Клевеит
- 1 year ago
- 0
- 0
Евеи ( др.-евр. חִוִּי , Хиви) — один из народов, потомков Ханаана , сына Хама , в соответствии с таблицей народов в Быт. (особенно 10:17) .
Бытие 15:18-21 не перечисляет евеев среди народов Эрец-Исраэль , завещанной потомкам Авраама . Тем не менее, на 100 лет позже Бытие 36:2 говорит, что одна из жён Исава была « Оливема , дочь Аны, сына Цивеона Евеянина», про которую также уточняется, что она «из дочерей Ханаана». Ссылка на «дочерей Ханаана» считается относящейся к их происхождению от предка Ханаана и является ссылкой на культурную самобытность или племенную принадлежность, более, чем ссылкой на географическую область Ханаан . К тому времени, как Иаков возвращается с семьей в Ханаан, Быт. описывает евеев правителями области Сихем.
Из книги Иисуса Навина известно, что евеи были одной из семи национальных групп, проживающих в земле Ханаан, когда израильтяне под руководством Иисуса Навина начали завоевание земли ( Нав. ) . Они называются в числе семи народов, которые должны быть удалены из земли Ханаанской — хеттов , гергесеев, аморреев , хананеев, ферезеев, евеев и иевусеев ( Исход 34:11 , 23:23 , Второзаконие 7:1-3 ) — и чья земля была завещана сынам Израилевым (Исход 3:08) . Тем не менее, евеи продолжали оставаться отдельной культурной группой в земле Израиля по крайней мере до времён Соломона , и неясно, когда и как они перестали быть отдельной группой до того, как Израильское царство закончило своё существование. Никакое название, напоминающее евеян, не было найдено в египетских или вавилонских надписях.
В Библии описываются также два случая массовых расправ евреев над евеями. Первая — это резня евеев в Сихеме Симеоном и Левием , а второй случай — это умервщление множества евеев во времена царя Саула ( книга Самуила , 21), по-видимому, в наказание за обман Иисуса Навина. Во времена Давида евеи получили с согласия царя возможность отомстить, убив семерых из сынов Саула.
Как видно из таблицы наций (Бытие 10), евеи присутствуют среди потомков Ханаана, сына Хама (Также 1 Пар 1:13-15) , возможно, название происходит от еврейского слова Хава (חוה), что означает палатку кочевника [ источник не указан 1323 дня ] .
Представляется возможной связь (или пересечение) между евеями и хорреями. В Быт. описан евеянин по имени Цивеон, также описаный в Быт. как Хорреянин. Ряд учёных утверждают, что это произошло в результате ошибки переписчика, так как оба названия — евеи ( ивр. חוי ) и хорреи ( ивр. חרי ) отличаются в написании одной буквой примерно одинаковой формы, или же они могут относиться к двум лицам. Согласно традиционным еврейским источникам, название «евеи» происходит от арамейского слова «Khiv’va» (HVVA), что означает «змея», «так как они нюхают землю, как змея, в поисках плодородной земли».
Учёные попытались идентифицировать с библейскими евеями:
Евеи жили в горных районах Ханаана от Ливана — в частности от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф ( Суд. ) — и горы Хермон («подле Ермона в земле Массифе»; Нав. ) на севере до плато в центре надела Вениамина в горах к северу от Иерусалима. В этой области находились конкретные евейские поселения, упоминаемые в Библии. Бытие 34 описывает евеев правящими областью Сихема . Дальше на юг были четыре евейских города — Гаваон , , Беероф и Кириаф-Иарим ( Нав. ) — которые участвуют в обмане Иисуса Навина .
В 2Цар. они упоминаются сразу после «твердыня Тира» .
Несколько ключевых особенностей культуры народа евеев.
Во-первых, в Бытие. упоминается, что Сихем, сын Еммора, был евеянином . В Бытие 34:14 написано, что евеи не практиковали обрезание мужчин, то есть были одним из немногих народов, живущих в земле Ханаана, которые этого не делали. Обрезание, как практика, было довольно распространено среди народов, проживавших в земле Ханаанской. Египтяне, идумеяне, аммонитяне, моавитяне и различные другие протоханаанские племена практиковали обрезание мужчин наряду с евреями. Кроме заклятого противника Израиля — филистимлян , евеи кажутся исключением из правила обрезания, который делает их довольно отличающимися от других племён Ханаана в этот период времени.
Тель-Эль-Амарнский архив содержит сведения, что правителями евеев были вожди или старейшины, а не цари, как у других народов этой земли [ источник не указан 3172 дня ] .
Евеи продолжали существовать в качестве отдельной культурной группы по крайней мере до времён Давида , когда они были учтены в региональной переписи в это время ( 2Цар. ) . Во время царствования Соломона они описываются как часть рабов, используемых им для своих многочисленных строительных проектов (3 Цар 9:20-21 , 2 Хроник 8:7-8 ).
В книге Нав. , Иисус Навин приказал гаваонским евеям быть лесорубами и поставлять воду для храма Яхве .
Второзаконие 7:03 запретило израильтянам вступать в брак с евеями, потому что они обратились к другим богам, но неясно, насколько строго запрет соблюдался.
Похоже, что культурная самобытность евеев перестала существовать до ассирийского завоевания северного Израильского царства в VIII веке до н. э. , и вавилонского завоевания южного Иудейского царства в VI веке до н. э. (каждое с последующими депортациями населения).
В книгах Эзры и Нехамии также упоминается, что евеи были депортированы вместе с евреями , и даже вернулись вместе с ними из вавилонского изгнания.