — С. 316. — 642 с.
- , с. 185.
- Levine, Alan. Pierre Bayle's atheist politics // . — Lexington Books, 1999. — P. . — 282 p.
- , М., с. 193.
- ↑ , М., с. 194.
- Воронцов-Дашков А. И. Екатерина Дашкова: жизнь во власти и в опале = Dashkova: A Life of Influence and Exile. — М. : Молодая гвардия, 2010. — С. 220. — 333 с. — ( Жизнь замечательных людей ). — ISBN 978-5-235-03295-8 .
- Ермичев А. А. . rhga.ru (31 октября 2008). Дата обращения: 21 июня 2015. 21 июня 2015 года.
- Болдырев А. И. Проблема человека в русской философии XVIII века. — М. : Издательство Московского университета, 1986. — С. 64. — 117 с.
- Демидова А. Дмитрий Алексеевич Голицын (1734—1803) // Голицыны. Главные помещики. — М. : Рипол Классик, 2014. — С. 153. — 254 с. — (Династии). — ISBN 978-5-386-07757-0 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Российское законодательство X—XX веков / Чистяков О. И.. — М. : Юридическая литература, 1988. — Т. VI. — С. 174—276.
- .
- . Дата обращения: 21 января 2014. 18 сентября 2017 года.
- Olga Filina (Ogonek Magazine). от 23 апреля 2018 на Wayback Machine . Russia and India Report. Retrieved 24-09-2012 .
- от 27 августа 2012 на Wayback Machine . « Огонёк », № 34 (5243), 27/08/2012. Retrieved 24-09-2012 .
- от 12 июня 2018 на Wayback Machine // Исследовательская служба Среда
- 31 декабря 2012 года. // Левада-Центр , 17.12.2012
- от 15 апреля 2020 на Wayback Machine // ФОМ , 14.06.2013
- ↑ . Исследовательская служба Среда (2012).
- от 21 февраля 2014 на Wayback Machine // Patriarchia.ru , 25 ноября 2005 г.
- . Левада-Центр (2020). Дата обращения: 28 апреля 2021. 23 апреля 2021 года.
- . Дата обращения: 2 июля 2009. 3 января 2009 года.
- . Дата обращения: 11 сентября 2016. 22 сентября 2017 года.
- . Дата обращения: 2 июля 2009. 12 сентября 2016 года.
- ↑ от 6 мая 2005 на Wayback Machine Генезис и формы постсоветского атеизма в России
- 19 октября 2012 года. , Минюст РФ
- . РИА Новости . ria.ru (2 мая 2012). Дата обращения: 7 декабря 2012. 11 декабря 2012 года.
- Дмитрий Волчек. . Радио Свобода . svoboda.org (22 апреля 2012). Дата обращения: 26 ноября 2012. 11 декабря 2012 года.
- . Дата обращения: 7 октября 2009. 29 декабря 2016 года.
- Крывелёв И. А. [lib.ru/DIALEKTIKA/obiblii.txt Книга о Библии] от 3 ноября 2011 на Wayback Machine . — М.: Соцэкгиз , 1958.
- . Дата обращения: 3 июля 2009. 21 ноября 2016 года.
- . Дата обращения: 6 февраля 2014. 1 декабря 2017 года.
- ↑ . Дата обращения: 2 июля 2009. 26 февраля 2017 года.
- ↑ . Дата обращения: 2 июля 2009. 6 января 2010 года.
- ↑
- . Дата обращения: 21 января 2014. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 19 августа 2013. 20 июля 2013 года.
- «Научный атеизм» — группа Вконтакте
- ↑ 23 апреля 2010 года.
- . 15 июля 2009 года. .
- от 26 июля 2007 на Wayback Machine .
- от 18 января 2017 на Wayback Machine .
- . Дата обращения: 2 июля 2009. Архивировано из 29 марта 2009 года.
- от 22 ноября 2016 на Wayback Machine . РИА Новости , Россия.
- . Дата обращения: 7 августа 2012. Архивировано из 7 августа 2012 года.
- от 4 июня 2009 на Wayback Machine .
- от 2 февраля 2017 на Wayback Machine // Союз русского народа, 04.12.2012.
Литература
- // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Политиздат , 1985. — С. 36—37. — 512 с. — 200 000 экз.
- Вороницын И. П. История атеизма. — М. : Атеист, 1933. — Т. IV.
- Атеистическое воспитание / Глаголев В. С. , Евдокимов В. И. // Ангола — Барзас. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 2).
- Журавский А. В. // Вопросы религии и религиоведения. Выпуск 1: Антология отечественного религиоведения. Часть 4. Кафедра государственно-конфессиональных отношений РАГС / Сост. О. Ю. Васильева , Ю. П. Зуев , В. В. Шмидт . — М. : ИД «МедиаПром»; Изд-во РАГС , 2009. — 586 с. ( )
- Настольная книга атеиста / С. Ф. Анисимов, Н. А. Аширов, М. С. Беленький и др.; Под общ. ред. С. Д. Сказкина . — 9-е изд., испр. и доп. — М. : Политиздат , 1987. — 431 с.
- Тажуризина З. А. Актуальные вопросы истории атеизма. — М. : Издательство Московского университета , 1979. — 206 с.
- Тажуризина З. А. Исследование истории атеизма в СССР (20–30-е годы) // . Вып. 2: Исследования. Сборник. Кн. 1 (I) / сост. и общ. ред. В. В. Шмидта , И. Н. Яблокова при участии Ю. П. Зуева , З. П. Трофимовой . — М. : ИД «МедиаПром», 2010. — С. 349–357. — 672 с.
- Рустам Светланин. Атеизм и культура. — М. : ООО «ЛЕНАНД», 2016. — 144 с. — ISBN 978-5-9710-3103-1 .
- Смолкин В. Свято место пусто не бывает. История советского атеизма. — М. : Новое литературное обозрение, 2021. — 552 с. — (Studia religiosa). — ISBN 978-5-4448-1277-8 .
Ссылки
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2021-03-20
- 1