Interested Article - Троянский конь

Это статья по античной мифологии. По вредоносным компьютерным программам см. Троянская программа
Троянский конь, изготовленный для фильма «Троя» (2004).

Троянский конь — в древнегреческой мифологии огромный деревянный конь , с постройкой которого связан один из финальных эпизодов Троянской войны .

Содержание мифа

Троянский конь. Миниатюра из рукописи Vergilius Romanus . V в. н. э.

Между троянцами и данайцами началась война потому, что троянский царевич Парис украл красавицу Елену у Менелая . Её муж, царь Спарты , со своим братом собрал войско Ахеи и пошёл на Париса. Во времена войны с Троей ахейцы , после длительной и безуспешной осады, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады (изобретение этой уловки приписывают Одиссею , хитрейшему из вождей данайцев, а коня изготовил Эпей ). Конь был приношением богине Афине Илионской . На боку коня было написано: «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы ». Для постройки коня эллины срубили росшие в священной роще Аполлона кизиловые деревья ( кранеи ), жертвами умилостивили Аполлона и дали ему имя Карнея (ибо конь был сделан из клёна ).

Жрец Лаокоонт , увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!» ( Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes! ) — и метнул копьё в коня. Однако в этот момент из моря выползли два огромных змея и убили Лаокоонта и двух его сыновей, поскольку сам бог Посейдон хотел гибели Трои. Троянцы, не слушая предостережений Лаокоонта и пророчицы Кассандры , втащили коня в город. Полустишие Вергилия «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», цитируемое часто на латыни (« Timeo Danaos et dona ferentes »), вошло в поговорку. Отсюда же возник фразеологизм « троянский конь », употребляемый в значении: тайный, коварный замысел, замаскированный под подарок.

Внутри коня сидело 50 лучших воинов (согласно « Малой Илиаде », 3000). По данным Стесихора воинов было 100, по другим — 20 , по данным Цецу — 23, либо лишь 9 воинов: Менелай , Одиссей , Диомед , Ферсандр , Сфенел , Акамант , Фоант , Махаон и Неоптолем . Имена всех перечислил поэт Сакад Аргосский . Афина дала героям амброзию .

Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей (« Одиссея » Гомера , 8, 493 и сл.; « Энеида » Вергилия , 2, 15 и сл.).

Интерпретации

По словам Полибия , «чуть не все варварские народы, во всяком случае большинство их, убивают и приносят в жертву лошадь или в самом начале войны, или же перед решительной битвой, чтобы в падении животного открыть знамение о ближайшем будущем» .

По евгемеристической интерпретации, чтобы его втащить, троянцы разобрали часть стены, и эллины взяли город . По предположениям некоторых историков (встречающимся уже с Павсания), Троянский конь на самом деле являлся стенобитной машиной , служил для разрушения стен . По Дарету, просто на Скейских воротах была изваяна голова коня .

Существовали трагедия Иофонта «Разрушение Илиона» , трагедия неизвестного автора «Отплытие» , трагедии Ливия Андроника и Невия «Троянский конь», а также поэма Нерона «Крушение Трои» .

Значение

Метафорически «троянский конь» стал означать любой трюк или уловку, где мишень приглашает противника в надежно защищенный бастион или место. Вредоносная компьютерная программа (в том числе вирус ), которая обманом заставляет пользователей запускать её, также называется «троянским конем» или просто « трояном ».

Датировки

Троя пала за 17 дней до летнего солнцеворота , в восьмой день до конца фаргелиона . По Дионисию Аргивянину, это было 12 фаргелиона, в 18 год царствования Агамемнона и 1 год царствования Демофонта в Афинах . По автору «Малой Илиады», в полнолуние . По Эгию и Деркиолу, 28 день панэма, по Гелланику — 12 фаргелиона, по другим историографам Афин — 28 фаргелиона, в полнолуние, последний год царствования Менесфея , по другим — 28 скирофориона . Либо зимой . По Паросской хронике , Троя пала в 1209 г. до н. э.

С помощью живого коня Трою взял еще раз Харидем ок. 359 г. до н. э. .

См. также

Примечания

  1. Стесихор. Разрушение Трои, фр. S105 Пейдж, ст.336; Еврипид. Троянки 511—550; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 15; Дион. Троянская речь 121
  2. Павсаний. Описание Эллады III 13, 5
  3. Овидий. Ибис 569
  4. Вергилий. Энеида. II 49
  5. Стесихор. Разрушение Трои, фр.199 Пейдж = Евстафий. Комментарий к «Одиссее» Гомера
  6. Гигин. Мифы 108
  7. Афиней. Пир мудрецов XIII 610с // Стесихор. Фрагменты. Вестник древней истории. 1985. № 2. С.231
  8. Трифиодор . Взятие Илиона 185
  9. Полибий. Всеобщая история XII 4b, 3
  10. Палефат. О невероятном 16
  11. Павсаний. Описание Эллады I 23, 8
  12. Дарет Фригийский. История о разрушении Трои 40
  13. Аристотель. Поэтика 23
  14. Светоний. Нерон 38, 2; Ювенал. Сатиры VIII 220
  15. Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 63, 1
  16. Климент. Строматы I 104, 1
  17. Климент. Строматы I 104, 2 = фр.11 Кинкель
  18. по Дамасфу // Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб, 1998. С.323
  19. Климент. Строматы I 104, 2
  20. Трифиодор . Взятие Илиона 190; Цец. После Гомера 629 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.134
  21. Полиэн. Стратегемы III 14; Плутарх. Серторий 1

Ссылки

Источник —

Same as Троянский конь