Азабаль, Любна
- 1 year ago
- 0
- 0
Акиту (шумерское название Загмук — «праздник судеб» ) — месопотамский праздник весны, проводившийся с участием как знати, так и простого люда. Был распространен в Шумере и Аккаде , а также в Вавилоне и Ассирии . Слово акиту не имеет этимологии ни в шумерском , ни в аккадском языке, возможно, его название было иностранным .
Праздник был связан с культом вавилонского бога Мардука . В начале I тысячелетия до н. э. праздник объединился с праздником Священного брака, в итоге эти два праздника стали одной большой церемонией .
До Саргона I праздник был известен в шумерском городе Уре , под конец III тысячелетия до н. э. праздник был распространен в Ниппуре , а также, вероятно, в Умме и Лагаше . Праздник стал широко распространенным в Вавилоне и Ассирии, во время старовавилонского периода , при этом сакральным центром празднования акиту был Вавилон .
Изначально праздник отмечался осенью, затем стал праздноваться весной. В Уре, а впоследствии и в Ниппуре праздник отмечался два раза в год: весной и осенью , в шестом (или четвёртом) месяце, а также в двенадцатом месяце . В Вавилоне акиту начинался в первый день месяца нисана (март—апрель) и длился 11 дней .
Что конкретно происходило на празднике, ныне не известно .
В Вавилоне праздник был посвящён богу Мардуку . Одним из самых главных моментов праздника было посещение так называемого «дома Акиту» (также известного как «Храм Нового Года» ) — здания, бывшего близким по предназначению к храмам. Это здание находилось за пределами городских стен, около канала.
Существовала процессия, во время которой статуя бога Мардука вывозилась из храма, загружалась на корабль, после чего статую везли в «дом Акиту» . В это же время в Вавилон свозили идолы других богов . Возвращали статую также на корабле. Во время раскопок в древнем Вавилоне были найдены остатки так называемого « Священного пути », использовавшегося в этой церемонии . « Священный путь » проходил по каналу вдоль вавилонских улиц , в частности, путь проходил вдоль главной улицы Айбуршабум , затем через ворота Иштар , а также вдоль крепостных стен. Археологи нашли среди развалин Вавилона гимны и прочие тексты, связанные с праздником Акиту .
В церемонии принимал участие царь — в частности, царь участвовал в вывозе статуи из храма . Кроме того, после того как царь привозил статую к храму, верховный жрец должен был избить плетью царя. Считалось, что если царь заплачет, будущий год будет для царя счастливым, в противном случае его правление закончится . Простой народ в церемонии также участвовал. У него праздник ассоциировался с временем веселья и радости .
Во время праздника Акиту в храме Мардука неоднократно происходила декламация поэмы о Сотворении (« Энума элиш » — « Когда наверху... »), в которой воспроизводился мифический бой между богом Мардуком и Тиамат .
Региональные праздники акиту проводились в различных городах с III тысячелетия до н. э. . В городах Ниппуре и Лагаше праздник проводился в честь богов Нингирсу и Бау , он считался днем свадьбы этих богов . В одном из писем Шамши-Адада I своему сыну Ясмах-Ададу , обнаруженных в Мари , упоминается праздник акиту, проводимый в апреле-мае .
В зависимости от города праздники акиту могли быть посвящены иным богам, кроме Мардука. В частности, в Уруке праздник был посвящён богу Ану , в Аккаде праздник был посвящён Иштар . В Ассирии праздник праздновался в городах Ашшур и Ниневия , в последней он был посвящён Иштар .
Предназначение праздника Акиту точно не известно. Имеются предположения, что праздник возвещал пору сеяния и вспахивания, а также был связан с традицией населения в конце лета выезжать за город осматривать земли .